Автор: Коробейникова Татьяна Анатольевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 34"
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые аспекты педагогической и творческой деятельности концертмейстера в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Некоторые аспекты
педагогической и творческой
деятельности концертмейстера
в ДМШ и ДШИ
Методическая разработка
концертмейстера ДШИ №34
г.Северодвинск
Коробейниковой Т.А.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………….3
2.Цели и задачи концертмейстера……………………………………..5
3.Работа концертмейстера на занятиях хора…………………….10
4.Заключение……………………………………………………………………..14
5.Список используемой литературы………………………………….15
2
Введение
История клавирного аккомпанимента в России около трёх веков.
Однако до сих пор нет ни одного исследования, которое создавало бы
целостную и последовательную картину становления искусства
аккомпанимента и концертмейстерской деятельности пианиста в
контексте музыкально-исторических процессов. Сложилась
парадоксальная ситуация: существует профессия – концертмейстер,
имеющая свою специфику, исполнительские и педагогические традиции. В
неё вовлечено большое количество музыкантов, но не изучена её история,
не прослежены истоки и этапы формирования. Создавшееся положение
можно объяснить тем, что аккомпанимент как вид музыкальной практики
долгое время культивировался преимущественно в сфере бытового
музицирования, а в деятельности музыканта-профессионала являлся
сопутствующим родом занятий.
Процесс выделения аккомпанимента в самостоятельную
разновидность профессиональной работы пианиста начался только во
второй половине 19 века. Завершился он в 20 столетии. Сейчас очевидна
важная роль концертмейстера в исполнительстве, ясно и сколь
существенно значение искусства аккомпанимента. Для многих пианистов
профессия концертмейстера является основной. Её престиж
поддерживается всероссийскими и международными конкурсами
концертмейстеров и наградами (дипломами на конкурсах исполнителей).
В профессиональных музыкальных учебных заведениях пианисты
обучаются в классе концертмейстерского мастерства, постигая тонкости
профессии.
3
Концертмейстерство в его разных проявлениях, вызревая в недрах
русской фортепианной культуры, формируясь в тесном общении с
оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанным с ними
исполнительством, постепенно обрело статус вполне самостоятельной
специфической деятельности. Её особенность проистекает из
сосуществования двух функционально различных партий – клавирного
аккомпанимента и солирующего голоса (инструмента), и особого
ансамблевого взаимодействия и, как следствие, комплекса, стоящих перед
аккомпаниатором задач.
4
Цели и задачи концертмейстера
В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера, работа в
ДМШ и ДШИ занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем
совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь
ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую
музыкальность Работа концертмейстера, в связи с возрастными
особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных
сложностей и особой ответственностью.
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны,
хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompager” – сопровождать) – музыкант,
играющий партию сопровождения солисту на эстраде. Мелодию
сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает
ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная
нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней,
чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого
произведения.
Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам,
инструменталистам, артистам балета разучивать партии и
аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность
аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную
работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее:
разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их
исполнения, знание их исполнительской специфики и причин
5
возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в
деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические
функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и
конкурсных ситуациях.
Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть
хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть
роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане.
Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как
всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством
дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру,
«выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего
голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать
дирижерскую сетку и т.п.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной
одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением
охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в
концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро
осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и
многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.
Какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала
профессиональной деятельности в детской музыкальной школе?
1.Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности,
понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построение
целого. Играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста,
заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми
6
исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его
выражению.
2.Владение навыками игры в ансамбле.
3.Умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности,
что полезно и необходимо при игре с духовыми инструментами, а также
для работы с вокалистами.
4.Знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах
симфонического и народного оркестра; знание ключей «До» - для того,
чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными
штрихами и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха;
умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов
в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого
стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной
фактуре в клавирах, не нарушая замысел композитора.
5.Знание основных дирижёрских жестов и приёмов.
6.Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,
нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать
солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение,
характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию. Для
успешной работы с вокалистом необходимо знание основ фонетики
итальянского, желательно и немецкого, французского языков, то есть знать
основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь –
окончаний слов, особенно фразировочной речевой интонации.
7.Знание русского фольклора, а также приемов игры на русских
народных щипковых инструментах – гуслях, балалайке, домре.
8.Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки
импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы
известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать
7
заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой
фактуре.
9.Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и
литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведения.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный
репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Хороший
концертмейстер проявляет большой интерес к новой, неизвестной музыке,
знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и
на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически
соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства,
стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида
исполнительства. Любой опыт не пропадает даром; даже если
впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности,
в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы
других жанров.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом
плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание,
открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.
Творчество – активный поиск ещё не известного, углубляющий наше
познание, дающий человеку возможность по- новому воспринимать
окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого
процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение.
Реализация замысла ограниченно связана с активным поиском, который
выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного
образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем
представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-
творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно
знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в
дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии,анализа
форм,полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность
8
изучать предмет в различных связях, широкая осведомлённость в смежных
областях знаний – всё это поможет концертмейстеру творчески
переработать имеющийся материал.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных
психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание
совершенно иного рода. Оно многоплоскостное. Его надо распределять не
только между двумя собственными руками, но и относить к солисту –
главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают
пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым
балансом (которое представляет основу основ ансамблевого
музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит
за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение
внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, и быстрота, и активность позиции также очень важны для
профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае,
если солист на концерте или на экзамене перепутал музыкальный текст
(что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя
подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.
Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение
и нервное напряжение солиста перед концертным выступлением. Лучшее
средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра
аккомпанимента, повышенный тонус исполнения. Творческое
вдохновение передаётся партнёру и помогает ему обрести уверенность,
психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание –
качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При
возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на
сцене, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять
свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку
мимикой или жестом.
9
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с
солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку
они заключаются главным образом в разучивании с солистами нового
учебного репертуара. Это педагогическая сторона концертмейстерской
работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда
специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских
искусств, а также педагогического чутья и такта.
Работа концертмейстера на занятиях хора
Хоровая музыка, хоровое пение – это особый вид искусства, специфика
которого, прежде всего, в его доступности каждому. Прийти в хор может
любой человек, который чувствует в себе желание петь и способность
слышать музыку. Членом же хора, частью единого коллектива, он
становится после. В хоре, объединяющем людей с общим стремлением к
высшему искусству, с общей целью – радовать окружающих, человек
приобретает не только технические навыки пения, но и развивается
духовно. Не будет настоящей песни без внимательности,
сосредоточенности хориста, его стремления прислушиваться к руке
хормейстера и другим голосам; не будет песни, если члены хора не
переживают в себе музыку, не чувствуют её движения. И в то же время
какие-то недостатки, ошибки в пении могут быть сглажены общей работой
хора, общим звуком, общими голосами. Но абсолютно от каждого хор
требует полной самоотдачи, душевной и физической работы, искренности,
способности сопереживать.
Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от
занятий с вокалистами. Пианист должен овладеть навыками общения с
младшим и старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь показать
хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие
приёмы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др.
10
Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников
хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует
формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы.
Подчеркну , что не только от дирижера , но и от профессионализма
аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для
распевания хора . Пианисту необходимо постоянно следить за жестами
дирижера , поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь
играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера
является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от
жестов дирижера , порой даже наперекор логике исполнений
произведения.
На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара)
иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки ,
проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры . Здесь не
обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа , а также
без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в
исполняемом произведении . В процессе такой игры следует добиваться
выразительности , создавая образец исполнения для участников хора .
Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на
чистоту интонирования , характер звучания , фразировку , ритм.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист
должен увлечь и заинтересовать хористов . Ему следует точно передать
авторский музыкальный текст , создать целостный художественный образ ,
взять нужный темп , верно распределить кульминации , агогику и др.
Исполнять партитуру нужно так , чтобы максимально приблизить звучание
инструмента к хоровой звучности . Показывая хоровую партитуру ,
концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым
законам (певучесть , плавное голосоведение , исполнение цезур , штрихов,
соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам
понять сущность нового произведения.
11
Особенности учебного процесса в школе таковы , что отдельные
занятия концертмейстер проводит с хоровым коллективом без дирижера .
При этом пианист должен учитывать такие моменты , как степень знания
хористами музыкального материала , диапазон партий , особенности
дыхания , интонационные трудности сочинения и методы их преодоления,
степень развития слуховых и певческих данных детей , их музыкального
мышления , художественного воображения и др.
Музыкальные образы , которые слышит концертмейстер внутренним
слухом , он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение
головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может
вызвать ошибку в звучании хора : неверное вступление голосов ,
ошибочный динамический нюанс , неточное взятие дыхания , ритмическое
колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера
во время исполнения влияет на восприятие слушателей зала , в котором
выступает хоровой коллектив во время концерта.
Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива
требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного
музыкального мышления . От него требуется умение исполнять
многострочные партитуры . Поэтому уже при первом беглом , но
внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры
, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического ,
тембрового и ритмического содержания произведения , предвидеть
движение музыкального материала.
Некоторые аккомпанементы хоровых произведений репертуара
хорового класса ДМШ и ДШИ являются фортепианными переложениями
(клавирами) оркестровых партитур . В этих случаях пианисту желательно
ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения и желательно со
звукописью , чтобы иметь представление об оркестровых красках
оригинальной версии . Фортепиано не может точно передать тембровую
окраску тех или иных инструментов , но стремиться к этому нужно .
12
Концертмейстер должен приблизить фортепианную партию клавира к
партитуре композитора , к оркестровой красочности , а отсюда и к
музыкально-сценической образности. Значение основ оркестровых стилей
композитора поможет более точно воплотить замысел конкретного
сочинения. Хорошо , если пианист знает о составе оркестра , масштабах
его звучания в произведениях того или иного композитора.
Чаще всего , перед тем как выйти к хору с новым произведением ,
концертмейстер знакомится с ним во внеурочное время . Для
предварительного ознакомления концертмейстера с хоровым
произведением есть своя методика . Сначала рекомендуется сыграть
вокальные партии в совмещенном виде на рояле , а также ознакомиться с
каждой партией отдельно путем интонирования ее голосом со словами .
После этого присоединить к ансамблирующим голосам гармоническую
основу частично или полностью , в зависимости от наличия аккордовых
звуков в вокальных партиях. Это необходимо для того , чтобы составить
комплексное впечатление о звучании сочинения.
13
Заключение.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично . Оно требует от
пианиста не только огромного артистизма , но и разносторонних
музыкально-исполнительских дарований , владения ансамблевой
техникой , знания основ певческого искусства , особенностей игры на
различных инструментах , также отличного музыкального слуха ,
специальных музыкальных навыков по чтению и транспортированию
различных партитур , по импровизационной аранжировке на
фортепиано.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения
многосторонних знаний и умений по курсам гармонии , сольфеджио ,
полифонии , истории музыки , анализа музыкальных произведений ,
вокальной и музыкальной литературы , педагогики - в из взаимосвязях.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера
предполагает наличие у него комплекса психологических качеств
личности, таких как большой объем внимания и памяти , высокая
работоспособность , мобильность реакции и находчивость в
неожиданных ситуациях, выдержка и воля , педагогический такт и
чуткость.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука
и первый помощник , музыкальный единомышленник. Для солиста
(певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих
дел; он и помощник , и друг , и наставник , и тренер , и педагог . Право
14
на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно
завоевывается авторитетом солидных знаний , постоянной творческой
собранностью , настойчивостью , ответственностью в достижении
нужных художественных результатов при совместной работе с солистами
, в собственном музыкальном совершенствовании.
Список используемой литературы
1.
Абрамова О.А. Некоторые особенности работы
концертмейстера в классе специального дирижирования на
дирижерско-хоровом отделении . Искусствоведение. Специально-
культурная деятельность : материалы научной конференции
преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина ,
2000.
2.
Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста; к
проблеме квалификации в ВУЗе //Проблемы музыкального воспитания и
педагогики: Сборник научных трудов / Научн. Ред. Н.К. Терентьева. –
СПб ., РГПУ им. А.И. Герцена , 1999. – Вып.2.
3.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с
солистом и хором //Музыка в школе . – 2001.-№5.
4.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая
деятельность //Музыка в школе. – 2001. - №2.
5.
Саранин В.П. , Евстихеев П.Н. Анализ терминов
«концертмейстер» и «аккомпаниатор» / К вопросу о совершенствовании
концертмейстерской подготовки учителя музыки // Музыкальное
воспитание, опыт . проблемы . перспективы / Отв. Ред. Т.А. Стахи. – Изд-
во ТГУ , 1998.
15
16