Напоминание

Методические рекомендации по работе с обучающимися, имеющие статус ОВЗ


Автор: Балаганова Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Сузунская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: р.п.Сузун, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Методические рекомендации по работе с обучающимися, имеющие статус ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУЗУНСКОГО РАЙОНА

«СУЗУНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Сузунского района Новосибирской области

Методические рекомендации по работе с

обучающимися, имеющие статус ОВЗ

Выполнил: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Балаганова Галина Михайловна

Сузун 2017г.

Взаимное уважение и согласие, доброжелательность, сердечность,

дружелюбие – вот моральное богатство, которым нужно дорожить и на

котором нужно строить наши отношения с детьми.

В.А.Сухомлинский

Более 40 лет работаю учителем начальных классов в Сузунской

общеобразовательной школе – интернате для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья. В начальной школе ребенок

впервые начинает заниматься социально значимой деятельностью, которая

требует от него волевых усилий, знаний, выполнение коллективного труда и

общения. Ребенок – целостная личность, и, прежде всего надо, чтобы

педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными

устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен

испытывать чувство постоянного обогащения жизнью, удовлетворения своих

растущих познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом

жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиций, реализуя

внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, нравственному

становлению. Дети с ОВЗ по разным причинам лишены возможности

усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками.

Умственная отсталость затрудняет их обучение и воспитание, делает

особенно сложным процесс формирования их личности.

Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира:

восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие

наших психических процессов, как восприятие, мышление, память, речь,

внимание. Сформированность внимания – важный показатель развития

личности. Известно, что любая деятельность должна быть успешной, иначе

она теряет всякий смысл.

Работаю под девизом: «Если будем дружно жить, не придется нам

тужить». Умение слушать, слышать и понимать, принимать его таким, каков

он есть – это кредо моей педагогической деятельности. Набирая первый

класс, знакомлюсь с документами, с характеристикой, положением дел в

семье. В беседах с детьми узнаю об их характере, склонностях, интересах,

состоянии здоровья. Знание индивидуальных психических особенностей

помогает правильно построить учебную и воспитательную работу в классе.

Прежде всего, я начинаю воспитывать интерес к учебному процессу,

развиваю наблюдательность, активность. Стремлюсь в начале каждого урока

привлечь внимание детей к демонстрируемым предметам, красочно

оформленным наглядным пособиям: «Считалочка», «Читалочка», «Давай

подумаем». Уроки, во время которых используется игра, особенно глубоко

захватывают учащихся и держат их в состоянии познавательной активности.

Подчиненная учебными целями игра облегчает усвоение нового материала и

служит хорошим средством воспроизведения и закрепления пройденного.

У меня богатый игровой материал по всем предметам. Чем глубже

умственная отсталость ученика, тем сильнее поражена деятельность

анализаторов и тем больше внимания я уделяю на первых годах обучения его

сенсорному воспитанию.

В процессе обучения я стремлюсь во всех случаях опираться на чувственное

восприятие, используя зрение, слух, обоняние, осязание, мышечное чувство

учащихся. Во время изучения темы «Овощи» (показ муляжей овощей), дети

учились наблюдать. Они расширяли и уточняли свои представления,

находили сходства и различия между предметами и, идя от конкретного к

отвлеченному, от частного к особенному, делали правильное обобщение.

Такая учебная деятельность вызвала живой интерес у школьников к новому,

активизировала их внимание, воспитала у них элементарные навыки по уходу

за растениями.

Работа по теме «Овощи» имела огромное значение для развития речи.

Учитывая несовершенство аналитической и синтетической деятельности

головного мозга ребенка с ОВЗ, я использовала малейшую возможность,

которая способствовала преодолению этого недостатка (натуральные овощи

рассмотрели, попробовали на вкус, рассказали о их пользе).

Уже с первых дней обучения много времени отвожу выделению звука,

знакомство с буквой, звуком, образованию слогов, анализу слова. Здесь

помогает звуковая азбука, магнитные буквы, таблица «Обучение грамоте»,

презентации с применением компьютерных технологий. Уроки стали более

красочными и интересными, что удерживает внимание детей.

На уроках математики большую часть времени отвожу на анализ и синтез

числовых величин, используя конкретный счетный материал (матрешки,

грибочки, ракетки) При работе с картинками много внимания уделяю

выделению из общего отдельных его частей, предметов, обращаю внимание

на их характерные признаки. Затем учащиеся обобщали увиденное и давали

картине название.

Учебную деятельность учащихся с ОВЗ чрезвычайно важно

разнообразить. Почти на всех уроках широкое применение находят

рисование, лепка, шнуровка, работа с крупой. Эти виды деятельности

повышают активность на уроке, поддерживают интерес детей к изучаемому

материалу, делают более точным и полным восприятие, способствует

лучшему запоминанию учебного материала. Смена видов деятельности на

уроке снимает с учащихся утомление. Например, при устном счете на уроке

математики ввожу элементы игры. Дети считают мои тихие удары в ладоши,

быстро находят на парте карточку (цифру) и молча ее поднимают. Или пишу

на доске 2 столбика примеров, дети выходят к доске и пишут ответы, далее

устанавливаем чей ряд быстрее и правильно запишет ответ. При

формировании понятия о новом числе ученики наблюдают образование числа

на красочных плакатах, где изображены разнообразные знакомые детям

предметы. Это же число ученики образуют из различных дидактических

материалов, лежащих на столе учителя или на парте. И в этом случае ввожу

элементы игры. Ученики выстраиваются у доски и рассчитываются по

порядку до образования нового числа. Места учеников в ряду меняются. На

этом же уроке перехожу и к другим видам деятельности. Дети рисуют и

раскрашивают определенное число кружков, квадратов, лепят из пластилина

шары, грибы, или вырезают из цветной бумаги определенное количество

предметов и наклеивают их.

Уроки должны быть стимулирующими. Важно давать детям посильные и

строго дозированные задания. Стимулирующее изучение предполагает

своевременную смену видов деятельности. Для развития мышления с 1

класса ввожу занимательные задания. Они длятся около 8 минут. Выполняя

эти задания, дети овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и

обобщения. Главное, я приучаю детей мыслить. Во 2 классе идет работа над

головоломками:

100 лица

Каждому ученику вначале урока раздаю индивидуальные задания, которые

изо дня в день усложняются. Часто даю работу на двоих, работу в парах.

На уроках математики требуется интенсивная постоянная тренировка в

устном счете. Хорошие результаты дает прием решения примеров на время. В

этой работе я использую перфокарты, различное техническое оборудование.

Для повышения эффективности урока использую метод сотрудничества.

Сотрудничество с детьми возможно только при большом уважении друг к

другу. Для этого часто обращаю внимание на плакат, который висит над

доской в классе: «Если дружно будем жить, не придется нам тужить».

Совместные действия детей налаживаются не сразу, время от времени

меняю группы, пересаживаю детей, чтобы у них накапливался опыт общения,

умение вести себя в малой группе и в большом коллективе.

На уроке я обязательно отвожу время для ежедневных письменных работ

на индивидуальных планшетах, которые есть у каждого ученика в тетрадях.

С помощью перфокарт ежедневно оцениваю эти работы. Только ежедневный

контроль помогает выявить тех детей, которые что – то не усвоили, и помочь

этим детям. Я не ставлю двоек: сегодня не получилось, получится завтра.

Оценка может быть такая: «Правильно», «Не правильно».

Двигательная активность является биологической потребностью человека,

дефицит движений приводит к серьезным нарушениям в функции организма.

На всех уроках я применяю физминутки (в стихах, музыкальные).

Своевременный отдых снимающий напряжение, способствует не только

сохранению правильной осанки школьника, но и активизирует учебный труд.

Дети после выполнения физминутки сразу включаются в работу.

Одним из мощных рычагов воспитания – трудолюбие, желания и умения

учиться, считаю создание условий, обеспечивающих ребенку перживание

успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от

незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и

результата своих усилий. В школе есть все условия для обучения. Мои

ученики, обучаясь в 5 классе не снижают процент качества, который у них

был в 4 кассе.

У меня в кабинете собран богатый методический и дидактический материал.

Находить пути эффективности уроков мне помогает мое профессионально –

Ви 3 на

7 я

педагогическое самосовершенствование. Всегда читаю новинки, касающиеся

вопросов педагогики, вопросов воспитания. В моей педагогической копилке

собраны папки, альбомы разработки уроков по темам, по предметам

(Времена года, профессии, транспорт, животные, Сузун - мой поселок

родной, уроки грамоты).

Много презентаций к урокам, видеоуроки:

1.

По окружающему миру;

2.

Обучение грамоте;

3.

Числа от 1 до 10;

4.

Чтобы путь был счастливым;

5.

Азбука безопасности;

6.

Первая помощь при травмах.

Наглядный материал

1.

Муляжи: овощи, фрукты.

2.

Компьютерные обучающие игры: «Лунтик познает мир», «Маша и

медведь».

3.

Наборы детской посуды.

4.

Дидактические игры: пазлы.

5.

Разрезные карточки по темам.

6.

Демонстрационные карточки по темам (папки): одежда и обувь,

животные, мебель, посуда, транспорт, овощи, времена года и т.д.

7.

Для гимнастики пальчиков шарики с шипами, прищепки.

8.

Кубики, пирамидки.

9.

Множество геометрических фигурок разного цвета.

10.Кубики разноцветные для составления узоров.

11.Шнуровка.

12.Счетный материал (матрешки, грибочки, ракеты)

13.Таблицы: фрукты, цветы, дом, животные.

Коррекционно – развивающее обучение школьников с ОВЗ призвано

исправлять дефекты развития познавательной деятельности, ориентируясь не

на отклонения, имеющиеся у ребенка, а на его возможности, которые должны

быть максимально активизированы , поэтому стараюсь находить

возможность творить, выдумывать, пробовать новые пути исправления

нарушений психофизического развития ребенка. Время на месте не стоит,

поэтому нахожусь в постоянном поиске, прохожу курсы повышения

квалификации (1.09.2016г.)

Надо не только знать самой, но и уметь научить других.



В раздел образования