Автор: Мачкевская Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №19
Населённый пункт: Город Севастополь, Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие полноценного навыка чтения"
Раздел: начальное образование
Можно привести коня на водопой, но
заставить его напиться нельзя
Народная мудрость
Что является залогом успешного обучения? Безусловно,
это чтение. Овладение полноценным навыком чтения
для учащихся является важнейшим условием
успешного обучения в школе по всем учебным
дисциплинам. Это подчёркивает необходимость
систематической и целенаправленной работы над
формированием и развитием навыка чтения. В научно-
методической литературе Н.П.Каноныкин,
Н.А.Щербаков, В.Г.Горецкий и др. отмечают четыре
стороны навыка чтения: правильность, беглость,
сознательность, выразительность.
Правильность чтения подразумевает чтение без
искажений.
Сознательность чтения проявляется в умении читателя
ясно, глубоко понять содержание текста.
3
Беглостью чтения называют такой темп чтения,
который обеспечивает сознательность восприятия при
чтении и который соответствует темпу устной речи.
Выразительность чтения – это качество громкого
чтения, проявляющееся в умении читателя голосом
передать авторский замысел и своё отношение к
прочитанному.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью
разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в
минуту. Именно к такой скорости приспособился за
многие столетия артикуляционный аппарат человека,
именно при этой скорости достигается лучшее
понимание текста.
Что понимают под техникой чтения:
Скорость (темп) чтения - характеризуется количеством
слов, произносимых в минуту. Скорость чтения зависит
от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое
с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами
и группами слов). Для повышения техники чтения
необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но
естественному переходу от плавного слогового к
чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому
продуктивному способу чтения.
4
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят
определенные этапы, которые различаются по
психологическому содержанию:
I.Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей
основная нагрузка падает на процессы декодирования
печатного буквенного текста в устную форму. На этом
этапе важную роль играет развитие у ребенка
зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное
запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать
буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее
ребенок научится соотносить буквенное изображение
со звуковым выражением.
II. Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка
аналитических и синтетических способностей (анализ
и синтез мышления). Ступень становления
синтетических приемов чтения требует от ребенка
развитие психических процессов и функций: анализ,
синтез, оперативная память, устойчивость,
переключение внимания, увеличение поля зрения,
общая эрудиция ребенка и развитие речи.
III. Ступень синтетического чтения
5
Это чтение целыми словами с нарастанием скорости
чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без
развития вышеуказанных психических процессов, а так
же сформированности у ребенка расширенного поля
зрения, координации движения глаз, произвольности
внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка
чтения у детей оказывает влияние общее психическое и
физическое развитие. Высокая степень развития
внимания, памяти, мышления, речи может
стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое
развитие одной или нескольких психических функций
может тормозить успешное формирование этого
навыка.
Основными причинами медленного чтения являются:
- неправильное обучение чтению, когда родители или
бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не
слоговому;
- плохое развитие артикуляционного аппарата;
- регрессии при чтении (возврат к уже прочитанному
слову) - результат неправильного начального обучению
чтению или же торопливость, когда ребёнок спешит
6
скорее прочитать и понять прочитанное. Торопливость
делает возвраты более частыми, а это снижает не
только скорость чтения, но и внимание. Это
встречается очень часто у неуверенных в себе детей,
читают слово дважды, как бы проверяя себя : "Понял
или нет";
- низкий уровень концентрации внимания и памяти
(пока дочитает до конца предложения - не помнит
начало);
- малый объём оперативного зрения ( периферийное
зрение , угол зрения -не видит всё слово , а только
слоги или буквы);
- отсутствие навыка антиципации, т.е. умение видеть
одновременно с чтением одного слова, другое слово
или по контурам догадываться какое оно;
- темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают
быстрее меланхоликов);
- скудный словарный запас;
- плохо организованное домашнее чтение (пока сядет за
чтение, переделает кучу ненужных действий,
постоянно отвлекается, прерывая чтение);
- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия,
практики чтения, цели;
7
- синдром дефицита концентрации внимания при
гиперактивности ( ребёнок неусидчив, легко
отвлекается, ему трудно сосредоточиться на чём-то,
начинает новое дело, не закончив старое, постоянно
совершает какие-то действия , поёживается, не может
ждать своей очереди;
- привычка узнавать слова только после прочтения
вслух;
- плохая наследственность (если во время
беременности мать курит и т.д.).
Скорость, осознанность, выразительность, как
основные характеристики навыка чтения, зависят от
методов и приёмов работы на уроках, способствующих
развитию навыков чтения. Не секрет, что это прежде
всего приёмы мотивации чтения, игровые методы и
приёмы
Упражнения, направленные на развитие речевого
аппарата
1. Дыхательные упражнения
* Вдох через нос, выдох через рот.
* Вдох – задержка дыхания – выдох.
* Вдох - выдох порциями.
* Вдох – задуваем свечку.
* Вдох – задуваем 1000 свечей.
8
* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько
хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….
* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном
дыхании
АОУЭЫЯЕЕЮИ
- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);
- с любым согласным звуком;
* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном
дыхании
ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР
- с любой буквой гласных;
- с ударением на заданный слог.
* Самолеты взлетают: у-у-у-у.
Машины едут ж-ж-ж.
Лошадки поскакали цок-цок-цок.
Рядом ползет змея ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло з-з-з.
* Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп
И поймали (кулачок)
З-з-з пусть летит.
2. Отработка артикуляции на отдельных звуках –
гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.
а) подряд и выборочно
И Э О А У Ы
Б) в различных сочетаниях
И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы
9
Все
звуки
произносятся
четко,
громко,
соблюдается
правильная артикуляция.
3. Упражнения в чтении букв парами:
Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И
Чтение слов с ними:
Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер
А-Я аист, армия, яма
О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз
4. Сравнение на слух произношения нескольких пар
слов:
мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.
-
Есть ли различие в первом слоге каждой пары
слов.
5. Упражнения в чтении согласных парами.
Ошибки
в
произношении
солгасных,
их
смешение
приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося
согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в
действии
речевого
аппарата
и
быстро
исправляют
дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш,
Ж-З, З-Ц.
6.
Упражнения
в
чтении
нескольких
согласных
и
гласных.
Все
разнообразные
сочетания
С+С+Г,
которые написаны на доске, должны быть прочитаны и
произнесены слитно, чётко:
РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ
7. Произношение чистоговорок
10
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
8. Скороговорки с движениями рук
текст скороговорки
движения рук
Мимо маленькой
Марины Пробежал
медведь с малиной.
Пальцы рук поочередно
сжимать, разжимать.
В такси таксе тесно
Пальцы рук переплетены в
замок, руки возле груди.
Поочередно то вытягивая
руки перед собой со
сцепленными
пальцами, то подносить к
груди.
От топота копыт
Пыль по полю летит
Руки сжаты в кулачки,
движения ими по столу
Пальцы разводим в разные
стороны, как бы пускаем
пыль.
11
Два щенка
Щека к щеке
Щиплют щепку в
уголке.
Руки сжаты в кулачки.
Кулачки друг об дружку.
Пальцы
рук
щиплют
друг
друга.
Дятел лечит древний
дуб,
Добрый дятел дубу
люб.
Одна
рука
–
вертикально-
дуб,
вторая – клювик по дубу, как
дятел.
Меняем
положения
рук.
До города дорога в гору
От города с горы.
Руки показывают движения
вверх, как в гору.
То же, но только с горы.
Очень много ножек у
сороконожек.
Подушечками
пальцев
по
столу,
как ножки у сороконожки.
Проворонила ворона
воронёнка.
Пальцы переплетены и
прижаты,
спрямляем, сжимаем.
Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.
Руки на столе пальцы
переплетены и выгнуты
горкой.
В том же положении – на
ребро. Ладони ложатся на
стол тыльной стороной
вниз.
9. Произнесение скороговорок
Скороговорки можно произносить группами, парами,
весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо
отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением
12
полезно для отработки чистоты произнесения звуков,
для отработки дыхания, чувства ритма, создания у
детей радостного настроения. Можно переставлять
логические ударения. Возможно, при проговаривании
делать акцент на определённом звуке. Во время
проговаривания всех скороговорок звуки должны
произноситься чётко, ясно, не торопясь.
Упражнения для работы со скороговоркой
1.
Переставляйте логическое ударение на разные
слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл
скороговорки?
2.
Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого
до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
3.
Читайте скороговорку, постепенно увеличивая
скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая
скорость чтения.
4.
Читаем скороговорку с посылом воздуха в
определённую точку
5.
Читаем скороговорку от начала до конца по кругу,
постепенно увеличивая скорость чтения, показывая
пальцем читаемое слово.
6.
Соревнование с помощью секундомера.
7.
Все скороговорки можно разыгрывать: представить
игровую ситуацию, включить элемент соревнования.
Скороговорки
1)
Быстро Егорка говорит скороговорку.
2)
Хороша в ведре водица! Приходите к нам
напиться.
3)
Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
4)
Проворонила ворона воронёнка.
13
5)
Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
так и без Прокопа кипел укроп.
6)
Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз –
Егорка, два – Егорка и т.д.
7)
По бревну бобры бредут.
8)
Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
9)
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бой.
10)
В огороде огорошены –
Растерял горох горошины.
Огород не огорожен –
Не разыщите горошин.
11)
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки – туки – туки – тук!
Туки – туки – туки – тук!
И посту-кивают, и похрю-кивают:
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!
12)
Добры бобры до бобрят.
13)
Бабуся – мамина мама,
Бабуся – папина мама,
Дедуся – мамин папа,
Дедуся – папин папа.
14)
Водовоз вёз воду из водопровода.
14
15)
Все покупки у прилавка упакованы в
кульки.
16)
Ах, ты, эхо, эхо, эхо!
Говорить с тобой – потеха.
17)
Болтунья болтала, болтала да заболталась.
18)
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
19)
Летели лебеди с лебедятами.
20)
Купила бабуся бусы Марусе.
21)
До города дорога в гору, от города – с горы.
22)
На иве галка, на берегу – галька.
23)
У ёлки иголки колки.
24)
Сеня вёз воз сена.
25)
Хорош пирожок – внутри творожок.
26)
Купи кипу пик.
27)
Пилип к липе прилип, к липе прилип
Пилип.
28)
Не руби дрова на траве двора.
29)
Ткал ткач ткань.
30)
Поклюйте, куры, крупки возле ступки!
31)
В барабаны барабанили, барабанили и
понабарабанились.
32)
В доме у Димы дым. Раздуваем Димин дым.
33)
Волк-волчок овцу уволок. Овца волку -
вилы в бок.
34)
Пёк подле копны картошку Прокоп.
35)
Кричал Архип, охрип Архип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
36)
Ловко поле полонили – перепёлок
половили.
37)Потолки белил бы Билли, если бы белила были.
15
38)Рома смотрит на ворону: ворона ходит по перрону.
39)Бабушка Любочке вышивает бабочек на юбочке.
40)Петр Петрович Петров везёт в метро ведро
осетров.
41)Трубачи в трубы трубят в клубе.
42)Шёл Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
43)За жужелицей уж бежал,
А жук от ужаса дрожал.
44)Оля болтала об Алле, а Алла – о бале.
45)Марфа – артистка, Марта – арфистка.
46)Зерно кукурузы на грузовики грузим
47)Села оса на ось колеса.
Задание:
Пример:
будем
маршировать,
произнося
текст
четко
выговаривая звук Р:
Бей в барабан, бей в барабан!
Громче бей в барабан! Тра-та-та!
(дети имитируют игру на барабане)
10. Четкое чтение абзаца, строфы.
11. Чтение в темпе скороговорки
Предложение читается сначала медленно, затем темп
убыстряется. Слова необходимо произносить четко и
понятно.
16
12.
Упражнение
в
литературном
произношении
слов.
ЩА-ЩЕ ручища-тараканище
ОГО-ЕГО синего-каждого
Эта работа проводится в разных возрастных группах.
Старшие получают план работы, на котором получают
задания
и
порядок
их
выполнения.
Они
сами
показывают образец их выполнения.
Необходима
систематическая
т ренировка
речевого
аппарата,
выработке
хорошей
дикции
и
грамотного литературного произношения.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям.
Выработка правильности чтения, воспитание внимания
к
зрительному
образу
слова,
совершенствование
способа и темпа чтения вслух и про себя.
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала
чтения текста прочитываются в медленном темпе, а
потом в темпе разговорной речи.
2. Кто самый внимательный.
Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к
слову
и
вызывает
большую
активность
детей.
Материалы
для
этих
предложений
служат
слова,
подбираемые
учителем
из
текста.
Для
молчаливого
показа используются слова, предъявляемые детям как
попарно,
так
и
последовательно,
в
зависимости
от
17
степени овладения навыком. Особенность этих слов
такова,
что
они
различны
и
по
значению,
и
по
буквенному составу не всего слова, а только его части.
Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту
разницу в видимых словах. В упражнение включаются
следующие пары слов.
а)
слова,
написание
которых
отличается
одной-
двумя буквами:
косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;
б)
чтение
слов,
написание
которых
включает
несколько одинаковых букв:
вслух-глух, слух;
город-голод, горох, грохот;
вьют-вьюн, вьюга, бьют;
в) слова с твердым и мягким согласным:
ест-есть;
галка-галька;
полка-полька.
г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:
развел-развесил,
прогибать-пробегают, (для слабочитающих)
д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:
салазках-сказках,
колючий-случай,
соседи-медведи,
чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка
Лучше слова выбирать из читаемых произведений и
печатать (а не писать) на доске.
е)
чтение
слов
с
общим
корнем,
но
по-разному
оканчивающихся.
ВОДА, ВОДНЫЙ, чистила зубы –
чистое платье
18
БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ, у крутого берега –
морского дна.
РОДИНА, РОДНОЙ.
3.
Восстанови
слова
(возможен
подбор
слов,
соответствующие теме урока)
ЦВ_Т_К Л_НД_Ш Б_Р_З_
К_Р_Г_Ч
4. Лесенки слов ЕЛ
Б_
МЕЛ
Б_ _
ОБЕД
Б_ _ _
ВЕСЕЛ
Б_ _ _ _
5. Слова в слове
Сколько слов можно составить их букв любого слова,
например,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
6. Превращение слов
М
З
Л АЙКА
Ш
7. Анаграммы
АЧТПО (почта)
19
АИДРО (радио)
ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.
8. Чтение трудных слов
ра – тра – стра - страна
во – тво – ство – детство
ра – тра – стра – страница
9. «Бегущая строка»
Карточки с хорошо читаемым текстом. 1 класс – из 1 –
2 слога, 2 класс – 3-4 слогов, 3 класс – 2-3 слова, 4
класс
–
предложение,
состоящее
из
4-5
слов
или
несколько предложений.
Сначала
–
3-5
слов,
а
потом
их
количе ство
увеличивается.
Этот
прием
–
как
одна
из
форм
словарной работы. Сначала карточки показываются на
счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При
выполнении
следует
учитывать
о с о бе н н о с т и
слоабочитающих детей и быстро.
10.
Закончить
предложение,
фразу,
пословицу,
поговорку или фразеологизм.
11. Восстановление всевозможных слов
12. Угадай
По
первому
слогу
угадать
слово,
предложение
с
пропуском слогов, слов.
13. Занимательные упражнения.
20
Эти
упражнения
развивают
внимание
к
звуковой
и
смысловой стороне слова.
Почему появились ошибки?
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
14. Чтение с заданиями.
-
посчитать
сколько
раз
встречается
заданная
орфограмма;
- определенная буква (Ц, О, М)
- определенное слово;
- подчеркнуть букву, слог ( на, ан и т.д.)
-
посчитать
сколько
встречается
односложных
слов,
двусложных (2 слога)слов;
- найти самое длинное, короткое слово.
Упражнения, формирующие и развивающие
осознанность чтения.
1. Чтение текста с пропущенными словами.
Листочками
закрывается
по
одному
слову
в
предложении. Дети должны догадаться при чтении и
назвать его.
2. Игра в прятки.
Учитель
начинает
читать
начало
или
окончание
предложения,
а
дети
должны
найти
д а н н о е
предложение.
3. Мнимое слово.
21
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети
прерывают
чтение,
произносят
и
читают
слово
правильно.
4. Фотоглаз
Считывание
слов
с
доски
по
одному.
Для
контроля
после каждого десятка слов учитель спрашивает, было
ли представлено такое-то слово. При этом названное
слово могло и отсутствовать.
5. Финиш
Ставится задача читать текст до нахождения ответа на
о п р е д е л е н н ы й
в о п р о с ,
о п и с а н и е ,
м ы с л и
(сформулируйте теми же словами, что и в тексте или
другими.
Упражнения, развивающие
оперативное поле чтения и память.
Развитие поля и способа чтения. Его необходимо
выполнять в оптимальном темпе с тем, чтобы «поле»
чтения постоянно увеличивалось.
1. Упражнения начинаются с предъявления очень
простых слов:
ус, крот, друг, вдруг, хруст;
а)
чтение
односложных
слов:
уж,
глаз,
брат,
съезд,
взять;
б)
чтение
двусложных
и
трехсложных
слов:
зима,
доктор, валенки, поле, спинка, деревья;
в) чтение однокоренных слов.
22
Эти группы слов можно включать в урок только лишь
после того, как поле чтения детей будет не менее 5-7
букв: бег-бегать-бегство; море-моряк-морской.
г)
чтение
слов
синонимов
с
ограничением
времени
восприятия:
ключ-родник;
воин-солдат-боец;
зябнуть-стынуть-мерзнуть.
д)
чтение
употребительных
словосочетаний
с
предлогом и без предлога, с тем, чтобы в текстах они
узнавались сразу: дед да баба, весна-красна, заяц беляк,
жили-были.
2.
Тренировочные
упражнения
по
скорописи
и
зрительные диктанты.
кол-во
букв
Время
( сек. )
1.
Набор №1 «Обозначение звука [
й'] »
1. Скоро май.
2. Юля читает.
3. Маяк светит.
4. Ночью мы спим.
5. Крылья птицы.
6. Братья дружны.
8
9
10
11
11
12
4
4
5
5
5
6
2.
Набор №2 «Большая буква в
именах собственных»
1. Котенок Пушок.
2. Алматы и Астана.
3. У Юры коза Машка.
12
13
13
6
6
6
23
4. Юля и Яна ученицы.
5. Том и Тим ученики.
6. Иртыш и Ульба реки.
14
14
15
7
7
8
3.
Набор № 3 «Орфограммы
сильных позиций»
1. Малыши идут в рощу.
2. Весело бегут ручьи.
3. Дети ищут грибочки.
4. Храбрые мыши пищат.
5. У девочки была ручка.
6. Чайки и стрижи птицы.
15
16
16
16
17
17
8
8
8
8
8
8
4.
Набор № 4. «Разделительный Ь,
ЦЫ-ЦИ, ЧК, большая буква»
1. Илья и Дарья пьют чай.
2. Птички для нас друзья.
3. Цыплята Цып и Цыпочка.
4. На арене в цирке циркач.
5. Наша страна Казахстан.
6. Город Усть-Каменогорск.
17
18
18
19
19
20
8
7
7
7
7
7
5.
Набор № 5.Разделительный Ь
1. У Татьяны добрые друзья.
2. Тетя Марья варит варенье.
3. Дарья шьет куклам платья.
4. Ночью разыгралась вьюга.
5. Наталья и Софья любят петь.
6. Грачи вьют прочные гнезда.
20
21
21
21
22
22
6
6
6
6
6
6
6.
Набор № 6 Все орфограммы
1. В речках Африки живет сомик.
23
5
24
2. Может плавать вверх
животом.
3. Разные бывают птичьи
домики.
4. Самый красивый дом у
пеночки.
5. Она вьет его на ветках березы.
6. Часто любит украшать
бумагой.
24
24
24
24
25
5
5
5
5
5
3. Пирамидка
Чтение: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строчке и
строчки,
3
слова
в
столбике
и
в
строчке,
добавить
предложение (пословице или устойчивое выражение) –
для
3
класса,
до
8
слов
в
столбце,
предложение
и
небольшой абзац – для 4 класса.
Установка: читаешь слово, сразу смотри на следующее
за ним,
Постарайся понять прочитанное слово.
Используй
разный
темп
чтения:
медленно,
в
нормальном темпе, быстро.
Другие виды работ при чтении
для увеличения скорости чтения
1. Многократное чтение
За
одинаковый
промежуток
времени
(1,
2
минуты,
полминуты
в
зависимости
от
объема
текста)
читать
несколько
раз,
начиная
каждый
раз
с
начала.
Количество
прочитанных
слов
с
каждым
разом
25
увеличивается.
Это
видит
сам
ученик,
у
которого
поддерживается желание дальнейшего чтения.
2. Выразительное чтение знакомой части текста с
переходом на незнакомую.
3. Буксир
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения
в
соответствии
с
заранее
намеченным
планом
в
пределах скорости чтения учащихся (от 80-160 слов),
дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать
за
учителем.
Проверка
осуществляется
путем
внезапной
остановке
на
каком-либо
слове.
Дети
должны
одновременно
остановиться
и
указать
последнее
слово,
которое
может
быть
прочитано
н е п р а в и л ь н о ,
б л и з к и м
п о
з н а ч е н и ю
и л и
грамматической форме.
4. Чтение под стук.
5.
Чтение
с
отрывом
взгляда
(по
сигналу
посмотреть на точку или какой-лидо предмет, а
затем читать далее)
6.
«Горочка». Чтение
каждой
строки
медленно
–
быстро – медленно.
7.
Чтение
по
диагонали. Чтение
отдельных
слов,
словосочетаний по диагонали.
26
8.
«Серединка. Чтение
текста,
закрытого
линейкой
посередине.
9. Громко – тихо.
10. «Дежурная буква» – психологический настрой на
начало
урока
и
составление
словосочетаний
с
предложенными прилагательными.
11. Работа по таблицам скорочтения.
12.
«Тихо!»-
прикладывают
палец,
что
позволяет
предупредить
активное
проговаривание,
мешающее
быстроте молчаливого чтения.
13. По таблице слов с ориентирами
(слова, которые часто употребляются, словарные слова)
Учитель
называет
координаты,
дети
отыскивают
и
наоборот.
Бочка
Блин
Враг
Горб
Дом
Виды работы над текстом на уроках литературного
чтения
Совершенствованию
чтения
спо собствует
введение
разных
вариантов
чтения.
Перед
чтением
рекомендуется
задавать
вопросы
по
тексту,
чтобы
нацелить учащихся на осознанное чтение.
27
1.
Первичное
самостоятельное
чтение
небольшого
текста каждым учеником.
2.
Первичное
чтение
учителем
и
повторное
всеми
учащимися.
3.
Первичное
чтение
по
вызову
и
повторное
всеми
учениками «про себя».
4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.
5. Чтение, деление на части. Составление плана.
6. Чтение по готовому плану.
7. Чтение, после чтения – пересказ.
8. Чтение учеником нового текста, заранее
приготовленного дома.
9. Чтение с сокращением текста (дети убирают
предложения и слова, которые можно опустить)
Подготовка к сжатому пересказу.
10.Чтение цепочкой по предложению.
11.Чтение цепочкой по абзацу.
12.Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.
13.
Чтение за диктором. Ученик или учитель читает
громко,
а
остальные
вполголоса,
стараясь
успеть
вместе с диктором.
14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
15. Чтение, ответы на вопросы.
16. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.
17. Чтение самого красивого места в рассказе или
стихотворении.
18. Нахождение по данному началу или концу
предложения. (Позже предложение можно
заменять логически законченным отрывком.)
28
19. Чтение до указанного слова или до указанной
информации.
20. Чтение «выше нормы» (в основном это
домашнее задание, когда ученик хорошо зная
свою норму чтения незнакомого текста, путем
тренировок дома набирает 10-15 слов, например,
норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит,
домашний текст ребенок должен прочитать с
нормой 50-55 слов в минуту.)
Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу.
Нахождение предложения, с помощью которого можно
исправить допущенную ошибку.
21. Нахождение предложения или отрывка,
отражающую главную мысль.
22. Чтение и установление, что правдиво, а что
вымысел (для сказки).
23. Чтение и нахождение предложений, которые
стали поговорками (для басен).
24. Чтение, составление сценария к диафильму.
25. Чтение, подборка звукового оформления
«фильма».
26. Беседа с сопровождением выборочного текста.
27. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
28. Высказывание своих непосредственных
суждений о прослушанном после чтения
учителем или учеником.
29. Чтение, рассказ о том, чем понравилось
произведение, что запомнилось.
30. Установление путем чтения причинно-
следственных связей.
29
31. Чтение названия рассказа (Как еще можно
назвать?)
32. Чтение по ролям.
33. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью
мимики, жестов.
35. «Живая картинка» - один ученик читает, другой
реагирует мимикой лица на услышанное.
36. Нахождение предложения (отрывка), который
мог бы прочитать этот человечек.
37. Нахождение отрывка, который нужно прочитать
презрительно, строго, с мольбой, досадой,
возмущением, насмешкой, радостно, весело,
печально и т.д.
38. Нахождение и чтение предложения с
восклицательным, вопросительным знаком,
запятой, многоточием, тире и т.д.
39. Конкурсное чтение стихотворений (жюри
выбирается из предыдущих победителей)
40. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
41. Нахождение и чтение слов с логическим
ударением.
42. Нахождение и чтение слов, предложений,
которые читаются тихо, медленно, громко,
быстро.
30
43. Чтение стихотворения, расстановка пауз,
логических ударений.
44. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая
каждый раз на паузах.
45. Выразительное чтение отрывка по собственному
выбору.
46. Чтение отрывка текста с распространением
предложений в нём.
47. Вычленение слова из рассказа к предложенной
схеме
__________чн_________,_______жи______ и т.д.
48. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное
учителем правило.
49. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
50. Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.
51. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А)
существительное + прилагательное, б)
существительное + глагол, в) местоимение +
глагол
52. Чтение, пометка непонятных слов.
53. Чтение слабочитающими учениками слов с
предварительной разбивкой на их слоги ( мор-
ков-ка)
54. Нахождение и чтение слов и выражений, с
помощью которых можно нарисовать устный
портрет.
55. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по
значению данным (данные слова записаны на
доске)
56. Чтение слов, к которым даны сноски.
31
57. Нахождение и чтение слов и выражений, которые
можно использовать при написании сочинений.
58. Чтение с выписыванием слов для практического
словаря, например, к теме «Осень, Зима» и т.д.
59. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся
хором)
60. Тетради по чтению для творческих заданий.
61. Индивидуальные тексты для чтения на карточках
соответствующих теме урока.
62. Творческие задания на карточках.
Для слабых учеников:
1.Чтение с проговариванием слогов.
2. Шепотом.
3.Выделять посильные для себя части текста.
4.Хоровое чтение.
5.Групповое чтение.
6.Выборочное чтение.
7.Комментированное чтение.
Для регуляции темпа чтения:
1.Отстукивание темпа.
2.Скандирующее чтение.
Виды работы над выразительностью чтения:
1)
Какие звуки помогают представить, о чём
говорится?
2)
Как автор передаёт в стихах различные звуки
природы?
32
3)
Прочитайте стихотворение с разной интонацией:
весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя,
вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно,
грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку,
быстро и т.д.
4)
Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж,
кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса,
конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли
ваше восприятие этого стихотворения?
5)
Прочитайте стихотворение так, словно вы:
поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке,
засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете
малыша, поёте песню, копаете картошку на даче,
моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое
чтение подходит лучше всего? Почему?
6)
Переставляйте логическое ударение на разные
слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл
стихотворения?
7)
Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого
до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
8)
Читайте стихотворение, постепенно увеличивая
скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая
скорость чтения.
9)
Читаем стихотворение с посылом воздуха в
определённую точку
10)
Что хотел выразить автор? Зачем он написал это
стихотворение? Какое у него было настроение?
Почему вы так решили? Найдите слова-
подтверждения.
33
11)
Понаблюдайте, как внутри стихотворения
«играет» слово, как при помощи звукописи поэт
передаёт образы, создаёт ощущения
12)
Распределите роли и проинсценируйте это
стихотворение.
Задание №1
1. Прочитай стихотворение.
2. Подумай, какие чувства автора в нем выражены? Чем
можно объяснить эти чувства?
3. Какими образными словами автору удалось выразить
чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
4. Подумай, какие картины можно нарисовать этому
стихотворению.
5. Приготовься к выразительному чтению.
Задание №2
1. Прочитай внимательно текст. Определи главную
мысль.
2. Попытайся представить прочитанное.
3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
4. Приготовься безошибочно выразительно читать,
соблюдая паузы и ударение.
Тексты стихотворений для развития
выразительности речи.
Точки зрения
Людмила Фадеева
С точки зрения Кота
Сын Котёнок – красота!
Шубка расписная!
Мордочка смешная!
Прямо на макушке
Мяконькие ушки!
С точки зрения Лягушки
34
Для чего ребёнку ушки?
Шубка расписная?
Мордочка смешная?
То ли дело лягушонок!
Большеротый
Квакушонок!
На спине пупырки!
Глазки на затылке!
Улыбаются, глядят
На своих они ребят!
Все чужие точки зрения
Вызывают в них
презрение.
Щенок
Вадим Левин
Гулял по улице щенок –
Не то Пушок, не то
Дружок.
Гулял в метель, и в
солнцепёк,
И под дождём гулял и
мок,
И, если даже шёл
снежок,
гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и
сырость,
Гулял, гулял, гулял
И – вырос.
***
Вор прокрался утром
рано!
Грош украл он из
кармана!
Кар-рандаш! Картину!
Пробку!
И картонную коробку!»
Чемпион
Владимир Степанов
Мне крутой не страшен
склон –
Я по лыжам чемпион.
Я спортсмен отважный.
Это знает каждый.
Что ты смотришь так,
ворона?
Не догонишь чемпиона!
Хочешь, вместе до реки
Полетим вперегонки.
Качели
Лев Квитко
Ой-да, ой-да, ой-да,
ух!
Я лечу, лечу, как пух!
А навстречу мне лесок,
И неба тёплого кусок,
И в речке синяя вода!
Ой-да, ой-да, ой-да, да!
Речки светлая струя
35
Изогнулась, как змея.
Вьётся так и вьётся сяк,
И вползает в березняк.
Ой-да, ой-да, ой-да,
ух!
Аж захватывает дух!
Вот сбежалась детвора:
- Ты качался – нам пора!
Вверх, вниз! Вверх,
вниз!
Прямо к облаку несись!
Город сдвинулся вдали,
Оторвался от земли…
Ой-да! Ой-да! Ой-да!..
Ой! Стой!
Мыльные пузыри
Э.Фарджен
Осторожно – пузыри…
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
Мой – со сливу!
Мой – с орех!
Мой не лопнул дольше
всех!
Чайник
Я чайник – ворчун,
хлопотун, сумасброд.
Я всем напоказ
выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и
кричу:
- Эй, люди, я с вами
почайпить хочу!
Дракон
В дверь диетической
столовой
Вошёл дракон
семиголовый.
Он хором
«Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
- Для этой головы,
пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие
сласти.
Для этой головки –
перловки.
Для этой глотки –
селёдки.
Для этой башки –
пирожки.
Для этой рожи – то же.
Для этого личика –
два сдобных куличика.
36
Что ещё? Лимонада
бутылку,
Семь салфеток, ножик и
вилку.
* * *
А.Шибаев
Была тишина, тишина,
тишина…
Вдруг грохотом грома
сменилась она!
И вот уже дождик
тихонько ты слышишь?
–
Закрапал, закрапал,
закрапал по крыше…
Наверно, сейчас
барабанить он станет..
Уже барабанит!
Уже барабанит!
* * *
В.Суслов
Ливень льёт! Ливень
льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот
плывёт!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: «Ура!
Вперёд!»
Плещут волны! Хлещут
волны!
Заливают с головой!
Что мне волны! Самый
полный! –
Не сдаётся рулевой.
Я на Волгу поплыву!
По каналу – и в Москву!
Только ливень всё
сильнее.
Только капли всё
крупнее.
Хвастунишку не жалея,
Бьют сильнее и
сильнее!..
Лягушонок в лужу –
плюх!
И на землю, под лопух.
* * *
В.Суслов
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху
спешит.
Шёпот к Шороху
спешит,
Шёпот Шороху
шуршит:
Ты куда?
37
К тебе лечу.
Дай на ушко пошечу:
Шу-шу-шу да ши-ши-
ши,
Тише, Шорох, не
шурши,
Навостри-ка уши –
Тишину послушай!..
* * *
-Зайка, заинька –
дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал,
Есть морошки
приглашал.
Ф. Бобышеа
* * *
Вот свернул в лесочек
зайка,
Поднял ушки: догоняй-
ка!
- Эй, не зевайте,
Зайку догоняйте!
* * *
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает
-Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Телевизор тигр купил,
Самый лучший
попросил.
- Я люблю, -
Сказал он строго, -
Чтоб полосок было
много!
Г.Виеру
* * *
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий он
сломался!
38