Автор: Шаповалова Анна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества имени героя РФ С.Преминина"
Населённый пункт: г.Гаджиево,Мурманской области,ЗАТО Александровск
Наименование материала: Статья "Обобщение опыта работы"
Тема: "Фонопедические упражнения- решение координационных и тренажных задач работы над голосом"
Раздел: дополнительное образование
Вот уже 9 год работаю педагогом дополнительного образования вокального
объединения «Гармония».
Для обучения вокальному мастерству важно, какой фундамент в вокальном
образовании был заложен в детстве. Полученные на начальном этапе знания
и навыки должны стать базой, на которой выстроится при последовательном
прохождении всех звеньев образовательного процесса, «здание красоты и
добра».
Как педагогу вокального пения, мне близок поиск решений проблем
вокального обучения детей, в методике комплексного воспитания
Д.Е.Огороднова и его последователей из центра «Апрель», метод
фонопедического развития голоса В.Емельянова, метод Иванникова,
основанный на приеме поточного пения М.Глинки, методике А.Калабина,
родственной методике К.Линклейстер, методике С.Ригса, а также методике
обучения эстрадному вокалу И.Цукановой.
Использование в своей работе различных методов обучения, позволяют
развить у воспитанников:
1. навыки правильного взятия и использования певческого дыхания,
2. навыки правильного звукообразования и звукоизвлечения,
3. навыки правильной, активной артикуляции,
4. чистого интонирования,
5. унисонного и многоголосного пения.
С 2010 года темой моего самообразования «Фонопедические упражнения-
решение координационных и тренажных задач работы над голосом». За
основу мною взят «Фонопедический метод развития голоса» В. В.
Емельянова – известного учителя –исследователя, имеющего многолетнюю
практику врача – фониатра.
Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее
ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в
большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором
осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все
больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как
постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной
акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия),когда
голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под
влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в
оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных
воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов
голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом,
неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при
здоровой гортани и другим негативным последствиям.
Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в
работе с детьми 8-10 заключается в использовании доступных упражнений
комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского
восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата
дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым
аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.
Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений
первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми,
повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим
голосом.
Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В.
Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов.
Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как
один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе
непосредственно вокально-хоровой работы.
Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят
голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному
произношению и являются полезными для развития сценической речи,
свободы самовыражения.
Ниже представлены упражнения, которые проверка с помощью которых
покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического
дыхания.
Упр. 1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха.
Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части
спины /поясница/, живот подается вперед.
Упр. 2
Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем
медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания,
медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот
надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо
ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и
положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться
расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе
увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи
открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей
высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название
"собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул,
облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя
упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4
Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность
выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох,
мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув,
сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-
Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный
столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить
мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик.
Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно
необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до
одной минуты.
Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в
повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода
упражнениям для их тренировки не следует!
Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во
время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание
живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании
означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип10
дыхания является максимально естественным и полезным для всего
организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов,
спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной
гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы
дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных
физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного
навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку
на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно
облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание
и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее
напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые
упражнения помогут правильно организовать работу мышц. .