Напоминание

Внеклассное мероприятие


Автор: Токшокова Алла Суюновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие "А как у Вас говорят?"
Тема: Внеклассное мероприятие
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие

«А как у Вас говорят?»

Цель: развивать интерес к истории, открывать богатства и многообразие

великого русского языка;

развивать внимание и наблюдательность;

воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия:

1-й мальчик: Спросят меня:

- Что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.-

Он, словно море, согреет зимою,

Дарит прохладу засушливым летом;

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом;

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык - безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим словом было русское слово!(М. Геттуев)

Девочка: Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и

свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не

может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения

звуков, красок, образов и мыслей. И не в одном языке мира нет таких

удивительных, самобытных слов, как в нашем родном русском языке.

2-й мальчик: Татарский поэт А.Ерикеев писал в своем стихотворении

«Русский язык»:

…О Россия! Нет песни чудесней,

Чем твоя, величавая мать.

Свои самые первые песни

Я старался по-русски слагать

Мне открыла сокровища мира,

Все, что я буду вечно беречь,

Вдохновенная русская лира,

Многозвучная русская речь.

Городами, горами, полями

Пусть летят мои песни, звеня-

Говорю я по-русски с друзьями,

И друзья понимают меня.

Ведущий: В повести Виктора Астафьева «Последний поклон»,есть такие

строки «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называет ее

стержнем, селезнем, зерном, стрелкой, струнной и еще как-то, не вспомню,

но слова все какие – одно другого звучнее».Нельзя не согласиться с

писателем. Слова действительно звучные, яркие и точные.

Девочка: Или ещё один пример. Широко известна такая ягода, как красная

смородина. Но эту кисловатую ягоду в разных местах по-русски , оказывается,

называют по- разному: во Владимирской области – жостыль, в Архангельской

–кислица , в Псковской – кисёлка,в Новгородской и Вологодской – княжиха, в

Калининской- лядулица, в Карелии – сестрянка…

Ведущий: Скажите, как в Смоленской области называют красную смородину?

За правильный ответ команда получит дополнительное очко. (Поречка)

-А как в нашей области называют эту ягоду в простонародье ?

Ведущий: Подобных примеров не одинакового именования одних и тех же

предметов , явлений , признаков в разных местах распространения русского

языка можно привести очень много.

3-й мальчик : Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева ,

Летятина – дичь ,

Пересмешки – молва,

Залавок –подобье комода.

Девочка:

Возилкой

Неполный мешок с мукой

Вчера называла мельничиха ,

Поднёбицей – полку под потолком ,

Клюкву- журавлихой… ( А. Яшин)

Ведущий : К большому сожалению , очень часто , читая ту или иную книгу ,

мы не задумываемся над значением многих слов. Догадались по смыслу –

хорошо,не догадались – Бог с ним.Ведь не лезть же в «Словарь устаревших

слов в русском языке» из-за одного – единственного слова ? От этого ,к

сожалению , мы очень многое теряем. « Читать и не понимать – то же , что

совсем не читать».

Девочка: Сегодня речь пойдёт о многообразии значений русского слова .Этой

теме посвятили стихотворения очень многие поэты.

Ведущий: Послушайте небольшой отрывок из произведений М. Бессарба:

«Бесконечная , как ямщицкая песнь , дорога , серые валуны , слепящий снег ,

дикий , суровый , прекрасный своей первозданной красотой край . Тишина ,

бездюдье. Лишь изредка набегают убогие деревеньки, до самых крыш

заваленные снегом. В белесой голубизне тает прозрачный дым из труб , а

потом снова десятки верст ни жилья, ни живой души. От этого раздолья, от

быстрой езды легко и радостно на душу у мичмана… хоть он весь закоченел

от холода. Офицерский мундир, первые эполеты , сабля с темляком и полная

свобода после пятилетного пребывания в казарме – это что- нибудь да значит

для юноши семнадцати с половиной лет.

Дюжий ямщик все подглядывал на седока – не замер ли, и очень

обрадовался , выехав на пригорок…

- Замолаживает, - ободрил он мичмана».

Девочка: Первое задание конкурса:

1.Кто был этот молодой мичман, ехавший к месту службы ,и который оставил

нам в наследство очень интересное пособие по русскому язык, который есть

у нас в кабинете ? (Писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль).

2.Что означает слово «замолаживает»?

3.Чем знаменито слово, сказанное ямщиком?

4.Команды могут получить еще по одному очку, если могут назвать,под

каким псевдонимом В.И.Даль писал свои сказки?

Ведущий: Итак, будьте внимательны, следующее задание. На столе в

произвольном порядке лежат множество предметов в двух экземплярах, там,

где не было возможности положить предметы, лежат их изображения или

макеты:некоторые из них будут соответствовать предлагаемым

названиям,некоторые-нет.Я буду называть предмет не привычным для

вашего слуха словом,а так,как их называют в северных и южных областях

России.Ваша задача-отыскать предмет и перенести к себе на стол.

1.СТОГ-ОДОНОК

В основе лежит слово « дно». Дело в том,что сено,солома ,необмолоченный

хлеб укладываются не прямо на землю,а на подстилку, своеобразное

«дно»из хвороста и жердей.

2. СТОГ-ЗАРОД

«Это большой продолговататый стог сена с острым верхом и покатыми

боками.

3.ВАТРУШКА-ШАНЬГА,КАЛИТКА

Слово «шаньга»попало в северные города из соседних нерусских языков,оно

распространено в языке народов Коми «калитка» связано с глаголом

«калит»-нагревать,раскалять на огне.

4.САРАЙ-ПОВЕТЬ-ПУНЯ

Оба слова древние.Могли возникнуть из ранее существующих

слов,употребляеиых со значением «веет,провеивать».

5.СКОВОРОДНИК-ЧАПЕЛЬНИК-ЦАПКА

Связаны с глаголом «чапать»-цапать,то есть хватать,держать.

6.БЕЛЫЙ ГРИБ-ВЕШКАРЬ-КОРОВЕННИК

7.ЖЕРЕБЕНОК-СЕЛЕТОК-ДРУГАК

Ведущий: Вот мы и познакомились с немногими,именно немногими

интерсными значениями,названиями хорошо знакомых нам предметов и

слов.Очень хотелось бы, чтобы эта встреча оставила след в вашей памяти,и

вы,друзья,и дальше продолжали открывать богатства и многообразие

великого русского языка.

Мальчик: Не собирал я редкие словечки,

Но звук родной всегда живет.

Вот место,где сливаются две речки,

Его назвал сутоками народ.

И что мне в том,что в словарях толковых

Такого слова не было и нет,

В нем пение струй я слышу родниковых,

Не шелест трав,не шум лесов ответ.( Н.Рыленков)

СПАСИБО ЗА УРОК!



В раздел образования