Напоминание

Роль эмоций в трудовой реабилитации воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних


Автор: Потехина Любовь Павловна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: ГБУ СО СРЦ "Надежда"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовской области
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Роль эмоций в трудовой реабилитации воспитанников социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

«НАДЕЖДА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Роль эмоций в трудовой реабилитации

воспитанников социально-реабилитационных

центров для несовершеннолетних»

Инструктор по труду:

Потехина Л.П.

0

г. Энгельс, 2017 г.

Пусть

ребенок

чувствует

красоту

и

восторгается

ею

,

Пусть

в

его

сердце

и

в

памяти

навсегда

сохранятся

образы

,

В

которых

воплощается

Родина

.

В

.

А

.

Сухомлинский

Трудовая

деятельность

с

дезадаптированными

детьми

располагает

большими

возможностями для формирования у них эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и

форм, красоты. Мы понимаем, что нужно добиваться от детей не только количественных

показателей в труде, а также качества выполненной работы, эстетической привлекательности

ее

результатов.

Именно

такой

труд

вызывает

у

детей

положительные

эмоциональные

переживания,

что

очень

важно

для

привлечения

детей

к

труду

и

воспитанию

у

них

постоянной положительной мотивации. А это самое главное!

Анализ работы с детьми, оказавшимися в стенах нашего Центра, показывает, что

воспитанники

разного

возраста

с

большим

желанием

и

интересом

включаются

в

ремесленные

виды

труда

(рукоделие,

шитье,

изготовление

сувениров

из

различных

материалов и т.д.). К этому есть серьезные основания:

этот

труд

не

требует

дорогостоящего

оборудования,

сырья

и

других

материалов;

это

труд

разнообразный,

содержательный,

с

элементами

творчества,

что

приближает его к прикладным видам искусства;

этот труд эмоционально привлекателен, т.к. ребенок любую поделку старается

сделать красивой по форме и цвету;

дети

участвуют

во

всех

трудовых

операциях

от

начала

до

изготовления

конечной продукции;

произведенная детьми продукция идет не только на собственные нужды и

нужды Центра, но и за его пределы (подарки и сувениры для гостей);

если даже дети не будут в дальнейшем специализироваться в данных ремеслах,

то приобретенные ими навыки и умения пригодятся им в жизни.

Вообще, мы все знаем по собственному опыту, что желание что-то сделать своими

руками возникает лишь при условии наличия наглядного примера. Поэтому очень важным

считаем создание образцов поделок, предлагаемых детям для исполнения. Но это не просто

образцы,

это

тематически

связанные

между

собой

поделки,

выполненные

в

различной

технике. Именно так мы создаем совместными усилиями детей и взрослых тематические

выставки («Очей очарование», «Новый год», «День Победы», «День космонавтики», «Весна

пришла», «Светлое Воскресение», «Вот и лето!»).

1

Когда дети появляются в кабинете, то глазки загораются. Мы благодарны судьбе, что в

жизни появился шанс научить детей интересным и увлекательным работам из природного и

бросового материалов, из ткани и меха, из бумаги и картона и т.д.

Сколько радости и удовольствия получает ребенок любого возраста, когда в его руках

из обычных невзрачных ниток путем перевязывания и плетения оказывается кукла или

осьминог. Дети делают из одинаковых ниток совершенно разные поделки, а, главное, у

каждого появляется огромное желание сделать не одну поделку, ведь надо подарить кому-то,

но и себе оставить хочется. Эти же нитки превращаются в сердечки - валентинки, солнышки.

А создание картин из нитяной крошки! Этот вид аппликации очень увлекателен.

Детям нравится делать коллективные работы. Сколько терпения должно быть у них, чтобы

нарезать нитки мелко-мелко, да еще подобрать оттенки цветов. Ведь цветовая гармония вещь

серьезная!

А

сколько

удивительных

превращений,

если

на

столе

обычные

кусочки

ткани.

Оказывается, из них можно сшить красивые наряды для кукол. Только чуть-чуть терпения и

все получится! Фантазия присуща всем детям, но важно, чтобы вещи на кукле подходили по

стилю, по цвету друг к другу – тогда красиво. Т.о. девочки постигают сложное искусство

создания костюмов, ансамблей не только для кукол, но и для себя.

Пошив мягкой игрушки особенно привлекает детей результатами труда. Мягкую

игрушку любят все независимо от возраста! Вначале многие дети не верят в собственные

силы, да и мы то порой сомневаемся (например, Анечка), но желание иметь такую игрушку

огромное. Сколько раз иногда детям приходится шить по одному и тому же шву. Но ведь не

бросают, шьют! А какие положительные эмоции мы видим на их лицах, когда работа

закончена!

Не менее увлекательна и эмоционально окрашена работа из природного материала.

Природа щедра и многообразна. Сбор природных материалов, а тем более работа с ними

воспитывают

умение

видеть

прекрасное

в

природе

ее

краски,

формы,

бесконечное

богатство. Работая с дарами леса, в шишках можно увидеть и лебедя, и лесовичков; в

скорлупе от грецких орехов – божьи коровки, мышки; в интересном изгибе корней – ежа! А

если одеть древесный гриб на пенечек – то получится удивительный дед-лесовик. Сколько

радости и восторга вызывает все это! Из семян, листьев цветов, шишек, веток дети делают

картины и поделки, не повторяя образцы, находящиеся на выставке. Обязательно что-то свое.

Еще хочется остановиться на таких видах декоративно-прикладных ремесел, как

вышивка и вязание. Сейчас многое можно купить, ведь в магазинах есть все: картины,

сшитые и связанные вещи. Но многие предметы одежды, быта не теряют своей прелести,

прочности и изящества, когда они сделаны своими руками. Очень приятно показывать и

рассказывать

детям

о

картинах,

вышитых

своей

мамой,

показывать

уникальные

вещи,

2

выполненные сотрудниками, демонстрировать картины, что вышили мы сами и дети, ранее

жившие в Центре. У детей обязательно возникает желание что-то сделать своими руками

(салфетки с украшающими швами – средний стационар, носовые платочки или салфетки с

монограммой – старший стационар). Дети любят осваивать вышивку гладью и крестом. Не

все и не у всех получается сразу, здесь главное поддерживать интерес и помнить, что наши

дети любят быстрый результат.

Вязание крючком и на спицах – это такой кладезь! Мы постоянно показываем детям,

что можно сделать, освоив основные приемы вязания. Это игрушки, прихватки, салфетки,

шапки, шарфы, тапочки и т.д.

Занятия

трудовой

деятельностью

любого

характера

не

только

вооружают

детей

умениями и навыками по обработке различных материалов, но и помогают осознать свою

силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть

на

окружающий

мир

глазами

созидателя,

а

не

потребителя.

Они

будят

в

детях

интеллектуальную и творческую активность, учат осуществлять собственные замыслы. В

результате

этого

каждая

поделка,

т.е.

ее

облик

в

совокупности

с

отделкой

имеет

индивидуальное лицо.

Мы понимаем, что для руководства деятельностью детей необходима собственная

постоянная

практическая

подготовка,

желание

терпеливо

и

упорно

вести

детей

вперед,

воспитывать их, поддерживать устойчивый интерес к труду. А если интерес есть – это радует,

т.е. у нас тоже наблюдается постоянный эмоциональный подъем.

3



В раздел образования