Автор: Григорьева Оксана Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Аткарск, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие по ИЗО и музыке "Богатыри земли русской"
Раздел: дополнительное образование
Интегрированное занятие по ИЗО и музыке в старшей группе ЦДТ
школы дошкольников «Солнышко»
Тема: « Богатыри земли русской»
Педагоги дополнительного образования :
Любимова Галина Александровна,
Григорьева Оксана Анатольевна
Цель: Формировать у детей устойчивый интерес к истории русского народа;
Задачи:
Обучающие.
1.
Формировать
представление
о
героическом
прошлом
русского
народа
Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
2.Продолжать формировать представления о верности родной земле, о
взаимосвязи прошлого и настоящего;
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских
богатырях.
4. Познакомить детей с оружием богатырей.
5.Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения
былинного
эпоса
в
различных
видах
искусства:
живописи,
литературе,
музыке. Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше
Поповиче, Добрыне Никитиче.
6.Учить детей быстро реагировать на удивительное произведение живописи,
воспринимать его статичность.
8.Находить аналогии образов прошлого в настоящем.
Развивающие.
- развивать коммуникативные способности, внимание, память, мышление;
-развивать познавательный интерес детей к русской истории, закрепляя
знания о героях русских былин в литературных, художественных и
музыкальных произведениях.
- развивать творческое воображение, мелкую моторику;
Воспитательные.
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к
русским воинам, желание им подражать;
-воспитывать чувство патриотизма через разнообразные виды искусства.
Создать соответствующий эмоциональный настрой разнообразными
музыкальными средствами и жанрами;
-воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие
болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор,
боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли, сабля.
Предварительная работа:
1. Разучивание пословиц о героизме защитников
отечества: Герой - за Родину горой.
Русский богатырь миролюбив.
Где смелость, там и победа.
Родину - мать умей защищать.
Кто за Родину горой - тот и
истинный герой. Жизнь дана на
добрые дела.
2. Игровое упражнение «Отгадай героя».
З. Рассматривание иллюстраций защитников отечества в наше время
(рода войск, вооружение, техника, качества характера воинов)
4.
Беседа о защитниках отечества (какими качествами обладали богатыри,
соотнесение качеств с картинкой и жестом)
5.
Лепка «Богатырский конь», рисование «Богатыри»
6.
Рассматривание современного и старинного оружия.
7.
Подготовка и проведение конкурсной программы «Сила богатырская»,
8.Оформление выставки книг по данной теме.
9.Создание проекта « Русские богатыри» .
10.Чтение
отрывков
о
былинных
богатырях:
«Илья
Муромец
и
соловей
разбойник»,
«Добрыня
Никитич
и
Змей
Горыныч»,
«Алёша
Попович
и
Тугарин Змей».
11.Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
«Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских
богатырей».
Тип занятия: открытие новых знаний.
Формы
работы
учащихся: фронтальные,
индивидуальные,
групповые,
парные.
Необходимое
техническое
оборудование: компьютер,
мультимедийный
проектор, экран.
Оборудование:
Для педагога : книги «Былины» о русских богатырях, презентация «
Богатыри земли русской», «Русь богатырская», Карандашкин с
фигурками русских богатырей, запись произведения Бородина «
Богатырская симфония», былина об Илье Муромце
Для детей: репродукции картины « Три богатыря», картинки с
изображением доспехов и оружия, цветные карандаши, клей, набор
геометрических фигур, изображение богатырей.
Методы: репродуктивный, словесный ,практической работы, проблемного
обучения, игровой, наглядный, социологический метод, исследовательский.
Виды деятельности: рассматривание картины, слушание музыки, рисование
и аппликация, познавательная деятельность
Форма занятия: интегрированное
Технологическая карта
№ Этап
заняти
Вре
мя
Действия учителя
Действия детей
УУД
я
1
«Само
опреде
ление
к
деятел
ьности
.
Орган
изацио
нный
момен
т».
1
мин
Здравствуйте ребята, здравствуйте
уважаемые гости.
Мы
начинаем
сегодня
занятие
с
того,
что
пошлём,
друг
другу
добрые
мысли
и
добрые
чувства.
Нужно
молча,
только
глазами
выразить
всем
присутствующим
здесь о своих пожеланиях. А что вы
хотите мысленно пожелать ?
Дети желают :
здоровья,
добра, послать
привет,
пожелать не
болеть)
Регулятивны
е:
-нацеливание
на успешную
деятельность.
Личностные:
- выражать
положительно
е отношение к
процессу
познания,
проявлять
желание
проявлять
новое.
Коммуникат
ивные:
-
формировани
е умения
слушать и
слышать.
2
Поста
новка
учебно
й
задачи.
3
мин
Педагог: Ребята, мы с вами попали
в необычный зал. Что необычного
вы заметили сегодня в нашем зале?
Это зал волшебных превращений.
И ,как всегда , нас встречает на
занятии наш друг Карандашкин,
Что вас удивило? Кого
представляет нам Карандашкин?
Много книг о
богатырях,
рисунки и
поделки.
Дети:
Карандашкин
пришёл не
один. Он
Регулятивны
е:
- постановка
учебной
задачи на
основе
соотнесения
того, что уже
Педагог: Как вы думаете, почему?
Педагог: Мы с вами уже многое о
них
знаем,
о
чем
же
мы
еще
сможем поговорить?
А поможет нам раскрыть эту тайну
камень у развилки трех дорог.
( Сайд 1)
А кто из вас помнит, что прочитал
Илья Муромец на камне?
(Слайд 2)
привел с собой
русских
богатырей
Предположени
я : Мы сегодня
будем говорить
о богатырях.
Предположени
я детей.
Н а п р а в о
п о й д е ш ь
-
женатому быть,
налево
пойдешь-
богатому
быть,
прямо
пойдешь-
убитому быть
известно и
усвоено
учащимися и
того, что еще
не известно;
планирование
,
прогнозирова
ние
Познаватель
ные:
- постановка
и решение
проблемы;
Личностные:
- развитие
познавательн
ых интересов
учебных
мотивов;
Коммуникат
ивные:
- умение ясно
и четко
излагать свое
мнение,
выстраивать
речевые
конструкции.
3
Откры
тие
нового
знания
( ИЗО)
7
мин
Педагог:
А
вот
наш
камень
что
показывает?
показывает:
прямо
пойдешь
-
в
художе ственную
м а с т е р с ку ю
попадешь,
налево
пойдешь
–
в
музыкальную гостиную попадешь,
н а п р а в о
п о й д е ш ь
-
в
х у д о ж е с т в е н н у ю
г а л е р е ю
попадёшь.
Какая же стрелка мигает и куда она
указывает?
(Картинная
галерея).
Как
вы
думаете,
что
мы
сможем
увидеть в картинной галерее?
А какие именно картины мы будем
сегодня рассматривать?
Слайд 3 (Картина Васнецова В. «
Три богатыря»)
Эта одна из самых лучших картин
р у с с ко й
ж и в о п и с и .
В и к т о р
Михайлович Васнецов писал её 27
лет. Для того, чтобы написать её,
художник
изучил
мн оже с т во
б ы л и н ,
с к а з а н и й ,
с л у ш а л
произведения музыкантов, написал
множество эскизов.
По знаковым
моделям дети
определяют,
куда они
сегодня
отправятся.
Картины
разных
художников
Картины о
богатырях
Познаватель
ные:
умение
осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывание
;, анализ
объектов с
целью
выделения
признаков
(существенны
х и
несущественн
ых);
построение
логической
цепи
рассуждений
-доказательст
во.
Регулятивны
е: принятие и
сохранение
учебной
задачи,
соответствую
Кто изображен на картине Виктора
Михайловича Васнецова?
Педагог: Что делают богатыри в
чистом поле ?
Как зовут богатырей?
Какими словами можно описать
каждого богатыря
Кто из богатырей изображен в
центре картины?
Почему вы так решили?
Р у с с к и е
богатыри.
Осматривают
землю
русскую,
стоят
н а
с т р а ж е
родной земли в
д о з о р е ,
н а
посту.
Оберегают
Русь от врагов.
Илья Муромец,
Алеша
Попович и
Добрыня
Никитич
Илья Муромец
– сильный,
Добрыня
Никитич –
добрый,
справедливый,
Алеша
Попович –
щей этапу
обучения;
планирование
своего
действия в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации.
Коммуникат
ивные :
Умение
выслушать
партнера,
умение
сотрудничать
с педагогом и
сверстниками
;уметь
оформлять
свои мысли в
устной
форме;
слушать и
понимать речь
других
Личностные:
выражать
Алеша Григорьев приготовил нам
небольшой рассказ об Илье
Муромце.
А что еще вы знаете о богатыре?
В центре картины , на вороном
коне сидит Илья Муромец-
крестьянский сын, славный
богатырь. Самый старший из
богатырей. В его облике
чувствуется сила. У него строгое
лицо и борода с проседью. Одет
Илья Муромец в железную
кольчугу, на голове шлем.
Вооружен богатырь палицей ,
копьем и мечем. Зорко
всматривается богатырь вдаль.
Кто изображен по правую руку
Ильи Муромца?
красавец-силач.
Илья Муромец.
Он самый
старший из
богатырей
Под славным
городом
Киевом
На тех степях
Днепровских
Стояла застава
богатырская.
На заставе был
богатырь Илья,
Илья Муромец
сын Иванович:
А и конь под
Ильёй, словно
лютый зверь,
А и сам на
коне, как ясен
сокол!
Он
крестьянский
сын, победил
Соловья –
разбойника.
положительно
е отношение к
процессу
познания;
проявлять
внимание,
желание
узнать
больше.
Послушаем рассказ Коли
Щербакова об этом богатыре.
Опишите, как он одет, какое у него
лицо? Почему он одет богато?
Добрыня Никитич - ловкий,
смелый. У него русые волосы и
борода. Одет богато, нарядно.
Потому что у него красный щит и
белый конь. Он уже вынимает
острый меч из ножен, как будто
сейчас ринется в бой.
Кого победил Добрынюшка?
Добрыня
Никитич
А и был на
заставе
Добрыня,
Никитича сын:
И мог его конь
добрый
богатырский
С горы на гору
перескакивать,
С холма на
холм
перемахивать.
У него русые
волосы и
борода. Одет
богато,
нарядно.
Потому что он
из богатой
городской
семьи. Он
изучал грамоту
(умел читать и
писать)
Змея
Горыныча,
Педагог: А кто по левую руку от
Добрынюшки?
освободил
племянницу
Владимира
князя Забаву
Путятичну.
Алеша
Попович
Рассказывает
об Алеше
Попович
Никита Барков
и Полина
Зенько
А и был там
Алеша млад,
Что из красна
города Ростова,
А Алешенька,
он наровчат
был,
Он наровчат
был, да
увертлив ведь.
А и вта поры
он догадлив
был:
Свой тугой лук
разрывчатый
отстегивал
А в какой семье родился Алеша?
Чем он прославился?
Чем побеждал Алеша своих врагов?
Алеша Попович - смелый и
храбрый,но не такой сильный, как
Илья Муромец и Добрыня
Никитич.. И конь у него смотрит в
другую сторону, но все примечает.
К коню прикреплены гусли и лук
со стрелами.
А я еще хочу добавить. Обратить
ваше внимание на пейзаж.
Богатырей окружает степь, позади
них холмы, а вокруг свинцовые
тучи. А над богатырями светлые
облака.
Как вы думаете, почему художник
От правого
стремени
булатного,
Накладывал
стрелочку
каленую,
А оттягивал
тетевочку
шелковую.
В семье попа
(священника)
Победил
Тугарина и
разбил войско
под Киевом.
Ловкостью,
хитростью , да
смекалкой.
так изобразил?
Подумайте, какие чувства у нас
вызывает эта картина?
Древняя легенда устами одного из
завоевателей
предупреждает:
"и
я
детям
и
внукам
наказываю
-
не
ходить
войной
на
Великую
Русь,
она век стоит не шатается и века
простоит
не
шелохнется".
Откуда
же
черпают
русские
воины
свою
неиссякаемую
силу?
Говорят,
она
досталась
им
в
наследство
от
далеких
предков,
о
которых
сложены
песни
и
сказания
-
от
былинных
богатырей.
Испокон
веков были люди, которых любил
народ, чьи имена хранил в сердце
своем. Это те, кто бедных защищал,
Потому что
богатыри
сильные, но
добрые.
Защитники
слабых и
Родины .
Богатыри
храбрые,
смелые, их
любит народ.
Они приносят
радость и
победу
Силы,
надежности,
мощи
кто
землю
русскую
оберегал,
слабых в обиду не давал.
4
Физми
нутка
2
мин
1,2,3 – Мы теперь богатыри
Руки вверх мы поднимаем
На заставу мы шагаем
Богатырская застава
Смотрит влево, смотрит вправо .
Ни в морях,
Ни в небесах
Не пропущен будет враг.
Мы шагаем дружно в ногу
Пусть уходит враг с дороги….
Поднять руки
вверх
Шагать
Приставить
ладони к
голове,
всматриваясь
вдаль
Шагать
5
Откры
тие
нового
знания
(Музы
ка)
7
мин
Куда теперь нас поведет камень?
Мигает стрелка с указанием
музыкальный зал (слад 6)
Ребята, скажите, когда мы смотрим
Предметные:
Умение
определять на
слух
основные
жанры
музыки
Научится
выявлять
взаимосвязь
на картину, мы можем услышать
музыку?
Музыка может показать их силу,
волевой характер?
Если бы вы были композиторами,
то какую бы сочинили музыку?
Давайте и мы послушаем музыку
Александра Порфирьевича
Бородина
(слайд 7)
и попробуем увидеть , что он нам
рисует в своей музыке.
(звучит запись "Богатырской
симфонии" А. Бородина)
Что вы видите в своем
воображении, когда слушаете это
произведение? Что музыка
изображает? (рисует)
Какой характер музыки?
да
да
Сильную,
могучую как
люди богатыри,
которые
защищают от
злых, грубых
людей, спасают
жизнь.
1ч. Музыки
сильная,
могучая,
торжественный
характер
музыки и
изобразительн
ого
искусства .
Умение
воспринимать
музыку и
выражать
своё
отношение.
Уметь
определять
характер,
настроение,
средства
музыкальной
выразительно
с т и
в
музыкальных
произведения
х.
Познаватель
ные:
Закрепление
основных
понятий:
камерная
музыка,
симфоническ
Меняется музыка?
Как? (темп, мелодия)
Это камерная пьеса или
симфоническое произведение?
Что означает симфоническое?
А камерная ?
2ч. величавый,
певучая
Да
симфоническое
музыка,
предназначенна
я для
исполнения
симфонически
м оркестром
(Большое
музыкальное
произведение
для оркестра,
состоящее
обычно из 3-4
частей,
отличающихся
друг от друга
характером
музыки и
темпом.)
Один или
несколько
ая, былина,
гусли
Метапредмет
ные:
Учится
слушать
вопросы и
отвечать на
них.
Научится
проводить
сравнительны
й анализ
музыкального
произведения
и
репродукции
картины
Коммуникат
ивные :
Умение
выражать
своё
отношение
к
музыкальном
у
произведению
.
Когда Васнецов писал свою
картину, он слушал музыку своих
любимых композиторов: Глинки,
Мусоргского, Римского- Корсакова,
Бородина. Произведение, которое
мы с вами прослушали , называется
«Богатырская симфония» .
Музыка соответствует характеру
богатырей изображенных на
картине?
Как вы думаете, эти богатыри жили
на самом деле?
Мы можем узнать о богатырях из
былин (дети повторяют слово).
Это самый древним жанр русских
народных песен, им более 1000 лет.
Былина-сказание, которое
напоминает быль, то есть правду.
Былину сочиняли музыканты-
сказатели, гусляры. Обычно
гусляры рассказывали былину
народу и подыгрывали себе на
гуслях, старинном русском
инструменте (показ слайда 8),
инструментов,
звучание как
бы для себя
да
да
Уметь
с л у ш а т ь
и
понимать
высказывания
собеседников.
Личностные:
Формировани
е основ
уважительног
о отношения
к русской
культуре,
осознание
национальной
принадлежно
сти
Развитие
эмоционально
го восприятия
произведений
искусства.
Развитие
образно-
ассоциативно
го мышления
на основе
активного,
прочувствова
нного
В былинах воспевались подвиги
русских богатырей, которые
защищали от незваных врагов.
Гусли – инструмент струнный.
Название происходит от древне-
славянского «густы»- гудеть, т.к.
гудела струна, еще гусли называют
«звончатые». И форму имеют
разнообразную: крыловидную,
трапецевидную.
Кто является героями былин?
Послушайте фрагмент былины об
Илье Муромце и скажите, как
звучит мелодия былины? (слайд 9)
Илья Муромец,
Добрыня
Никитич
Алёша
Попович. Он
самый молодой
из этих
богатырей
Распевно,
протяжно
Медленно, а
потом быстро
восприятия
музыки
А какой темп у мелодии?
Похож распев былины на песню?
На какую?(плясовую, хороводную,
колыбельную)
Какой подвиг совершил Илья
Муромец под Черниговом?
Что ему помогло?
Какой инструмент вы слышите?
Вывод: - Какие разные богатыри,
но их объединяет в одно. Как вы
думаете, что?
А сейчас давайте отдохнем, перед
тем как отправиться дальше.
Физкультминутка
Богатырь, он вот каков:
Показывают «силача».
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, Имитируют
движения.
Метко палицу бросал,
да
Соловья
разбойника
Храбрость,
сила
гусли
Готовность
защищать
Родину от
врагов
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри, Дети из
положения сидя
медленно поднимаются.
Станем, как богатыри.
6
Приме
нение
новых
знаний
6
мин
Слайд 10
Куда показывает теперь стрелка?
(Художественная мастерская )
Мы отправляемся в
художественную мастерскую. Где
нас опять встречает Карандашкин.
В руках у него свиток.
На свитке загадки
Рубашку такую не вяжут, не шьют,
ее из колечек железных плетут.
(Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Кольчуга весила 7 килограммов и
сплетена была из мелких железных
колечек.
Железная шапка с острым концом,
а спереди клюв навис над лицом.
(Шлем)
На Руси его называли шелом.
Шлем изготавливали из металла,
его украшали орнаментом, узором.
Отгадки –
картинки лежат
у детей на
столах. Дети
показывают
ответ
Она защищала
богатырей от
ударов копья,
стрел и меча.
Коммуникат
ивные:
-
планирование
учебного
сотрудничест
ва с учителем
и
сверстниками;
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли в
соответствии
с задачами и
условиями
коммуникаци
и.
Регулятивны
е:
Контроль,
коррекция,
А кто был побогаче, украшал шлем
позолотой, серебряными
пластинками. Шлем оберегал
голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не
просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с
плеч… Ну, что, догадались?
Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов
– богатырей и воинов – ратников в
ту пору на Руси. Меч ещё называли
булавой. Меч был русским
оружием. На мечах давали клятву,
меч почитали. Он являлся дорогим
оружием, его передавали по
наследству от отца к сыну. Меч
носили в ножнах, чтобы он не
ржавел Рукоятка меча и ножны
украшались орнаментом и узором.
Узоры на ножнах и рукоятке меча
наносились не только с целью
украшения, но и с целью оказания
помощи своему хозяину,
владеющему мечом.
Щиты, лук,
колчан со
стрелами,
кистень,
палица, топор,
меч – булава..
выделение и
осознание
того, что уже
усвоено
Личностные:
самоопределе
ние
Чтоб грудь защитить от ударов
врага, уж вы это знаете наверняка,
на левой руке у героя висит
тяжелый, блестящий и
кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у
богатырей?
Собираясь на службу, в поход на
подвиги ратные, просили богатыри
благословение у отца, матери или у
старшего по роду.
Сейчас мы с вами снарядим
богатыря на ратный бой.( во время
работы играет музыка и идут
слайды про Россию)
Почему девочки делают платочки?
Мальчики :
2-
разукрашивает
кольчугу
1-
разукрашивает
щит
1-
разукрашивает
меч
Девочки
аппликация –
платочки
Мама Добрыни
Никитича дала
ему платок,
который
придал ему
силы во время
боя со змеем
горынычем
7
Итог
2
мин
По мере выполнения работ, на
богатыря одевается снаряжение
Ребята как вы думаете, а кого мы
сейчас можем назвать богатырем?
Почему?
Богатыри оставили нам, своим
потомкам таков завет:
– Защищать свою Родину, беречь
её. Защищать слабых, бедных,
стариков и детей, Быть сильными,
храбрыми, мужественными,
отважными. Любить свою родную
землю, свой народ, свою страну и
Родину.
Вывод: Так что же вы сегодня
запомнили на занятии? Где
побывали?
солдат,
полицию,
пожарных,
МЧС.
Они смелые,
отважные,
помогают
слабым.
Ответы детей
Коммуникат
ивные:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли
Регулятивны
е:
Выделение
осознания
того, что уже
усвоено и что
еще подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения
8
Рефлек
сия
2
мин
Ребята, в Древней Руси родовым
деревом считался дуб. Уходя в
поход, богатыри подходили к дубу,
брали с собой листок и горсть
Коммуникат
ивные:
умение с
достаточной
родной землицы. Этот обычай –
брать с собой горсть родной земли
сохранился до сих пор с тех
далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался
на Руси за могучесть,
жизнестойкость, давал силу людям,
ему поклонялись и отдавали честь.
А теперь давайте встанем в круг и
сделаем хороводный обряд –
поклонение дубу
У нас рос дубок – Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок!
Листья да его –
Вот так широки,
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч
На ветру ты, дубок, скрипуч.
Дай мне силы, отваги, добра,
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
А сейчас каждый из вас подумает,
каким человеком вы хотели бы
вырасти. Подойдите к дубу и
прикрепите на него желудь, говоря
такие слова: « Я хочу стать…»
Дети встают в
круг и
выполняют
движения.
сидя на
корточках, дети
медленно
поднимаются,
тянут руки
вверх).
(наклоняются
вниз,
показывая
корень)
(развести руки
в стороны)
руки вверх
медленно
поднимают
сцепленные
руки вверх)
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли
Познаватель
ные:
рефлексия
Личностные:
смыслообразо
вание;
оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои
достижения,
степень
самостоятель
ности,
инициативнос
ти
(назвать только 1 прилагательное)
Наше путешествие в прошлое
подошло к концу, вы узнали много
интересного о нашей стране и
богатырях, стали сильнее и
дружнее ,т.е стали хорошими и
верными товарищами.
(покачивание
руками)
(правая рука на
сердце)
Дети
прикрепляют
желуди к дубу
проговаривая «
Я хочу стать
сильным,
храбрым,
добрым…)