Автор: Евсеева Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахань "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
В
современном
российском
обществе
возрастает
потребность
в
людях
неординарно
мыслящих,
творческих,
активных,
способных
нестандартно
решать
поставленные
задачи
и
формулировать новые.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде
деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и
абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение
широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся
сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают
внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают
словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные
понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных
способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности
не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные
задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в
достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень
погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не
могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не
следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный
аспект
поведения
одаренности
может
быть
описан
следующими
признаками:
1.
Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;
2.
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.
3.
Сформированность
качественного
своеобразного
индивидуального
стиля
деятельности,
выражающегося
в
склонности
«все
делать
по-своему»
и
связанного
с
присущей
одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
4.
Особый
тип
организации
знаний
одаренного
ребенка:
высокая
структурированность;
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность
общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.
5.
Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило,
уже
с
раннего
возраста
отличаются
высоким
уровнем
способности
к
самообучению,
поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в
создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный
аспект
поведения
одаренного
ребенка
может
быть
описан
следующими
признаками:
1.
Повышенная
избирательная
чувствительность
к
определенным
сторонам
предметной
деятельности:
(знакам,
звукам,
цвету,
растениям
и
т.д.)
либо
определенным
формам
собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и
т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2.
Повышенная
познавательная
потребность,
которая
проявляется
в
ненасытной
любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы
исходных требований деятельности.
3.
Ярко
выраженный
интерес
к
тем
или
иным
занятиям
или
сферам
деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное
дело.
4.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие
стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
Следует
подчеркнуть,
что
поведение
одаренного
ребенка
совсем
не
обязательно
должно
соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее даже наличие
одного
из
этих
признаков
должно
привлечь
внимание
специалиста
и
ориентировать
его
на
тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития
познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого
характера:
проблемный,
поисковый,
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники
поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы
одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией,
обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся,
в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
эвристический,
Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей
рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в
ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в
предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.
исследовательский,
Эти
методы
способствуют
развитию
и
индивидуализации
личности,
а
также
формированию
мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода
подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные
вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».
проектные
(в
сочетании
с
методами
самостоятельной,
индивидуальной
и
групповой
работы)
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно
охарактеризовать
как
«обучение
через
делание»,
когда
учащийся
самым
непосредственным
образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную
проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения
проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые
знания
и
приобретая
новый
учебный
жизненный
опыт.
Этот
метод
находит
применение
на
различных
этапах
обучения
в
работе
с
учащимися
и
при
работе
с
материалом
различной
сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в
данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
Во
время
игр
воспитывается
характер,
расширяется
представление
об
окружающем,
формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в
играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит
необходимо, усложнять задачи.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными
учащимися
является использование информационно-коммуникативных технологий на всех
этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
разноуровневые
тесты,
презентации,
тренажёры;
информационно-коммуникативные
технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей
творческие и нестандартные задания.
Формы работы
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие
задания;
консультирование по возникшей проблеме с родителями:
-
п с и х о л о г и ч е с к о е
с о п р о в о ж д е н и е
р о д и т е л е й
о д а р е н н о г о
р е б е н к а ;
-
совместная
практическая
деятельно сть
одаренного
ребенка
и
р од и т е л е й ;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;
-родительские собрания;
научные кружки, общества;
дискуссия;
театрализованные праздники.
Театрализованные
праздники
- особая форма работы с одаренными детьми, поскольку
в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно
участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок,
развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию
и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Важнейшей
формой
работы
с
одаренными
учащимися
являются олимпиады.
Они
способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована
СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.
При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать
учащихся;
стимулировать познавательные способности учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Конечно,
каждый
учитель
в
работе
с одарёнными
детьми
должен использовать
дифференцированный
подход, который позволяет
расширять
и углублять образовательное
пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из
какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы,
различного рода
задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную
деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проекта,
технологию развития критического мышления
через
чтение и письмо,
творческие
и
нестандартные задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к
самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Можно
сделать
вывод
о
том,
что
одной
из
важнейших
задач
педагога
при
работе
с
одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение
конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным
последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего
самосовершенствования.