Напоминание

Развитие представлений у детей дошкольного возраста об общественной значимости труда в жизни человека


Автор: Змудзина Лилия Викторовна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Надежда"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Развитие представлений у детей дошкольного возраста об общественной значимости труда в жизни человека
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «НАДЕЖДА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА В

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Инструктор по труду

Змудзина Л.В.

г. Энгельс

2017

«Дайте детям радость труда.

Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим»

В. А Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться и с

удовольствием

включается

в

труд

взрослых.

Поэтому

он

наиболее

благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача взрослых – это

организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость от труда,

положительно относился к нему.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у

подрастающего

поколения

готовности

трудиться,

стремление

и

умение

практически участвовать в построении общества;

Главная цель трудового воспитания дошкольника — это формирование

личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

Труд

развивает

у

дошкольника

сообразительность,

наблюдательность,

внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические

силы и здоровье.

Актуальность

данной

проблемы

состоит

в

том,

что

трудовая

деятельность должна способствовать повышению общего развития детей,

расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества,

формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность

за порученное дело, чувство долга.

Большое значение для воспитания у детей положительного отношения

к труду имеют методы руководства им и то, насколько систематически он

организован.

Обычно взрослому довольно легко удается вызвать у детей желание

трудиться.

Это

объясняется

стремлением

дошкольников

к

активному

практическому действию, к подражанию взрослым, искренним доверием к

ним, их повышенной эмоциональностью.

Вместе с тем у детей наблюдается несоответствие между желанием

трудиться и способностью принять участие в труде. Так, желание трудиться

развивается быстрее, чем овладение трудовыми навыками. Недостаточное по

сравнению

со

взрослым

физическое

развитие,

неустойчивое

внимание,

отсутствие самоконтроля, неразвитость силы воли - все это приводит к тому,

что дети при большом желании трудиться оказываются неспособными делать

это и выключаются из процесса труда раньше времени. В результате труд их

часто оканчивается неудачей и, следовательно, не приносит им радости,

удовлетворения. А человек, который не испытывает радости успеха в труде,

никогда не полюбит труд и будет стремиться избавиться от него.

При

организации

труда

детей

дошкольного

возраста

необходимо

учитывать

такие

факторы,

как

посильность

труда,

своевременное

переключение на другие виды работы, смена рабочей позы (это снимает

физическое утомление и способствует концентрации внимания), правильное

чередование труда и отдыха детей.

В

воспитательной

работе

используются

разные

методы

знакомства

детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1 Непосредственная образовательная деятельность.

2 Экскурсии и встречи с людьми разных профессий

3 Наблюдения

4 Совместная деятельность

5 Игра

Большое значение в воспитательной работе придается знакомству с

трудом взрослых, с их профессиями через экскурсии и беседы с людьми

разных профессий.

В

дошкольные

годы

происходит

как

бы

замыкание

связи

между

предметным

миром

и

миром

человеческих

отношений.

Поэтому

ознакомление

дошкольников

с

трудом

взрослых

важную

роль

играет

установление их контактов с взрослым миром. Формирование системных

знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с

конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета

труда

в

продукт

(результат

труда).

Системные

знания

о

труде

дают

возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом

труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

Наиболее

действенные

способы

ознакомления

детей

с

трудом

взрослых-

наблюдения

и

экскурсии,

которые

обеспечивают

наибольшую

отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых

детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В

процессе

дальнейших

бесед,

посредством

рассказов

уточняются,

закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Чтобы подвести детей к пониманию, для чего люди трудятся, можно

использовать беседы-рассуждения. Детям предлагалось решить проблемные

вопросы, например, «Давайте представим, что у нас есть очень много денег,

но вокруг никто не трудится, не работает. Кругом нет магазинов, где можно

купить продукты, одежду, игрушки, не работает транспорт, не строятся дома.

Что мы будем делать?» Рассуждая на заданную тему, дети самостоятельно

приходят к выводу, что деньги потеряют свой смысл, если люди не будут

создавать товары и услуги. Так же можно предложить детям рассуждения на

тему «Если бы не было врачей (учителей, милиционеров...)». В процессе

таких бесед дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет

результат труда для общества - быть здоровыми, красиво одеваться, быть

защищенными, а труд - проявление заботы людей друг о друге.

В

непосредственной

образовательной

деятельности

можно

использовать

разнообразные

виды

деятельности,

интересные

детям:

отгадывание загадок, рассматривание иллюстрации, отвечать на проблемные

вопросы, например, «Как мы догадались, что это врач, а не повар, ведь они

оба

в

белом

халате?»

Здесь

все

было

связано

единой

темой,

даже

двигательная

деятельность

детей.

В

процессе

непосредственного

ознакомления с профессией можно рассмотреть и потрогать материалы и

инструменты, предположить, кому они могли бы пригодиться, рассматривали

иллюстрации

с

изображением

результатов

труда,

обсудить,

какими

качествами

должен

обладать

представитель

этой

профессии,

чтобы

получались такие прекрасные композиции. Продолжением работы с целью

закрепления полученных знаний организации творческих работ, например, по

ручному

труду,

на

котором

дети

самостоятельно

изготовят,

что-нибудь,

проявив фантазию, воображение и творчество.

Такое занятие станет еще интересней, если организовать участие в нем

реального

представителя

этой

профессии

мамы

или

папы

одного

из

воспитанников.

Такое

взаимодействие

с

близкими

для

воспитанников

взрослыми

дает

конкретные

примеры

из

жизни

и

формирует

у

детей

представление о сути труда, отношении к нему взрослых, его общественной

значимости.

Более

того,

наблюдая

со

стороны,

насколько

интересна

профессия близкого человека окружающим людям, как важен результат его

труда,

ребенок

испытывает

гордость

за

своих

родных,

что,

несомненно,

положительно сказывается на развитии самооценки детей, уровень которой

влияет на умение отстаивать свои права и исполнять свои обязанности,

соблюдая правила поведения, принятые в обществе.



В раздел образования