Автор: Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУО "Центр диагностики и консультирования"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Предупреждение дислексии и дисграфии у младших школьников.
Раздел: начальное образование
ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.
Многие современные родители думают, что достаточно выучить с ребенком
буквы, и он станет грамотно читать и писать. В чем они глубоко заблуждаются.
Очень
часто
знание
букв
не
исключает
серьезных
затруднений
у
младших
школьников при обучении письменной речи. В чем их причины? При обучении,
как чтению, так и письму, исходным процессом является звуковой анализ устной
речи.
Звуковой анализ – разделение целого на составные части, то есть мысленное
разделение
слова
на
звуки,
из
которых
оно
состоит,
установление
их
последовательности и количества.
Чтобы
грамотно
писать,
обучающемуся
необходимо
представлять,
что
предложения
состоят
из
слов,
слова
из
слогов
и
звуков,
а
звуки
в
слове
расположены
в
определенной последовательности.
Например,
ДОМ.
Д-О-М,
первый звук – Д, второй звук – О, третий звук – М.
Чтобы записать слово ребенку необходимо произвести его анализ, однако уже в
ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых
элементов в единое целое.
Звуковой синтез – соединение звуков в слова. В основе процесса чтения лежит
звуковой синтез.
Это значит, что ребенок начнёт читать только после того, как научится сливать
звуки
речи
в
слоги
и
слова.
Например,
СОВА.
С-О-В-А
–
СО-ВА
–
СОВА
(мысленный образ). При нарушении синтеза ребенок не может составить слово из
ряда звуков. При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно
побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, а ме, не).
Именно несформированность навыков звукового анализа и синтеза лежит в
основе дислексии и дисграфии.
У детей с проблемами в речевом развитии, трудности звукового анализа и
синтеза могут иметь различный характер и проявляться в разного рода ошибках:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или
артикуляционно-близких
согласных
звуков:
свистящих-шипящих,
звонких-
глухих, твердых – мягких;
-искажение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, добавления
звуков или слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов,
-грамматические
ошибки
–
согласований
различных
частей
речи,
неверное
употребление
предлогов
и
приставок,
падежных
окончаний,
и
пр.
(вязаный
кофта, два цветков),
- побуквенное чтение (С,О,В,А),
- нарушение понимания прочитанного,
- медленный темп чтения,
- «угадывающее чтение».
Таким
образом,
формирование
навыка
звукового
анализа
и
синтеза,
необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. Которое
осуществляется в определённой последовательности:
- выделение в словах первого гласного звука;
- анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
- определение последнего гласного звука в словах;
- определение первого и последнего гласного звука в словах;
- определение наличия либо отсутствия в словах звука;
- определение первого согласного звука в словах;
- определение последнего согласного звука в словах;
- определение гласного звука в середине односложных слов;
- синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
- определение позиции согласного звука в словах;
- определение количества слогов в словах;
- синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Чтобы школьник быстро усвоил письменную речь и избежал многих ошибок,
начиная с 5-6 лет, с ним нужно играть в «звуковые» игры.
Знакомство с различными видами игровых упражнений будет способствовать
также снятию тревожности и излишней напряженности в ходе занятий.
Игры на формирование звукового анализа и синтеза.
«Поймай мяч»
Инструкция: ловить мяч можно только тогда, когда названое взрослым слово
будет начинаться со звука «С»».
«Шифровальщик»
Чтобы
отгадать
зашифрованное
слово
нужно
правильно
назвать
первые/вторые/последние звуки в названиях предметов, изображенных в ряд на
картинках.
Инструкция:
назови
первый
звук
в
каждом
слове
и
отгадай
зашифрованное слово. Впоследствии можно предлагать детям выкладывать слова
из букв разрезной азбуки. Предлагая детям слова, следите, чтобы гласные звуки (о,
э) находились под ударением, а звонкие согласные – не стояли в конце слова.
Усложняя игру, предложите ребёнку самому зашифровать слово, предложив ему
набор картинок.
«Собери бусы»
На круглых картонках-бусинках расположены различные картинки. В каждой
бусинке два отверстия. В игре также понадобятся шнурок и кукла.
В игре участвует кукла, например, её зовут Надя. Взрослый с ребёнком
определяют, с какого звука начинается имя куклы, в данном случае [н]
1 вариант. Ребёнок делает бусы для куклы Кати, нанизывая каждую бусинку на
шнурок, но с такими бусинками, в названии которых на картинке есть звук [н]
2 вариант. Подбирать бусы по последнему звуку в названии картинки (Надя –
яблоко – ослик – кот и т.д.).
«Слова рассыпались».
«Соберите» звуки и догадайтесь, какое слово рассыпалось (звуки произносятся
взрослым
последовательно):
м-а-к,
в-а-з-а.
Если
ребёнок
затрудняется,
то
на
начальном этапе можно предложить набор картинок.
Игра-лото: «Раз словечко, два словечко.
Инструкция: бросить кубик и выбирать из разложенных на столе картинок ту, в
названии которой столько звуков, сколько точек на верхней грани кубика.
«Рыбалка».
Предметные
картинки
наклеены
на
бумажных
рыбках
с
металлической
скрепкой, удочка, ведёрки - схемы (начало, середина, конец слова).
Инструкция: "Поймать" слово, определить место звука в слове и поместить
картинку в соответствующее ведёрко.
«Новоселье».
Нарисуйте дом и предложите ребёнку заполнить каждый этаж жильцами. На
первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на
следующем – в три, в четыре и т.д.