Напоминание

Урок русского языка в 4 классе. Тема: "НАРЕЧИЕ"


Автор: Александрова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №221
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка в 4 классе. Тема: "НАРЕЧИЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




Открытый урок по русскому языку в 4 а классе

ГБОУ СОШ №221

«

Наречие как часть речи.

»

Учитель: Александрова Татьяна Павловна

Форма

проведения:

открытый

урок

с

использованием

мультимедийной

презентации.

Технология: технология проблемно - диалогического обучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

1. Стимулировать учащихся на самостоятельный поиск характерных признаков

наречия:

а) обозначение, где, когда и как совершается действие (признак действия);

б) неизменяемость наречий;

2. Дать определение наречию.

3.

Развитие

логического

мышления

и

речи

учащихся

при

поиске

и

формулировании ответов на проблемные вопросы.

4. Формирование коммуникативной компетенции путём работы в парах.

5. Формировать умение распознавать наречие среди других частей речи;

6. Развивать у учащихся умение точно употреблять наречия в устной и

письменной речи.

7. Воспитание эстетического вкуса, любви к природе, к пейзажной лирике

русских поэтов.

Оборудование: раздаточный материал; компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

I.

Организационный момент. Слайд 2

II.

Словарная работа (дети работают в специальных блокнотах, затем несколько человек

сдают на проверку)

Автомобиль, земляника, коллектив, агроном, везде, газета, килограмм, вокзал,

лестница, огород, аккуратно, заря, около, поэт, однажды, чувство.

ПРОВЕРКА Слайд 3.

III. Постановка учебной проблемы. Слайд 4.

(музыка)

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

Мороз кусает! Что его укус –

Знакомые проделки и повадки!

Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –

Пломбирны, восхитительны и сладки!

Восторженность! Волшебная пора –

Метель очаровала белизною!

Счастливый, я стою среди двора,

И кружатся снежинки надо мною!

/Осип Беленький/

- Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?

- Чувством радости, счастья, восторженности!

- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое - то необычное слово?

- Пломбирны.

- Есть ли такое слово в русском языке?

- Нет.

-

Значит,

его

придумал

сам

автор.

А

как

вы

думаете,

почему

снежинки

именно

«пломбирны»?

- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.

- У вас на столах лежат листики с отрывком из этого стихотворения. Возьмите зеленую

ручку и обозначьте те части речи, которые вам знакомы.

Слайд 5.

-Какие части речи вы обозначили?

-Какие

слова

вам

пришлось

пропустить?

На

какие

вопросы

они

отвечают?

Что

обозначают?

-Для чего автор использует эти слова в своём произведении?

-А кто знает, к какой части речи относятся эти слова?

- Предположите, какой будет тема урока?

- Правильно, тема урока: “Наречие как часть речи”.

- Сегодня на уроке мы будем… Слайд 6.

НАБЛЮДАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

- Проведём исследовательскую работу.

Слайд 7.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Посмотрите, кот какого слова мы задаем вопрос к

наречию?

Плывут (как?) замедленно, тихо, беззаботно;

Ловлю (где?) повсюду

Трогают (как?) щекотно

Какой частью речи являются слова ПЛЫВУТ, ЛОВЛЮ, ТРОГАЮ? (глаголы)

-Что они обозначают? (действие предмета)

- Значит, наречие, примыкая к глаголу, обозначает?

- Признак действия.

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

Послушайте еще некоторые интересные факты.

Слайд 8.

Корень в слове «наречие» - речь -. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот

корень

имел

глагол

со

значением

“говорить”.

От

него

произошли

такие

слова,

как изречение, речистый, нарекать и другие.

Если буквально перевести на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни

называлось “приглаголие”. Это потому, что наречие всегда употребляется с глаголом:

примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придавая ему четкость.

На какие же вопросы отвечают наречия и как их лучше запомнить?

Слайд 9.

ФИЗМИНУТКА Слайд 10.

VI. Поиск решения.

Самостоятельная работа в группах (на карточках) Слайд 11.

-Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

1 карточка- 1 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда?) рано;

запел (когда?) - запели (_________?) ;

проснулся (когда?) ___________ - проснулись (_________?) __________;

Сделайте вывод!

Наречия по числам _____________________________________________________.

2 карточка -2 группа.

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

3 карточка- 3 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________________________________________.

4 карточка -4 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного

числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

5 карточка – 5 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного

числа?

Образец: 1 л: мы встаем ( когда ? ) рано;

2 л: вы встаете (_______?) _________;

3 л: они встают (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ___________________________________________________.

6 карточка -6 группа

Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они

отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________________________________________________

Чего? __________________________________________________________________

Чему? __________________________________________________________________

Чем? ___________________________________________________________________

О чем? __________________________________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________________________________________

Проверка исследовательской работы. Слайды 12 - 17

-Какое исследование провели? Какай вывод сделали?

Наречие не изменяется по числам!

Наречие не изменяется по родам!

Наречие неизменяемая Слайд 18

Наречие не изменяется по временам! часть речи.

Наречие не изменяется по лицам!

Наречие не изменяется по падежам!

-Сделайте вывод. Слайд 19.

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике (стр.74). Совпадает ли наш вывод с выводом в

учебнике? Наши выводы совпали, значит, мы на уроке сделали открытие!

V. Закрепление знаний.

Выполним упражнение 126. (Выписываем из текста наречия с вопросами)

VI. Самостоятельная работа

Упражнение 127 (распределяем наречия по вопросам)

(Когда?) сегодня, утром, рано, летом, сейчас, вчера, теперь.

(Где?) здесь, вдалеке, везде, тут, вверху, повсюду, там, вблизи.

(Куда?) направо, вниз, домой, налево.

(Откуда?) сверху, сзади, издалека.

Проверка.

VI. Итог урока.

-Ребята! Вы хорошо работали на уроке, самостоятельно сделали несколько открытий!

Прочитайте вопрос. Кто сможет на него ответить?

1.

На какие вопросы отвечают наречия?

2.

Что обозначают наречия? Слайд 20.

3.

Какую роль играют в нашей речи наречия?

-Вы правильно ответили на все вопросы и заработали оценку:

МОЛОДЦЫ! Слайд 21.

-А еще я хочу подарить вам стихотворение:

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснить,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!



В раздел образования