Автор: Токшокова Алла Суюновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие "А как у Вас говорят?"
Тема: Внеклассное мероприятие
Раздел: начальное образование
Внеклассное мероприятие
«А как у Вас говорят?»
Цель: развивать интерес к истории, открывать богатства и многообразие
великого русского языка;
развивать внимание и наблюдательность;
воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия:
1-й мальчик: Спросят меня:
- Что похоже на море?
-Русский язык,- не замедлю с ответом.-
Он, словно море, согреет зимою,
Дарит прохладу засушливым летом;
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом;
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык - безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим словом было русское слово!(М. Геттуев)
Девочка: Богат и неповторим русский язык. Великим, могучим, правдивым и
свободным назвал его Иван Сергеевич Тургенев. Ни один язык мира не
может похвастаться многообразием и богатством, точностью выражения
звуков, красок, образов и мыслей. И не в одном языке мира нет таких
удивительных, самобытных слов, как в нашем родном русском языке.
2-й мальчик: Татарский поэт А.Ерикеев писал в своем стихотворении
«Русский язык»:
…О Россия! Нет песни чудесней,
Чем твоя, величавая мать.
Свои самые первые песни
Я старался по-русски слагать
Мне открыла сокровища мира,
Все, что я буду вечно беречь,
Вдохновенная русская лира,
Многозвучная русская речь.
Городами, горами, полями
Пусть летят мои песни, звеня-
Говорю я по-русски с друзьями,
И друзья понимают меня.
Ведущий: В повести Виктора Астафьева «Последний поклон»,есть такие
строки «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называет ее
стержнем, селезнем, зерном, стрелкой, струнной и еще как-то, не вспомню,
но слова все какие – одно другого звучнее».Нельзя не согласиться с
писателем. Слова действительно звучные, яркие и точные.
Девочка: Или ещё один пример. Широко известна такая ягода, как красная
смородина. Но эту кисловатую ягоду в разных местах по-русски , оказывается,
называют по- разному: во Владимирской области – жостыль, в Архангельской
–кислица , в Псковской – кисёлка,в Новгородской и Вологодской – княжиха, в
Калининской- лядулица, в Карелии – сестрянка…
Ведущий: Скажите, как в Смоленской области называют красную смородину?
За правильный ответ команда получит дополнительное очко. (Поречка)
-А как в нашей области называют эту ягоду в простонародье ?
Ведущий: Подобных примеров не одинакового именования одних и тех же
предметов , явлений , признаков в разных местах распространения русского
языка можно привести очень много.
3-й мальчик : Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева ,
Летятина – дичь ,
Пересмешки – молва,
Залавок –подобье комода.
Девочка:
Возилкой
Неполный мешок с мукой
Вчера называла мельничиха ,
Поднёбицей – полку под потолком ,
Клюкву- журавлихой… ( А. Яшин)
Ведущий : К большому сожалению , очень часто , читая ту или иную книгу ,
мы не задумываемся над значением многих слов. Догадались по смыслу –
хорошо,не догадались – Бог с ним.Ведь не лезть же в «Словарь устаревших
слов в русском языке» из-за одного – единственного слова ? От этого ,к
сожалению , мы очень многое теряем. « Читать и не понимать – то же , что
совсем не читать».
Девочка: Сегодня речь пойдёт о многообразии значений русского слова .Этой
теме посвятили стихотворения очень многие поэты.
Ведущий: Послушайте небольшой отрывок из произведений М. Бессарба:
«Бесконечная , как ямщицкая песнь , дорога , серые валуны , слепящий снег ,
дикий , суровый , прекрасный своей первозданной красотой край . Тишина ,
бездюдье. Лишь изредка набегают убогие деревеньки, до самых крыш
заваленные снегом. В белесой голубизне тает прозрачный дым из труб , а
потом снова десятки верст ни жилья, ни живой души. От этого раздолья, от
быстрой езды легко и радостно на душу у мичмана… хоть он весь закоченел
от холода. Офицерский мундир, первые эполеты , сабля с темляком и полная
свобода после пятилетного пребывания в казарме – это что- нибудь да значит
для юноши семнадцати с половиной лет.
Дюжий ямщик все подглядывал на седока – не замер ли, и очень
обрадовался , выехав на пригорок…
- Замолаживает, - ободрил он мичмана».
Девочка: Первое задание конкурса:
1.Кто был этот молодой мичман, ехавший к месту службы ,и который оставил
нам в наследство очень интересное пособие по русскому язык, который есть
у нас в кабинете ? (Писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль).
2.Что означает слово «замолаживает»?
3.Чем знаменито слово, сказанное ямщиком?
4.Команды могут получить еще по одному очку, если могут назвать,под
каким псевдонимом В.И.Даль писал свои сказки?
Ведущий: Итак, будьте внимательны, следующее задание. На столе в
произвольном порядке лежат множество предметов в двух экземплярах, там,
где не было возможности положить предметы, лежат их изображения или
макеты:некоторые из них будут соответствовать предлагаемым
названиям,некоторые-нет.Я буду называть предмет не привычным для
вашего слуха словом,а так,как их называют в северных и южных областях
России.Ваша задача-отыскать предмет и перенести к себе на стол.
1.СТОГ-ОДОНОК
В основе лежит слово « дно». Дело в том,что сено,солома ,необмолоченный
хлеб укладываются не прямо на землю,а на подстилку, своеобразное
«дно»из хвороста и жердей.
2. СТОГ-ЗАРОД
«Это большой продолговататый стог сена с острым верхом и покатыми
боками.
3.ВАТРУШКА-ШАНЬГА,КАЛИТКА
Слово «шаньга»попало в северные города из соседних нерусских языков,оно
распространено в языке народов Коми «калитка» связано с глаголом
«калит»-нагревать,раскалять на огне.
4.САРАЙ-ПОВЕТЬ-ПУНЯ
Оба слова древние.Могли возникнуть из ранее существующих
слов,употребляеиых со значением «веет,провеивать».
5.СКОВОРОДНИК-ЧАПЕЛЬНИК-ЦАПКА
Связаны с глаголом «чапать»-цапать,то есть хватать,держать.
6.БЕЛЫЙ ГРИБ-ВЕШКАРЬ-КОРОВЕННИК
7.ЖЕРЕБЕНОК-СЕЛЕТОК-ДРУГАК
Ведущий: Вот мы и познакомились с немногими,именно немногими
интерсными значениями,названиями хорошо знакомых нам предметов и
слов.Очень хотелось бы, чтобы эта встреча оставила след в вашей памяти,и
вы,друзья,и дальше продолжали открывать богатства и многообразие
великого русского языка.
Мальчик: Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда живет.
Вот место,где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том,что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нем пение струй я слышу родниковых,
Не шелест трав,не шум лесов ответ.( Н.Рыленков)
СПАСИБО ЗА УРОК!