Автор: Захарова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Курманаевская сош"
Населённый пункт: село Курманаевка Оренбургской области
Наименование материала: конспект урока чтения
Тема: Г. Новицкая. Подснежник. В. Берестов. Мать-и-мачеха.
Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык
Класс: 3А дата: 04.04.2016г.
Тема урока: Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...».
Дидактическая цель: развивать учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
личностные: становление интереса к литературному чтению, положительного отношения к урокам чтения. Появление элементов коммуникативного и
социального мотивов изучения литературного чтения, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи. Осознание социальных, личностных
мотивов изучения чтения.
предметные:
знакомство с произведениями разных авторов о весне.
развивать умение выразительно читать стихотворения;
расширять кругозор детей
через познавательную активность; прививать любовь к поэзии.
Метапредметные:
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение; участвовать в общей беседе, стараясь
соблюдать правила общения; высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаясь объяснять его; слушать и стараться понимать выступления
других; строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных
речевых задач.
Регулятивные: выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; действовать по намеченному плану, а
также по инструкциям, представленным в словесной или схематичной форме (под контролем учителя); выполнять действия самоконтроля.
Познавательные: находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;
Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. Осуществлять
анализ, синтез, сравнение, классификацию материала по заданным критериям. Понимать общий способ решения ряда речевых задач, ориентироваться на
него при решении конкретных задач.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-исследовательский, поисковый,
Формы обучения: парная, групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Средства обучения. Карточки, учебник, ТПО, презентация, проектор
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
УУД, формируемые на уроке
1.Организационный
момент. Мотивация
Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему
урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее
настроение.
Коммуникативные: Участвовать в
совместной деятельности; отвечать на
вопросы, высказывать своё мнение
Личностные: Становление интереса к
чтению, положительного отношения к урокам
чтения
2. Актуализация знаний
учащихся
Проверка домашнего задания, пересказ, рисунки.
Коммуникативные: Участвовать в
совместной деятельности; отвечать на
вопросы, высказывать своё мнение
Личностные: Становление интереса и
положительного отношения к урокам чтения
Регулятивные: выполнять учебные действия
3. Постановка целей и
задач урока
- Итак, прочитайте запись (на доске) и назовите пропущенное слово
Я - (Весна) - красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
- Назовите ключевое слово.
Послушайте легенду
Личностные: установление связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом;
Регулятивные: планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: находить необходимую
информацию в материалах учебника
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом да Ветром решила
не пускать на Землю весну. Но несколько белых снежинок превратились в
белоснежные цветы. Они расправили свои лепестки и попросили защиты у
Солнышка. Оно заметило цветы, согрело их своим теплом. По цветам
Весна и нашла дорогу. С тех пор эти цветы появляются из-под снега
самыми первыми.
- Кто может сформулировать тему урока? О чём пойдет речь? Какие цели
поставим?
4.Работа над
произведениями
1 группа. Работа над стихотворением Г.М. Новицкая. Подснежник.
А) Сообщение о жизни и творчестве. Расскажите о творчестве поэта
Галина Михайловна Новицкая (1933-2000) - поэтесса, прозаик,
переводчик.
Родилась и всю жизнь прожила в Ленинграде – Санкт-Петербурге.
Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была узником
фашистских лагерей на территории Литвы.
В 1956 году Г. Новицкая окончила радиотехническое училище в
Ленинграде.
Стихи Галина Новицкая начала писать рано, ещё в четвёртом классе
школы. Позже занималась в литературном объединении при газете
«Смена», которое вёл поэт Г. Б. Гоппе.
Первая газетная публикация Галины Новицкой была в 1957 году.
С 1960 года профессиональный литератор.
Первая книга лирики для взрослых – «Колючая красота» - вышла в 1968.
б
) Прочитайте стихотворение, озаглавьте его. Ответьте на вопросы в
учебнике на стр. 156
-Какие чувства испытывает подснежник, спеша к нам на Землю?
Регулятивные: действовать по намеченному
плану, а также по инструкциям,
представленным в словесной или
схематичной форме (под контролем учителя);
Познавательные:находить необходимую
информацию в материалах учебника, в том
числе в словарях, применять её для решения
практических задач.
Коммуникативные:участвовать в общей
беседе, стараясь соблюдать правила общения;
высказывать своё мнение по обсуждаемым
вопросам, пытаясь объяснять его; слушать и
стараться понимать выступления других;
- Чему он радуется?
Работа над выразительностью
- С какой интонацией нужно читать стихотворение?
- Как относится автор к подснежнику? Мы должны показать интонацией
его отношение к цветку. Какие строчки это подсказывают? (Не сорву, а
только дотронусь до цветка). Он относится к подснежнику как к живому
человеку, хочет защитить его, понимая, какой он маленький и
беззащитный.
- Позовём на помощь волшебника- логическое ударение. Отметьте
карандашом в тексте слова, которые вам хотелось бы отметить голосом.
В)
Представь, что ты подснежник из стихотворения. Поразмышляй с
опорой на текст:
- Где я?
- Что я слышу?
- Что чувствую?
- Почему меня назвали новосёлом?
2 группа. А)Сообщение о писателе
Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт,
писатель, переводчик.
Родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске Калужской области в семье
учителя. Читать научился в четыре года, и еще в детстве начал писать
стихи. Во время Великой Отечественной войны семья Берестовых
оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось
познакомиться с Надеждой Мандельштам, Анной Ахматовой, Корнеем
Чуковским. К. И.
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал
детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в
девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и
архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001
г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов
много времени уделял передачам по радио и телевидению. Он сочинял
музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
Умер Валентин Берестов 15 апреля 1998 года в Москве.
Б )Прочитайте произведение В. Берестова с. 156-158.Озаглавьте его.
В) Ответьте на вопросы стр. 158. Выпишите антонимы (слова с
противоположным значением).
3 группа. Расскажите о Николае Васильевиче Гоголе.
Р
одился Николай Васильевич 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы
Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в
семье было 12 детей. В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там
он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался
литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю
удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на
литературном поприще.В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены
поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже.
Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего
произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в
Петербурге. Он умер 21 февраля 1852 года.
Прочитайте произведение с. 159 Н.В.Гоголя и ответьте на вопросы на стр.159-160
5. Контроль усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок и
их коррекция.
ОТВЕТЫ ГРУПП
Познавательные: Осуществлять анализ,
синтез, сравнение, классификацию языкового
материала по заданным критериям.
Коммуникативные:Участвовать в диалоге, в
общей беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения (не перебивать,
выслушивать собеседника), вступать в
учебное сотрудничество с одноклассниками,
оказывать взаимопомощь, проявлять
доброжелательное отношение.
Личностные: Осознание социальных,
личностных мотивов изучения русского языка.
6. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Стр. 155-160 выр.чит.,
Познавательные: Анализировать,
сравнивать, высказывать догадки,
устанавливать причинно-следственные связи,
делать умозаключения.
Коммуникативные: умение с помощью
вопросов выяснять недостающую
информацию.
7. Итог урока.
Рефлексия
деятельности учащихся.
- Весной разбужены эти прекрасные весенние цветы, а какие чувства проснулись
сегодня в вашей душе?
- Что вас особенно удивило?
- Давайте попробуем подвести итог нашей творческой мастерской и сочиним
вместе небольшой рассказ.
Завершая наш урок, я предлагаю вам охарактеризовать весну. Подберите на
каждую букву слова «Весна» слова, которые отражают ее основные признаки
(вид педагогической технологии «Круги на воде») . Дети характеризуют Весну,
олицетворяя ее.
В -
Регулятивные:Регулятивные: умение
контролировать свою деятельность по
результату; умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Личностные: формирование адекватной
позитивной осознанной самооценки и
самопринятия.
Е -
С -
Н -
А -