Напоминание

Некоторые аспекты педагогической и творческой деятельности концертмейстера в ДМШ и ДШИ


Автор: Коробейникова Татьяна Анатольевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 34"
Населённый пункт: г.Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые аспекты педагогической и творческой деятельности концертмейстера в ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые аспекты

педагогической и творческой

деятельности концертмейстера

в ДМШ и ДШИ

Методическая разработка

концертмейстера ДШИ №34

г.Северодвинск

Коробейниковой Т.А.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………….3

2.Цели и задачи концертмейстера……………………………………..5

3.Работа концертмейстера на занятиях хора…………………….10

4.Заключение……………………………………………………………………..14

5.Список используемой литературы………………………………….15

2

Введение

История клавирного аккомпанимента в России около трёх веков.

Однако до сих пор нет ни одного исследования, которое создавало бы

целостную и последовательную картину становления искусства

аккомпанимента и концертмейстерской деятельности пианиста в

контексте музыкально-исторических процессов. Сложилась

парадоксальная ситуация: существует профессия – концертмейстер,

имеющая свою специфику, исполнительские и педагогические традиции. В

неё вовлечено большое количество музыкантов, но не изучена её история,

не прослежены истоки и этапы формирования. Создавшееся положение

можно объяснить тем, что аккомпанимент как вид музыкальной практики

долгое время культивировался преимущественно в сфере бытового

музицирования, а в деятельности музыканта-профессионала являлся

сопутствующим родом занятий.

Процесс выделения аккомпанимента в самостоятельную

разновидность профессиональной работы пианиста начался только во

второй половине 19 века. Завершился он в 20 столетии. Сейчас очевидна

важная роль концертмейстера в исполнительстве, ясно и сколь

существенно значение искусства аккомпанимента. Для многих пианистов

профессия концертмейстера является основной. Её престиж

поддерживается всероссийскими и международными конкурсами

концертмейстеров и наградами (дипломами на конкурсах исполнителей).

В профессиональных музыкальных учебных заведениях пианисты

обучаются в классе концертмейстерского мастерства, постигая тонкости

профессии.

3

Концертмейстерство в его разных проявлениях, вызревая в недрах

русской фортепианной культуры, формируясь в тесном общении с

оперной, вокальной, инструментальной музыкой и связанным с ними

исполнительством, постепенно обрело статус вполне самостоятельной

специфической деятельности. Её особенность проистекает из

сосуществования двух функционально различных партий – клавирного

аккомпанимента и солирующего голоса (инструмента), и особого

ансамблевого взаимодействия и, как следствие, комплекса, стоящих перед

аккомпаниатором задач.

4

Цели и задачи концертмейстера

В обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера, работа в

ДМШ и ДШИ занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем

совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь

ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую

музыкальность Работа концертмейстера, в связи с возрастными

особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных

сложностей и особой ответственностью.

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны,

хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.

Аккомпаниатор (от франц. «akkompager” – сопровождать) – музыкант,

играющий партию сопровождения солисту на эстраде. Мелодию

сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает

ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная

нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней,

чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого

произведения.

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам,

инструменталистам, артистам балета разучивать партии и

аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность

аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную

работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее:

разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их

исполнения, знание их исполнительской специфики и причин

5

возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный

путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в

деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические

функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и

конкурсных ситуациях.

Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть

хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть

роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане.

Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как

всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством

дополнительных умений, как то: навык сорганизовать партитуру,

«выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего

голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать

дирижерскую сетку и т.п.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной

одарённостью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением

охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,

способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в

концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро

осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трёхстрочную и

многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.

Какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала

профессиональной деятельности в детской музыкальной школе?

1.Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности,

понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построение

целого. Играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста,

заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми

6

исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его

выражению.

2.Владение навыками игры в ансамбле.

3.Умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности,

что полезно и необходимо при игре с духовыми инструментами, а также

для работы с вокалистами.

4.Знание правил оркестровки; особенностей игры на инструментах

симфонического и народного оркестра; знание ключей «До» - для того,

чтобы правильно соотносить звучание фортепиано с различными

штрихами и тембрами этих инструментов; наличие тембрального слуха;

умение играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов

в соответствии с требованиями инструментовки каждой эпохи и каждого

стиля; умение перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной

фактуре в клавирах, не нарушая замысел композитора.

5.Знание основных дирижёрских жестов и приёмов.

6.Знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции,

нюансировки; быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать

солисту слова, компенсировать, где это необходимо, темп, настроение,

характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию. Для

успешной работы с вокалистом необходимо знание основ фонетики

итальянского, желательно и немецкого, французского языков, то есть знать

основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь –

окончаний слов, особенно фразировочной речевой интонации.

7.Знание русского фольклора, а также приемов игры на русских

народных щипковых инструментах – гуслях, балалайке, домре.

8.Умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки

импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы

известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать

7

заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой

фактуре.

9.Знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и

литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведения.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный

репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Хороший

концертмейстер проявляет большой интерес к новой, неизвестной музыке,

знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и

на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически

соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства,

стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида

исполнительства. Любой опыт не пропадает даром; даже если

впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности,

в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы

других жанров.

При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом

плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание,

открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.

Творчество – активный поиск ещё не известного, углубляющий наше

познание, дающий человеку возможность по- новому воспринимать

окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого

процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение.

Реализация замысла ограниченно связана с активным поиском, который

выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного

образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем

представлении. Для постановки интересных задач в музыкально-

творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно

знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в

дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии,анализа

форм,полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность

8

изучать предмет в различных связях, широкая осведомлённость в смежных

областях знаний – всё это поможет концертмейстеру творчески

переработать имеющийся материал.

Концертмейстер должен обладать рядом положительных

психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание

совершенно иного рода. Оно многоплоскостное. Его надо распределять не

только между двумя собственными руками, но и относить к солисту –

главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают

пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым

балансом (которое представляет основу основ ансамблевого

музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит

за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение

внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, и быстрота, и активность позиции также очень важны для

профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае,

если солист на концерте или на экзамене перепутал музыкальный текст

(что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя

подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.

Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение

и нервное напряжение солиста перед концертным выступлением. Лучшее

средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра

аккомпанимента, повышенный тонус исполнения. Творческое

вдохновение передаётся партнёру и помогает ему обрести уверенность,

психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание –

качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При

возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на

сцене, он должен твёрдо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять

свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку

мимикой или жестом.

9

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с

солистами, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку

они заключаются главным образом в разучивании с солистами нового

учебного репертуара. Это педагогическая сторона концертмейстерской

работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда

специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских

искусств, а также педагогического чутья и такта.

Работа концертмейстера на занятиях хора

Хоровая музыка, хоровое пение – это особый вид искусства, специфика

которого, прежде всего, в его доступности каждому. Прийти в хор может

любой человек, который чувствует в себе желание петь и способность

слышать музыку. Членом же хора, частью единого коллектива, он

становится после. В хоре, объединяющем людей с общим стремлением к

высшему искусству, с общей целью – радовать окружающих, человек

приобретает не только технические навыки пения, но и развивается

духовно. Не будет настоящей песни без внимательности,

сосредоточенности хориста, его стремления прислушиваться к руке

хормейстера и другим голосам; не будет песни, если члены хора не

переживают в себе музыку, не чувствуют её движения. И в то же время

какие-то недостатки, ошибки в пении могут быть сглажены общей работой

хора, общим звуком, общими голосами. Но абсолютно от каждого хор

требует полной самоотдачи, душевной и физической работы, искренности,

способности сопереживать.

Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от

занятий с вокалистами. Пианист должен овладеть навыками общения с

младшим и старшим хоровыми коллективами. Он должен уметь показать

хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие

приёмы как цепное дыхание, вибрато, выразительная дикция и др.

10

Именно концертмейстер помогает дирижеру в распевании участников

хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует

формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы.

Подчеркну , что не только от дирижера , но и от профессионализма

аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений для

распевания хора . Пианисту необходимо постоянно следить за жестами

дирижера , поэтому он обязан знать основы дирижерской техники и уметь

играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера

является умение трансформировать звучание музыки в зависимости от

жестов дирижера , порой даже наперекор логике исполнений

произведения.

На занятиях хора концертмейстеру (на этапах разучивания репертуара)

иногда нужно показать звучание отдельных фрагментов музыки ,

проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры . Здесь не

обойтись без навыков беглого чтения хоровой партитуры с листа , а также

без умения совместить хоровую партитуру с аккомпанементом в

исполняемом произведении . В процессе такой игры следует добиваться

выразительности , создавая образец исполнения для участников хора .

Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает внимание на

чистоту интонирования , характер звучания , фразировку , ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист

должен увлечь и заинтересовать хористов . Ему следует точно передать

авторский музыкальный текст , создать целостный художественный образ ,

взять нужный темп , верно распределить кульминации , агогику и др.

Исполнять партитуру нужно так , чтобы максимально приблизить звучание

инструмента к хоровой звучности . Показывая хоровую партитуру ,

концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым

законам (певучесть , плавное голосоведение , исполнение цезур , штрихов,

соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам

понять сущность нового произведения.

11

Особенности учебного процесса в школе таковы , что отдельные

занятия концертмейстер проводит с хоровым коллективом без дирижера .

При этом пианист должен учитывать такие моменты , как степень знания

хористами музыкального материала , диапазон партий , особенности

дыхания , интонационные трудности сочинения и методы их преодоления,

степень развития слуховых и певческих данных детей , их музыкального

мышления , художественного воображения и др.

Музыкальные образы , которые слышит концертмейстер внутренним

слухом , он в какой-то степени делает видимыми. Неверное движение

головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может

вызвать ошибку в звучании хора : неверное вступление голосов ,

ошибочный динамический нюанс , неточное взятие дыхания , ритмическое

колебание и др. Строгость и выразительность движений концертмейстера

во время исполнения влияет на восприятие слушателей зала , в котором

выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива

требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного

музыкального мышления . От него требуется умение исполнять

многострочные партитуры . Поэтому уже при первом беглом , но

внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры

, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического ,

тембрового и ритмического содержания произведения , предвидеть

движение музыкального материала.

Некоторые аккомпанементы хоровых произведений репертуара

хорового класса ДМШ и ДШИ являются фортепианными переложениями

(клавирами) оркестровых партитур . В этих случаях пианисту желательно

ознакомиться с оркестровой партитурой сочинения и желательно со

звукописью , чтобы иметь представление об оркестровых красках

оригинальной версии . Фортепиано не может точно передать тембровую

окраску тех или иных инструментов , но стремиться к этому нужно .

12

Концертмейстер должен приблизить фортепианную партию клавира к

партитуре композитора , к оркестровой красочности , а отсюда и к

музыкально-сценической образности. Значение основ оркестровых стилей

композитора поможет более точно воплотить замысел конкретного

сочинения. Хорошо , если пианист знает о составе оркестра , масштабах

его звучания в произведениях того или иного композитора.

Чаще всего , перед тем как выйти к хору с новым произведением ,

концертмейстер знакомится с ним во внеурочное время . Для

предварительного ознакомления концертмейстера с хоровым

произведением есть своя методика . Сначала рекомендуется сыграть

вокальные партии в совмещенном виде на рояле , а также ознакомиться с

каждой партией отдельно путем интонирования ее голосом со словами .

После этого присоединить к ансамблирующим голосам гармоническую

основу частично или полностью , в зависимости от наличия аккордовых

звуков в вокальных партиях. Это необходимо для того , чтобы составить

комплексное впечатление о звучании сочинения.

13

Заключение.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично . Оно требует от

пианиста не только огромного артистизма , но и разносторонних

музыкально-исполнительских дарований , владения ансамблевой

техникой , знания основ певческого искусства , особенностей игры на

различных инструментах , также отличного музыкального слуха ,

специальных музыкальных навыков по чтению и транспортированию

различных партитур , по импровизационной аранжировке на

фортепиано.

Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения

многосторонних знаний и умений по курсам гармонии , сольфеджио ,

полифонии , истории музыки , анализа музыкальных произведений ,

вокальной и музыкальной литературы , педагогики - в из взаимосвязях.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера

предполагает наличие у него комплекса психологических качеств

личности, таких как большой объем внимания и памяти , высокая

работоспособность , мобильность реакции и находчивость в

неожиданных ситуациях, выдержка и воля , педагогический такт и

чуткость.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука

и первый помощник , музыкальный единомышленник. Для солиста

(певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих

дел; он и помощник , и друг , и наставник , и тренер , и педагог . Право

14

на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно

завоевывается авторитетом солидных знаний , постоянной творческой

собранностью , настойчивостью , ответственностью в достижении

нужных художественных результатов при совместной работе с солистами

, в собственном музыкальном совершенствовании.

Список используемой литературы

1.

Абрамова О.А. Некоторые особенности работы

концертмейстера в классе специального дирижирования на

дирижерско-хоровом отделении . Искусствоведение. Специально-

культурная деятельность : материалы научной конференции

преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина ,

2000.

2.

Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста; к

проблеме квалификации в ВУЗе //Проблемы музыкального воспитания и

педагогики: Сборник научных трудов / Научн. Ред. Н.К. Терентьева. –

СПб ., РГПУ им. А.И. Герцена , 1999. – Вып.2.

3.

Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с

солистом и хором //Музыка в школе . – 2001.-№5.

4.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая

деятельность //Музыка в школе. – 2001. - №2.

5.

Саранин В.П. , Евстихеев П.Н. Анализ терминов

«концертмейстер» и «аккомпаниатор» / К вопросу о совершенствовании

концертмейстерской подготовки учителя музыки // Музыкальное

воспитание, опыт . проблемы . перспективы / Отв. Ред. Т.А. Стахи. – Изд-

во ТГУ , 1998.

15

16



В раздел образования