Напоминание

" Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе"


Автор: Корнишина Светлана Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Ульяновска " Средняя школа №61"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: " Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Уважаемые коллеги сегодня я хочу вам предложить активно поучаствовать в

нашей работе.

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать

всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:

- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня

находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас

сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась

неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и

особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу

невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному

исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко

вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без

малейшего сопротивления открылась

. Мудрец, сказал : Я нашел себе приемника»

Слайд 1

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с

повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях:

1. через учебный процесс и внеурочную деятельность ;

2. по интересам самих учащихся.

Слайд 2

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория

известного американского специалиста в области обучения одаренных детей

Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает

взаимодействие между тремя группами качеств:

-

общие или специальные способности выше среднего

(интеллект);

-

высокий уровень включЁнности в задачу (мотивация);

-

высокий уровень креативности (творческость) (

Творческие

способности — способности человека принимать творческие

решения, принимать и создавать принципиально новые идеи)

Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по

всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того,

кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Слайд 3

- Вы узнаете этих людей?

- Они знамениты? ( да)

- Они талантливы ? (да)

- их талант принес им звестность (да)

- были ли они успешными в изучении школьных наук ( нет)

автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего

физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания,

тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук

вон плохо читал и писал…

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо,

писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр

Дюма-отец

(1802-1870)

-

великий

французский

писатель.

Деление так и не освоил.

Сергей

Королев

(1906/07-1966)

-

ученый

и

конструктор.

Под

его

руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые

спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

Мы воспользовались

приемом « Да-нет».

Этот прием мы взяли из

Триз педагогики.

Работая в школе Мы замечаем, что как бы мы ни старались- обучаются

успешно только 10 % . Объяснение простое: только 10 % людей способны

запомнить и понять, то что они читают, И только, тогда, когда мы говорим и

участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%

-

Для того чтобы «разбудить» одаренных желательно применить четыре

основных

подхода

к

содержанию

учебных

программ:

ускорение,

углубление, обогащение, проблематизация.

Ускорение

(вертикальное

более

быстрое

продвижение

к

познавательным

высшим

уровням

в

области

избранного

предмета,

горизонтальное – направлено на расширение изучаемой области). У детей

развивается мышление и креативность, он учится работать самостоятельно.

Через

что

это

осуществляется?

Начинаем

с

ранней

диагностики,

психологических тренингов, загадок, рифмовок, интеллектуальных разминок,

решения

нестандартных

задач

и

головоломок,

развивающих

канонов,

сочинения стихов, сказок, легенд.

Углубление

происходит через индивидуальные рабочие программы,

кружковую,

внеклассную

предметную

деятельность

и

внеклассные

мероприятия.

Обогащение через развивающие системы обучения, самообучение, через

расширенный инструментарий добывания информации: компьютерные сети,

энциклопедии,

словари,

участие

в

интеллектуальных

играх:

«Кенгуру»,

«Русский Медвежонок», «Золотое Руно», «Инфознайка» и Всероссийских

дистанционных викторинах и конкурсах.

Проблематизация создаётся путём применения ведущих и основных

методов

творческого

характера:

проблемных,

поисковых,

эвристических,

исследовательских, проектных - в сочетании с методами самостоятельной,

индивидуальной

и

групповой

работы.

Эти

методы

имеют

высокий

познавательно-мотивирующий

потенциал

и

соответствуют

уровню

познавательной активности и интересов одаренных учащихся..

ТРИЗ технологии в начальной школе.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная

технология

творчества,

известная

в

настоящее

время

во

многих

странах

ТРИЗ

начала

создаваться

в

пятидесятых

годах

ученым,

инженером,

изобретателем,

организатором

и

преподавателем

Генрихом

Сауловичем

Альтшуллером.

Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука.

Она

была

создана

для

решения изобретательских

задач

в технике,

но

в

настоящее время, нашла много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе,

в

психологии

и

в

других

областях

знания.

Появилось

самостоятельное

направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи

классической ТРИЗ.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя

к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким

образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной

активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает

возможность

проявить

себя,

стремиться

получать

новую

информацию

об

окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Дает возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою

точку зрения, способствует развитию аналитических способностей

Основными целями ТРИЗ-образования является:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация

творче ского

мышления

для

п р од у кт и в н о й

познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

В

процессе

работы

по

ТРИЗ-технологии

формируются

следующие

компетенции:

1)

Учебные:

самостоятельно

решать

учебные

проблемы,

использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

2)

Социально-личностные:

видеть

связи

между

настоящими

и

прошлыми

событиями,

вступать

в

дискуссию

и

вырабатывать

своё

собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

3)

Коммуникативные:

выслушивать

и

принимать

во

внимание

взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

4)

Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в

команде.

5)

Личностно-адаптивные:

использовать

новую

информацию,

придумывать

новые

нестандартные

решения,

проявлять

гибкость,

быть

подготовленным к самообразованию и самореализации.

Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для

формирования УУД

Думаю, вам знакомы многие приемы из технологии ТРИЗ и технологии

развития критического мышления. Американский педагог Лоренс Питер

сказал : « нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не

знаем» Приемы с которыми мы хотим вас познакомить далеко не новые и вам

знакомы. Но очень эффективные

Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с

помощью альтернативы "или - или", совершенно произвольно выраженной.

Ни один из предлагаемых ответов не является верным. Используется для

разминки

Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети

должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4 :

11 или 12 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?

Столица России - Москва или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Сколько в минуте секунд - 10 или 100?

Назовите одно из важнейших условий которое позволяет

быть успешным на уроке любому ребёнку.

Первый этап эффективного урока - это создание благоприятного, психологического

климата на занятии, создание комфортной обстановки на уроке. А что такое комфорт в

вашем понимании?----- Уточним значение этого слова в словаре.

«Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка,

обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». («Толковый словарь

русского языка», С. И. Ожегов).

( Работа со словарем)

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно,

нет необходимости защищаться.

Слайд 4

1 прием « интеллект-карта». Относится к активным методам

обучения.

Этот прием может использоваться на разных этапах урока. А поможет нам

поработать с этим приёмом слово комфорт

Задается главная тема урока. В связи с темой ученик называет 2-3 слова, которые

ассоциируются у него с названием темы.

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только

защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной

работы и творчества, поэтому педагогу следует шире использовать

разнообразные средства, влияющие на создание творческой атмосферы и

благоприятного климата

.

Изучение

правила «Гласные

и-у-а

после

шипящих»

предполагает

запоминание исключения, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри,

брошюра, парашют.

Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их

общим

признаком

-

иноязычные

французские

заимствования.

Но

у

некоторых

может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти

слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно

представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри

читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в

соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры

парашют» и т.д. Цыган , на цып.

2 Прием Системный лифт» ( работа в группах)

для рассмотрения частей изучаемого объекта и

объекта как части другого более крупного объекта.

Приём учит анализировать информацию, учит самостоятельно работать с этой

информацией, учит моделированию, учит видеть картину в целом, а это важно для

целостного восприятия окружающего мир

Ребёнок- родители-учителя-школы- желание-увлечение-

интерес-здоровье-возможности- одарённость-что ещё?

Вывод.

Лифт движется в разных направлениях от ребенка к одаренности и

от одаренности к ребенку. Но проходит практически одни и те же

составляющие

.

В третьем классе добавляется к «Системному лифту» : текст-предложение-слово-основа,

окончание, корень, приставка, суффикс и их определения. Затем можно на лифте

прокатить слова, например, слово лошадка

На уроках окружающего мира:

Тело- вещество- молекулы –атом

«Прокати» на лифте кастрюлю. Тело: кастрюля – вещество: сталь- молекула стали.

Бернард Шоу утверждал « Единственный путь, ведущий к знанию, -это деятельность

Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает

фаршированную рыбу, которая не умеет плавать»,- говорил академик Александр Минц.

Слайд 5

3 прием « Я беру тебя с собой . Прием формирует :

- умение объединять объекты по общему значению признака,

- умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение.

- умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов

- умение составлять целостный образ объекта из отдельных признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет

первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты,

обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот

объект с собой или нет, Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит

по какому признаку собирается множество.

Плюс приема еще в том, что его можно использовать как динамическую паузу на

уроке. Если использовать интерактивную доску или раздаточный материал, тогда

будет задействован весь класс.

На уроке, используя этот прием, ребята сами выходят к доске и ставят слова в нужное

место. Предлагаю вам познакомиться в действии с этим приемом.

«Я беру тебя с собой». Взять с собой только имена существительные с мягким

знаком на конце после шипящего (учителя объясняют и говорят «Я беру тебя с

собой», «Я не беру тебя с собой») (Шалаш, дочь, туч, камыш, рожь - предложить

учителям карточки. К готовой таблице прикрепляем карточки.

Трубач-

концерт, ноты, труба, триумф, дочь, мышь,

плащ, камыш, кирпич.

Вывод. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не

залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать, Говоря общими

словами, это означает его применять, расширять , дополнять, находить новые

связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Слайд 6

4 прием « Лови ошибку» (Текст на доске)

Прием «Лови ошибку!»

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики

заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказать “опасные

места”

интонацией

или

жестом.

Главное

научить

детей

предупреждать

ошибки.

Цель

этого

приема

добиться

понимания

орфограмм,

а

не

механического запоминания правильного ответа

Большая

часть

имён

существительных

может

называть

как

один

предмет, так и несколько, а потому изменяется по числам.

Нет в русском языке таких слов, которые имеют форму лишь одного

числа - единственного или множественного.

Есть

5 Прием « Хорошо-плохо»

Универсальный прием , направленный на

активизацию мыслительной деятельности учеников на уроке, формирующий

представление о том как устроено противоречие. Формирует умение находить

положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации,

- умение разрешать противоречия ( убирать минусы, сохраняя плюсы)

- умение оценивать объект. Ситуацию с разных позиций, учитывая разные

роли

Вариант

1. Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по

очереди называют «плюсы» и «минусы».

Вариант 2. Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию,

для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя

ситуация и т. д.

Вариант 3 Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты»,

«судьи».

Первые - обвиняют (ищут минусы), вторые - защищают (ищут плюсы),

третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать

«минус»).

( Работа в группах)

Мастер класс для учителя - это хорошо или плохо

хорошо- повышение

квалификации, опыт публичного выступления, пополнение личного опыта, пополнение

портфолио. Минус : затраченное время, волнение - напряжение для здоровья)

6 приём «Телеграмма».

Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания

учебного материала или рефлексии деятельности.

Обычно я его даю в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко

написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и

отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что

вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок

может написать пожелание себе. Осознанно написать ребенок сможет только тогда,

когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет на каком уровне усвоения

содержания пройденного материала, он находится.

Иногда прошу написать отправить телеграмму мне: с просьбой, пожеланиями,

вопросами. Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это

внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях.

Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

(Я хочу Вас попросить написать телеграмму мне)

Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в

начальной школе и старшем звене. Чтобы понять какой прием или технику

использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде

законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также

планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать

результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом

этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в

рамках одного занятия.

Использование описанных

приемов

педагогической

техники

в

начальной

ш к о л е формирует с п о с о б н о с т ь

у ч а щ и хс я

к

с а м о р а з в и т и ю

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта.

Следовательно,

речь

идет

о

развитии

УУД

учащихся,

т.е.

об

умении

учиться,

которое,

в

свою

очередь,

является

ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО

Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давно - давно в старинном

городе, в котором жил великий мудрец, слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но

в городе был человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос,

чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, Посадил её

между сомкнутых ладоней и подумал « Спрошу ка я мудреца:

- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках : живая или мертвая?. Скажет- живая,

я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если скажет- мертвая, я разомкну ладони, и бабочка

улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный. Так все и случилось. Завистник поймал

бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил у того:

« Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?»

И тогда мудрец сказал: « Все в твоих руках…».

- Да , действительно, все в руках каждого из нас.



В раздел образования