Напоминание

Предупреждение дислексии и дисграфии у младших школьников.


Автор: Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Предупреждение дислексии и дисграфии у младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.

Многие современные родители думают, что достаточно выучить с ребенком

буквы, и он станет грамотно читать и писать. В чем они глубоко заблуждаются.

Очень

часто

знание

букв

не

исключает

серьезных

затруднений

у

младших

школьников при обучении письменной речи. В чем их причины? При обучении,

как чтению, так и письму, исходным процессом является звуковой анализ устной

речи.

Звуковой анализ – разделение целого на составные части, то есть мысленное

разделение

слова

на

звуки,

из

которых

оно

состоит,

установление

их

последовательности и количества.

Чтобы

грамотно

писать,

обучающемуся

необходимо

представлять,

что

предложения

состоят

из

слов,

слова

из

слогов

и

звуков,

а

звуки

в

слове

расположены

в

определенной последовательности.

Например,

ДОМ.

Д-О-М,

первый звук – Д, второй звук – О, третий звук – М.

Чтобы записать слово ребенку необходимо произвести его анализ, однако уже в

ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых

элементов в единое целое.

Звуковой синтез – соединение звуков в слова. В основе процесса чтения лежит

звуковой синтез.

Это значит, что ребенок начнёт читать только после того, как научится сливать

звуки

речи

в

слоги

и

слова.

Например,

СОВА.

С-О-В-А

СО-ВА

СОВА

(мысленный образ). При нарушении синтеза ребенок не может составить слово из

ряда звуков. При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно

побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, а ме, не).

Именно несформированность навыков звукового анализа и синтеза лежит в

основе дислексии и дисграфии.

У детей с проблемами в речевом развитии, трудности звукового анализа и

синтеза могут иметь различный характер и проявляться в разного рода ошибках:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или

артикуляционно-близких

согласных

звуков:

свистящих-шипящих,

звонких-

глухих, твердых – мягких;

-искажение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, добавления

звуков или слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов,

-грамматические

ошибки

согласований

различных

частей

речи,

неверное

употребление

предлогов

и

приставок,

падежных

окончаний,

и

пр.

(вязаный

кофта, два цветков),

- побуквенное чтение (С,О,В,А),

- нарушение понимания прочитанного,

- медленный темп чтения,

- «угадывающее чтение».

Таким

образом,

формирование

навыка

звукового

анализа

и

синтеза,

необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. Которое

осуществляется в определённой последовательности:

- выделение в словах первого гласного звука;

- анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

- определение последнего гласного звука в словах;

- определение первого и последнего гласного звука в словах;

- определение наличия либо отсутствия в словах звука;

- определение первого согласного звука в словах;

- определение последнего согласного звука в словах;

- определение гласного звука в середине односложных слов;

- синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

- определение позиции согласного звука в словах;

- определение количества слогов в словах;

- синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Чтобы школьник быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок,

начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.

Знакомство с различными видами игровых упражнений будет способствовать

также снятию тревожности и излишней напряженности в ходе занятий.

Игры на формирование звукового анализа и синтеза.

«Поймай мяч»

Инструкция: ловить мяч можно только тогда, когда названое взрослым слово

будет начинаться со звука «С»».

«Шифровальщик»

Чтобы

отгадать

зашифрованное

слово

нужно

правильно

назвать

первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных в ряд на

картинках.

Инструкция:

назови

первый

звук

в

каждом

слове

и

отгадай

зашифрованное слово. Впоследствии можно предлагать детям выкладывать слова

из букв разрезной азбуки. Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о,

э) находились под ударением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.

Усложняя игру, предложите ребёнку самому зашифровать слово, предложив ему

набор картинок.

«Собери бусы»

На круглых картонках-бусинках расположены различные картинки. В каждой

бусинке два отверстия. В игре также понадобятся шнурок и кукла.

В игре участвует кукла, например, её зовут Надя. Взрослый с ребёнком

определяют, с какого звука начинается имя куклы, в данном случае [н]

1 вариант. Ребёнок делает бусы для куклы Кати, нанизывая каждую бусинку на

шнурок, но с такими бусинками, в названии которых на картинке есть звук [н]

2 вариант. Подбирать бусы по последнему звуку в названии картинки (Надя –

яблоко – ослик – кот и т.д.).

«Слова рассыпались».

«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся

взрослым

последовательно):

м-а-к,

в-а-з-а.

Если

ребёнок

затрудняется,

то

на

начальном этапе можно предложить набор картинок.

Игра-лото: «Раз словечко, два словечко.

Инструкция: бросить кубик и выбирать из разложенных на столе картинок ту, в

названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.

«Рыбалка».

Предметные

картинки

наклеены

на

бумажных

рыбках

с

металлической

скрепкой, удочка, ведёрки - схемы (начало, середина, конец слова).

Инструкция: "Поймать" слово, определить место звука в слове и поместить

картинку в соответствующее ведёрко.

«Новоселье».

Нарисуйте дом и предложите ребёнку заполнить каждый этаж жильцами. На

первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на

следующем – в три, в четыре и т.д.



В раздел образования