Автор: Джумабаева Светлана Ильинична
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДДТ "Дружный"
Населённый пункт: город Уфа,Башкортостан
Наименование материала: СТАТЬЯ "Профориентация – инвестиции в будущее"
Тема: "Профориентационная работа педагога-психолога с родителями"
Раздел: дополнительное образование
«Профориентация – инвестиции в будущее».
«Профориентационная работа педагога-психолога с родителями».
Джумабаева Светлана Ильинична
педагог-психолог первой
квалификационной категории
МБОУ ДО «ДДТ «Дружный» ГО
г. Уфа РБ
Профориентация – комплекс психолого – педагогических мер, направленный на
профессиональное
самоопределение
школьника.
Она
реализуется
через
учебно-
воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Подросток в 14-17 лет еще не обладает достаточным количеством информации по
той или иной профессии, чтобы сделать правильный выбор. Он может получать довольно
противоречивую информацию по поводу того, на что он должен ориентироваться в своем
выборе,
а
это
может
спровоцировать
кризис
выбора.
Различные
диагностические
методики, психологические тренинги, лектории, беседы по профориентации значительно
облегчают процесс выбора профессии подростком.
В этом возрасте школьник наиболее уязвим и зависим от значимого окружения,
поэтому
важную
роль
в
выборе
профессии,
как
и
вообще
в
жизни
ребенка
играют
родители. В школе могут проводиться различные мероприятия по профориентации, однако
достижение наилучшего результата в решении данного вопроса возможно в том случае,
если будет активное сотрудничество с родителями.
Для того чтобы это сотрудничество было плодотворным, мы, а это педагоги и
психологи
должны
помочь
родителям.
Необходимо
обеспечить
более
согласованные
действия
всех
значимых
взрослых,
включенных
в
ситуацию
выбора
подростком
профессиональной направленности. Рекомендуется проведение практикумов с родителями
и педагогами, пройти анкетирование для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к
труду и выбору профессии
",
это поможет оценить свое участие в профессиональной
ориентации своего ребенка. Участие в психологических тренингах по профориентации
«Чем я могу помочь своему ребенку в выборе профессии» совместно с подростком.
Свою работу с подростками по профориентации я, как педагог-психолог, начинаю с
беседы
и
небольшого
анкетирования.
Это
дает
возможность
определить
на
сколько
подростки осведомлены о существующих профессиях и с каким видом профессиональной
деятельности они связывают свое дальнейшее обучение. Вторым этапом работы служат
диагностические мероприятия с целью определения психологической готовности к выбору
профессии. Третий этап – на основе полученных результатов проводится индивидуальное
консультирование с подростками, с родителями, совместное консультирование подростков
с родителями. Конечно же, работа по профориентации проводится совместно с классным
руководителем, который в свою очередь организует встречи с представителями различных
профессий, привлекая и родителей.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию
молодёжи
личностно-ориентированной
помощи
в
выявлении
и
развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Отсюда и возникает потребность в тесном взаимодействии всех участников
воспитательного процесса: школа, родители, психологи, педагоги ДО, специалисты в
область профильного образования и профориентации.