Автор: Александрова Анна Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: Маоу"сош с. Опеченский Посад"
Населённый пункт: село Опеченский Посад, Боровичского района Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Роль игрового фольклора в музыкальном воспитании учащихся
Раздел: начальное образование
Александрова А.А., учитель музыки
МАОУ « СОШ с. Опеченский Посад»
Боровичского района Новгородской области
Роль игрового фольклора
в музыкальном воспитании учащихся
Концепция
модернизации
музыкального
образования
предполагает включение фольклорного материала, основанного на
местном
материале,
в
систему
музыкального
образования
и
воспитания учащихся. Кто я? Где я? С кем я? Начинается ли отчёт
моей
истории
с
момента
рождения
или
он
длится
за
пределы
обозримого пространства и времени, в те глубины, откуда взывают к
нашим душам и сознанию голоса предков? Возможно, это один из
определяющих моментов становления личности человека, развития
самопознания,
самооценки.
Одно
дело,
когда
до
вас
доходят
фрагментарные сведения в виде рассказов бабушек или прабабушек, в
виде текстов специальной литературы или находок, совершённых в
процессе собственного поиска или общения с людьми. И совсем
другое, когда этим заполнен самый важный период жизни – детство,
когда ты проживаешь историю человечества, историю своего народа и
свою собственную «здесь-и-сейчас».
Именно
фольклор
является
идеальной
платформой
для
приобщения учащихся к истории и культуре своего народа и своего
края,
стимулирования
роста
духовности
посредством
образцов
бессмертного народного творчества: обряды, обычаи, быт, песенный
фольклор, народное зодчество, игровой фольклор. В конце ХХ века
фольклор
стал
пониматься
как
комплексное
явление
и
как
часть
традиционной русской культуры. В ХІХ веке фольклор понимали как
устное
народное
творчество,
в
наше
время
доминирующим
становиться обозначение термином фольклор комплекса словесных,
словесно-музыкальных,
музыкально-хореографических,
игровых
и
драматических видов народного творчества.
Какова роль игры? Мы часто слышим, что она способствует
развитию культуры детей и подростков. Казалось бы, игре не нужно
обучать и передавать знания, накопленные поколениями. Раньше дети
сами придумывали игры, передавая свои знания младшим. Игровой
возраст длился до 12 лет, а позже подростки помогали родителям по
хозяйству. Сейчас игровая культура изменилась, дети чаще играют в
компьютерные игры или бесцельно проводят время на улице, поэтому
игровой
фольклор,
как
на
уроках
музыки,
так
и
во
внеклассной
деятельности,
является
важным
условием
изучения
не
только
этнокультуры родного края, но и формирования умения играть.
Этнокультурный
компонент
всегда
входил
в
содержание
музыкального
образования
в
виде
фрагментарного
обращения
к
народным
песням
на
уроках
музыки.
В
частности,
программа,
созданная
под
руководством
Д. Б. Кабалевского,
была
целостно
выстроена на этнокультурном принципе, хотя и отразила характерные
негативные тенденции эпохи, потому что игнорировались старинные
обряды и религиозная культура русского народа. Появились учебники
для
школ,
в
которых
народная
музыка
представлена
широко,
с
новыми педагогическими задачами: «Музыкальное искусство» под
редакцией В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр; учебники по музыке под
редакцией
В. В. Алеева,
О. С. Нечаевой;
учебники
по
музыке
под
редакцией Т. И. Науменко, Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой. Развивая
идеи Д. Б. Кабалевского, авторы современных программ строят их в
контексте
художественной
культуры
и
межпредметных
связей,
включая
региональный
компонент,
который
даёт
возможность
знакомить
учащихся
с
местным
фольклором,
что
способствует
формированию
духовной,
нравственной
и
музыкальной
культуры
личности, ее национально-патриотическому воспитанию.
Исходя
из
вышеизложенного,
одним
из
направлений
моей
работы
в
МАОУСОШ
с. Опеченский
Посад
Боровичского
района
Новгородской
области
является
поисково-проектная
деятельность.
Данная
деятельность
основывается
на
модели
этнокультуры
А. Б. Афанасьевой (см. схему 1).
Поисковая деятельность охватывала период 2006-2010 годы. За
это время изучены: православные праздники, словесный фольклор,
(опубликован соответствующий словарь местных диалектов), обряды,
традиционный
быт,
декоративно-прикладное
искусство,
игровой
фольклор.
Научные
работы
учащиеся
школы
защищали
на
Всероссийском
конкурсе
краеведческо-исследовательских
работ
«Отечество», где заняли I и V места. Руководили научным поиском
детей
учителя
школы:
учитель
изобразительного
искусства
И. А. Фомина, учитель русского языка Г. И. Яковлева, учитель музыки
А. А. Александрова.
В 2006-2010 годах моя этнографическая работа была направлена
на
изучение,
систематизацию
и
обобщение
игрового
фольклора
Опеченского
поселения.
В
поиске
материала
принимали
участие
учащиеся 5-7 классов.
Схема 1
Модель этнокультуры
Задачи, которые мы решали в процессе поисково-этнографической
деятельности:
1.
Спланировать маршрут фольклорной экспедиции.
2.
Изучить,
записать
игровой
фольклор
по
маршруту:
д. Опеченский Рядок – д. Лазница – д. Марьинское – д. Опочно –
д. Брызгово – д. Жадины – д. Дерева.
личность
Народная хореография
Игровой фольклор
Драматический фольклор
Декоративно-прикладное искусство
Народное зодчество
Традиционная экономика
Традиционный быт
Обычаи
Обряды
Религия
Традиционно научное знание
Народная педагогика
Этническая психология
Этноэтика
Язык
Словесный фольклор
Народная музыка
3.
Разработать методику внедрения игрового фольклора в практику
музыкального воспитания учащихся МАОУСОШ с. Опеченский
Посад.
4.
Создать
игровую
площадку
для
апробации
и
внедрения
фольклорных игр.
5.
Принять
участие
в
конкурсе
краеведческо-исследовательских
работ «Отечество».
Для
сбора
этнографического
материала
был
организован
профильный палаточный лагерь при содействии Комитета молодёжи
и молодёжной политики г. Боровичи. Этнографическая деятельность
охватывала
несколько
компонентов
энтокультуры:
словесный,
традиционный
быт,
декоративно-прикладное
искусство
и
игровой
фольклор. Ниже остановимся на игровом фольклоре.
В предложенную А. Б. Афанасьевой структуру этнокультуры в
процессе поисковой деятельности мы внесли некоторые коррективы,
обусловленные
синкретической
природой
народного
творчества
и
народного
искусства.
Мы
не
нашли
чистого
игрового
фольклора,
потому
что
он
сопровождался
пением,
как
содержательно-
организующим началом, раскрывающим последовательность игры.
В
деревне
Марьинское
бытуют
следующие
игры:
«Заинька»,
«Птичка», «Рюхи», «Казаки-разбойники».
Например, познакомимся с содержанием игры «Заинька». Зайка
стоит в центре круга, играющие – по кругу. Последние поют:
Зинька, заинька, горностаинька,
Заиньке некуда выскочить:
Города все немецкие,
Замочки висят все турецкие.
Ну-ка, зайка, боком, боком,
Перед нашим хороводом.
1 вариант: Ну-ка, зайка, повернись,
Кого любишь – поклонись!
«Зайка» выбирает следующего водящего.
2 вариант: Ну-ка, зайка, покрутись.
Нас скорее догони.
«Зайка» догоняет, кого «осалил», тот и водит.
Игру
«Птичка»
можно
отнести
к
подвижным
играм
типа
«пятнашки».
Дети
собирались
на
окраине
деревни,
выбирали
«птичку». «Птичка» сидела на пеньке или заборе, дети отходили на
определенное расстояние. Постепенно подходя к «птичке», пели, ак
«птичка» отвечала. На последнем слове она «запузыривает», то есть
«пятнает»,
«осаливает»,
того,
кого
догонит.
«Запузыриный«
становится «птичкой».
«Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдёшь без сети.
Не расстанутся с тобой
Миленькие дети».
«Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети,
Отпустите погулять,
Развяжите сети».
«Ах, не пустим мы тебя,
Оставайся с нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями».
«Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю,
В поле мошечек ловлю,
Зёрнышки сбираю».
В деревне Лазница играли в игру «Коровушку доить». Сущность
игры заключается в следующем: выбирают считалкой двух игроков, а
остальные замыкаются в круг; один игрок находится за кругом, а
второй – в кругу. Тот, кто за кругом, задаёт вопросы (поёт), второй
отвечает.
- Коровушку доила?
- Доила.
- Телёночка поила?
- Поила.
- А цедилочку мыла?
- Ой, позабыла!
После
последних
слов
первый
игрок
пытается
«осалить»
второго, а игроки всячески пытаются чинить ему препятствия, то есть
опускают
руки,
приседают.
Если
удавалось
«осалить»,
менялись
местами.
Кроме описанной игры, в деревне дети играли в «Ворона», на
Пасху катали яйца под кряжом (под обрывом).
В
деревне
Опочно
была популярна
игра «Колесо».
Брали
деревянное колесо от телеги. Играли две партии (команды). Состав –
смешанный: подростки и взрослые, маленьких детей не брали, так
как эта игра «силовая» и опасная. Чертили черту, деля поле на две
половины. Считалкой выбирали того, кто начинает. Первая команда
разгоняла колесо, чтобы оно закатилось за черту, вторая команда
палками
откатывала
колесо
со
своей
половины.
Кому
удавалось
закатить колесо, получал очко (счёт и правила, как в волейболе).
Играли также в «Клин-Паклин», «Попа загоняло».
Собранные
игры
мы
классифицировали
по
следующим
основаниям:
1. По возрасту:
игры для дошкольников, например, «Ворон»;
игры для младших школьников (7-10 лет ) – «Тетёра»;
игры для младших подростков (10-12) – «Попа загоняло».
2. По содержанию:
бытовые, например, «Коровушку доить»;
сюжетно-ролевые («Заинька»);
календарно-бытовые, например, катание яиц.
3. По цели:
подвижные, например, «Колесо»;
развивающие, например, «Клин-Паклин»;
воспитательные, например, «Птичка».
Для
апробации
собранного
материала
мы
написали
проект
«Деревня Детства». Почему мы взяли именно такое название? Во
время поисковой работы мы выяснили, что в нашем крае названия
многих
улиц
и
деревень
давались
жителями
по
фамилиям
или
кличкам
хозяев
данной
земли,
или
по
каким-то
особенностям
местности. Жители нашего проекта – дети, которые живут в городе,
деревне,
сёлах.
Взрослые,
посетившие
нашу
площадку,
также
становятся
детьми,
которые
включаются
в
массовые
игры
своих
предков.
«Деревня Детства» – это легкая в сборке передвижная площадка,
состоящая из трёх открытых палаток-«изб». Вход в деревню Детства
сделан в виде широких ворот, украшенных сверху венком из цветов.
Проходя через ворота, под венком, гости загадывали желание.
Для
организации
досуга
детей,
подростков,
взрослых
установили
верёвочные
качели,
палатки-«избы»,
предназначенные
для мастер-классов по декоративно-прикладному искусству, весёлую
музыкальную карусель из пёстрых лент, центральная часть которой –
деревянное
колесо
от
телеги.
Для
подвижных
игр
оборудовали
отдельную площадку. Ведущих одели в местные народные костюмы,
сшитые по образцу конца XIX – начала XX века. Выделили место для
писарей-историков,
которые
проводили
анкетирование
и
собирали
отзывы
о
мероприятии
в
«Архивную
книгу
писания».
Такие
площадки были организованы в Боровичском районе. Мы получили
положительные отзывы.
Собранный игровой материал я использовала на уроках музыки
для начальной школы, так как в народной педагогике игровой период
развития и воспитания ребёнка приходится на первую возрастную
эпоху: от рождения до 10 лет. С остальными классами эти игры
использовались во внеурочных мероприятиях.
1 класс. Цель: музыкальное воспитание ребёнка посредством
создания
фольклорной
среды,
что
обусловлено
необходимостью
актуализации генетического этнокода.
Игры: «Заинька», «Ворон».
2-3
классы.
Цель:
закрепление
представления
о
песенности,
маршевости и танцевальности на примере игрового фольклора.
Игры: «Тетёра», «Птичка», «Заинька».
4 класс. Цель: постижение музыкальной культуры своего народа
в
контексте
этнокультуры
региона
(легенды,
традиционный
быт,
православные праздники, календарные обряды и обычаи).
Результаты фольклорной экспедиции представлены на конкурсах
«Отечество» и «Директор музея», на городских и областных научно-
практических
конференциях,
семинарах,
круглых
столах,
мастер-
классах.
Проект
«Деревня
детства»
работал
на
территории
Боровичского района. На сегодня в школе оформлены передвижные
выставки
по
всем
направлениям,
записан
фономатериал,
который
используется как на уроках, так и во внеклассной работе. Поисковая
работа продолжается, и мы надеемся на новые открытия.