Автор: Загороднюк Валентина Петровна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МБОУ " Тейская средняя школа №3"
Населённый пункт: Красноярский край, Северо-Енисейский район,п. Тея
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: " Юный эколог" направление естественно-научное
Раздел: дополнительное образование
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы.
Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград:
Учитель, 2010. – 331с
Цель
программы
«Юный
эколог»
–
формирование
основ
экологической
грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края;
воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже
имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты
природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать
представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что
окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих
–
растений
и
животных
–
помогает
ребёнку
по–новому
взглянуть
на
природу.
Знание
закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок
душой
чувствует
природу,
тянется
к
взаимодействию
с
ней,
всё
воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным.
Непосредственно
в
соприкосновении
с
природой
у
ребёнка
развиваются
наблюдательность
и
любознательность,
формируется
эстетическое
восприятие
окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории
и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь
период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для
младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках
которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются
общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим
отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах,
зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и
экологических
проблемах
родного
края
отличается
новизной.
Он
предполагает
расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа
«Юный
эколог»
эколого-биологической
и
учебно-познавательной
направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы
1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.
В
программу
включены:
темы
занятий,
содержание
работы,
формы
итогового
контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок
из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание
экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита
проектов и пр.
Содержание
программы
реализуется
через
создание
на
занятиях
проблемных
ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации
свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая
направленность
курса
осуществляется
через
исследовательские
задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся,
развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
Называть:
редкие растения Красноярского края, которые занесены в Красную книгу;
характерные признаки охраняемой природной территории – заповедник;
основные водоемы Красноярского края: названия рек и озер родного края;
природные зоны края;
главную улицу поселка;
3-4 города Красноярского края, связанные с важнейшими историческими
событиями страны, края.
Различать и сравнивать:
условия, необходимые для жизни растений и животных, обитающих в
Красноярском крае;
хвойные и лиственные деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные
растения;
природные зоны, расположенные на территории Красноярского края;
символику района, края (герб, флаг);
температурный режим различных регионов края.
Приводить примеры:
исчезающих животных и растений в своей местности, пользуясь Красной книгой
Красноярского края;
природоохранительной деятельности взрослых и учащихся в своей местности;
из истории своего города (села);
полезных ископаемых, добываемых на территории своего края;
профессий, связанных с использованием и охраной природы.
Устанавливать связи и зависимости:
между поведением человека в природе и ее состоянием (вопросы экологии);
между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на
которой они располагаются.
Кратко характеризовать:
воздействие человека на природу (положительное и отрицательное); меры по ее
охране;
приспособление разных народностей Красноярского края к своим
территориальным условиям;
правила охраны и укрепления здоровья.
Решать учебные и практические задачи:
уметь работать с картой Красноярского края: показывать географические объекты,
распознавать условные обозначения полезных ископаемых, масштаб;
уметь ориентироваться в нахождении Красноярского края на глобусе, физической
карте страны;
определять стороны горизонта по различным признакам данной местности (мох,
крона деревьев).
Осознать:
гражданскую позицию «Я – гражданин родного края»;
родной край – частица России, наше многонациональное государство;
родной край имеет свою богатую историю.
Личностные результаты:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
принимать правила здорового образа жизни;
получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
литературе.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы в парах, группах.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
При
оценке
предметных
результатов
необходимо
помнить,
что
в
1-м
классе
исключается
система
балльного
(отметочного)
оценивания.
Недопустимо
также
использование
любой
знаковой
символики,
заменяющей
цифровую
отметку.
(Об
организации
обучения
в
первом
классе
четырехлетней
начальной
школы.
Письмо
Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой
лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек
или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
1-я
ступень
Ставит цель
исследования с
помощью учителя
Следует плану,
предложенному учителем
Использует источники
информации,
рекомендованные
учителем
2-я
ступень
Ставит цель
исследования
самостоятельно
В целом представляет,
как достичь цели
Пытается обнаружить
способы получения
информации
3-я
ступень
Самостоятельно
ставит цель
исследования и
действует согласно
этой цели
Самостоятельно
планирует и проводит
исследовательский
эксперимент
Знает, как получить
необходимую
информацию и
использует разные
способы ее получения
Для
оценивания
осознанности
каждым
учащимся
особенностей
развития
его
собственного
процесса
обучения
наиболее
целесообразно
использовать
метод,
основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в
ситуациях,
требующих
от
учащихся
строгого
самоконтроля
и
саморегуляции
своей
учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и
понятий
курсов,
а
также
своего
поведения,
строящегося
на
сознательном
и
целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение
этой
работы
мне
понравилось
(не
понравилось),
потому
что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее
________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться
учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО
ребенка.
Программа предусматривает достижение 2 уровней результатов:
Первый уровень:
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний. Воспитание позитивного
отношения
к
ценностям
общества.
Результатом
является
понимание
детьми
методов
обработки информации, приобретение опыта самостоятельного поиска.
Второй уровень:
получение самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в
социальной жизни окружающего мира.
Итоги программы могут быть представлены через создание детьми презентаций, в
электронном виде отчётов о проведении акций, выпуска газет, мастер – классов, участиях
в фестивалях детей и молодёжи.
Содержание курса
Работа
над
этим
курсом
предполагает
получение
детьми
различной
информации,
ее
обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги,
сказки,
рассказы
взрослых
людей
(опрос
людей
старшего
поколения,
фиксация
их
воспоминаний, отзывов).
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения
при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука,
изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь
нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей:
связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере
дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь
между природой и человеком.
1. Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в
городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.
Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника
безопасности.
Распределение
обязанностей
по
уборке
школьного
двора.
Отчёт
о
выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.
Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы
бывает
только
зимой?
Из
чего
состоит
снег?
Рассказы
детей
о
снежинках.
Музыка
природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем
сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей
с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда
обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека.
Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что
вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай,
троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте.
Маршрутные листы.
2. Я и моё окружение (12 ч)
Моя
квартира. Светлая
квартира,
цвет
обоев,
жилая
площадь,
температура
воздуха,
покрытие
полов,
возможности
проветривания,
природные
материалы
в
квартире,
внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в
землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего
хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца
своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто
наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции
русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо
сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение
обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение
стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое
значение,
условия
содержания,
правила
расстановки
комнатных
растений
с
учётом
приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями
класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за
комнатными
растениями.
Пересадка комнатных
растений.
Формовка
крон
и
обрезка.
Распределение
обязанностей
за
комнатными
растениями.
Наблюдение
изменений
произошедших
после произведённых
работ.
Подготовка
семян
к
посеву.
Подготовка
почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя.
Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные
в
доме. Знакомство
с
домашними
животными.
Кошка
и
собака
–
друзья
человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил
безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения
их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3.Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход
за
квартирой.
Влажная
уборка,
ремонт,
дезинфекция,
проветривание.
Гигиена
жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность
воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и
газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется.
Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена
класса.
Режим
проветривания
класса.
Влажная
уборка.
Дежурство.
Уход
за
комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и
гигиенические
требования,
условия
содержания,
уход.
История
появления
одежды.
Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала.
Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История
русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
2 класс (34 ч)
Вода – источник жизни (11 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется.
Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько
стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на
жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о
чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как
расходуется,
как
выделяется
из
организма?
Водные
процедуры,
закаливание
водой.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения.
Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как
животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего
места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС,
газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор,
его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла
в русской избе.
3. Воздух и здоровье (3 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно
сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не
болеть?
Вред
табачного
дыма.
Знакомство
с
комплексом
дыхательной
гимнастики.
Проветривание.
4. Мой край (6 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных района.
Основные
экологические
группы
растений.
Особенности
жизни
животных
района.
Знакомство
с
исчезающими
растениями
и
животными
родного
края.
Причины
исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга края.
5. Весенние работы (4 ч)
Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
3 класс (34ч)
Вводное занятие (1 ч)
Красноярский край на карте России
1.Растительный мир (17 ч)
Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения,
влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения. Лекарственные растения.
Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга.
2. Насекомые нашего края (8 ч)
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как
зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашего края. Красная книга
края.
3. Рыбы, обитающие в нашем крае. (8 ч)
Рыбы,
обитающие
в
реках
и
озёрах
края.
Промысловые
рыбы.
Рациональное
их
использование. Прудовые хозяйства края. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.
4 класс (34 ч)
1. Птицы (15 ч)
Птицы.
Птицы
нашего
края.
Кочующие,
оседлые,
перелётные
птицы.
Хищники.
Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная
книга.
2. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего края (19 ч)
Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашего края. Жизнь
зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга края.
Информационно- методические ресурсы
Учебник:
Г.В.
Раицкая,
С.
А.
Шахмотова,
С.Г.
Анананьева
Природа
и
экология
Красноярского края
Красноярск, 2006г
Тематическое планирование
1-й год обучения
№
раздела
№ занятия
Тема
Теория
Практика
1
Введение
1
1
Что такое экология?
1
2
Мой дом за окном
6
4
2
Мой дом
1
3
Дом, где мы живём
1
4
Практическое
занятие
«Уборка
школьного
двора»
1
5
Откуда берётся и куда девается мусор?
1
6
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»
1
7
Деревья твоего двора
1
8
Экскурсия по территории школы
1
9
Птицы нашего двора
1
10
Практическое
занятие
«Изготовление
кормушек для птиц»
1
11
Дорога из дома в школу
1
3
Я и моё окружение
7
4
12
Моя квартира
1
13
Моя семья
1
14
Соседи-жильцы
1
15
Мой класс
1
16
Практическое
занятие
«Создание
уюта
в
классной комнате»
1
17
Дом моей мечты
1
18
Комнатные растения в квартире, классе
1
19
Практическое занятие «Уход за комнатными
растениями»
1
20
Практическое занятие «Маленький огород на
подоконнике»
1
21
Экскурсия в лес
1
22
Животные в доме
1
4
Гигиена моего дома
8
4
23
Уход за квартирой
1
24
Гигиена класса
1
25
Практическое занятие «Гигиена класса»
1
26
Бытовые приборы в квартире
1
27
Экскурсия в школьную кухню
1
28
Природа в квартире и в классе
1
29
Наша одежда и обувь
1
30-31
Русская народная одежда
2
32
Практическая работа «Уход за одеждой»
1
33
Экскурсия в школьный музей
1
Итого: 33 часа
Тематическое планирование 2 –ой год обучения
Теория
Практика
1
Вода – источник жизни
7
3
1
Вода в моём доме и в природе
1
2
Стихи, рассказы о воде и природе
1
3
Экскурсия к водоёму
1
4
Осень в нашем поселке
1
5
Экскурсия в лес
1
6
Вода в жизни растений
1
7
Вода в жизни животного мира
1
8
Вода и здоровье человека
1
9
Личная гигиена
1
10
Практическое занятие «Как правильно чистить
зубы»
1
11-12
Защита проектов «Вода – источник жизни на
Земле»
2
2
Солнце и свет в нашей жизни
7
3
13
Солнце, Луна, звёзды – источники света
1
14
Светолюбивые
и
теплолюбивые
комнатные
растения
1
15
Практическое
занятие
по
размещению
комнатных
растений
с
учётом
потребности
тепла и света
1
16
Отношение
к
свету
и
теплу
различных
животных
1
17
Практическое
занятие
«Наблюдение
света
Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»
1
18
Электрический свет и тепло в моём доме
1
19
Откуда приходит свет и тепло в мой дом
1
20
Телевизор в моём доме
1
21
Сколько стоят свет и тепло
1
22
Итоговое занятие
1
3
Воздух и здоровье
1
1
23
Воздух и здоровье человека
1
24
Практическое занятие «Уборка в классе»
1
4
Мой край
3
2
25
Растительный мир района
1
26
Животный мир района
1
27
Исчезающие
растения
и
животные
родного
края
1
28
Экскурсия в музей
2
5
Весенние работы
5
29-30
Практическое занятие по подготовке почвы к
посеву
2
31-33
Практическое занятие по посадке растений и
уход за ними
3
34
Итоговое занятие
1
Итого: 34 часа
Тематическое планирование 3-й год обучения
№
раз-
дела
№ за-
нятия
Тема
Теория Практика
1
1
Введение.
Красноярский край на карте России
1
2
Растительность красноярского края
6
11
2-3
Травы, кустарники, деревья - тайга.
1
1
4
Экскурсия «Где растут деревья».
1
5-6
Осенние
краски
природы.
Сбор
листьев
деревьев
и
создание гербария.
2
7-8
Кустарники. Их роль в жизни человека.
1
1
9-11
Зелёная
аптека.
Сбор
и
оформление
гербариев
лекарственных трав посёлка
1
2
12
Растения – сорняки и вредители здоровья человека
1
13
Комнатные растения. Разведение и уход за ними.
1
14
Викторина «Зелёный мир вокруг нас»
1
15-16 Защита проектов «Редкие растения края»
2
17
Заповедники и заказники Красноярского края. Создание
экознаков.
1
18
Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга края.
1
3
Насекомые нашего края.
4
4
19
«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)
1
20
Насекомые – вредители
1
21-22
Ядовитые
насекомые.
Первая
помощь
при
травмах,
нанесённых насекомыми
1
1
23-24 Насекомые Красноярского края.
2
25
Охрана
полезных
насекомых.
Борьба
с
вредителями.
Создание экознаков
1
26
«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)
1
4
Рыбы, обитающие в Красноярском крае.
5
3
27
Промысловые рыбы. Рациональное их использование
1
28
Рыбы, обитающие в реках района
1
29
Прудовые хозяйства Красноярского края.
1
30
Аквариумные рыбы.
1
31
Охрана рыбных богатств. Красная книга края.
1
32
Конкурс-игра «Золотая рыбка»
1
33-34 Защита экологических проектов
2
Тематическое планирование 4-й год обучения
№
раз-
дела
№
заня-
тия
Тема
Теория Практика
1
Птицы Красноярского края
12
3
1
Воробей – самая распространённая птица на Земле
1
2
Ворона – «интеллектуальная» птица
1
3
Ворон – красивая и умная птица
1
4
Сорока - белобока – «лесная сплетница»
1
5
«Лесной доктор» - дятел
1
6
Галка – городская птица
1
7
Загадочная птица – кукушка
1
8
«Пернатая кошка» - сова
1
9
Любимая птица – снегирь
1
10
«Сестрички-синички» - самые полезные птички России
1
11
Наш добрый сосед – скворец
1
12
Изготовление скворечников, кормушек
1
13
Красная книга края. Заповедники, заказники. Создание
экознаков.
1
14-15
Защита экологических проектов
2
2
Животный мир. Звери, обитающие на территории нашего
района.
15
4
16
Заяц – «Длинное ухо»
1
17
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
1
18
Серый хищник – волк
1
19
Хозяин леса – медведь
1
20
Любознательный зверёк – белка
1
21
Лесной красавец – лось
1
22
Сердитая недотрога - каборга
1
23
Всеядное животное – барсук
1
24
Бобр – строитель
1
25
Запасливый бурундук
1
26
Рысь – родственник кошки
1
27
Соболь – «дорогой» зверёк
1
28
Косуля - самый маленький европейский олень
1
29
Красная
книга
края.
Заповедники
и
заказники
Красноярского края . Создание экознаков.
1
30-31
Экскурсия в музей.
2
32-33
Защита экологических проектов
2
34
Подведение итогов
1
Итого: 34 часа
4.
Формы учёта знаний, виды контроля.
В
процессе
оценки
достижения
планируемых
результатов
будут
использованы
разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы,
проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
ИТОГИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Презентации
проектов
Участие в конкурсах и
олимпиадах по разным
направлениям
Выставки
Конференции
Фестивали
Чемпионаты
Дополнительная литература:
1.
А.А Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2008.
2.
А.А. Плешаков. От Земли до неба. Атлас определитель. Методическое пособие. –
М.: Просвещение 2009.
3.
Г.Х. Николаева. Край мой любимый. Книга для учащихся начальных классов.
Санкт - Питербург: Дрофа.
4.
Е.Е. Сыроечковский Э.В. Рогачев. Животный мир Красноярского края Атлас
определитель. Методическое пособие. Красноярское книжное издательство.1980.
5.
«Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический
конструктор»
(Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
6.
«Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010).
7.
«Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
8.
«Планируемые
результаты
начального
общего
образования»
(под
ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
9.
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова.
«И
учёба,
и
игра:
природоведение».
Ярославль «Академия развития», 1997
10.
Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.:
Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
11.
Хренов,
Л.С.
Народные
предметы
и
календарь
Текст
/
Л.
С. Хренов.
–
М.:
Агропромиздат, 1991.
12.
Шиппард,
Ч.
Жизнь
кораллового
рифа
Текст
/
Ч.
Шиппард.
–
Ленинград:
Гидрометиздат, 1987.
13. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
14 . Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
15. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
16.Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007г.
18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.
Список литературы для учителя
Основная литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2.
Асмолова,
А.Г.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия.
–
М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.
Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.
Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический
конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в
современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003
- №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В.
Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. :
Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова,
Р.Г.
Программы
по
учебным
предметам.
Базисный
план
внеурочной
деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк,
2011,26с.
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997,
52с.
2.
Кропочева
,Т.Б.
Нетрадиционные
уроки
природоведения.
Методическое
пособие.-
Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4
классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и
истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа»
№10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал
«Начальная школа», 1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и
педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова,
И.В.
Экология
для
начальной
школы.
Игры
и
проекты.-
Ярославль:
«Академия развития», 1997.-192 с.
Список литературы для обучающихся
Основная литература
1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия
развития», 1998, 192с.
2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для
учащихся
начальных классов.-
Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
Дополнительная литература
1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2006.- 64 с.
3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград:
Учитель, 2010, 39 с.
Приложение
1 класс
Опросный лист №1 «Что я знаю о природе»
1.Что такое природа?
А) Природа - это все, что есть в доме.
Б) Природа – это все, что окружает человека.
В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.
2.. Кого называют «молчаливыми соседями»?
А) Животные «Красной книги».
Б) Домашние питомцы.
В) Змеи.
3. Кто такие пернатые друзья?
А) Павлин.
Б) Куры, гуси, утки.
В) Птицы родного края.
4. Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо __________________
______________________».
5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».
А) Волк, белка, слон, морж.
Б) Лиса, заяц, барсук, лось.
В) Выдра, тюлень, кит, медведь.
6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?
А) Сирень, сосулька, глина, ворона.
Б)Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.
В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.
7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?
А) Домашние.
Б) Уличные.
В) Комнатные.
8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?
А) Природа укрывает человека от врагов.
Б) Природа повсюду укрывает человека.
В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.
9. Что такое «Красная книга»?
А) Книга из красной бумаги.
Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.
В) Яркая, очень красивая книга.
2 класс
Тест «В гостях у осени»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Запиши цифрами порядок осенних месяцев:
октябрь
сентябрь
ноябрь
2.Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи
нужную букву.
а) выше, чем летом;
б) так же, как летом;
в) ниже, чем летом.
3.Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все
буквы правильных ответов.
а) заморозки;
б) цветение растений;
в) похолодание;
г) листопад;
д) иней.
4.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.
5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.
Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.
*6. Обведи кружком букву правильного ответа.
На юге перелётные птицы:
а) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.
БОБРЫ
МЕДВЕДЬ
ЬЬЬЬ
ХОМЯКИ
ПЧЕЛЫ
зерно
мёд
ветки деревьев
жир
Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
2.Какой
признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.
а) один твердый ствол;
б) много веток и листьев;
в) дерево высокое.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу
оставшихся растений.
Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________
Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________
Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________
4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.
а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;
б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных - белый;
в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
берёза
ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель
рябина
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна
лиственница
липа
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________
К зиме стебли трав ____________________
К зиме стебли кустарников _____________
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
дерево
кустарник
травянистое растение
Один твёрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
Несколько тонких деревянистых
стеблей
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Соедини стрелками название признака и название группы растений.
2.Какой
признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.
а) меньше дерева;
б) много тонких, деревянистых стеблей;
в) имеет цветки.
3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу
оставшихся растений.
Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________
Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________
Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______
4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.
Листья в виде пластинок у ______________________.
Листья в виде иголок у _________________________.
5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:
дуб
Лиственные растения пихта
сосна
Хвойные растения калина
клён
можжевельник
*6. Допиши предложения.
К зиме стволы деревьев ________________.
К зиме стебли трав ____________________.
К зиме стебли кустарников _____________.
Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.
дерево
кустарник
травянистое растение
Один твёрдый ствол
Один или несколько сочных,
мягких, неодревесневших стеблей
Несколько тонких деревянистых
стеблей
Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»
А1. Как развивается растение?
1)
семя, листья, стебель, плод, цветок
2)
семя, плод, листья, стебель, цветок
3)
семя, стебель, цветок, листья, плод
4)
семя, стебель, листья, цветок, плод
А2. Чего не требуется растению для развития?
1)
тишина
2)
свет
3)
тепло
4)
вода
А3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?
1)
им нужен свет
2)
им нужен свежий воздух
3)
для красоты
4)
чтобы освободить место в комнате
А4. Какой уход не требуется растениям?
1)
не надо рыхлить почву
2)
не надо поливать
3)
не надо встряхивать
4)
не надо протирать листья
А5. Как называется плод фасоли?
1)
орех
2)
желудь
3)
фасоль
4)
боб
А6. Почему растения нельзя поливать обильно?
1)
оно будет очень быстро расти
2)
оно не зацветет
3)
корни будут гнить
4)
листья завянут
А7. Докажи, что растение живое.
1)
оно приносит потомство
2)
оно умирает
3)
оно развивается
4)
оно гнется
Тест «В ГОСТИ К ЗИМЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Изморозь, гололедица, ледоход, оттепель.
2.О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
Снег подтаивает, становится влажным и легко лепится – это ___________
3.Кто впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) волк;
б) лось;
в) кабан;
г) ёж.
4.Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.
5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека? Обведи нужную
букву.
а) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
6.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.
Белка, медведь, лиса, заяц, лось.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.
Какие зимние явления происходят в неживой природе? Вычеркни лишнее.
Метель, снегопад, гололедица, листопад.
2.
О каком зимнем явлении идет речь? Допиши предложение.
На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – это ____________
3.
Кто не впадает в зимнюю спячку? Обведи нужную букву.
а) медведь;
б) ёж;
в) белка;
г) барсук.
4.
Какие птицы зимующие? Обведи нужную букву.
а) чайка, синица, грач;
б) поползень, сорока, свиристель;
в) чиж, скворец, кукушка.
5.
Как люди должны помогать птицам выжить зимой? Обведи нужную букву.
а) строить для них гнёзда;
б) помещать их в специальные жилища;
в) подкармливать их.
6.
Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.
Сосна, лиственница, ель, можжевельник.
Тест «В ГОСТИ К ВЕСНЕ»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.
Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни
лишнее.
Таяние снега, изморозь, ледоход, гроза.
2.
О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и
разбиваются – это __________.
3.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы
правильных ответов.
а) хохлатка;
б) медуница;
в) тополь;
г) верба;
д) одуванчик.
4.
Какие изменения весной происходят в жизни птиц? Обведи кружком
все буквы правильных ответов.
а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;
г) выводят птенцов.
5.
Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) воздух становится день ото дня всё теплее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются первоцветы;
г) животные ложатся в спячку;
д) появляются насекомые;
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.
Какие весенние явления происходят в неживой природе? Вычеркни
лишнее.
Ледоход, таяние снега, половодье, метель.
2.
О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.
От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов – это
__________.
3.
Какие растения раннецветущие? Обведи кружком все буквы
правильных ответов.
а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) чистяк весенний;
г) ольха;
д) ландыш.
4.
Какие изменения весной происходят в жизни зверей? Обведи
кружком все буквы правильных ответов.
а) линяют;
б) рождают детёнышей;
в) начинают петь;
г) продолжают спать.
5.
Выбери примету, не относящуюся к весне.
а) дни становятся длиннее;
б) солнце поднимается всё выше и выше;
в) появляются насекомые;
г) улетают в теплые края перелетные птицы;
д) зацветают растения;
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.
а) из-за пожаров и стихийных бедствий;
б) из-за изменения климата на Земле;
в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.
2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.
а) от использования воды в быту;
б) от использования воды в производстве;
в) от слива сточных вод заводов и фабрик.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
Обведи нужную букву.
а) прозрачные;
б) чистые;
в) бесцветные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают заповедники и национальные парки;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.
а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;
в) это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
3 класс
Тест « ВОДА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество.
2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Прозрачная, кислая, бесцветная, не имеет запаха, имеет температуру, растворитель,
текучая, сжимается при охлаждении, расширяется при нагревании.
3. Как называется процесс очистки воды? Обведи нужную букву.
а) нагревание;
б) фильтрование;
г) охлаждение.
4. Что происходит с водой при нагревании? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Какое свойство воды в
этом проявилось? Обведи нужную букву.
а) воды нет в стакане;
б) вода невидима;
в) вода бесцветна.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое вода? Обведи нужную букву.
а) вода – это твердое вещество;
б) вода – это жидкое вещество;
в) вода – это газообразное вещество.
2. Какими свойствами обладает вода? Вычеркни лишнее.
Текучая,
упругая,
сжимается при охлаждении, бесцветная, не имеет запаха, солёная,
растворитель, прозрачная, расширяется при нагревании.
3. Какой предмет помогает очистить загрязненную воду? Обведи нужную букву.
а) термометр;
б) фильтр;
в) сито.
4. Что происходит с водой при охлаждении? Обведи нужную букву.
а) вода сжимается;
б) вода расширяется;
в) изменений не происходит.
5. В чай положили сахар. Вскоре сахара не стало, а чай стал сладким. Какое свойство
воды в этом проявилось? Обведи нужную букву.
а) вода умеет есть, поэтому она съела сахар;
б) вода растворяет некоторые вещества, она – растворитель;
в) вода с самого начала имела сладкий вкус.
Тест «ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это жидкое вещество;
б) воздух – это твердое вещество;
в) воздух – это газообразное вещество.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) кислород;
б) водород;
в) азот;
г) углекислый газ.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Прозрачен,
синий,
проводит
звуки,
не
имеет
запаха,
плохо
проводит
тепло,
при
охлаждении сжимается, при нагревании расширяется, бесцветен.
4.
Растения,
зимующие
под
снегом,
не
замерзают.
Какое
свойство
воздуха
используется? Обведи нужную букву.
а) при охлаждении воздух сжимается;
б) воздух плохо проводит тепло;
в) при нагревании воздух расширяется.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы
правильных ответов.
а) дыхание животных;
б) курение;
в) выхлопные газы машин;
г) выбросы отработанных газов заводов;
д) пожары и горящие костры.
ВАРИАНТ 2
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Что такое воздух? Обведи нужную букву.
а) воздух – это смесь газов;
б) воздух – это смесь жидкостей;
в) воздух – это смесь твердых веществ.
2. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи кружком все буквы правильных
ответов.
а) азот;
б) пропан;
в) углекислый газ;
г) кислород.
3. Какими свойствами обладает воздух? Вычеркни лишнее.
Упругий,
без
запаха,
прозрачен,
имеет
форму
шара,
бесцветен,
при
нагревании
расширяется, плохо проводит тепло, при охлаждении сжимается.
4.
В
окнах
устанавливаются
двойные
рамы
на
зиму.
Какое
свойство
воздуха
используется? Обведи нужную букву.
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при охлаждении воздух сжимается;
в) воздух плохо проводит тепло.
5. По каким причинам происходит загрязнение воздуха? Обведи кружком буквы
правильных ответов.
а) пожары и горящие костры;
б) подвижные игры;
в) выхлопные газы машин;
г) чтение книг;
д) выбросы отработанных газов заводов и фабрик.
Тест «ПРИРОДА МОЕГО КРАЯ»
1.
Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия;
г) Северная Америка.
2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра; в) степи;
г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а)
восточном полушарии;
б)
западном полушарии.
4.
В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы;
б) ягель, клюква, карликовая ива;
в)
ель, береза, осина;
г) полынь, ковыль, саксаул.
5.
У нас обитают...
а)
лоси, зайцы, кабаны;
б)
косули, волки;
в)
олени, медведи.
6.
Мой край даст стране...
а)
продукты сельского хозяйства;
б)
легковые автомобили;
в)
морепродукты.
7.Территория моего края расположена в...
а)
тропическом поясе;
б)
полярном поясе;
в)
умеренном поясе.
Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.
а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;
б) из-за пожаров и стихийных бедствий;
в) из-за изменения климата на Земле.
2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.
а) от посадки и выращивания растений;
б) от воздушно-транспортных средств;
в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.
3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
Обведи нужную букву.
а) чистые;
б) бесцветные;
в) прозрачные.
4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.
а) создают бульвары и скверы;
б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
в) создают заповедники и национальные парки.
5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.
а) это природные музеи в закрытых заповедниках;
б) это природные музеи под открытым небом;
в) это природные музеи, где выращивают домашних животных.
4 класс
Тест «НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА»
1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители
2. К полезным ископаемым относятся…
а)
кирпич, бетон, бензин;
б)
станки, вазы, ножницы;
в)
нефть, газ, глина.
З. В строительстве используются...
а)
торф, железная руда, самоцветы;
б)
песок, глина, гранит;
в)
мрамор, каменный уголь, малахит.
4. Металлы получают из ...
а)
каменного угля, янтаря, мела;
б)
жемчуга, известняка, торфа.
в)
железной руды, медной руды.
5. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае:
______________________________________________________
________________________________________________________
6. В шахтах добывают... . . .
а)
известняк, ракушечник, гранит;
б)
каменный уголь, антрацит, железную руду;
в)
поваренную соль, жемчуг, графит.
7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
8. Как используются полезные ископаемые вашей местности?
Запиши_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»
1.
Углубление
в
земной
поверхности,
имеющее
крутые
осыпающиеся
склоны,
называется….
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…
а) холм; б) гора; в)плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.
4. Хранилища воды называют...
а) низменности; б)водоемы; в) плато.
5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Назови наиболее крупные реки Краснодарского края. Запиши
их__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
7. Запиши наиболее крупные озера своего края
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки;
ТЕСТ «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ?»
ВАРИАНТ 1
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1.
Кто в ряду «чужой»? Вычеркни его. Назови одним словом оставшиеся тела.
Допиши предложение.
Комар, щука, лягушка, чашка, синица, медведь – это __________
2.
Обведи кружком все буквы правильных ответов. У животных есть:
а) лапы;
б) ноги;
в) руки;
г) крылья.
3.
Соедини стрелками название признака и название группы животных.
4.
Сколько ног у насекомых? Обведи нужную букву.
а) 4 ноги;
б) 8 ног;
тело, покрытое перьями, две
ноги, большинство летает
тело, покрытое чешуей,
живут в воде, плавают
тело покрыто шерстью,
четыре ноги
РЫБЫ
ЗВЕРИ
ПТИЦЫ
в) 6 ног.
5.
Какое животное относится к рыбам? Обведи нужную букву.
а) дельфин;
б) бегемот;
в) карп.
6. Какое животное относится к земноводным? Обведи нужную букву.
а) ящерица;
б) лягушка;
в) носорог;
7.Запиши, как растения влияют на жизнь животных твоего
края_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8.Запиши самого большого и самого маленького зверя твоего
края_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь?
Запиши______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест «КАКАЯ БЫВАЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
1. Какие отрасли промышленности существуют? Заполни схему.
2. Расшифруй сокращения.
ГЭС – ________________________________________________________.
АЭС – ________________________________________________________.
3. Подчеркни предприятия пищевой промышленности.
ПРОМЫШЛЕННОС
ТЬ
Обувная
фабрика,
хлебозавод,
кондитерская
фабрика,
электростанция,
мясокомбинат,
металлургический завод, консервный завод, сахарный завод.
4.
Какие
отрасли
промышленности
производят
данные
товары?
Установи
соответствие.
5.
Какую
продукцию
производят
в
твоей
местности?
Запиши
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
*6. Напиши, какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления
рельсов?
________________________, ___________________________,
________________________, ___________________________.
7. О каких известных людях Кузнецкой земли ты знаешь?
Запиши_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
МЕТАЛЛУРГИЯ
ХИМИЧЕСКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ЛЕГКАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Пальто
Сода
Медь
Алюминий
Носки
Краски