Автор: Мустафина Зульфия Тимермалиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Илишевская коррекционая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Населённый пункт: С,нижнеяркеево Илишевский район
Наименование материала: статья
Тема: Здоровье сберегающие технологии для детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие
технологии
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья
ГБОУ Илишевская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Мустафина З.Т., воспитатель высшей категории
Мир,
в
котором
живет
и
воспитывается
ребёнок,
характеризуется
постоянным
обновлением
информации,
он
динамичен
и
изменчив.
Такие
условия
диктуют
маленькому
человеку
необходимость
видеть
свои
цели,
проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро
включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь
ему
в
этом,
применяя
в
воспитательной
деятельности
современные
образовательные
технологии.
К
современным
о б р а зо ват е л ь н ы м
технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного
благополучия.
Но,
известный
факт,
что
огромный
процент
обучающихся
в
образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения
организован
неправильно
или
недостаточно
органично.
Поэтому,
большое
внимание,
с
моей
точки
зрения,
следует
уделять здоровьесберегающим
технологиям особенно детям с ОВЗ.
ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из
приоритетных. Выбор
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
зависит от программы, по которой работаем мы педагоги, конкретных условий
образовательного учреждения [ 3].
Я работаю воспитателем в школе – интернате для детей с ОВЗ. Учитывая все
вышесказанное,
строю
и
занятия,
и
внеклассные
мероприятия
с учётом
индивидуальных
особенностей учеников.
Активно
применяю
следующие
образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
технологию
личностно-ориентированного
обучения,
к о т о р а я
предполагает развитие личностных качеств учащихся;
технологию
дифференцированного о б у ч е н и я ,
п о з в о л я ю щ у ю
осуществлять учёт особенностей;
технологию
проблемного
обучения, с о зд а ю щ у ю
у с л о в и я
д л я
самовыражения
учащихся,
позволяет
использовать
разнообразные
приёмы,
способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
технологию
диалогового
обучения, которая
даёт
возм ож но ст ь
превратить занятие в пространство эффективного общения, создает условия для
самовыражения учащихся, благоприятного психологического фона;
педагогику
сотрудничества,
помогающую
реализовывать
задачи
сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В
качестве
индивидуального
подхода
использую
игровые
технологии,
что
благотворно
влияет
на
здоровье.
Игра
как
форма
активности
занимает
значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является
господство чувств в душе ребёнка, свобода их выражения, искренние смех,
слезы,
восторг,
то
есть,
та
естественная
эмоциональная
сущность
ребёнка,
которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Игра
формирует личность ребёнка.
Воспитанники
моей
группы
принимают
активное
участие
в
спортивных
мероприятиях. Эти мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для
дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня, прививают навыки
здорового образа жизни. Предполагают активное участие самого воспитанника
в
освоении
культуры
человеческих
отношений,
в
формировании
опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности воспитанника, развитие его саморегуляции (от
внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и
активной
жизненной
позиции
на
основе
воспитания
и
самовоспитания,
формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других
людей.
-
проведение
разминок
во
время
занятий,
упражнений
для
зрения,
физкультминуток;
- поза учащегося (постоянно слежу за осанкой детей);
- соблюдение психологического климата в группе и в школе (взаимоотношения
во время проведения внеклассных мероприятий: комфорт, сотрудничество, учет
возрастных особенностей), наличие эмоциональных разрядок (шутка, улыбка,
юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная
минутка, стихотворное приветствие, подбадривающие слова);
- наличие мотивации деятельности воспитанников (внешняя мотивация: оценка,
похвала,
поддержка,
соревновательный
момент;
стимуляция
внутренней
мотивации:
стремление
больше
узнать,
радость
от
активности,
интерес
к
изучаемому материалу);
-
соблюдение
правил
техники
безопасности,
которые
направлены
на
предупреждение травматизма, и санитарно-гигиенических требований (слежу
за чистотой, температурой и свежестью воздуха);
В результате такого комплексного подхода к проблеме здоровьесбережения у
обучающихся
складывается
полное,
четкое
представление
о
принципах
и
правилах
ведения
здорового
образа
жизни,
вырабатывается
стремление
заниматься физической культурой с целью поддержания физической формы.[3]
А также в своей внеурочной деятельности я использую следующую
методику:
физкультурные занятия,
подвижные игры, утренняя гимнастика
(традиционная,
дыхательная,
звуковая),
двигательно-оздоровительные
физкультминутки, физические упражнения, физкультурные прогулки (в парк, на
каток, в лес), физкультурные досуги, спортивные праздники.
Так же одной из форм работы по охране здоровья детей является беседа. Я
провожу беседы на такие темы: «Здоровый сон», «Если хочешь быть здоров –
закаляйся», «В здоровом теле здоровый дух», «Твоё здоровье — в твоих руках»,
«Здоровье – богатство на все времена» и т.д. Эти беседы дают положительные
результаты, учащиеся усвоили важные термины и понятия.
Разнообразные движения и действия детей во время игры эффектно
влияют
на
деятельность
сердечно
–
сосудистой
и
дыхательной
систем,
способствуют
укреплению
нервной
системы,
двигательного
аппарата,
улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и
систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
В
игровой
форме
я
также
хочу
воспитывать
у
детей
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
соперникам,
с
тем
самом
сплачивать
детский
коллектив, формировать навыки коллективных дел. [1]
В
заключение
хотелось
бы
отметить,
что
применение
здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к
следующим
результатам:
у
ребёнка
повышается
самооценка,
происходит
коррекция
психических
процессов,
совершенствуются
умения
и
навыки,
которые
помогут
дальнейшей
успешной
адаптации
его
в
современном
обществе.
Здоровьесберегающие
технологии
помогают
сохранить
детям
здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное
состояние, способствуют физическому развитию детей.
Список литературы:
1.Воронова
Е.А.
Здоровый
образ
жизни
в
современной
школе:
программы,
мероприятия, игры. Ростов-на-Дону,Феникс, 2011г.
2.Ковалько
В.И.
Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе.
Москва:Вако, 2004.
3.Карасева
Т.В
Современные
аспекты
реализации
здоровьесберегающих
технологий. Начальная школа. 2015г.№11 С.75.