Напоминание

"Что ты знаешь о словах"


Автор: Захарова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Курманаевская сош"
Населённый пункт: село Курманаевка Оренбургской области
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Что ты знаешь о словах"
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: русский язык

Класс: 3а

Учитель: Захарова Е.В.

Тема урока: Что ты знаешь о словах?

Дидактическая цель: Развивать учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Предметные:

Систематизировать и углубить знания о частях речи и их грамматических признаках; обобщить знания об изученных членах

предложения.

Метапредметные УУД:

Личностные: Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка (Л-1)

Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. (Л-2)

Укрепление интереса к изучению русского языка.(Л-3)

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. (Л-4)

Коммуникативные: Участвовать в совместной деятельности; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение. (К-1)

Участвовать в общей беседе, в совместной деятельности.(К-2)

Повышать точность речи за счёт выбора языковых средств. (К-3)

Умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.(К-4)

Познавательные: Анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию. Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах.

Регулятивные: выполнять учебные действия.(Р-1). Планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и

умственной форме, контролировать процесс решения и результат. (Р-2)

Планировать свои действия для решения новых задач письма, осуществлять их в речевой и умственной форме, контролировать процесс решения и

результат. Понимать и сохранять учебную задачу. Умение контролировать свою деятельность по результату. Умение адекватно понимать оценку взрослого

и сверстника

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-исследовательский, поисковый,

Формы обучения: парная, групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная

Средства обучения. Карточки, учебник, ТПО, презентация, проектор

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на уроке

1.Мотивация и

стимулирование

учебной деятельности

Стихотворение

Разные слова живут на белом свете,

Всякие слова гуляют по планете:

Ясные и смелые,

Добрые и злые…

Лишь бы говорили,

Лишь бы не немые.

Словом можно вылечить,

А можно и обидеть,

Словом можно выручить,

Можно ненавидеть.

Есть слова любимые,

Нежные, приятные,

Есть слова счастливые,

Всем всегда понятные ---

Коммуникативные: Участвовать в

совместной деятельности; отвечать на

вопросы, высказывать своё мнение

Личностные: Становление интереса к

русскому языку, положительного отношения к

урокам русского языка

Регулятивные: выполнять учебные действия

Добро и радость, мир и счастье

Помогут нам в любых несчастьях.

Улыбки, детство, мама, дом

Для нас растопят лёд кругом,

В сердце проникают,

В нём живут и зреют,

Наше настроение выразить умеют.

Догадались? О чём пойдёт речь на уроке? Слайд 1

Конечно о словах: о загадках и тайнах, о научных секретах слов.

2. Проверка домашнего

задания. Актуализация

знаний учащихся

-Прочитайте тему урока. Соберите свои знания и дайте ответ на

вопрос заголовка. (Дети отвечают).

Прочитайте, о чём мы с вами не сказали?

(Это и будет наш план урока). Слайд 2

Познавательные: Анализировать,

сравнивать, высказывать догадки,

устанавливать причинно-следственные связи,

делать умозаключения.

Коммуникативные: Участвовать в

коллективном обсуждении вопросов, в

совместной деятельности. Высказывать своё

мнение, слушать мнения других.

Регулятивные: Планировать свои действия

для решения новых задач письма,

осуществлять их в речевой и умственной

форме, контролировать процесс решения и

результат.

3. Постановка целей и

задач урока

Постарайтесь теперь сформулировать цель урока (выбор нужного

варианта. Слайд 3

Сегодня на уроке:

1.

Обобщить знания о лексическом и грамматическом

Личностные:. Осознание необходимости

контроля за качеством своей речи, за её

правильностью.

Регулятивные: Планировать свои действия

для решения новых задач письма,

значениях слова.

2.

Повторить таблицу умножения.

3.

Будем

учиться

говорить

с

чувством,

с

толком,

с

расстановкой.

4.

Познакомиться

с

частями

речи

и

членами

предложения.

Развивать умения решать орфографические задачи

осуществлять их в речевой и умственной

форме, контролировать процесс решения и

результат.Понимать и сохранять учебную

задачу.

Познавательные: Целенаправленно слушать

учителя (или читать), получать и использовать

информацию.

4. Первичное

закрепление с

формированием УУД

Я задумала такие слова. Что вам о них известно? (Какая часть слова

вам известна?) (А что можно сказать о словах по окончанию?)Слайд3

Часть речи, число, род, падеж, время и т. д.)

Значит, у окончания есть своё значение – как оно называется?

(значение окончания, грамматическое значение).

Итак,

грамматическое

значение

слова

заключается

в

его

окончании.

Если

задуманные

слова

---

глаголы,

что

можно

сказать

о

словах? (Прошедшее время глагола, род, число).

Запишите примеры.

Если

задуманные

слова

имена

существительные,

что

о

каждом можно сказать? ( Род, число, падеж). Слайд5

Запишите примеры. Прочитайте.

А

какое

значение

появилось

в

ваших

словах?

Почему?

(появился смысл, основа, корень.) Как называется такое значение?

(Лексическое, значение основы).

Найдите

лишнее

слово.

Почему?

(Отличается

лексическим

Познавательные: Анализировать,

сравнивать, высказывать догадки,

устанавливать причинно-следственные связи,

делать умозаключения.

Регулятивные:

Планировать свои действия для решения

новых задач письма, осуществлять их в

речевой и умственной форме, контролировать

процесс решения и результат.

Познавательные: Читать учебный текст и

находить в нём ответы на поставленные

вопросы; использовать информацию для

решения практических задач.

значением).

Расскажи,

что

можешь,

о

таких

словах.

(Чем

имя

прилагательное

отличается

от

имени

существительного).

(Изменяется по родам). Слайд 6.

Итак, обобщаем, какие значения есть у слова? Слайд 7

5. Творческое

применение и

добывание знаний в

новой ситуации

(проблемное задание)

1.

Кто

вам

помогает

узнать

значение

незнакомого

слова?

(Мама, учитель,…) А ещё что? (Толковый словарь).

Стоят

на

книжной

полке

в

классе

4

толстых

тома

---

«Толковый словарь живого великорусского языка».

Достанем

4

том,

откроем

на

слове

«Словарь».

Читаем:

«Словарь

сборник

слов,

речений,

т.е.

выражений

какого-либо

языка».

Значит, в 4

х

книгах собраны русские слова. Составитель

словаря очень заботился о том, чтобы в его собрание попало больше

слов народных --- живого языка.

Как вы понимаете Толковый словарь?

«Толковать – объяснять, давать (чему) толк, смысл, значение».

Познавательные: Осуществлять

целенаправленные наблюдения, анализ,

сравнение; устанавливать причинно-

следственные связи, делать выводы,

фиксировать их в схемах

Коммуникативные: Участвовать в общей

беседе, в совместной деятельности. Повышать

точность речи за счёт выбора языковых

средств

Регулятивные: Понимать и сохранять

учебную задачу

Личностные: Укрепление интереса к

В толковом словаре не просто собраны слова, но и объяснены,

в нём раскрыты смысл и значение каждого слова.

В «Толковом словаре Живого великорусского языка» около

двухсот тысяч (200000) слов. Все эти слова, которые есть в словаре,

собрал и объяснил один человек Владимир Иванович Даль.

Знакома ли вам эта фамилия?

В. И. Даль жил давным давно, в старые незапамятные времена. Даль был

близко знаком с А. С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым. А. С. Пушкин

подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью:

«Сказочнику Казаку Луганскому – А. Пушкин».

-Теперь обратимся к истории слова.

Сообщение)

Слово каникулы известно очень давно. Оно пришло из древнего

языка и переводится как собачьи дни. Вот объяснение учёных.

Люди хорошо знали созвездие Большой Пёс. В нём самую яркую

звезду

называли

собачкой.

На

языке

тех

людей

это

было

слово

«каникула». Летом в самые жаркие дни солнце проходило через это

созвездие.

На

жару

люди

делали

перерыв

в

занятиях.

Наступала

«каникула».

Сегодня у этого слова нет ед. ч. Есть только множественное. Слово

каникулы и сейчас означает перерыв в занятиях.

А вот такие слова как «боярин», «государь» уходят из нашей речи и

живут только в исторических книгах. А сколько слов у человека?

И много, и мало. У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он

подрастёт

у

него

их

десятки,

потом

сотни…

Чем

больше

слов

изучению русского языка.

человек знает, тем легче ему выражать чувства.

А много ли слов у народа?

У народа слов ещё больше. Вот собиратель слов, которыми богат наш

народ и был В. И. Даль.

Какие ещё вы знаете словари?

Прочитайте слова. Слайд 10

Сформулируйте

сами

задание.

(Решить

орфографические

задачи).

Что значит орфограмма в слове?

Что нужно знать, чтобы решить орфографические задачи?

(В какой части слова находится орфограмма, между какими

буквами будем выбирать, какие действия нужно выполнить).

( В данном случае --- определить часть речи: если имя сущ.

то.., а если глагол то…).

На какие группы можно разделить слова?

Запишите слова по группам.

ПРОВЕРЬ!СЛАЙД 11

Какие слова записаны сразу в 2 столбика?

(Печь-печь, течь-течь, плачь-плач).

Почему? (Слова имеют разное значение).

Может,

кто-нибудь

знает,

как

называются

такие

слова?

(омонимы)

Дайте

характеристику

словам

1

столбика.

Какую

работу

выполняет ь знак?

Итак, правописание слов зависит от того, какое лексическое

значение и к какой части речи относится. Слайд 12

Вставь пропущенную букву, слайд 13

ЗАП.ВАЕТ

(Дети предлагают варианты). Докажи!

Что нужно знать о слове, чтобы решить орфографическую

задачу?

(Лексическое значение, состав слова, правило).

Самостоятельная работа.

Почему

слова,

которые

звучат

одинаково,

пишутся

по-

разному? (разное лексическое значение)

Внимательно посмотрите на задание. Слайд 14

Что

есть

в

этом

задании?

(Ошибка).

Наш

иностранный

друг

выбирал из слов --- однокоренные. Правильно ли он выполнил

задание? Найди слова включённые ошибочно. Почему?

!

Весна, вес, веснушки, весенний, весёлый.

О каких действиях забыл иностранец, выполняя задание?

Выпиши однокоренные слова, разбери их по составу.

Придумайте и запишите предложение, в которое вошли бы сразу 2

однокоренных слова: весна и веснушки.

Какое

название

получают

слова,

когда

попадают

в

предложение? (Члены предложения).

Ко всем ли словам относится это название? Поясните.

Выбери предложение, где слово весна является подлежащим.

Слайд 15

Ты любишь весну?

Весну объявили грачи.

Весна выдалась ровная, дружная.

Расскажите

о

весне

глаголами…(Идёт,

летит,

таять,

капать,

синеть,

зеленеть,

дышать,

затоплять,

искриться,

блестеть,

веселить,

любоваться,

оттаивать,

запестреть,

отражается,

слышится…).

Расскажите о весне стихами…

Теперь работа в группах. Слайд 16

Теперь работа в группах.

Расскажи всё, что ты знаешь о слове слайд 17.

6. Информация о

домашнем задании,

инструктаж по его

выполнению.

Упр. 554

Познавательные: Анализировать, сравнивать,

высказывать догадки, устанавливать

причинно-следственные связи, делать

умозаключения.

Коммуникативные: умение с помощью

вопросов выяснять недостающую

информацию.

7. Итог урока.

Рефлексия

деятельности учащихся.

Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Какое задание показалось самым интересным?

Запишите предложение и поставьте знак ( !, ?, . , …).

Теперь я знаю всё о слове (. ! ? …).

Регулятивные: умение контролировать свою

деятельность по результату; умение адекватно

понимать оценку взрослого и сверстника

Личностные: формирование адекватной

позитивной осознанной самооценки и

самопринятия



В раздел образования