Автор: Рябова Гульнара Вазировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Когалым, ХМАО - Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка и реализация творческих проектов учащихся"
Раздел: дополнительное образование
Разработка и реализация творческих проектов учащихся
в объединении «Золотое Руно» МАУ ДО «ДДТ» г. Когалыма
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только копировать, подражать.»
Л.Н. Толстой
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация
на
практические
навыки,
на
способность
применять
знания,
реализовывать
собственные
проекты. Также актуальной является проблема выявления одаренных детей и создания условий
для практической реализации творческого потенциала каждой личности. Большие возможности
для решения этих проблем имеются в дополнительном образовании, а, следовательно, и в Доме
детского творчества,
реализующем дополнительные общеобразовательные программы разной
направленности.
Вот уже 15 лет в учреждении реализуется 3-х летняя дополнительная общеразвивающая
образовательная программа «Золотое Руно». Помимо обучения приёмам вязания, основными
задачами
программы
являются
развитие
творческого
потенциала
учащихся,
навыков
самообразования,
контроля
и
самооценки,
а
также
в
оспитание
потребности
в
саморазвитии
и
творческой самореализации, формирование ключевых компетенций.
Одним из
методов решения этих задач
является метод проектной деятельности, в
частности, разработка и реализация учащимися творческих проектов.
Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и
изготовленное изделие от идеи до её воплощения, обладающее субъективной или объективной
новизной
и
выполненное
под
контролем
и
консультированием
педагога.
Причем
помощь
педагога
носит
на
каждом
этапе
проектирования
специфический
характер
косвенного
руководства. Ключевыми словами в определении являются: «идея», «воплощение», «новизна».
Главным участником такой деятельности является учащийся. Педагог - это помощник, советчик,
консультант.
Идея творческого проекта – это какое-либо событие: календарные праздники, акции
«подарок другу», «подарок ветеранам» и др.
Новизна
Творческий проект должен быть направлен на изготовление чего-то нового, отвечающего
потребностям
человека.
Он предполагает работу по собственному замыслу, самостоятельную
постановку цели и задач и поиск способов её решения. Учащиеся должны уметь самостоятельно
придумать и подготовить эскиз творческой работы, принять цветовое и композиционное решение,
выбрать
необходимые
приёмы
для
осуществления
творческого
замысла;
самостоятельно
выполнить творческую работу.
Воплощение
Проекты учащихся объединения состоят из отдельных частей, например: эскизов, схем
вязания, выкроек изделия или разработки технологического процесса на изготовление какого-
либо изделия. Он может содержать экономические расчеты.
Проект – это “пять П
Проблема;
Целеполагание;
Планирование;
поиск информации;
продукт; презентация.
Самооценка и рефлексия.
Модель творческой проектной деятельности
При реализации любого творческого проекта в объединении «Золотое руно» учащиеся
последовательно на каждом этапе решают следующие задачи:
I. Организационно-подготовительный этап творческого проекта:
На этом этапе решаются такие задачи, как формирование общекультурных, ценностно-
смысловых компетенций:
способность
видеть
и
понимать
окружающий
мир,
осознавать
свою
роль
и
предназначение.
умение организовать свободное время;
наличие внутренних мотивов личности для занятий ручным вязанием;
проявление интереса к собственной деятельности.
1. Определение проблемы и темы творческого проекта.
Пример:
Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый
взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но
присмотритесь
повнимательнее.
Мы
привыкли,
например,
для
своих
квартир
выбирать
нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере
чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая,
что это отрицательно скажется на
нашем последующем образе жизни. Давайте с вами попробуем на своей кухне что-то изменить.
Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например,
интерьер
кухни
должен
быть
рациональным
и
эстетичным,
поэтому
так
важны
стильные
аксессуары,
которые
добавят
любой
кухне
изящества
и
очарования.
Скатерти,
салфетки,
прихватки, полотенца, подставки под посуду, конфетницы... Все эти поделки сможет сделать
любая хозяйка. Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы! Для
выбора
темы
учащиеся
объединения
могут
воспользоваться
Банком
проектов,
сайтами
по
рукоделию. Результатом первого пункта может быть рассказ или написание мини-сочинения на
тему: "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".
2. Определение цели и задач, обоснование (мотив) выбора именно этой темы творческой
работы.
Это может быть разработка и изготовление изделия учащимися, или модернизация, ремонт
чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.
Пример.
Цель проекта: изготовить грелку-сувенир на чайник для семейного чаепития
Задачи формулируются исходя из цели:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.
Требования к изделию
Учащиеся должны определить, какими качествами должно обладать изделие:
Пример.
Изделие
должно
быть:
практичным,
качественно
исполненным,
оригинальным,
красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты.
3. Сбор и обработка необходимой для реализации проекта информации по литературным и
другим источникам. Выбор оптимального варианта решения. (Конструкторский этап):
Формирует у учащихся учебно-познавательные и информационные компетенции
готовность к восприятию информации
умение усваивать нужную информацию из разных источников
Разработка идеи
На этом этапе учащиеся должны разработать несколько вариантов формы и конструкции
изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала они
находят вокруг уже готовые подобные изделия, изучают их: как они связаны, из какие материалы
использованы, какую форму имеют, думают, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило
под их критерии. Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия.
Поиск лучшей идеи.
Учащиеся, проанализировав идеи, выбирают ту, которая больше подходит по
разработанным критериям.
Пример.
1. Грелка, связанная спицами.
Вяжется спицами платочной или чулочной вязкой. Изготавливается из разных по цвету остатков
пряжи. Красиво. Но, к сожалению, я не очень люблю вязать на спицах…
2. Грелка, связанная крючком
Вяжется крючком. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной. Можно варьировать
элементы декора. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане. Они мне очень
понравились. ..
3. Грелка, выполненная в смешанной технике
Детали вяжутся и на спицах и крючком.
Используются так же разноцветные остатки пряжи.
Красиво. Но к интерьеру кухни не подходит…
Подсчитав все плюсы и минусы, учащиеся выбирают вариант изделия и начинают его
детальную проработку.
4 Составление с помощью педагога плана работы по реализации творческого проекта.
5. Определение возможных материальных затрат в ходе изготовления проекта.
6. Изучение технологии изготовления задуманного объекта, проведение расчетов, замеров,
решение необходимых задач.
В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
7.
Разработка
соответствующей
конструкторско-технологической
документации
(карты),
подготовка необходимых качественных материалов, безопасного оборудования и инструментов,
своего рабочего места.
. Необходимо продумать форму изделия;
Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
Подобрать материалы для изготовления деталей изделия.
Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов.
Определить рабочие размеры изделия и его деталей.
Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть,
какие
технологические
операции
и
в
какой
последовательности
нужно
выполнять
для
изготовления изделия.
Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.
8. Определение способов представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое
описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия или объекта, аудио- или
видео-запись наблюдений или этапов создания изделия).
9. Установка критериев оценки конечного результата и процесса работы (как будешь оценивать)
10. Распределение задач и обязанностей между учащимися команды (если это групповой или
коллективный проект).
Вышеперечисленные пункты работы над проектом способствуют формированию у учащихся
объединения коммуникативных компетенций:
·
приобретение и развитие коммуникативных способностей, активности,
сообразительности;
·
умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
И компетенции личного самосовершенствования
-
развитие личностных качеств, саморегуляции ,
самоорганизации.
II. Технологический этап (процесс изготовления, создания продукта)
На этом этапе у детей формируются специальные компетенции:
·
владение основными приёмами вязания крючком и на спицах;
·
приобретение знаний по материаловедению;
·
знание основ композиции и цветоведения;
·
умение работать со схемами и описанием выполнения изделий.
·
владение правилами личной гигиены и способами безопасной жизнедеятельности;
1.
Проведение
того,
что
запланировано: опрос,
сама
работа
по
изготовлению
изделия,
выполнению
технологических
операций,
созданию
поделки,
рисунка,
танца,
песни
и
т.п.
2. Соблюдение правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.
Учащиеся продумают безопасные способы изготовления изделия. Все можно представить в виде
таблиц и звездочек обдумывания.
III. Заключительный этап творческого проекта:
На
данном
этапе
у
учащихся
формируются
компетенции
личностного
самосовершенствования
-
развитие
личностных
качеств,
саморегуляции,
самооценки,
самоорганизации.
1. Проведение контроля и испытание изделия;
2. Экономико-экологическое обоснование (экономически выгодно, приносит прибыль, не очень
затратно, экологично ли выполнение проекта
Расчет себестоимости изделия
В этом разделе представляется расчет затрат на
изделие. Рекомендуется
выбирать наиболее
рациональный и экономичный расход материалов.
Экологичность
Необходимо выбирать для работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и
эксплуатация изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред
здоровью.
3.
Выбор и оформление возможных форм представления результатов: устный отчет, устный
отчет с демонстрацией, письменный отчет, письменный отчет с краткой устной защитой проекта.
Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.
Пример.
Грелка на чайник удовлетворяет требованиям, которые были предъявлены изделию
вначале работы:
грелкой можно пользоваться, так как она изготовлена по размерам и чертежам
хорошее качество исполнения
грелка оригинальна, таких нет в продаже, она будет удивлять гостей, создавать хорошее
настроение
красивый внешний вид позволит использовать грелку еще и как украшение интерьера кухни
себестоимость
изделия
получилась
низкая,
так
как
были
использованы
остатки
пряжи,
вторсырьё.
моей семье грелка очень понравилась.
4. Защита творческого проекта, участие в обсуждении.
5. Самооценка своей работе и полученному результату. Участие в оценке творческого проекта
путем коллективного обсуждения.
Организованная таким образом работа по использованию метода проекта позволяет
учащимся результативно участвовать в конкурсах творческих проектов разного уровня.
За
период
2013
–
2016
гг.
29
учащиеся
объединения
«Золотое
Руно»
стали
победителями
и
13
учащихся
призёрами
конкурсов
муниципального,
регионального,
всероссийского и международного уровней.
Таким образом, проектная деятельность способствует повышению качества реализации
образовательной программы в объединении «Золотое Руно», повышает мотивацию к обучению.
При
работе
над
творческими
проектами
учащиеся
не
только
овладевают
определенными
знаниями, но и учатся способам взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками),
умению
работать
в
творческом
коллективе.
Также
проектирование
повышает
уровень
коммуникабельности,
особенно
уровень
делового
общения.
Способствует
возникновению
трудовых отношений, вызывает изменения в духовной жизни и характере учащихся,
воспитывает
у
них
коллективизм,
инициативность,
ответственность,
пунктуальность,
самостоятельность,
творческий подход к делу, способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического
мышления. Работа над проектом способствует развитию общения и взаимопонимания между
детьми и родителями, а также обеспечивает связь образовательного учреждения и семьи, что
является огромным плюсом в деле воспитания учащихся.
Виды проектов