Напоминание

"Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира: В помощь учителю начальных классов".


Автор: Никифорова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО Карлукская СОШ
Населённый пункт: д.Карлук, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира: В помощь учителю начальных классов".
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Отдел общего и дополнительного профессионального образования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«

Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного

возраста на уроках окружающего мира: В помощь учителю начальных

классов».

Составитель:

Никифорова Н.В.

Иркутск 2017

Оглавление

1..Введение……………………………………………………………..3

2. Этапы организации проектной деятельности учащихся младшего школьно-

го возраста на уроках окружающего мира……………………………….5

2.1.Из истории метода проектов……………………………………………...5

2

2.2.Этапы создания проекта…………………………………………………..7

2.3.Формы продуктов проектной деятельности ……………………………13

2.4.Критерии оценивания проектных работ…………………………………14

3. Проектные работы учащихся младшего школьного возраста на уроках

окружающего мира……………………………………………………………....16

4.Список литературы………………………………………………………….323

1.Введение

КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА

К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь»

3

Современная государственная политика в области образования основывается

на принципах гуманистического характера образования и адаптивности об-

разовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки

учащихся. Реализация общей цели и задач образования предусматривает

соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на созда-

ние образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,

социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению

его индивидуальности.

Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в пря-

мой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познава-

тельной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наибо-

лее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся

познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой

связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школь-

ников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее

время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно

и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получе-

ния готовых знаний на современном этапе развития общества требуется раз-

витие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности

мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в

рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятель-

ность.

Как показывает практика, и исследования многих ученых наибольший

интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изуче-

ние окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который

они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное

применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается

многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового

образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения

4

с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической

значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познава-

тельную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно

для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для

предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к

своему природному окружению.

Основная цель – это развитие свободной творческой личности ребенка, ко-

торое определяется задачами развития и задачами исследовательской дея-

тельности детей.

Задачи развития личности ребенка:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей:

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

5

2. Этапы организации проектной деятельности учащихся млад-

шего школьного возраста на уроках окружающего мира.

2.1. Из истории метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон

Дьюи (1859 – 1952) американский философ – прагматик, психолог и педагог.

Правда, ни в одной из своих работ он не упоминал слово «проект» примени-

тельно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой

Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и

коллективным опытом человеческого общества. Все это – признаки школы,

основной формой организации образовательного процесса в которой является

проектная деятельность.

С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популяр-

ным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу

жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов.

Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного экспе-

римента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире

классификацию учебных проектов:

1)

«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых яв-

ляется участие в разного рода групповой деятельности ( различные

игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т.д. );

2)

«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изу-

чение проблем, связанных с окружающей природой и общественной

жизнью;

3)

«повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью

«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в

6

устной письменной, вокальной(песня), художественной(картина), му-

зыкальной (игра на рояле) и т.д.;

4)

«конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полез-

ного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао

для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и

др.

В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса

исключительно по методу проектов, за один первый год работы было

задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскур-

сионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»;

396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами

проектами единственная учительница этой школы.

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отече-

ственной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспек-

тивный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим

лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода

проектов в официальной педагогике.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что исполь-

зование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действитель-

но привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве

причин этого явления выделяют:

1)

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных рабо-

тать с проектами;

2)

слабая разработанность методики проектной деятельности;

3)

гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

7

4)

сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей

«комплексных программ».

2.2.Этапы создания проекта

Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образова-

тельной стратегии. Это предполагает наличие определенных последова-

тельных этапов. Логика, или заранее продуманная поэтапная последова-

тельность организации проектных действий, осознанно выстраивается и

на стороне учащихся , и на стороне педагога, инициирующего выполнение

проекта.

Таблица №2

Этапы работы

над проектом

Цели и задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Деятельность

родителей

1. Погружение

в проект

Цель – подготов-

ка учащихся к

проектной дея-

тельности.

Задачи:

– определение

проблемы, темы и

целей проекта в

ходе совместной

деятельности пе-

дагога и обучаю-

щихся;

– создание груп-

пы (групп) уча-

щихся для работы

над проектом.

Отбирает воз-

можные темы и

предлагает их

учащимся.

Побуждает у

учащихся ин-

терес к теме

проекта.

Помогает сфор-

мулировать:

• проблему

проекта;

• сюжетную си-

туацию;

• цель и задачи.

Мотивирует уча-

Осуществляют

вживание в ситуа-

цию.

Обсуждают тему

проекта, предмет

исследования с

учителем.

Получают допол-

нительную ин-

формацию.

Определяют свои

потребности.

Принимают в со-

ставе группы (или

самостоятельно)

решение по пово-

Помогают в вы-

боре тематиче-

ского поля,

темы; в форму-

лировке пробле-

мы, цели и за-

дач проекта.

Мотивируют де-

тей.

8

щихся к обсу-

ждению, созда-

нию проекта.

Организует по-

иск учащимися

оптимального

способа дости-

жения постав-

ленных целей

проекта.

Помогает в ана-

лизе

и синтезе, на-

блюдает,

контролирует.

Консультирует

учащихся при

постановке цели

и задач, при

необходимости

корректирует их

формулировку.

Формирует необ-

ходимые

специфические

умения

и навыки.

ду темы (подтем)

проекта и аргу-

ментируют свой

выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов

и поиск опти-

мального способа

достижения цели

проекта;

• личностное при-

своение пробле-

мы.

Формулируют

(индивидуально

или в результате

обсуждения в

группе) цель

проекта.

2. Планирова-

ние деятельно-

сти

Цель – поопера-

ционная разра-

ботка проекта с

Направляет про-

цесс поиска ин-

формации уча-

Осуществляют:

• поиск, сбор, си-

Консультируют

в процессе по-

иска информа-

9

указанием переч-

ня конкретных

действий и ре-

зультатов, сроков

и ответственных.

Задачи:

– определение ис-

точников инфор-

мации, способов

сбора и анализа

информации,

вида продукта и

возможных форм

презентации ре-

зультатов проек-

та, сроков презен-

тации;

– установление

процедур и кри-

териев оценки ре-

зультатов и про-

цесса;

– распределение

задач (обязанно-

стей) между чле-

нами группы.

щимися (при

необходимости

помогает опреде-

лить круг источ-

ников информа-

ции, рекомендует

экспертов).

Предлагает уча-

щимся:

• различные ва-

рианты и спосо-

бы хранения и

систематизации

собранной ин-

формации; • ор-

ганизовать груп-

пы;

• распределить

роли в группах;

• спланировать

деятельность по

решению задач

проекта;

• продумать воз-

можные формы

презентации ре-

зультатов проек-

та;

• продумать кри-

терии оценки ре-

стематизацию и

анализ информа-

ции;

• разбивку на

группы;

• распределение

ролей в группе;

• планирование

работы;

• выбор формы и

способа презента-

ции предполагае-

мых результатов;

• принятие реше-

ния по установле-

нию критериев

оценивания ре-

зультатов и про-

цесса.

Продумывают

продукт группо-

вой и/или индиви-

дуальной дея-

тельности на дан-

ции.

Оказывают по-

мощь в выборе

способов хране-

ния и система-

тизации собран-

ной информа-

ции, в составле-

нии плана пред-

стоящей дея-

тельности.

10

зультатов и про-

цесса.

Формирует необ-

ходимые

специфические

умения

и навыки.

Организует про-

цесс контроля

(самоконтроля)

разработанного

плана деятельно-

сти и ресурсов.

ном этапе.

Проводят оценку

(самооценку) ре-

зультатов данного

этапа работы.

3. Осуществле-

ние деятельно-

сти по реше-

нию проблемы

Цель – разработка

проекта.

Задачи:

– самостоятель-

ная работа уча-

щихся по своим

индивидуальным

или групповым

задачам проекта.

– промежуточные

обсуждения полу-

ченных данных в

группах, на

консультациях (на

уроках и/или во

Наблюдает, сове-

тует, косвенно

руководит дея-

тельностью, от-

вечает на вопро-

сы учащихся.

Контролирует

соблюдение пра-

вил техники без-

опасности.

Следит за соблю-

дением времен-

ных рамок эта-

пов деятельно-

сти.

Выполняют за-

планированные

действия самосто-

ятельно, в группе

или в комбиниро-

ванном режиме.

При необходимо-

сти консультиру-

ются с учителем

(экспертом).

Осуществляют

промежуточные

обсуждения полу-

ченных данных в

группах.

Наблюдают.

Контролируют

соблюдение

правил техники

безопасности.

Следят за

соблюдением

временных ра-

мок этапов дея-

тельности.

Оказывают по-

мощь в сборе

информации,

оформлении ма-

териалов и

11

внеурочное вре-

мя).

портфолио

проектной дея-

тельности.

4. Оформление

результатов

Цель – структури-

рование получен-

ной информации

и интеграции по-

лученных знаний,

умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез

данных;

– формулирова-

ние выводов.

Наблюдает, сове-

тует,

направляет про-

цесс анализа.

Помогает в обес-

печении проекта.

Мотивирует уча-

щихся, создает

чувство успеха;

подчеркивает со-

циальную и лич-

ностную важ-

ность достигну-

того.

Оформляют

проект,

изготавливают

продукт.

Участвуют в кол-

лективном анали-

зе проекта, оцени-

вают свою роль,

анализируют вы-

полненный

проект, выясняют

причины успехов,

неудач.

Проводят анализ

достижений по-

ставленной цели.

Делают выводы.

Наблюдает, со-

ветует.

Помогает в

обеспечении

проекта.

Мотивирует

учащихся, со-

здает чувство

успеха.

5. Презентация

результатов

Цель – де-

монстрация мате-

риалов, представ-

ление результа-

тов.

Задачи:

Организует пре-

зентацию.

Продумывает и

реализует взаи-

модействие с ро-

дителями.

Выбирают

(предлагают) фор-

му презентации.

Готовят презента-

цию.

Продолжают

Консультируют

в выборе формы

презентации.

Оказывают по-

мощь в подго-

товке презента-

ции.

12

– подготовка пре-

зентационных ма-

териалов;

– подготовка пуб-

личного выступ-

ления;

– презентация

проекта.

При необходимо-

сти консультиру-

ет учащихся по

вопросам подго-

товки презента-

ции и оформле-

ния портфолио.

Репетирует с

учениками пред-

стоящую презен-

тацию результа-

тов проектной

деятельности.

Выступает в ка-

честве эксперта.

Принимает от-

чет:

• обобщает и ре-

зюмирует полу-

ченные результа-

ты;

• подводит итоги

обучения;

• оценивает уме-

оформлять порт-

фолио.

При необходимо-

сти консультиру-

ются с учителем

(экспертом).

Осуществляют за-

щиту проекта.

Отвечают на во-

просы слуша-

телей.

Демонстрируют:

• понимание

проблемы, цели и

задач;

• умение плани-

ровать и осуще-

ствлять работу;

• найденный

способ решения

проблемы;

• рефлексию дея-

Выступают в ка-

честве эксперта.

13

ния: общаться,

слушать, обосно-

вывать свое мне-

ние, толерант-

ность и др.;

• акцентирует

внимание на вос-

питательном мо-

менте: умении

работать в груп-

пе на общий ре-

зультат и др.

тельности и ре-

зультата.

Выступают в ка-

честве эксперта,

т.е. задают вопро-

сы и высказывают

критические заме-

чания (при пре-

зентации других

групп \ учащихся)

на основе уста-

новленных крите-

риев оценивания

результатов и про-

цесса.

2.3.Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организа-

ционная задача участников проекта. От ее решения в значительной степе-

ни зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита

проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – по-

лезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.

Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача.

Вот некоторые примеры продуктов проектной деятельности младших

школьников:

- выставка рисунков ( по различным темам);

- учебное пособие;

14

- кроссворд;

- модель;

- макет;

- доклад;

- сочинение;

- сказка;

- игра;

- инсценировка;

- костюм;

- кукольный театр;

- сценарий;

- экскурсия;

- оформление кабинета (напр. его «зеленой» зоны);

- уголок класса… и многое-многое другое.

Проект может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может

вылиться в увлекательную игру и самое настоящее театрализованное

представление. Здесь многое зависит от учителя, как руководителя проек-

та, его мастерства, творчества, увлеченности.

2.4.Критерии оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного

ответа на следующие вопросы:

- предполагается ли включение самооценки участников проектных групп

в общую оценку проекта?

15

- предполагается ли присуждение мест (1, 2, 3) или номинаций (за луч-

шее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

- предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например,

лингвистической, естественно научной, гуманитарной), или «едины

списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

- предметная компетентность жюри ( жюри должно обязательно включать

специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

-все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили

места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представлен-

ных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не

удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптималь-

ности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возрас-

та.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько

проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам за-

долго до защиты.

3.Проектные работы учащихся младшего школьного возраста

на уроках окружающего мира

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей

на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно,

чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для

16

чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая

или социальная значимость проекта).

Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать

дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направ-

лении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно

перетекают в новые.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Ана-

лизируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные сто-

роны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование

обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята

отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоци-

онального отношения к миру – важнейшие линии развития личности учени-

ка средствами курса окружающего мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,

чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить

любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых

знаний. На примере нескольких проектов покажу, как я организую

деятельность учащихся на каждом этапе.

I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.

Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это

создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта,

значимых событий.

Так, при работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема:

«Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расши-

рить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и нежи-

вой природе, дети получили письмо от Зайцев.

«Здравствуйте дорогие ребята!

17

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять

решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что

одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано.

Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только

собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать.

Подскажите нам, пожалуйста!

Зайцы»

В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:

I этап работы – «Копилка народной мудрости» (сбор информации о

приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).

II этап работы – «Разведка местности» (изменения в живой и неживой

природе).

При изучении темы «Старинные весенние праздники» детям была

предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий

вопрос которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»

1 группе найти ответы на следующие вопросы:

Что такое Масленица?

Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?

Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?

Выполнить следующие творческие задания:

*Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,

2 группе: провести исследования по данным вопросам:

Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?

Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?

Что означал обряд сжигания Чучела?

Результаты, которых оформите в виде презентации.

18

А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы

3 группе: собрать информацию по следующим вопросам:

Что символизирует блин?

Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?

Создать информационный буклет.

Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.

4 группе: провести поисковую работу по следующим вопросам:

Какие развлечения были на Масленице?

Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?

Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:

Организовать выставку рисунков;

* уличные игры и состязания на Масленицу

*сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.

При изучении темы «Мир растений» (3 класс) проектное задание было:

готовить фоторассказ о мире растений. Для наблюдений мы выбрали

овощную культуру – огурец. Дети задумались, легко ли вырастить огурцы

зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании огурцов

в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать

правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для

выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый

урожай огурцов.

Мы решили посадить огурцы в классе на подоконнике. Работая над данным

проектом, нами был намечен следующий план работы:

выяснить, откуда родом огурец и его полезные свойства;

собрать информацию по условиям выращивания огурцов;

посадить огурцы и провести свои собственные наблюдения за их

ростом.

Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии овощей,

изучение условий выращивания огурцов в тепличных условиях,

формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе

19

поисково – познавательной деятельности.

Исследование осуществлялось в несколько этапов

1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что огурец

является самой распространенной овощной культурой.

2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу

об исследуемом растении.

3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую

работу и наблюдения по выращиванию огурцов в комнатных условиях.

4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие

рекомендации.

5 этап - Презентация.

Проект «Здоровое питание»

Цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить

стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформить ин-

формационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» в на-

чальной школе.

Задачи:

Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, кото-

рые укрепляют здоровье.

Распределить полезные продукты на основные группы.

Определить режим правильного питания.

Составить примерное меню на три дня.

Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к пра-

вильному питанию.

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.

Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания на три

дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание»

Возраст учащихся: 3 класс.

Количество учащихся: 19 человек.

Время работы: 2 урока.

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

20

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных

умений:

намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль,

готовить рабочее место.

проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

усваивать информацию со слов.

высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсу-

ждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережли-

вость, избирательность.

Режим работы: урочное время.

Описание проекта.

Погружение в проект.

1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.

2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.

3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

4 постановка цели.

Организация работы над проектом.

1 Разбиение класса на группы.

2 Распределение ролей в группе.

Определение руководителя группы.

3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над

определением параметров таблицы оценочного листа.

Работа над проектом.

1 Выполнение этапов работы.

2 Презентация.

- Устное сообщение.

- Демонстрация продуктов проекта.

3 Ответы на вопросы.

4 Самоанализ.

Определение победителей.

Каждому участнику проекта вручается поощрительный приз в виде

продукта правильного питания – батончика мюсли.

21

Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным ре-

зультатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое

питание.

Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.

Почему избрана эта тема.

Какую цель преследовали.

Какие ставились задачи.

Какие гипотезы проверялись.

Какие использовались методы и средства.

Каким был план.

Какие результаты получены.

Какие выводы сделаны по итогам.

Творческий проект:

«Мы помним»

Цель проекта: формирование представлений о событиях истории

Отечества, героизме его народа.

Задачи:

- Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной

примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за

свободу Родины;

- Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

- Рассказать о городах-героях;

- Рассказать о наградах ВОВ.

- Уточнить представление детей о празднике День Победы.

- Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников, любви и

уважения к ветеранам войны.

Подготовительный этап проекта.

Работа с родителями:

- заинтересовать родителей проектом;

22

- дать представления о том, как можно участвовать в нем;

- направить на совместную творческую деятельность с детьми.

- сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны,

литературы (художественной, педагогической), оформление для выступления

на вечере, посвященного дню победы.

С детьми готовили проекты « Мой дед горой».

Рисунок №1

Рисунок №2

23

Работа с детьми:

- познавательные беседы: «О Великой Отечественной войне», «День Побе-

ды»,

«Дети на войне», «Что такое героизм», «Города герои».

- рассматривание слайдов презентаций и картин во время бесед.

- рассматривание фотографий: «Дети-герои Великой Отечественной войны»,

«Могила Неизвестного солдата», «Фотохроника военных дней», «Города ге-

рои»,

«Награды ВОВ», «Вечный огонь».

- слушание песен военных лет.

Рисунок №3

24

Основной этап проекта.

Чтение рассказов: «Почему Армия родная» (А. Митяев),

«Памятник советскому солдату).

Чтение стихотворений: «Шинель» (Е. Благинина).

Встреча с ветеранами войны (на общем празднике)

Беседа и рассматривание материалов из семейных архивов

(фотографий, фронтовых писем, орденов, медалей).

Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном

искусстве». Рассматривание репродукций художников,посвященных эпизо-

дам Великой Отечественной войны: "Фашист».

Беседы:

«Поклонимся погибшим тем бойцам…»

«Солдат – победитель»

«Дети солдаты»

«Награды ВОВ»

«О городах героях»

Дети готовили проекты, презентации о «городах героях».

25

Оформление тематических выставок в книжном уголке:

«Награды ВОВ», «Города герои»

Прослушивание музыкальных произведений «Катюша», муз.

М.Блантер, сл. М.Исаковский, «День Победы» муз. Д.Тухманова,

сл. В.Харитонов. Разучивание песен и танцев к празднику.

Продуктивная деятельность детей:

Рисование: «Праздничный салют», «Георгиевская Ленточка», «Вечный

огонь», «Награды

героям», «Военная техника».

Аппликация: Праздничная открытка «С Днём Победы!

Заключительный этап проекта.

Проведение конкурса стихов о войне внутри класса.

Проведение праздника, посвященного 70 лет Великой Победы

«Учимся помнить»,

Выставка детских работ на военную тему внутри класса.

Рисунок №4

26

1.2 Проект Города герой.

Цель проекта: познакомиться с героическими событиями Великой Отече-

ственной войны, сопоставляя и анализируя информацию, узнать, за что при-

сваивается звание «Город-герой» и какие города получили это звание.

Этапы:

1 этап - информационно – аналитический (определение темы проекта,

уточнение целей, выбор творческой группы, сбор информации – анке-

тирование учащихся, анализ полученных данных);

2 этап - планирование (обсуждение информации, постановка задач);

3 этап – выполнение проекта;

4 этап - оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых

результатов: успехов и неудач);

5 этап - презентация проекта (подготовка доклада, презентации, оцен-

ка полученных результатов на конференции школьников начальных

классов).

27

Методы работы:

Работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;

наблюдение и анкетирование;

Встреча и консультация с ветераном Великой Отечественной войны

Анкетирование младших школьников о городах-героях;

Привлечение родителей к работе над проектом;

Оформление результатов исследований;

Предполагаемые результаты (для учащихся)

Мы узнаем, почему городам дают звание город-герой и какие города

удостоены этого звания.

Закрепим умения проводить исследования ,искать и обрабатывать ин-

формацию и оформлять презентации

Мы сможем поделиться результатами своей работы с другими ученика-

ми нашей школы.

Все работы были выполнены в презентациях.

Проект История моей школы

Целью проекта является изучение истории школы с ее основания до сего-

дняшнего времени.

Практическое

применение. Материал работы можно использовать на

уроках по познанию мира, истории. Работа может использоваться при прове-

дении внеклассных мероприятий.

Источники информации, которыми мы пользовались:

- научно-познавательная литература;

- видеофильмы;

28

- беседовали с учителями истории, познания мира;

-интервью с учителями-ветеранами;

- провели исследование, кто из родителей учеников 2-3 классов учился в на-

шей школе.

Когда мы гордимся своей школой, своим селом, своими земляками, то мы

чувствуем себя духовно богатыми, достойными людьми. В своей работе мы

использовали сохранившиеся документы, которые много рассказали о собы-

тиях тех времен.

История школы

Вблизи города Иркутска более 200 лет назад на берегу речки Карлучок

зародилась деревня Карлук. Школы в деревне не было и детей отправ-

ляли учиться за 5 км. в богатое село Урик.

Когда в Иркутске установилась советская власть, мужики срубили избу

под школу, в одной половине были классы, в другой - жили учителя.

Рисунок №5

29

Деревня разрасталась, в школе стало тесно. К тому времени в школе учились

более 50 человек. В городе купили большой купеческий дом, перевезли его и

переоборудовали под школу (ныне это магазин).

Менялись времена. В связи со строительством птицефабрики рос посёлок,

росло и число учеников. В 1965 году была построена по московскому проекту

красивая кирпичная восьмилетняя школа. Директором Карлукской школы

стала Кушнир Валентина Михайловна.

Рисунок №6

30

С 1990 года руководит школой Стрежнева Любовь Григорьевна. Под ее руко-

водством Карлукская средняя школа достойно несет звание одной из лучших

школ района.

Рисунок №7

В истории школы событий немало,

А сколько людей воспитала она!

Сегодня и нам по наследству досталась

Прекрасная школьная эта страна.

Мы учимся здесь и растём понемногу,

Гордимся успехами школы своей!

И знаем, что в жизни любая дорога

Уходит от школьных дверей.

31

Результативность моей работы

На протяжении двух лет я использовала метод проектной деятельности

на уроках ознакомления с окружающим миром - этот и другие приемы акти-

визации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных

этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого

курса.

Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у

них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое

способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в

обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-

образные ситуации.

Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности,

мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.

Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не

справляющихся с поставленной задачей, то теперь в основном все задания

выполняются всеми детьми. Учащиеся из объекта деятельности превратились

в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно

то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в пол-

ной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-

потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я

даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недо-

ступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит

я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развиты-

ми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны

уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и

часто находят интересные способы их решения.

32

С усилением стремления к творческой активности, постепенно уве-

личился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хоро-

шей работоспособности детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в

их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята

не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различ-

ных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации

творческой деятельности, и как один из них – метод проектов, и применяя их

в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и

воспитании школьников.

33

5.Литература

.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Гостодникова М.К., Полянина Н.Б. и др. Проектная деятельность в начальной

школе. – Волгоград, 2009.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирова-

ние. – М., 2005.

Леонтович

А.

В. Практика реализации программы исследовательской дея-

тельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C.

42–51.

Матяш

Н.

В. Психология проектной деятельности школьников в условиях

технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Бе-

лый ветер», 2000. С. 127.

Мельников В.Е., Мигунов В.А. Петряков П.А. Метод проектов в преподава-

нии образовательной области «Технология». – Вел. Новгород, 2000.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования

/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Ис-

следовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: По-

собие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 2 класса.// Окружаю-

щий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (изда-

тельство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 3 класса.// Окружаю-

щий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (изда-

тельство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2010.

34

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Про-

свещение,2009.—317 с.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008.

Проектный урок. Сборник статей / Под науч.ред. Н.Ю. Пахомовой – М.:

МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.)

Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. №

5. С. 35–41.

Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современ-

ном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–

32.

35

36



В раздел образования