Напоминание

"Гласные звуки и буквы"


Автор: Ерхова Ирина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №7"
Населённый пункт: г.Вышний Волочек,Тверской области
Наименование материала: разработка урока по русскому языку
Тема: "Гласные звуки и буквы"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка.

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Цели:

Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; закреплять знания о

главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах.

Личностные: воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё

мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник русского языка, приложение на электронном носителе, карточки для

индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Мы начинаем урок русского языка. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной

работы на уроке.

II. Постановка темы урока:

- Вот мы с вами поздоровались, поприветствовали гостей, на математике много говорили… - Что все

это такое звучало? (речь)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- А предложения ? (из слов)

-А слова? (из слогов)

- А, слоги? (Из звуков)

- И все, это какая была речь? (устная)

-А если я захочу все это записать, что мне потребуется? (буквы)

-Значит для чего придумали буквы (для обозначения звуков на письме)

-Так чем отличается звуки от букв? (буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

III. Работа над новым материалом:

1) Актуализация знаний.

- Сколько букв в русском алфавите? ( 33)

-На какие две группы они делятся?( на гласные и согласные)

2) Игра « Торопись , но не ошибись».

- Я буду произносить звуки и если вы услышите гласный звук – хлопните в ладоши.

IV. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы:

у, я. м, а, ы, о, ю, ё, э, е, у, и, ь.

- Найдите лишние буквы, обоснуйте. (Ь – не обозначает звука; м – обозначает согласный звук).

Стереть с доски лишние буквы.

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О гласных звуках и буквах).

- Сколько в русском языке букв обозначающих гласные звуки? (10)

- Напишите их в алфавитном порядке.

Самопроверка. На доске: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

- Для чего нам надо уметь писать в алфавитном порядке? Где встречается? (фамилии в журнале,

книги в библиотеке, слова в словаре)

- И так вы записали гласные буквы.

- А сколько в русском языке гласных звуков? (6)

-А можно записать звуки? (Да, в квадратных скобках)

-Запишем эти звуки (а,о,у,и,ы,э)(В квадратных скобках)

- Какой из этих звуков указывает на мягкость согласного ? (и)

-Как же так, букв 10 ,а звуков 6?

VI.- Расшифруйте запись, вычлените слова

Пвязыктькнигафвручкаъ

-Запишите эти слова, разделив для переноса (язык,книга, ручка).(У доски)

- Все ли слова можно перенести? (язык)

-Что можно сказать о лексическом значении этого слова?

- Что вы ещё знаете о значении этого слова?

- Значит это слово какое? (многозначное)

- Где мы можем уточнить значение слов? (В толковом словаре).

- Есть ли здесь еще многозначное слово (ручка)

-Запишем транскрипцию слова язык /йазык/ - 4 буквы,5 звуков. Почему?

VII. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.90 упр. 137.

-Прочитайте буквы на картинках (ё, я, ю, е)

-Что вы о них знаете?

- Запишем слова и транскрипцию. (Енот, юбка, яблоко, ёжик)

-Всегда ли они дают два звука?( Если стоят в начале слова, после гласной, после Ь)

-Приведите пример. (ель, юла,июнь,ёрш, семья, маяк).

- Сделайте транскрипцию, напишите кол-во звуков и букв).

- Что еще показывают эти буквы? (что согласный мягкий) Например: метель, утюг, лёд.

(Записать с транскрипцией).

VIII. Физ. минутка.

Поиграем. Условия игры: услышите гласный звук – хлопнете над головой в ладоши, согласный –

потопаете ножками. Постарайтесь сосчитать количество гласных и согласных звуков названных

мной. Итак, руки на пояс: [э], [а], [ф], [у], [т”], [н], [ы], [и], [с”], [о]. (6 гласных звуков, 4

согласных).

IX. Работа с диском.

X. Палиндром

- Посмотрите, на доске написаны слова. Составьте из них предложение.

(подсказка, последнее слово на месте).

Море кит на романтик. Запишите: - Кит на море романтик.

- Прочитайте внимательно, что можно сказать? (Это палиндром)

-Подчеркните все глазные буквы. Назовите гласные, которые указывают на мягкость согласного.

XI. Работа с учебником

Стр. 91 упр.138.

-Запишите первую пословицу.

(Разбор предложения) .Выписать словосочетания (по времени)

Д/З стр. 91 упр.138 . Оценки.

X. Итог урока. Рефлексия.

- Назовите тему нашего урока.



В раздел образования