Автор: Кулаковская Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №211 имени Леонида Ивановича Сидоренко
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого мышления в урочной деятельности учащихся начальной школы.
Раздел: начальное образование
Развитие творческого мышления в урочной деятельности учащихся
начальной школы.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Современное состояние
общества
характеризуется
повышением
внимания
к
внутреннему
миру
и
уникальной возможности каждой отдельно взятой личности.
Главной целью современной школы, как социального института является
разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных
интересов, учебно-познавательной компетенции, навыков самообразования,
способности к самореализации личности.
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых
зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые
сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Творчество
–
деятельность,
результат
которой
есть
создание
чего-либо
качественно нового.
Творческие
способности
—
способности
человека
принимать
творческие
решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально
новое
решение
проблемной
ситуации,
приводящее
к
новым
идеям
и
открытиям.
Л.С. Выгодский понимал под творческой деятельностью такую деятельность
человека, которая создаёт нечто новое, всё равно – будет ли это какой-нибудь
вещью
внешнего
мира
или
известным
построением
ума
или
чувства,
живущих или обнаруживающихся только в самом человеке.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период развития
творческих способностей и формирования креативности личности. Детям
этого
возраста
свойственны
склонность
к
творчеству
и
фантазированию;
повышенная впечатлительность и развитая эмпатия; стремление познавать
все
новое
и
умение
радоваться
жизни;
развитое
образное
мышление
и
поэтическое
восприятие
мира;
любознательность
и
потребность
в
самовыражении.
Потребность
младших
школьников
в
самовыражении
воплощается
в
их
творчестве
–
они
с
удовольствием
лепят,
рисуют,
конструируют;
проявляя
при
этом
огромную
фантазию
и
выдумку.
Творчество проявляется во всех сферах их деятельности.
Творчество
напрямую
связано
с
психологическими
характеристиками
развития способностей, выступающих как механизм развития деятельности.
Выделяют три основные компонента творчества:
- перцептивный, заключающийся в наблюдательности, особой концентрации
внимания;
-
интеллектуальный,
включающий
интуицию,
воображение,
обширность
знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.;
- характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию
фактами, способностью удивляться, непосредственностью.
Творческие способности можно определить как комплекс свойств и качеств
личности,
способствующих
успешному
осуществлению
деятельности
творческого
характера,
поиску
оригинальных,
нестандартных
решений
в
разных ее видах. Творческие способности выражаются в том,
насколько
человек
не
традиционно
решает
повседневные
вопросы,
отказываясь
от
общепринятых
шаблонов,
разнообразна
его
деятельность,
инициативен,
активен и самостоятелен.
В работе над развитием творческого мышления и воображения очень важна
роль взрослого. Ребёнок сам не способен организовать свою деятельность,
оценить то, что получилось в результате. Поэтому взрослый обязательно
должен объяснить суть каждого задания, поощрять нестандартные решения,
помочь ребёнку оценить уровень предложенных решений. Проблема развития
комплекса свойств
личности ребёнка, входящих в понятие «творческие
способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и
целенаправленной работы.
Развивающие задания, которые я предлагаю учащимся на разных уроках,
включают в себя всю систему познавательных операций. Начинаю с самых
простейших
действий,
связанных
с
восприятием,
запоминанием,
припоминанием, осмыслением. Это такие задания, как: «Секретные цифры»,
«Выбери», «Составь слово», «Допиши», «Вставь букву», »Вставь число»,
«Какого цвета?», «Назови профессию», «Запомни и ответь», «Нарисуй и
вспомни», «Нарисуй предмет», , «Составь словосочетание», «Впиши слово»,
«Цвет,
форма,
вкус»,
«На
что
похоже
настроение?»,
«Дополни
фигуру»,
«Нарисуй с помощью фигур», «Найди к слову определение».
Постепенно перехожу к операциям логического и творческого характера:
«Дорисуй», «Дорисуй кружок», «Превращалки»,
«Расшифруй», «Исправь
ошибки»,
«Назови
число»,
«Верно-неверно»,
«Назови
профессию»,
«Заполни клетки буквами», «Назови одним словом», «Признаки», «Найди
признаки»,
«Лишнее слово», «Назови отличия» (по действию), Загадки,
«Сочинялки»,
«Почему это произошло?», «Что будет дальше?», «Найди
общую причину».
Выстроенная
таким
образом
система
заданий
и
упражнений
позволяет
успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти,
внимания,
наблюдательности,
воображения,
быстроты
реакции,
умение
сопоставлять
и
анализировать,
находить
связи
и
зависимо сти,
закономерности, формировать нестандартное мышление.