Автор: Проскурякова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Березники
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над правильностью и осознанностью речи с учащимися с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Методика работы над правильностью и осознанностью речи
у учащихся с ОВЗ.
Введение
Чтение - это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает
человека знаниями, организовывает его, воссоздаёт опыт, стимулирует
интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и
совершенствовать личность, именно через чтение человек познаёт окружающий
его мир. Поэтому так важно научить ребёнка читать.
Учащиеся с отклонениями в развитии испытывают особые трудности при обучении
чтению. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят
беглость и правильность чтения, формируют недостатки техники чтения (большое
количество ошибок, низкий темп). (Слайд №2)
В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть
выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и
выразительность. (Слайд№3)
Чтение учащихся характеризуется большим количеством ошибок. Это замены,
повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов.
В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их
значительной стойкостью у учащихся с ОВЗ проблема поиска способов и приёмов,
способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения
(беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и
практически значимой для коррекционной педагогики. (Слайд №4)
Как работать над выработкой правильного и осознанного чтения:
В развитии навыка правильного и сознательного чтения огромное значение
имеют те виды работ, которые проводятся на уроке, а именно: подготовка учащихся
к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение
произведения учителем, чтение текста учащимися, анализ прочитанного при
повторном чтение, составление плана, пересказ, работа над выразительными
средствами художественного произведения, характеристика героя, творческая
деятельность школьников.
Эти виды работы приобретают ряд специфических черт во вспомогательной школе.
Так, подготовка учащихся к восприятию текста не ограничивается только
проведением предварительной беседы, как предлагает методика массовой школы,
а проводится более углубленно, с использованием целого ряда других приемов и
методов.
Подготовительная работа в младших классах часто требуется создания наглядной
конкретной ситуации, которая лежит в основе текста. Экскурсия в природу, на
производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление
макетов имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В
ряде случаев эта подготовка может осуществляться в виде беседы, в процессе
которой актуализируется, и уточняются имеющиеся в опыте детей представления,
понятия, устанавливаются связи уже знакомого материала с материалом,
предлагаемым в данный момент.
Не менее важной для понимания читаемого является словарная работа,
которая может проводиться на различных этапах урока. Значения слов, совершенно
незнакомых детям, несущих большую смысловую нагрузку в тексте, учитель
объясняет в процессе подготовительной работы.
Значение других слов и образных выражений разбираются во время чтения или
анализа текста. К объяснению привлекаются сами учащиеся. Более того,
необходимо приучить детей самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и
спрашивать учителя или своих товарищей об их смысле.
Проведение подобной работы требует от педагога последовательности и
терпения, так как дети часто не замечают непонятных для них слов. Вместе с тем
развитие их самостоятельности способствует повышению уровня осознанности в
работе над текстом.
Первоначальное чтение произведения имеет большое значение для
правильного восприятия текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный
рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой
произведения без еще достаточного осознания всех связей, лежащих в его основе.
Учитывая важность первого знакомства с текстом, все художественные
произведения в начальных классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги.
Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения учителя ему
недоступен, и следить за ним по книге он не может. Пытаясь найти слово,
прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов
читающего.
Анализ текста идет в процессе повторного чтения. В младших классах текст,
анализируется чаше всего индуктивным путем, т. е. от частного к общему. Этот путь
для детей легче, так как в результате последовательного разбора содержания
обращается внимание на отдельные, существенно важные моменты читаемого
материала, и учащиеся подводятся к пониманию всего произведения в целом.
Закрепление содержания прочитанного текста ведется не только в виде
выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, диафильмов и
кинофильмов на эту тему, как это принято в массовой школе. Но и с помощью иных
приемов и средств: соотнесение отдельных мест текста с иллюстрациями,
помещенных в книге; изготовление макетов, лепка и зарисовка героев;
установление сходства и различия прочитанного произведения и конкретной
жизненной ситуации. Такой характер работы помогает учащимся образно
представить сюжет рассказа, четко установить связи явлений и действующих лиц,
соотнести читаемый материал с собственным жизненным опытом.
Работа над составлением плана прочитанного во вспомогательной школе
начинается с III класса, причем составление картинного словесного плана в младших
классах протекает коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя.
Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросительных,
повествовательных предложений.
Самостоятельно пересказывать прочитанное учащиеся начинают с конца
второго года обучения, а в I и II классах они в основном передают содержание текста
по вопросам. И в том и в другом случае пересказ подкрепляется демонстрацией
действий учащихся, показом соответствующих событий на картинках,
самостоятельными зарисовками.
Заключительной стадией работы над произведением являются творческие
работы - рисунки к тексту, изготовление макетов, составление монтажей,
альбомов, инсценировки.
Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого,
выразительного и сознательного чтения протекает в единстве. (Слайд №5)
Приведу некоторые примеры заданий выполняемых с детьми и направленными на
развитие правильности чтения.
1. Чтение с пометами
ка-ран-даш, кАрАндАш, ка/ран/даш.
2. Чтение с подготовкой
ра-рва-рвали, то-строй-строить
3. Чтение многосложных слов
4. Чтение небольших текстов в различном темпе (по слогам, целыми
словами)
5. Составление слов и слогов. (Слайд №6)
6. Чтение слогов и слов по подобию
7. Чтение слов с одинаковыми приставками, суффиксами, корнями
-дровами, травами; зима, земля; вьюга, вьюн, вьют.
8. Чтение устойчивых сочетаний (девица красавица)
9. Нахождение в тексте слов, похожих по буквенному составу или слов в
тексте, написанных на доске
10. Нахождение в абзаце слов по заданию учителя (слайд №7)
11. Прочитать начало предложения, а его конец найти в тексте
12. Чтение предложений по догадке (даём начало и вопрос Чем может
закончиться?)
13. Чтение слов по нижним или верхним половинкам букв
14. Вставить в текст на доске слова из читаемого упражнения
15. Составить пословицу из частей и найти абзац текста, к которому её
можно отнести (Слайд №8)
Игры:
- «Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов,
различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением
(зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на
прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они
прочитали.
- «Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются
полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток
времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на
ухо учителю, какое слово они прочитали. Правильно назвавшим слово
вручают игровые жетоны.
- «Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента
постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и
запомнить слова (не более двух-трех).
Данные игры способствуют не только формированию навыков
правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения
прогнозировать слова. (Слайд №9)
Приёмы:
Прием выборочного чтения дает возможность варьировать задание:
школьники прочитывают отрывок, ориентируясь на иллюстрацию
(«Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа»), на вопрос
(«Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок еще раз»),
на конкретное задание («Прочитай последние строчки из сказки и запомни
их»).
Для формирования навыка правильного чтения организовывались
наблюдения учащихся за чтением друг друга: медленное чтение учителем,
комбинированное чтение (когда в тексте выделяются предложения для
чтения их хором. Перед детьми ставилась задача вовремя включиться в
хоровое чтение), сопряженное чтение (когда текст начинает читать учитель
вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают
читать хором), контроль детей за чтением товарищей с последующим
сообщением количества и характера допущенных ошибок. (Слайд №10)
Вывод:
Выработка у учащихся с ОВЗ полноценного навыка чтения будет проходить
эффективнее при организации коррекционной работы по развитию таких
качеств как правильность и осознанность, если проводить эту работу на
уроках регулярно.