Автор: Захарова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Курманаевская сош"
Населённый пункт: село Курманаевка Оренбургской области
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Что ты знаешь о словах"
Раздел: начальное образование
Предмет: русский язык
Класс: 3а
Учитель: Захарова Е.В.
Тема урока: Что ты знаешь о словах?
Дидактическая цель: Развивать учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Предметные:
Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах
предложения.
Метапредметные УУД:
Личностные: Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка (Л-1)
Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. (Л-2)
Укрепление интереса к изучению русского языка.(Л-3)
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. (Л-4)
Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение. (К-1)
Участвовать в общей беседе, в совместной деятельности.(К-2)
Повышать точность речи за счёт выбора языковых средств. (К-3)
Умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.(К-4)
Познавательные: Анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.
Целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию. Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах.
Регулятивные: выполнять учебные действия.(Р-1). Планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и
умственной форме, контролировать процесс решения и результат. (Р-2)
Планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме, контролировать процесс решения и
результат. Понимать и сохранять учебную задачу. Умение контролировать свою деятельность по результату. Умение адекватно понимать оценку взрослого
и сверстника
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-исследовательский, поисковый,
Формы обучения: парная, групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная
Средства обучения. Карточки, учебник, ТПО, презентация, проектор
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
УУД, формируемые на уроке
1.Мотивация и
стимулирование
учебной деятельности
Стихотворение
Разные слова живут на белом свете,
Всякие слова гуляют по планете:
Ясные и смелые,
Добрые и злые…
Лишь бы говорили,
Лишь бы не немые.
Словом можно вылечить,
А можно и обидеть,
Словом можно выручить,
Можно ненавидеть.
Есть слова любимые,
Нежные, приятные,
Есть слова счастливые,
Всем всегда понятные ---
Коммуникативные: Участвовать в
совместной деятельности; отвечать на
вопросы, высказывать своё мнение
Личностные: Становление интереса к
русскому языку, положительного отношения к
урокам русского языка
Регулятивные: выполнять учебные действия
Добро и радость, мир и счастье
Помогут нам в любых несчастьях.
Улыбки, детство, мама, дом
Для нас растопят лёд кругом,
В сердце проникают,
В нём живут и зреют,
Наше настроение выразить умеют.
Догадались? О чём пойдёт речь на уроке? Слайд 1
Конечно о словах: о загадках и тайнах, о научных секретах слов.
2. Проверка домашнего
задания. Актуализация
знаний учащихся
-Прочитайте тему урока. Соберите свои знания и дайте ответ на
вопрос заголовка. (Дети отвечают).
Прочитайте, о чём мы с вами не сказали?
(Это и будет наш план урока). Слайд 2
Познавательные: Анализировать,
сравнивать, высказывать догадки,
устанавливать причинно-следственные связи,
делать умозаключения.
Коммуникативные: Участвовать в
коллективном обсуждении вопросов, в
совместной деятельности. Высказывать своё
мнение, слушать мнения других.
Регулятивные: Планировать свои действия
для решения новых задач письма,
осуществлять их в речевой и умственной
форме, контролировать процесс решения и
результат.
3. Постановка целей и
задач урока
Постарайтесь теперь сформулировать цель урока (выбор нужного
варианта. Слайд 3
Сегодня на уроке:
1.
Обобщить знания о лексическом и грамматическом
Личностные:. Осознание необходимости
контроля за качеством своей речи, за её
правильностью.
Регулятивные: Планировать свои действия
для решения новых задач письма,
значениях слова.
2.
Повторить таблицу умножения.
3.
Будем
учиться
говорить
с
чувством,
с
толком,
с
расстановкой.
4.
Познакомиться
с
частями
речи
и
членами
предложения.
Развивать умения решать орфографические задачи
осуществлять их в речевой и умственной
форме, контролировать процесс решения и
результат.Понимать и сохранять учебную
задачу.
Познавательные: Целенаправленно слушать
учителя (или читать), получать и использовать
информацию.
4. Первичное
закрепление с
формированием УУД
Я задумала такие слова. Что вам о них известно? (Какая часть слова
вам известна?) (А что можно сказать о словах по окончанию?)Слайд3
Часть речи, число, род, падеж, время и т. д.)
Значит, у окончания есть своё значение – как оно называется?
(значение окончания, грамматическое значение).
Итак,
грамматическое
значение
слова
заключается
в
его
окончании.
Если
задуманные
слова
---
глаголы,
что
можно
сказать
о
словах? (Прошедшее время глагола, род, число).
Запишите примеры.
Если
задуманные
слова
–
имена
существительные,
что
о
каждом можно сказать? ( Род, число, падеж). Слайд5
Запишите примеры. Прочитайте.
А
какое
значение
появилось
в
ваших
словах?
Почему?
(появился смысл, основа, корень.) Как называется такое значение?
(Лексическое, значение основы).
Найдите
лишнее
слово.
Почему?
(Отличается
лексическим
Познавательные: Анализировать,
сравнивать, высказывать догадки,
устанавливать причинно-следственные связи,
делать умозаключения.
Регулятивные:
Планировать свои действия для решения
новых задач письма, осуществлять их в
речевой и умственной форме, контролировать
процесс решения и результат.
Познавательные: Читать учебный текст и
находить в нём ответы на поставленные
вопросы; использовать информацию для
решения практических задач.
значением).
Расскажи,
что
можешь,
о
таких
словах.
(Чем
имя
прилагательное
отличается
от
имени
существительного).
(Изменяется по родам). Слайд 6.
Итак, обобщаем, какие значения есть у слова? Слайд 7
5. Творческое
применение и
добывание знаний в
новой ситуации
(проблемное задание)
1.
Кто
вам
помогает
узнать
значение
незнакомого
слова?
(Мама, учитель,…) А ещё что? (Толковый словарь).
Стоят
на
книжной
полке
в
классе
4
толстых
тома
---
«Толковый словарь живого великорусского языка».
Достанем
4
том,
откроем
на
слове
«Словарь».
Читаем:
«Словарь
–
сборник
слов,
речений,
т.е.
выражений
какого-либо
языка».
Значит, в 4
х
книгах собраны русские слова. Составитель
словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше
слов народных --- живого языка.
Как вы понимаете Толковый словарь?
«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение».
Познавательные: Осуществлять
целенаправленные наблюдения, анализ,
сравнение; устанавливать причинно-
следственные связи, делать выводы,
фиксировать их в схемах
Коммуникативные: Участвовать в общей
беседе, в совместной деятельности. Повышать
точность речи за счёт выбора языковых
средств
Регулятивные: Понимать и сохранять
учебную задачу
Личностные: Укрепление интереса к
В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены,
в нём раскрыты смысл и значение каждого слова.
В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около
двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре,
собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль.
Знакома ли вам эта фамилия?
В. И. Даль жил давным давно, в старые незапамятные времена. Даль был
близко знаком с А. С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым. А. С. Пушкин
подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью:
«Сказочнику Казаку Луганскому – А. Пушкин».
-Теперь обратимся к истории слова.
Сообщение)
Слово каникулы известно очень давно. Оно пришло из древнего
языка и переводится как собачьи дни. Вот объяснение учёных.
Люди хорошо знали созвездие Большой Пёс. В нём самую яркую
звезду
называли
собачкой.
На
языке
тех
людей
это
было
слово
«каникула». Летом в самые жаркие дни солнце проходило через это
созвездие.
На
жару
люди
делали
перерыв
в
занятиях.
Наступала
«каникула».
Сегодня у этого слова нет ед. ч. Есть только множественное. Слово
каникулы и сейчас означает перерыв в занятиях.
А вот такие слова как «боярин», «государь» уходят из нашей речи и
живут только в исторических книгах. А сколько слов у человека?
И много, и мало. У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он
подрастёт
–
у
него
их
десятки,
потом
сотни…
Чем
больше
слов
изучению русского языка.
человек знает, тем легче ему выражать чувства.
А много ли слов у народа?
У народа слов ещё больше. Вот собиратель слов, которыми богат наш
народ и был В. И. Даль.
Какие ещё вы знаете словари?
Прочитайте слова. Слайд 10
Сформулируйте
сами
задание.
(Решить
орфографические
задачи).
Что значит орфограмма в слове?
Что нужно знать, чтобы решить орфографические задачи?
(В какой части слова находится орфограмма, между какими
буквами будем выбирать, какие действия нужно выполнить).
( В данном случае --- определить часть речи: если имя сущ.
то.., а если глагол то…).
На какие группы можно разделить слова?
Запишите слова по группам.
ПРОВЕРЬ!СЛАЙД 11
Какие слова записаны сразу в 2 столбика?
(Печь-печь, течь-течь, плачь-плач).
Почему? (Слова имеют разное значение).
Может,
кто-нибудь
знает,
как
называются
такие
слова?
(омонимы)
Дайте
характеристику
словам
1
столбика.
Какую
работу
выполняет ь знак?
Итак, правописание слов зависит от того, какое лексическое
значение и к какой части речи относится. Слайд 12
Вставь пропущенную букву, слайд 13
ЗАП.ВАЕТ
(Дети предлагают варианты). Докажи!
Что нужно знать о слове, чтобы решить орфографическую
задачу?
(Лексическое значение, состав слова, правило).
Самостоятельная работа.
Почему
слова,
которые
звучат
одинаково,
пишутся
по-
разному? (разное лексическое значение)
Внимательно посмотрите на задание. Слайд 14
Что
есть
в
этом
задании?
(Ошибка).
Наш
иностранный
друг
выбирал из слов --- однокоренные. Правильно ли он выполнил
задание? Найди слова включённые ошибочно. Почему?
!
Весна, вес, веснушки, весенний, весёлый.
О каких действиях забыл иностранец, выполняя задание?
Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу.
Придумайте и запишите предложение, в которое вошли бы сразу 2
однокоренных слова: весна и веснушки.
Какое
название
получают
слова,
когда
попадают
в
предложение? (Члены предложения).
Ко всем ли словам относится это название? Поясните.
Выбери предложение, где слово весна является подлежащим.
Слайд 15
Ты любишь весну?
Весну объявили грачи.
Весна выдалась ровная, дружная.
Расскажите
о
весне
глаголами…(Идёт,
летит,
таять,
капать,
синеть,
зеленеть,
дышать,
затоплять,
искриться,
блестеть,
веселить,
любоваться,
оттаивать,
запестреть,
отражается,
слышится…).
Расскажите о весне стихами…
Теперь работа в группах. Слайд 16
Теперь работа в группах.
Расскажи всё, что ты знаешь о слове слайд 17.
6. Информация о
домашнем задании,
инструктаж по его
выполнению.
Упр. 554
Познавательные: Анализировать, сравнивать,
высказывать догадки, устанавливать
причинно-следственные связи, делать
умозаключения.
Коммуникативные: умение с помощью
вопросов выяснять недостающую
информацию.
7. Итог урока.
Рефлексия
деятельности учащихся.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Какое задание показалось самым интересным?
Запишите предложение и поставьте знак ( !, ?, . , …).
Теперь я знаю всё о слове (. ! ? …).
Регулятивные: умение контролировать свою
деятельность по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника
Личностные: формирование адекватной
позитивной осознанной самооценки и
самопринятия