Напоминание

"Изготовление оберега"


Автор: Ташматова Разида Габдинуровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДОЦВР
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Изготовление оберега"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Центр внешкольной работы г. Белорецк
Методическая разработка занятия

по теме « Изготовление оберега»
Выполнил: педагог дополнительного образования Ташматова Р.Г. г. Белорецк 2016

Содержание.
1. Пояснительная записка……………………………………….3 2. Мастер – класс по теме «Изготовление оберега»………….....4 3. Методические рекомендации………………………………...7 4. Приложение…………………………………………………...8 5. Литература…………………………………………………….10 2

Пояснительная записка
«Два мира есть у человека: Один – который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил» Н. Заболоцкий Эти слова известного поэта Н. Заболоцкого хочется предложить в качестве эпиграфа к занятиям в объединении «Рукоделие» по изучению народных традиций. Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо народа. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно – прикладного искусства. Изучение народных традиций играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия. Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, желание узнать их значение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле, предназначении человека. Для знакомства с народной культурой, показа ее национального своеобразия я и провожу данное занятие, в форме мастер – класса по теме «Изготовление оберег». Такие занятия интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности, дают возможность воспитывать у детей уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа. Такие занятия очень нравятся учащимся. После них они уходят домой с желанием передать приобретенные знания о народных обычаях своим родным и близким. Д. С. Лихачев писал: «Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Народное творчество – это наши корни и жить без них

противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к

культуре своей страны не может быть полноценной жизни.
В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. 3

Мастер – класс.

Тема занятия:
Изготовление оберега – веничка.
Цель занятия:
Формирование творческих способностей, в процессе изготовления оберега.
Задачи занятия:
- рассказать об истории возникновении оберег; -развитие кругозора учащихся, заинтересованности и совершенствовании в овладении разнообразными видами рукоделия, творческих способностей личности, познавательной деятельности; -воспитание трудолюбия, аккуратности и точности в выполнении предложенной работы.
Методы проведения:
беседа, рассказ – объяснение, демонстрация наглядного пособия, демонстрация трудовых приемов педагогом, самостоятельная работа учащихся, текущее инструктирование учащихся, обсуждение полученной информации.
МТО занятия:
готовые различные обереги (мягкие игрушки, вышитые картины, игрушки – сувениры), клей ПВА или момент – кристалл, нитки № 40, иглы ручные №3, 5, разных цветов тесьма, основа оберега – малярный помазок, символы оберега – монетки, лавровый лист, крупа, горох, перец горошек, семечки, мешковина, картон – для вырезания сердечка и подковы, инструкционные карточки по технологической последовательности изготовления оберега.
Ход занятия.

I.

Организационный момент
- 3 мин.
II.

Вступительная беседа по теме занятия
. – (рассказ педагога об оберегах, их роли в жизни людей) – 15 мин. - Здравствуйте! Сегодня у нас занятие посвящено изучению народных традиций и пройдет в форме мастер – класс по теме «Изготовление оберега – веничка». - Как вы думаете, для чего используют люди обереги? (ответы учащихся) - Да, издревле наши предки украшали символами и узорами все предметы быта и одежду, которыми пользовались, для того, чтобы добрая сила всегда окружала их, берегла и помогала. Так и появились на Руси обереги. - Подумайте и скажите, какие обереги бывают? (куклы – обереги, амулеты, бусы, пояса, монеты – пятаки, браслеты, подковы, вышивка 4
на одежде, даже цвет и орнамент вышивки, предметы быта – венички, пасхальные яйца, игрушки – домовята и т. д.) - Обереги играли большую роль в жизни человека. Обереги носили на себе, держали в домах, клали в садах и на полях. Люди считали, да и считают, что они могут уберечь человека от напастей, продлить жизнь, привлечь в дом достаток, от сглаза и прочих бед. В окружении оберегов люди живут как бы в защищенном мире (демонстрация оберег). Вот сегодня и вы покажете, что вы умные, способные, талантливые и творческие личности. А изготовить вы должны оберег для быта – веничек (демонстрация оберега).
III.

Объяснение технологической последовательности изготовления

оберега.
– 20 мин. Для выполнения оберега – веничка необходимо иметь: - основа оберега- малярный помазок; - символы оберега – монетки, лавровый лист, крупа, горох, перец горошек, семечки, мешковина, картон – для вырезания сердечка и подковы. При изготовлении оберега, старайтесь соблюдать правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Последовательность выполнения оберега.
1. Разобрать малярный помазок – мочало. 2. Взять мочало и сложить пополам, перевязать по центру тесьмой. 3. Сложить еще раз пополам, центр – где тесьма, и обмотать основание веничка, завязать красивый узелок. 4. Распушить метелочку – основа оберега готова (далее изготавливаем символы оберега). 5. Взять небольшой кусочек тесьмы, опалить концы тесьмы и собрать тесьму по одной стороне на нитку швом «вперед иголка». 6. Стянуть тесьму и сшить концы – получится цветок (можно сделать несколько цветков). 7. Пришить или приклеить цветок на метелочку в любое место. 8. Взять небольшой кусочек мешковины и сшить мешочек, швом «вперед иголка». 9. Перевязать мешочек тесьмой и пришить или приклеить на оберег. 10. Оформить оберег на свой вкус, из предлагаемых символов самостоятельно, используя фантазию, творчество.
IV.

Самостоятельная работа учащихся.

-
20 мин. 1. Самостоятельная работа учащихся по оформлению оберега (приложение №1). 2. Индивидуальное текущее инструктирование учащихся. 3. Прочитать, что означают символы оберега ( приложение №2). 5

V.

Уборка рабочих мест.

-
3 мин.
VI.

Заключение.


5-7 мин. Вы изготовили сегодня один из самых не дорогих и симпатичных оберег своими руками. Такой оберег можно сделать к любым праздничным датам в качестве подарка. Теперь запомните главные
правила
, которых нужно придерживаться при изготовлении оберега. 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя. 2. Никто не может заставить кого – либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. 3. Самые сильные обереги те, которые сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, сестрой, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу. 4. Нужно тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете. 5. Веничек, оберегающий ваш дом от зла, принято вешать на кухне, около домашнего очага. Считается, что оно «вбирает» в себя все плохое, что происходит в доме. Поэтому оберег используют дома один год, затем его нужно выбросить на перекрестке дорог – с ним уйдут все беды, накопившиеся за год.
Примечание.
Если вы располагаете оберег – веничек метлой вниз, то он помогает выметать ссоры из дома, выгонять нечистую силу. Веничек, расположенный метлой вверх – привлекает деньги в дом. Во все времена люди старались уберечь себя, своих родных и близких, свои дома от неприятности, напасти, дурного глаза, болезни. И в наше непростое время люди все чаще стали обращаться к оберегам, вере в их магическую силу, в их защитные свойства, поэтому стараются их использовать всюду.
Но самый лучший оберег – это все равно чистота

помыслов.
Большое спасибо за внимание, наше занятие окончено. 6

Методические рекомендации.
Данное занятие можно проводить с детьми любого возраста, даже пригласить учащихся, не посещающих объединение «Рукоделие». При проведении данного занятия, необходимо раздать учащимся инструкционные карточки с последовательностью изготовления оберега – веничка. Дать детям самостоятельно оформить оберег символами. При объяснении нового материала необходимо продемонстрировать образцыготовых оберегов, познакомить с таблицей «Символика оберегов». Для изготовления и украшения оберегов принято использовать природные материалы: кору деревьев, прутики ивы, травяные кисти, семена подсолнечника, тыквы, фасоль, сухоцветы, колосья злаковых, сушеные ягоды, фигурки из соленого теста, мешковину и др. Познакомить с этапами работы, приступить к изготовлению веничка. В конце занятия провести подведение итогов.Можновновь завести разговор о семье, общечеловеческих ценностях. Пусть каждый ребенок продемонстрирует свой веничек и расскажет о том кому он подарит своей оберег и почему. Затем предложить желающим учащимся дальнейшее изучение истории оберег и оформить свои исследования в форме учебного проекта. Данное занятие можно использовать не только в учреждениях дополнительного образования, но и в общеобразовательных школах на уроках технологии. 7

Приложение №1

Инструкционная карта.

Последовательность выполнения оберега.
1. Разобрать малярный помазок – мочало. 2. Взять мочало и сложить пополам, перевязать по центру тесьмой. 1. Сложить еще раз пополам, центр – где тесьма, и обмотать основание веничка, завязать красивый узелок. 2. Распушить метелочку – основа оберега готова (далее изготавливаем символы оберега). 3. Взять небольшой кусочек тесьмы, опалить концы тесьмы и собрать тесьму по одной стороне на нитку швом «вперед иголка». 4. Стянуть тесьму и сшить концы – получится цветок (можно сделать несколько цветков). 5. Пришить или приклеить цветок на метелочку в любое место. 6. Взять небольшой кусочек мешковины и сшить мешочек, швом «вперед иголка». 7. Перевязать мешочек тесьмой и пришить или приклеить на оберег. 10. Оформить оберег на свой вкус, из предлагаемых символов самостоятельно, используя фантазию, творчество. 8

Приложение №2

Символы оберега.
1. Фигурки из теста – символизируют хлебосольность. 2. Мешок – символ богатства. 3. Цветы – символ уюта, красоты. 4. Монетки, деньги – успех в делах, бизнесе. 5. Горох – дружба, мир. 6. Чеснок и перец (горошек) – с давних пор использовались для выметания нечистой силы из дома. 7. Крупа – мир и лад в семье. 8. Кукуруза – здоровье детей, взаимопонимание в семье. 9. Фигурки мужчины и женщины, расположенные рядом – любовь и неразрывность уз. 10. Домик – семья, дом, уют. 11. Символ кувшина – вода, здоровье. 12. Лавровый лист – слава и успех. 13. Мешковина – изобилие. 14. Бессмертник – долголетие. 15. Шишка – трудолюбие, успех в делах. 16. Семечки – исполнение желаний. 17. Злаковые – достаток. 18. Подкова – удача, символ достатка, благополучия. 19. Плетение – символизирует знакомство, дружбу. 20. Сердечко – символ любви. 21.Красные бусинки – символ огня. Огонь – самое первое пламя любви. Если вы делаете оберег в подарок, символы выбираются исходя из того, что вы хотите пожелать тому, кому преподносите подарок. 9

Литература.
1. Энциклопедия тайных знаний «Талисманы. Амулеты.Обереги» Харьков, 2008 2. Журнал «Вышивка для души» спецвыпуск №12, 2007 3. Журнал «Крестьянка» №1,2009, стр.84-87 10
11


В раздел образования