Автор: Абакумова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Специфические речевые ошибки и их мониторинг для учащихся с ОВЗ на I ступени обучения при реализации системы оценки планируемых результатов"
Раздел: начальное образование
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
И ИХ МОНИТОРИНГ
И ИХ МОНИТОРИНГ
В КЛАССАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
В КЛАССАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
НА
НА
I
I
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫПОЛНИЛА:
ВЫПОЛНИЛА:
АБАКУМОВА ВН.,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАОУ СОШ № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
Г. СТАРАЯ РУССА
С 1997 года в нашей школе
работают
классы
для
детей
с
тяжёлыми нарушениями речи
На
данный
момент
в
классах
для
детей
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
обучается
52
человека
Из них нуждаются:
в психологической помощи – 36 чел.
в консультации невролога – 8 чел.
в занятиях с логопедом – 52 чел.
основные нарушения:
- дизартрический компонент – 32 чел.
- лексико-грамматическое недоразвитие – 8 чел.
- дислексия – 22 чел.
- дисграфия – 30 чел.
- дети, не владеющие русским языком – 2 чел.
Нарушения
чтения
и
письма
являются
самыми
распространёнными
дефектами
речи
у
детей
младшего школьного возраста
Расстройства
чтения
и
письма
оказывают
отрицательное влияние на весь процесс обучения,
на школьную адаптацию детей, на формирование
личности и характер всего развития ребёнка
Частичное расстройство чтения и
письма обозначают терминами
дислексия и дисграфия
Дислексия и дисграфия обычно
встречаются в сочетании
Основными симптомами дисграфии
являются специфические ошибки, то
есть ошибки, которые не регулируются
применением орфографических правил
и носят стойкий характер
Ошибки фонематического восприятия –
ошибки на смешение букв по принципу сходства
соответствующих им звуков
Смешение гласных (звенит рочей, клёква)
Смешение звонких/глухих согласных (тавка-
давка, шдёт-ждёт) и т.д.
Ошибки звукового анализа – это ошибки
на искажение звуко-слоговой структуры
слова с нарушением границ между словом
и слогом
Пропуски, вставки, перестановки (сенг-
снег, барт-брат)
Ошибки зрительного восприятия и памяти –
замена по оптическому сходству, искажение
Недописание элементов букв
Добавление лишних элементов
Написание вместо нужных элементов сходных
с ними (у-д-з, в-д)
Аграмматизмы – неправильное
согласование слов в предложениях и
словосочетаниях (яркая солнце, много
карандашов)
•
Несовпадение значения и названия букв
(ракета- [эркета])
•
Несовпадение норм написания и произносительных норм
(что – [што])
•
Каждый читаемый слог произносится с подчёркнутым
ударением
(мама- [м`а-м`а])
•
Фонематическая дислексия
При этой форме дислексии дети не могут
научиться правильно читать в течение двух-
четырёх лет
–
с большим трудом усваивают отдельные буквы, не
могут сливать их в слоги/слова
–
усваивают
буквы
без
особых
трудностей,
но
в
процессе чтения делают большое количество ошибок
–
типичные ошибки, допускаемые в процессе чтения
(пропуски звуков, замены, вставки, перестановки)
Оптическая дислексия
Она заключается в неузнавании букв как
о б о б щ ё н н ы х
г р а ф и ч е с к и х
з н а к о в ,
соответствующих фонем.
У детей с оптической дислексией наблюдается
нарушение зрительного восприятия и вне речи.
Некоторые с трудом различают знакомые лица,
сходные предметы, плохо рисуют.
Акустическая дислексия
При
данном
виде
дислексии
отмечается
не
дифференцированность
слухового
восприятия,
недостаточное развитие звукового анализа.
Дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так
как
буквы
не
воспринимаются
как
сигналы
фонемы.
Частыми являются смешения звуков, сходных по
артикуляции или звучанию.
Аграмматическая дислексия
Она обусловлена ограниченностью словаря и
недоразвитием
грамматических
обобщений
у
детей.
Они
проявляются
в
искажениях
и
заменах
определённых морфем слова в процессе чтения.
Всё
это
вызывает
трудности
понимания
прочитанного.
Моторная дислексия
У детей отмечаются затруднения в движении глаз
при чтении, сужение зрительного поля, частые
потери строки или отдельных слов в строке.
В других случаях нарушается рече-двигательное
во сприятие,
отмечается
не во зможн о сть
вспомнить необходимые речевые движения.
Мнестическая дислексия
Младшие школьники не могут произнести в
определённой последовательности речевой ряд
из пяти-восьми слов
Семантическая дислексия
Трудности в осознании значения слов, проблемы
синтеза звуков в слове, чтение с изолированием
звуков, короткой паузой; чтение по слогам с
нарушением понимания, так как все силы уходят
на преодоление технических трудностей;
нарушения в понимании прочитанного текста
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
УЧАЩИХСЯ
Смешение
звонких
согласных
парными
глухими
Смешение
мягких
согласных
твёрдыми
Смешение в
группе
свистящих и
шипящих
Смешение в
группе
сонорных
согласных
Смешение
йотированных
Смешение букв по принципу сходства соответствующих им звуков
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
УЧАЩИХСЯ
Пропуск
букв в
словах
Вставка
лишних
букв
Пропуск
слогов в
словах
Пере-
становка
букв
Вставка
лишних
слогов
Переста
новка
слогов,
букв
Слияние
нескольких
слов в
одно
Разделе-
ние слов
на части
Искажение звуко – слоговой структуры слов
с нарушением границ между слогом, словом
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
УЧАЩИХСЯ
Недописы-
вание
элементов
Добавление
лишних
элементов
Написание
вместо
нужного
элемента
сходного с
ним
Неправиль-
ное распо-
ложение
букв,
элементов в
пространстве
Неправильное
согласование слов
в предложении
Замена по оптическому сходству; искажения
Аграмматизмы
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Не могут
сливать буквы,
слоги, слова
Делают
ошибки в
процессе
чтения
Трудности в
определении
кол-ва звуков,
в
месторасполо-
жении звуков
Не
определяют
различия в
звуковом
составе слова
Буквы не
осознаются как
графемы
Трудности в
преобразовани
и одной буквы
в другую
Фонематическая дислексия
Оптическая
дислексия
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Буквы не
воспринимаются
как фонемы
Смешение звуков
по звучанию.
артикуляции
Недоразвитие
грамматического
строя речи
Затруднение в
движении глаз
при чтении
Не могут
воспроизвести в
определённой
последовательности
речевой ряд из 5-8
слов
Акустическая
дислексия
Аграммати-
ческая
дислексия
Моторная
дислексия
Мнестическая
дислексия
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Трудности в
осознании слов
Чтение с
изолированием
звуков, короткой
паузой
Чтение по слогам
(нарушение
понимания)
Нарушение в
понимании
прочитанного
текста
Семантическая дислексия
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
2015-2016 УЧ.Г.
АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ
НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2015-2016 УЧ.Г.
МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ
РЕЧИ
ДИСЛЕКСИЯ
Старт
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Фонематическая
12
10
10
9
7
Оптическая
8
6
3
2
2
Акустическая
7
5
4
2
1
Аграмматическая
12
10
8
4
4
Моторная
8
4
3
2
-
Мнестическая
9
7
6
5
5
Семантическая
10
6
4
5
4
МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
старт
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Артикуляцонно-
акустическая
дисграфия
12
9
7
5
3
Ошибки звукового
анализа
11
8
6
5
4
Оптическая
дисграфия
7
6
5
4
4
Аграмматическая
дисграфия
11
10
8
7
6
Содержание образования для детей с ОВЗ
ФГОС
Примерная адаптированная
образовательная основная образовательная
программа
Адаптированная основная образовательная
программа ОО
Учебно- методический комплекс (УМК)
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
выявление особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
возможностей
детей
(в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии);
возможность
освоения
детьми
с
ОВЗ
о сновной
образовательной
программы
начального
общего
образования
и
их
интеграции
в
образовательном
учреждении.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
•
Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с
учетом индивидуальных особенностей)
•
Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
•
Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы,
материала)
•
Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в
своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть
успешным
•
Обязательная организация игровых ситуаций, где есть
возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
•
Организация гибкого временного режима обучения
•
Использование технических средств обучения для каждой
категории детей с ОВЗ.
•
Наличие тьюторов в соответствии с ИОП
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ
•
Выработаны
критерии
оценивания
достижений
каждого
ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным
планом
•
Обеспечена и реализуется возможность самооценивания
•
Используется критериальный, системно- деятельностный
и
дифференцированный
подходы
при
оценивании
ко м п е т е н ц и й
р е б е н к а
в
с о о т в е т с т в и и
с
е г о
индивидуальным учебным планом
Система оценки достижения
планируемых результатов
Психолого- педагогическая
диагностика
Углублённая диагностика развития
ребёнка специалистами (логопед,
дефектолог, психолог)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
ВНЕШНИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Заключение договоров о сотрудничестве с
•
ППМС-центром
•
Методическим центром
•
СКОУ
•
ДОУ
•
Поликлинникой
•
Службами соц. защиты
•
Досуговоми учреждениями
•
Общественными организациями
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Договор с родителями
Технологии организации различных форм
взаимодействия с родителями ребенка
Консультации для родителей
Участие родителей в разработке и реализации
индивидуального учебного плана и индивидуальной
коррекционной программы