Напоминание

"Фонопедические упражнения- решение координационных и тренажных задач работы над голосом"


Автор: Шаповалова Анна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дом детского творчества имени героя РФ С.Преминина"
Населённый пункт: г.Гаджиево,Мурманской области,ЗАТО Александровск
Наименование материала: Статья "Обобщение опыта работы"
Тема: "Фонопедические упражнения- решение координационных и тренажных задач работы над голосом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Вот уже 9 год работаю педагогом дополнительного образования вокального

объединения «Гармония».

Для обучения вокальному мастерству важно, какой фундамент в вокальном

образовании был заложен в детстве. Полученные на начальном этапе знания

и навыки должны стать базой, на которой выстроится при последовательном

прохождении всех звеньев образовательного процесса, «здание красоты и

добра».

Как педагогу вокального пения, мне близок поиск решений проблем

вокального обучения детей, в методике комплексного воспитания

Д.Е.Огороднова и его последователей из центра «Апрель», метод

фонопедического развития голоса В.Емельянова, метод Иванникова,

основанный на приеме поточного пения М.Глинки, методике А.Калабина,

родственной методике К.Линклейстер, методике С.Ригса, а также методике

обучения эстрадному вокалу И.Цукановой.

Использование в своей работе различных методов обучения, позволяют

развить у воспитанников:

1. навыки правильного взятия и использования певческого дыхания,

2. навыки правильного звукообразования и звукоизвлечения,

3. навыки правильной, активной артикуляции,

4. чистого интонирования,

5. унисонного и многоголосного пения.

С 2010 года темой моего самообразования «Фонопедические упражнения-

решение координационных и тренажных задач работы над голосом». За

основу мною взят «Фонопедический метод развития голоса» В. В.

Емельянова – известного учителя –исследователя, имеющего многолетнюю

практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, когда прогрессирующее

ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в

большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором

осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха, когда становится все

больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как

постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной

акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия),когда

голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под

влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в

оптимальном направлении и со множеством случайных и вредных

воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов

голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом,

неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при

здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в

работе с детьми 8-10 заключается в использовании доступных упражнений

комплекса упражнений, адаптированных к особенностям детского

восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата

дошкольников, освоение элементарных навыков управления голосовым

аппаратом, основанных на общих закономерностях голосообразования.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений

первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми,

повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим

голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В.

Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов.

Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как

один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе

непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят

голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному

произношению и являются полезными для развития сценической речи,

свободы самовыражения.

Ниже представлены упражнения, которые проверка с помощью которых

покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического

дыхания.

Упр. 1

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха.

Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части

спины /поясница/, живот подается вперед.

Упр. 2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем

медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания,

медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот

надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо

ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и

положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться

расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе

увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упр.3

Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи

открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей

высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название

"собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул,

облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя

упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность

выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох,

мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув,

сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-

Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный

столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить

мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик.

Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно

необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до

одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в

повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода

упражнениям для их тренировки не следует!

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во

время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание

живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании

означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип10

дыхания является максимально естественным и полезным для всего

организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов,

спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной

гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы

дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных

физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного

навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку

на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно

облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание

и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее

напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые

упражнения помогут правильно организовать работу мышц. .



В раздел образования