Автор: Смурова Галина Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 23 имени А.С. Пушкина
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный подход в обучении при реализации новых образовательных стандартов начального общего образования"
Раздел: начальное образование
Г.Л.Смурова
учитель начальных классов,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
муниципального образования
«Город Архангельск»
«Средняя школа № 23 имени А.С.Пушкина»
Метапредметный подход в обучении
при реализации новых образовательных стандартов
начального общего образования
«Метапредметность - основной
тренд развития современной
образовательной практики»
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения
задают качественно новое представление о том, каким должно быть теперь содержание
начального образования и его образовательный результат. Смена целевых ориентиров
обусловила
необходимость
изменений,
как
в
содержании,
так
и
в
технологии
образовательной деятельности. В современной педагогике появились новые понятия такие
как:
Метазнания - знания о знаниях, способах их получения; способность не только
продемонстрировать навык, но и объяснить, как надо делать.
Метаспособы - универсальные способы решения познавательных задач.
Метаумения -
общеучебные,
междисциплинарные
познавательные
умения
и
навыки.
Метапредметные действия - способы осуществления деятельности, применимые
как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях
Метапредметная деятельность - деятельность за пределами учебного предмета,
которая
направлена
на
обучение
обобщенным
способам
работы
с
любым
предметным
понятием,
схемой,
моделью
и
т.
д.
и
связана
с
жизненными
ситуациями.
Метапредметные
результаты
образовательной
деятельности
-
с п о с о б ы
деятельности,
освоенные
обучающимися
на
базе
одного,
нескольких
или
всех
учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и
при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход - организация деятельности учащихся с целью передачи
им способов работы со знанием.
Все эти понятия объединяет иноязычная приставка «мета». Мета (от греческого
«meta») – первая составляющая часть сложных слов, синонимичная русским «за», «над» и
придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».
Применительно
к
образовательным
результатам
часть
слова
«мета»
означает
более
высокий
по
сравнению
с
узкопредметным,
«обобщающий»
уровень
способностей
и
знаний, приобретаемых учащимися.
Метапредметный подход в образовании был разработан еще в начале ХХ века для
того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга
разных научных дисциплин, и как следствие, учебных предметов. Чтобы понимать, что
мир
органичен
и
целостен,
ребенку
необходимо
видеть
взаимосвязи
и
точки
соприкосновения разнородных явлений, владеть способами межпредметной интеграции.
«Что же тут нового? - скажите вы. И раньше были межпредметные связи, интеграция
предметов, бинарные уроки. Значит это новое хорошо забытое старое?» Не совсем так!
Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой
наукой (учебным предметом), т.е. элементарное сложение знаний, умений и навыков, то
метапредметный
подход
ориентирован
на
получение
нового
знания
более
высокого
уровня. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования,
транслируемого
ребенку,
выступают
культурные
техники
и
способы
мышления
и
деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой
по типу соединения чтения с пением, а освоение универсальных принципов и стратегии
познания.
Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики
дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь
ребенку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях.
Метапредметность
как
принцип
интеграции
содержания
образования,
как
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности
позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При
таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе
знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах
и
полях
(физика),
художественных
образах
(литература,
музыка,
изобразительное
искусство).
Основное назначение метапредметного подхода в образовании состоит в
достижении
нового
качества
образования,
характеризующееся
предметными,
метапредметными и личностными результатами.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования установлены и изложены в ФГОС НОО
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению и познанию.
Ценностно-смысловые установки обучающихся.
Сформированность
основ
гражданской
идентичности,
духовно-нравственной
культуры,
экологической
культуры,
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни.
Метапредметные результаты:
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные,
регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты:
Освоенный
обучающимися
в
ходе
изучения
учебного
предмета
опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Основным содержанием и объектом оценки метапредметных результатов является
уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий
-
регулятивных,
познавательных и коммуникативных.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность ребенка к самопознанию, саморазвитию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно
определить как совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними
навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное освоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные
действия
тесно
связаны
с
достижением
метапредметных
результатов,
то
есть
таких
способов
действия,
когда
учащиеся
могут
принимать
решения
не
только
в
рамках
заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, метапредметный подход является основой организации
продуктивного обучения. Он обеспечивает целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития ребенка, приобретение социального опыта и
навыка социальной компетентности.
Для достижения поставленных задач образования учащихся первого класса в
условиях введения ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья
применяю
педагогический
опыт
работы
по
созданию
условий
метапредметного
образования школьников:
комплексную организацию урочной формы и внеурочной деятельности,
использование образовательной среды школы и среды образовательных и культурных
учреждений города (уроки, внеурочные занятия, экскурсии, игры, проекты, праздники);
построение учебно-воспитательного процесса на принципах:
личностно-ориентированного обучения,
системно-деятельностного подхода,
дифференцированного подхода.
Для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся
-
создаются
условия
для
продуктивной
творческой
деятельности
ребенка,
поддерживаются их инициативы и собственные замыслы;
- формируются навыки совместно ставить творческие задачи и добиваться их результатов;
- организуется работа по обеспечению презентации и социальной оценки результатов
творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, смотры;
- учащиеся приобщаются к общественно значимым делам, таким как, участие в акциях
добра и милосердия, трудовых делах.
Для достижения планируемых метапредметных результатов обучающихся
использую следующие приемы, формы и методы работы:
Формирование у учащихся в 1 классе метапредметных умений:
Регулятивные – умения организовывать свою деятельность:
- с помощью учителя определять цель деятельности,
- проговаривать последовательность действий,
- учиться высказывать свое предположение (версию),
- учиться работать по предложенному плану,
- учиться давать на уроке эмоциональную оценку деятельности класса,
- учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.
Познавательные – умения результативно мыслить и работать с информацией:
-. с помощью учителя отличать новое от уже известного,
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке,
- сравнивать и группировать предметы и их образы,
- подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему,
- делать выводы о результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные – умения общаться, взаимодействовать с людьми:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи,
- слушать и понимать речь других,
- учиться читать и пересказывать текст,
- учить наизусть стихотворение,
- учиться выполнять различные роли в группе, учиться работать в паре,
- Уметь
совместно договариваться о правилах общения и поведения в микро группе,
классе, школе и следовать им.
Формирование метоумений является центральной задачей любого обучения, что
позволяет обеспечить требования ФГОС НОО ОВЗ к результатам освоения основной
образовательной программы.
Формирование у учащихся метапредметных
универсальных учебных действий.
При
формировании
универсальных
учебных
действий
необходимо
руководствоваться важными положениями:
1. Универсальные учебные действия формируются внутри учебного процесса
благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации.
Назначение УУД связано не с учебной, а жизненной успешность человека. Так, умение
сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности
выбирать. Становление этого умения начинается в 1-м классе с формирования у учащихся
умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или
явлений на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
Умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
важно
в
жизни
человека
как
инструмент прогнозирования, критической оценки последствий собственных и чужих
действий.
Сначала
на
очень
простых,
а
потом
на
все
более
сложных
природных
и
социальных явлениях, изучаемых на уроках окружающего мира, литературного чтения,
важно
учить
детей
видеть
эти
закономерности,
отличать
повод
от
причины,
сопутствующие явления от прямых следствий.
2. По своей природе УУД – это способ, т.е. понятный учащемуся порядок,
алгоритм
осуществления
действия
(деятельности).
Для
того
чтобы
применять
определенное
УУД,
ребенок
должен
понимать
его
предназначение,
знать
его
существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Сформировать УУД – значит
обучить
учащегося
различным
способам
действия,
таким
как,
например,
сравнение
объектов, аргументирование точки зрения, моделирование и др.
3. Любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа и постановки цели с
помощью вопросов. Цель задает необходимость выполнения универсального действия и
определяет результат, на который нужно выйти. Например, алгоритм УУД «сравнение» -
Что и с какой целью мы должны сравнить? Что мы этим хотим доказать? Для чего
составляем план действий? Очень важно научить детей всегда начинать с этих вопросов,
так как только после получения ответов можно предельно точно выбрать аспект для
сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т. д.
Каждое УУД имеет последовательность шагов (алгоритм). В процессе учебной
деятельности
отрабатываются
все
ее
этапы:
целеполагание,
планирование,
выбор
рационального
действия,
контроль,
оценивание
и
рефлексия.
Учащийся,
овладевший
универсальными учебными действиями, в процессе учебной деятельности может отвечать
себе на следующие вопросы:
- Для чего я это делаю?
- Что именно и в каком порядке я делаю?
- Каким образом я это делаю?
- Верным путем я двигаюсь?
- Как я оцениваю то, что сделал?
- Как я оцениваю то, как я это делал?
- Какие новые задачи передо мной встают теперь?
Таким образом, сформировать метапредметные УУД у учащегося – значит
передать ему способы осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы
осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач.
Развитие контрольно-оценочной деятельности школьников.
Ведущая роль в формировании самосознания, самооценки и самоконтроля
школьников
принадлежит
контрольно-оценочной
деятельности,
которая
имеет
определенные задачи по развитию умений учащихся:
формирование умения сравнивать действия, учебной работы с заданным образцом;
видеть достоинства и недостатки своих работ;
формирование
умения
контролировать
и
оценивать
учебные
действия
(свои
и
чужие);
расширение языковых средств, используемых при оценке своей работы и работы
товарищей;
формирование умений договариваться о критериях оценивания и оценивать по
заданным критериям.
Приемы и правила, используемые при формировании
контрольно-оценочной деятельности:
систематичность и своевременность организации КОД
осуществление оценки своей деятельности на всех этапах урока (занятия);
оценивание должно быть критериальным;
начинать оценивание с «положительного», затем переходить к «минусам»,
поэтапность
вовлечения
детей
в
КОД
(образец
педагога,
взаимооценка,
самооценка),
сочетание разнообразных форм и видов оценивания.
Формы и виды:
формы
проведения:
индивидуальная,
обсуждение
в
группах,
обсуждение
коллективное;
Вопросы: Что было самым важным? Достигли мы цели работы? Что не удалось
сделать и почему? Что понравилось больше, что меньше? Чему я научился? Чему
хотел бы научиться? и др.
Выбери утверждение, с которым ты согласен
Закончи предложение: на уроке я узнал, что...; понял, что…; научился…; и т.п.
Рефлексивный экран;
Вставь пропущенные слова «На уроке я работал (активно или пассивно), Своей
работой я (доволен, не доволен)» и т.п.;
Оценочный лист
Оцени себя, команду, дело (я, мы, дело);
«Лесенка самооценки»
«Светофор» и др.
Портфолио достижений ученика, класса;
Оформление стендового материала – «Наши достижения»
Объекты оценивания:
Оценивается не только результат, но и процесс деятельности;
устный ответ;
индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа;
домашнее задание;
творческая работа, учебный проект, практическая работа;
самостоятельная работа, тестовые задания, контрольная работа.
Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных видов
контрольно-проверочных работ:
диагностических, текущих, тематических, промежуточных;
итоговых проверочных работах по предметам;
комплексных работах, составленных на межпредметной основе;
стандартизированной итоговой проверочной работы.
Использование метапредметных методов:
Метод образного видения
Метод наблюдений
Метод сравнений
Метод проб и ошибок
Эксперимент
Моделирование
Метод погружения
Использование организационных форм метапредметного обучения:
Метапредметные задания
Метапредметный (интегритованный) урок
Метапредметный день
Метапредметная декада
Примеры:
Метапредметные задания.
1 класс
Рекомендуемое время выполнения заданий – 30 минут.
Ответ записать только цифрами без буквенного обозначения.
1. (1 балл) Папа сказал Толе: « До 8 марта осталась ровно неделя». А сколько же это дней?
Ответ:______________
2. (1 балл) У бабушки жили внук Вася, кот Барсик, пес Трезор и петух Забияка. Сколько внуков
жило у бабушки?
Ответ ______________
3. (2 балла) Какое из данных предложений всегда неправильное?
А) Папа старше сына. Б) Брат старше сестры. В) Мама младше папы. Г) Внук старше деда.
4. (2 балла) Сколько пар лап у Шарика?
Ответ:______________
5. (3 балла) На ветке сидели 7 воробьев. Третий воробей улетел. Сколько воробьев остались на
ветке?
Ответ: ______________
6. (4 балла) Двое детей к Новому году решили покрасить стены. Вдвоем они работали 2 часа.
Сколько работал каждый из них?
Ответ: ______________
7. (5 баллов) Трое детей на празднике получили по 5 конфет. Каждый из них съел одну конфету, и
одной конфетой угостил учительницу. Сколько всего конфет осталось у детей вместе?
Ответ: ______________
Метапредметный урок по теме «Вода»
Предметы: окружающий мир – математика
Метапредметный урок по теме «Наша планета»
Предметы: окружающий мир – изобразительное искусство
Метапредметный день – урочная и внеурочная деятельность.
Тема « Моя школа»
Предмет (занятие)
Содержание
Формирование
УУД
Литературное чтение
Школа имени А.С.Пушкина.
Чтение стихотворений
Словарная работа, работа с текстом
П Р К
Русский язык
Написание слов, предложений. Работа со схемами
П Р К
Окружающий мир
Проект - Безопасный путь от дома в школу и из школы домой.
П Р К
ИЗО
Знаки в школе
П Р К
Внеурочные занятия
Посещение музея А.С.Пушкина
Творческое задание, конкурс рисунков.
Л П К
Р П
Тема «Правила»
Предмет (занятие)
Содержание
Формирование
УУД
Классный час
Правила в нашей жизни. Как надо вести себя дома и на улице.
Твоя безопасность
Л П
Русский язык
Правила при письме. Жи-ши пиши с буквой И
П Р К
Математика
Правила в математике. Таблица сложения.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется
П Р К
Окружающий мир
Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения
П Р К
Технология
Изготовление светофора – макет. Игра «Светофор»
П Р К
Тема «Моя Родина»
Предмет (занятие)
Содержание
Формирование
УУД
Окружающий мир
Проект - Моя малая Родина
Л П Р К
Литературное чтение
Написание слов, предложений о родном крае. Работа с
текстом «Мой Архангельск»
Л П Р К
Технология
Конкурс творческих работ
П Р
Внеурочная деятельность
Посещение библиотеки - «М.В.Ломоносова»
П К
Тема «Моя семья»
Предмет (занятие)
Содержание
Формирование
УУД
Окружающий мир
Проект - Моя семья
Л П Р К
Русский язык
Написание слов, предложений. Работа с текстом «Моя
семья»
П Р К
Физическая культура
«Спорт для всей семьи» Разучивание комплекса
упражнений. Игра.
П Р К
Внеурочная деятельность
КВН ученики и родители «Вместе весело играть»
П РК
Метапредметный день в начальной школе на тему «Цвет»
Предмет
1 класс
Тема урока
2 класс
Тема урока
3 класс
Тема урока
4 класс
Тема урока
Математика
Цвет и счет
Цветовое
моделирование
задачи
Часть и целое.
Цветовое
моделирование.
Доли
Цветовое
моделирование.
Окружающий
мир
Этот Зеленый мир
Животные
хамелеоны
Роль цвета в мире
животных
Чтение
географической
карты
Русский язык
Роль
цвета
в
чтении
схем слова
Значение
прилагательных
в
речи. Цвет в схемах.
К а к о г о
ц в е т а
слово?
Использование
приема цветописи в
изучении текста
Литературное
чтение
Моделирование
обложки книги
Цветные странички
Цветные детали в
стихотворении
Роль
цветописи
в
понимании текста
Технология
(труд)
Цвета радуги.
Изготовление
открытки.
Р о л ь
ц в е т а
в
праздничной
открытки.
Колорирование
изделия.
Создание
цветовых
диаграмм
Метапредметная декада в начальной школе.
Тема: «А.С.Пушкин – солнце русской поэзии»
Дата
Форма
проведения
Название мероприятия
Образовательный
продукт
Ответственный
за
проведение
01.02.
Классный час
Открытие декады
«А.С.
Пушкин
-
с ол н ц е
русской поэзии»
П л а н
п р о в е д е н и я
Пушкинской декады
Оформление
классного
уголка
Кл.руководитель
02.02.
Библиотечный
урок
«Как
Пушкин
русский
язык
изменил»
Выставка книг
Библиотекарь
03.02.
Конкурс «Наряди
куклу
в
наряд
Пущкинской
эпохи»
«Дам обдуманный наряд…»
П о д а р о к
к у к л ы
школьному музею
Кл.руководители
Педагоги
доп.образования
04.02.
Классный
конкурс чтецов
и рисунков
«Мой Пушкин»
Выставка рисунков
Кл.руководитель
05.02.
Школьный
конкурс рисунков
А.С.Пушкин «Золотой
Петушок»
Выставка рисунков
Дипломы,
Сертификаты
Руководитель
МО
учителей
06.02.
Школьный
конкурс чтецов
«Имя славное твое…»
Дипломы,
сертификаты
Библиотекарь
07.02.
Школьный
конкурс
« Ф о т о г р а ф и я
з и м н е й
природы»
Выставка фотографий
Руководитель
МО
учителей
08.02.
Школьный
конкурс
Конкурс
каллиграфического
письма
В ы с т а в к а
р а б о т
учащихся
Зам. директора
09.02.
КВН (викторина)
Герои Пушкинских сказок.
Знания
Кл.руководитель
10.02.
Э к с к у р с и я
в
музей
А.С.Пушкина
Закрытие декад
День памяти поэта.
Знания
Руководитель
музея
Литература
1. Битянова М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и
действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, под ред.
М.Р. Битяновой, С.Г.Яковлевой, Самара, издательство «Учебная литература», 2013.
2. Лаврентьева Т.М. Диагностика уровня сформированности предметных умений и УУД, 1
класс, Волгоград, издательство «Учитель», 2016.
3. Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и
личностных результатов начального общего образования. 3-4 класс. Москва, Баласс, 2014.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли. Пособие для учителя, Москва, Просвещение, 2010.
5.
Кузнецов
А.А.
О
школьных
стандартах
второго
поколения.
Муниципальное
образование: инновации и эксперимент, 2008.
6.
Прокофьева
О.В.,
Гугучкина
А.А.
Русский
язык.
Самостоятельные,
проверочные,
контрольные работы, Волгоград, издательство «Учитель», 2014.
7.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования,
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации,
Москва,
Просвещение, 2010.
8.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
Министерство
образования и науки Российской Федерации, Москва, Просвещение, 2014.