Напоминание

Формы и методы работы с одаренными детьми


Автор: Евсеева Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахань "СОШ №1"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы работы с одаренными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Формы и методы работы с одарёнными детьми.

В

современном

российском

обществе

возрастает

потребность

в

людях

неординарно

мыслящих,

творческих,

активных,

способных

нестандартно

решать

поставленные

задачи

и

формулировать новые.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися

достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде

деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное

своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия

наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью

ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность

ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе

формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и

абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение

широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся

сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают

внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают

словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные

понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных

способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности

не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные

задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в

достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень

погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не

могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не

следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный

аспект

поведения

одаренности

может

быть

описан

следующими

признаками:

1.

Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

2.

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом,

ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

3.

Сформированность

качественного

своеобразного

индивидуального

стиля

деятельности,

выражающегося

в

склонности

«все

делать

по-своему»

и

связанного

с

присущей

одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

4.

Особый

тип

организации

знаний

одаренного

ребенка:

высокая

структурированность;

способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность

общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

5.

Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило,

уже

с

раннего

возраста

отличаются

высоким

уровнем

способности

к

самообучению,

поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в

создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный

аспект

поведения

одаренного

ребенка

может

быть

описан

следующими

признаками:

1.

Повышенная

избирательная

чувствительность

к

определенным

сторонам

предметной

деятельности:

(знакам,

звукам,

цвету,

растениям

и

т.д.)

либо

определенным

формам

собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и

т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2.

Повышенная

познавательная

потребность,

которая

проявляется

в

ненасытной

любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы

исходных требований деятельности.

3.

Ярко

выраженный

интерес

к

тем

или

иным

занятиям

или

сферам

деятельности,

чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или иное

дело.

4.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие

стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Следует

подчеркнуть,

что

поведение

одаренного

ребенка

совсем

не

обязательно

должно

соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее даже наличие

одного

из

этих

признаков

должно

привлечь

внимание

специалиста

и

ориентировать

его

на

тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития

познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого

характера:

проблемный,

поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники

поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы

одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией,

обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся,

в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

эвристический,

Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей

рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в

ученике способность комбинировать известные данные. Эвристический метод лучше применим в

предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

исследовательский,

Эти

методы

способствуют

развитию

и

индивидуализации

личности,

а

также

формированию

мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода

подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные

вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

проектные

сочетании

с

методами

самостоятельной,

индивидуальной

и

групповой

работы)

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно

охарактеризовать

как

«обучение

через

делание»,

когда

учащийся

самым

непосредственным

образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную

проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения

проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые

знания

и

приобретая

новый

учебный

жизненный

опыт.

Этот

метод

находит

применение

на

различных

этапах

обучения

в

работе

с

учащимися

и

при

работе

с

материалом

различной

сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в

данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

В урочной деятельности используются следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение;

работа в малых группах;

проектно-исследовательская деятельность;

игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Во

время

игр

воспитывается

характер,

расширяется

представление

об

окружающем,

формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в

играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит

необходимо, усложнять задачи.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными

учащимися

является использование информационно-коммуникативных технологий на всех

этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

разноуровневые

тесты,

презентации,

тренажёры;

информационно-коммуникативные

технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей

творческие и нестандартные задания.

Формы работы

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие

задания;

консультирование по возникшей проблеме с родителями:

-

п с и х о л о г и ч е с к о е

с о п р о в о ж д е н и е

р о д и т е л е й

о д а р е н н о г о

р е б е н к а ;

-

совместная

практическая

деятельно сть

одаренного

ребенка

и

р од и т е л е й ;

- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;

-родительские собрания;

научные кружки, общества;

дискуссия;

театрализованные праздники.

Театрализованные

праздники

- особая форма работы с одаренными детьми, поскольку

в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно

участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок,

развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию

и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Важнейшей

формой

работы

с

одаренными

учащимися

являются олимпиады.

Они

способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована

СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:

обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать

учащихся;

стимулировать познавательные способности учащихся;

принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Конечно,

каждый

учитель

в

работе

с одарёнными

детьми

должен использовать

дифференцированный

подход, который позволяет

расширять

и углублять образовательное

пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из

какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы,

различного рода

задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную

деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проекта,

технологию развития критического мышления

через

чтение и письмо,

творческие

и

нестандартные задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к

самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Можно

сделать

вывод

о

том,

что

одной

из

важнейших

задач

педагога

при

работе

с

одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение

конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным

последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего

самосовершенствования.



В раздел образования