Напоминание

Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ


Автор: Мустафина Зульфия Тимермалиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Илишевская коррекционая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: С,нижнеяркеево Илишевский район
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие

технологии

для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями здоровья

ГБОУ Илишевская КШИ для обучающихся с ОВЗ

Мустафина З.Т., воспитатель высшей категории

Мир,

в

котором

живет

и

воспитывается

ребёнок,

характеризуется

постоянным

обновлением

информации,

он

динамичен

и

изменчив.

Такие

условия

диктуют

маленькому

человеку

необходимость

видеть

свои

цели,

проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро

включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь

ему

в

этом,

применяя

в

воспитательной

деятельности

современные

образовательные

технологии.

К

современным

о б р а зо ват е л ь н ы м

технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного

благополучия.

Но,

известный

факт,

что

огромный

процент

обучающихся

в

образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения

организован

неправильно

или

недостаточно

органично.

Поэтому,

большое

внимание,

с

моей

точки

зрения,

следует

уделять здоровьесберегающим

технологиям особенно детям с ОВЗ.

ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из

приоритетных. Выбор

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

зависит от программы, по которой работаем мы педагоги, конкретных условий

образовательного учреждения [ 3].

Я работаю воспитателем в школе – интернате для детей с ОВЗ. Учитывая все

вышесказанное,

строю

и

занятия,

и

внеклассные

мероприятия

с учётом

индивидуальных

особенностей учеников.

Активно

применяю

следующие

образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:

технологию

личностно-ориентированного

обучения,

к о т о р а я

предполагает развитие личностных качеств учащихся;

технологию

дифференцированного о б у ч е н и я ,

п о з в о л я ю щ у ю

осуществлять учёт особенностей;

технологию

проблемного

обучения, с о зд а ю щ у ю

у с л о в и я

д л я

самовыражения

учащихся,

позволяет

использовать

разнообразные

приёмы,

способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

технологию

диалогового

обучения, которая

даёт

возм ож но ст ь

превратить занятие в пространство эффективного общения, создает условия для

самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона;

педагогику

сотрудничества,

помогающую

реализовывать

задачи

сохранения и укрепления здоровья учащихся.

В

качестве

индивидуального

подхода

использую

игровые

технологии,

что

благотворно

влияет

на

здоровье.

Игра

как

форма

активности

занимает

значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является

господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех,

слезы,

восторг,

то

есть,

та

естественная

эмоциональная

сущность

ребёнка,

которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Игра

формирует личность ребёнка.

Воспитанники

моей

группы

принимают

активное

участие

в

спортивных

мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для

дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки

здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника

в

освоении

культуры

человеческих

отношений,

в

формировании

опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от

внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и

активной

жизненной

позиции

на

основе

воспитания

и

самовоспитания,

формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

людей.

-

проведение

разминок

во

время

занятий,

упражнений

для

зрения,

физкультминуток;

- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);

- соблюдение психологического климата в группе и в школе (взаимоотношения

во время проведения внеклассных мероприятий: комфорт, сотрудничество, учет

возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка,

юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная

минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова);

- наличие мотивации деятельности воспитанников (внешняя мотивация: оценка,

похвала,

поддержка,

соревновательный

момент;

стимуляция

внутренней

мотивации:

стремление

больше

узнать,

радость

от

активности,

интерес

к

изучаемому материалу);

-

соблюдение

правил

техники

безопасности,

которые

направлены

на

предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу

за чистотой, температурой и свежестью воздуха);

В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у

обучающихся

складывается

полное,

четкое

представление

о

принципах

и

правилах

ведения

здорового

образа

жизни,

вырабатывается

стремление

заниматься физической культурой с целью поддержания физической формы.[3]

А также в своей внеурочной деятельности я использую следующую

методику:

физкультурные занятия,

подвижные игры, утренняя гимнастика

(традиционная,

дыхательная,

звуковая),

двигательно-оздоровительные

физкультминутки, физические упражнения, физкультурные прогулки (в парк, на

каток, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники.

Так же одной из форм работы по охране здоровья детей является беседа. Я

провожу беседы на такие темы: «Здоровый сон», «Если хочешь быть здоров –

закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твоё здоровье — в твоих руках»,

«Здоровье – богатство на все времена» и т.д. Эти беседы дают положительные

результаты, учащиеся усвоили важные термины и понятия.

Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно

влияют

на

деятельность

сердечно

сосудистой

и

дыхательной

систем,

способствуют

укреплению

нервной

системы,

двигательного

аппарата,

улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и

систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

В

игровой

форме

я

также

хочу

воспитывать

у

детей

доброжелательное

отношение

к

сверстникам,

соперникам,

с

тем

самом

сплачивать

детский

коллектив, формировать навыки коллективных дел. [1]

В

заключение

хотелось

бы

отметить,

что

применение

здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к

следующим

результатам:

у

ребёнка

повышается

самооценка,

происходит

коррекция

психических

процессов,

совершенствуются

умения

и

навыки,

которые

помогут

дальнейшей

успешной

адаптации

его

в

современном

обществе.

Здоровьесберегающие

технологии

помогают

сохранить

детям

здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное

состояние, способствуют физическому развитию детей.

Список литературы:

1.Воронова

Е.А.

Здоровый

образ

жизни

в

современной

школе:

программы,

мероприятия, игры. Ростов-на-Дону,Феникс, 2011г.

2.Ковалько

В.И.

Здоровьесберегающие

технологии

в

начальной

школе.

Москва:Вако, 2004.

3.Карасева

Т.В

Современные

аспекты

реализации

здоровьесберегающих

технологий. Начальная школа. 2015г.№11 С.75.



В раздел образования