Напоминание

"Специфические речевые ошибки и их мониторинг для учащихся с ОВЗ на I ступени обучения при реализации системы оценки планируемых результатов"


Автор: Абакумова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ № 8 с углублённым изучением математики
Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Специфические речевые ошибки и их мониторинг для учащихся с ОВЗ на I ступени обучения при реализации системы оценки планируемых результатов"
Раздел: начальное образование





Назад




СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

И ИХ МОНИТОРИНГ

И ИХ МОНИТОРИНГ

В КЛАССАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

В КЛАССАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

НА

НА

I

I

СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ

СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫПОЛНИЛА:

ВЫПОЛНИЛА:

АБАКУМОВА ВН.,

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАОУ СОШ № 8 С УГЛУБЛЁННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ

Г. СТАРАЯ РУССА

С 1997 года в нашей школе

работают

классы

для

детей

с

тяжёлыми нарушениями речи

На

данный

момент

в

классах

для

детей

с

тяжёлыми

нарушениями

речи

обучается

52

человека

Из них нуждаются:

в психологической помощи – 36 чел.

в консультации невролога – 8 чел.

в занятиях с логопедом – 52 чел.

основные нарушения:

- дизартрический компонент – 32 чел.

- лексико-грамматическое недоразвитие – 8 чел.

- дислексия – 22 чел.

- дисграфия – 30 чел.

- дети, не владеющие русским языком – 2 чел.

Нарушения

чтения

и

письма

являются

самыми

распространёнными

дефектами

речи

у

детей

младшего школьного возраста

Расстройства

чтения

и

письма

оказывают

отрицательное влияние на весь процесс обучения,

на школьную адаптацию детей, на формирование

личности и характер всего развития ребёнка

Частичное расстройство чтения и

письма обозначают терминами

дислексия и дисграфия

Дислексия и дисграфия обычно

встречаются в сочетании

Основными симптомами дисграфии

являются специфические ошибки, то

есть ошибки, которые не регулируются

применением орфографических правил

и носят стойкий характер

Ошибки фонематического восприятия

ошибки на смешение букв по принципу сходства

соответствующих им звуков

Смешение гласных (звенит рочей, клёква)

Смешение звонких/глухих согласных (тавка-

давка, шдёт-ждёт) и т.д.

Ошибки звукового анализа – это ошибки

на искажение звуко-слоговой структуры

слова с нарушением границ между словом

и слогом

Пропуски, вставки, перестановки (сенг-

снег, барт-брат)

Ошибки зрительного восприятия и памяти

замена по оптическому сходству, искажение

Недописание элементов букв

Добавление лишних элементов

Написание вместо нужных элементов сходных

с ними (у-д-з, в-д)

Аграмматизмы – неправильное

согласование слов в предложениях и

словосочетаниях (яркая солнце, много

карандашов)

Несовпадение значения и названия букв

(ракета- [эркета])

Несовпадение норм написания и произносительных норм

(что – [што])

Каждый читаемый слог произносится с подчёркнутым

ударением

(мама- [м`а-м`а])

Фонематическая дислексия

При этой форме дислексии дети не могут

научиться правильно читать в течение двух-

четырёх лет

с большим трудом усваивают отдельные буквы, не

могут сливать их в слоги/слова

усваивают

буквы

без

особых

трудностей,

но

в

процессе чтения делают большое количество ошибок

типичные ошибки, допускаемые в процессе чтения

(пропуски звуков, замены, вставки, перестановки)

Оптическая дислексия

Она заключается в неузнавании букв как

о б о б щ ё н н ы х

г р а ф и ч е с к и х

з н а к о в ,

соответствующих фонем.

У детей с оптической дислексией наблюдается

нарушение зрительного восприятия и вне речи.

Некоторые с трудом различают знакомые лица,

сходные предметы, плохо рисуют.

Акустическая дислексия

При

данном

виде

дислексии

отмечается

не

дифференцированность

слухового

восприятия,

недостаточное развитие звукового анализа.

Дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так

как

буквы

не

воспринимаются

как

сигналы

фонемы.

Частыми являются смешения звуков, сходных по

артикуляции или звучанию.

Аграмматическая дислексия

Она обусловлена ограниченностью словаря и

недоразвитием

грамматических

обобщений

у

детей.

Они

проявляются

в

искажениях

и

заменах

определённых морфем слова в процессе чтения.

Всё

это

вызывает

трудности

понимания

прочитанного.

Моторная дислексия

У детей отмечаются затруднения в движении глаз

при чтении, сужение зрительного поля, частые

потери строки или отдельных слов в строке.

В других случаях нарушается рече-двигательное

во сприятие,

отмечается

не во зможн о сть

вспомнить необходимые речевые движения.

Мнестическая дислексия

Младшие школьники не могут произнести в

определённой последовательности речевой ряд

из пяти-восьми слов

Семантическая дислексия

Трудности в осознании значения слов, проблемы

синтеза звуков в слове, чтение с изолированием

звуков, короткой паузой; чтение по слогам с

нарушением понимания, так как все силы уходят

на преодоление технических трудностей;

нарушения в понимании прочитанного текста

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

УЧАЩИХСЯ

Смешение

звонких

согласных

парными

глухими

Смешение

мягких

согласных

твёрдыми

Смешение в

группе

свистящих и

шипящих

Смешение в

группе

сонорных

согласных

Смешение

йотированных

Смешение букв по принципу сходства соответствующих им звуков

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

УЧАЩИХСЯ

Пропуск

букв в

словах

Вставка

лишних

букв

Пропуск

слогов в

словах

Пере-

становка

букв

Вставка

лишних

слогов

Переста

новка

слогов,

букв

Слияние

нескольких

слов в

одно

Разделе-

ние слов

на части

Искажение звуко – слоговой структуры слов

с нарушением границ между слогом, словом

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

УЧАЩИХСЯ

Недописы-

вание

элементов

Добавление

лишних

элементов

Написание

вместо

нужного

элемента

сходного с

ним

Неправиль-

ное распо-

ложение

букв,

элементов в

пространстве

Неправильное

согласование слов

в предложении

Замена по оптическому сходству; искажения

Аграмматизмы

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Не могут

сливать буквы,

слоги, слова

Делают

ошибки в

процессе

чтения

Трудности в

определении

кол-ва звуков,

в

месторасполо-

жении звуков

Не

определяют

различия в

звуковом

составе слова

Буквы не

осознаются как

графемы

Трудности в

преобразовани

и одной буквы

в другую

Фонематическая дислексия

Оптическая

дислексия

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Буквы не

воспринимаются

как фонемы

Смешение звуков

по звучанию.

артикуляции

Недоразвитие

грамматического

строя речи

Затруднение в

движении глаз

при чтении

Не могут

воспроизвести в

определённой

последовательности

речевой ряд из 5-8

слов

Акустическая

дислексия

Аграммати-

ческая

дислексия

Моторная

дислексия

Мнестическая

дислексия

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

Трудности в

осознании слов

Чтение с

изолированием

звуков, короткой

паузой

Чтение по слогам

(нарушение

понимания)

Нарушение в

понимании

прочитанного

текста

Семантическая дислексия

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

УЧАЩИХСЯ

2015-2016 УЧ.Г.

АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ

НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

2015-2016 УЧ.Г.

МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ

РЕЧИ

ДИСЛЕКСИЯ

Старт

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Фонематическая

12

10

10

9

7

Оптическая

8

6

3

2

2

Акустическая

7

5

4

2

1

Аграмматическая

12

10

8

4

4

Моторная

8

4

3

2

-

Мнестическая

9

7

6

5

5

Семантическая

10

6

4

5

4

МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ

РЕЧИ

старт

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Артикуляцонно-

акустическая

дисграфия

12

9

7

5

3

Ошибки звукового

анализа

11

8

6

5

4

Оптическая

дисграфия

7

6

5

4

4

Аграмматическая

дисграфия

11

10

8

7

6

Содержание образования для детей с ОВЗ

ФГОС

Примерная адаптированная

образовательная основная образовательная

программа

Адаптированная основная образовательная

программа ОО

Учебно- методический комплекс (УМК)

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

выявление особых образовательных потребностей детей с

ограниченными возможностями здоровья, обусловленных

недостатками в их физическом и (или) психическом

развитии;

осуществление

индивидуально

ориентированной

психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с

учетом

особенностей

психофизического

развития

и

индивидуальных

возможностей

детей

соответствии

с

рекомендациями

психолого-медико-педагогической

комиссии);

возможность

освоения

детьми

с

ОВЗ

о сновной

образовательной

программы

начального

общего

образования

и

их

интеграции

в

образовательном

учреждении.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с

учетом индивидуальных особенностей)

Организация деятельности и сотрудничества в малых группах

Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы,

материала)

Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в

своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть

успешным

Обязательная организация игровых ситуаций, где есть

возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

Организация гибкого временного режима обучения

Использование технических средств обучения для каждой

категории детей с ОВЗ.

Наличие тьюторов в соответствии с ИОП

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ

Выработаны

критерии

оценивания

достижений

каждого

ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным

планом

Обеспечена и реализуется возможность самооценивания

Используется критериальный, системно- деятельностный

и

дифференцированный

подходы

при

оценивании

ко м п е т е н ц и й

р е б е н к а

в

с о о т в е т с т в и и

с

е г о

индивидуальным учебным планом

Система оценки достижения

планируемых результатов

Психолого- педагогическая

диагностика

Углублённая диагностика развития

ребёнка специалистами (логопед,

дефектолог, психолог)

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ВНЕШНИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Заключение договоров о сотрудничестве с

ППМС-центром

Методическим центром

СКОУ

ДОУ

Поликлинникой

Службами соц. защиты

Досуговоми учреждениями

Общественными организациями

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Договор с родителями

Технологии организации различных форм

взаимодействия с родителями ребенка

Консультации для родителей

Участие родителей в разработке и реализации

индивидуального учебного плана и индивидуальной

коррекционной программы



В раздел образования