Автор: Никифорова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ ИРМО Карлукская СОШ
Населённый пункт: д.Карлук, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира: В помощь учителю начальных классов".
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«ИРКУТСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел общего и дополнительного профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«
Организация проектной деятельности учащихся младшего школьного
возраста на уроках окружающего мира: В помощь учителю начальных
классов».
Составитель:
Никифорова Н.В.
Иркутск 2017
Оглавление
1..Введение……………………………………………………………..3
2. Этапы организации проектной деятельности учащихся младшего школьно-
го возраста на уроках окружающего мира……………………………….5
2.1.Из истории метода проектов……………………………………………...5
2
2.2.Этапы создания проекта…………………………………………………..7
2.3.Формы продуктов проектной деятельности ……………………………13
2.4.Критерии оценивания проектных работ…………………………………14
3. Проектные работы учащихся младшего школьного возраста на уроках
окружающего мира……………………………………………………………....16
4.Список литературы………………………………………………………….323
1.Введение
КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА
К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
3
Современная государственная политика в области образования основывается
на принципах гуманистического характера образования и адаптивности об-
разовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся. Реализация общей цели и задач образования предусматривает
соблюдение ряда психолого-педагогических условий, направленных на созда-
ние образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному развитию ребенка и сохранению
его индивидуальности.
Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в пря-
мой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познава-
тельной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наибо-
лее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся
познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой
связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школь-
ников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее
время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно
и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получе-
ния готовых знаний на современном этапе развития общества требуется раз-
витие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности
мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в
рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятель-
ность.
Как показывает практика, и исследования многих ученых наибольший
интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изуче-
ние окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который
они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное
применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается
многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового
образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения
4
с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической
значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познава-
тельную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно
для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для
предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к
своему природному окружению.
Основная цель – это развитие свободной творческой личности ребенка, ко-
торое определяется задачами развития и задачами исследовательской дея-
тельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей:
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
5
2. Этапы организации проектной деятельности учащихся млад-
шего школьного возраста на уроках окружающего мира.
2.1. Из истории метода проектов
Основоположником педагогического метода проектов считается Джон
Дьюи (1859 – 1952) американский философ – прагматик, психолог и педагог.
Правда, ни в одной из своих работ он не упоминал слово «проект» примени-
тельно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой
Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и
коллективным опытом человеческого общества. Все это – признаки школы,
основной формой организации образовательного процесса в которой является
проектная деятельность.
С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популяр-
ным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу
жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов.
Американцы называли метод проектов – «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного экспе-
римента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире
классификацию учебных проектов:
1)
«проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых яв-
ляется участие в разного рода групповой деятельности ( различные
игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения и т.д. );
2)
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изу-
чение проблем, связанных с окружающей природой и общественной
жизнью;
3)
«повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью
«получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в
6
устной письменной, вокальной(песня), художественной(картина), му-
зыкальной (игра на рояле) и т.д.;
4)
«конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полез-
ного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао
для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и
др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Коллингса
исключительно по методу проектов, за один первый год работы было
задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскур-
сионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»;
396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шестьюстами
проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику отече-
ственной школы. Это история, полная драматизма. Сначала – «перспек-
тивный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим
лет – «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода
проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что исполь-
зование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действитель-
но привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве
причин этого явления выделяют:
1)
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных рабо-
тать с проектами;
2)
слабая разработанность методики проектной деятельности;
3)
гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;
7
4)
сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей
«комплексных программ».
2.2.Этапы создания проекта
Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образова-
тельной стратегии. Это предполагает наличие определенных последова-
тельных этапов. Логика, или заранее продуманная поэтапная последова-
тельность организации проектных действий, осознанно выстраивается и
на стороне учащихся , и на стороне педагога, инициирующего выполнение
проекта.
Таблица №2
Этапы работы
над проектом
Цели и задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Деятельность
родителей
1. Погружение
в проект
Цель – подготов-
ка учащихся к
проектной дея-
тельности.
Задачи:
– определение
проблемы, темы и
целей проекта в
ходе совместной
деятельности пе-
дагога и обучаю-
щихся;
– создание груп-
пы (групп) уча-
щихся для работы
над проектом.
Отбирает воз-
можные темы и
предлагает их
учащимся.
Побуждает у
учащихся ин-
терес к теме
проекта.
Помогает сфор-
мулировать:
• проблему
проекта;
• сюжетную си-
туацию;
• цель и задачи.
Мотивирует уча-
Осуществляют
вживание в ситуа-
цию.
Обсуждают тему
проекта, предмет
исследования с
учителем.
Получают допол-
нительную ин-
формацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в со-
ставе группы (или
самостоятельно)
решение по пово-
Помогают в вы-
боре тематиче-
ского поля,
темы; в форму-
лировке пробле-
мы, цели и за-
дач проекта.
Мотивируют де-
тей.
8
щихся к обсу-
ждению, созда-
нию проекта.
Организует по-
иск учащимися
оптимального
способа дости-
жения постав-
ленных целей
проекта.
Помогает в ана-
лизе
и синтезе, на-
блюдает,
контролирует.
Консультирует
учащихся при
постановке цели
и задач, при
необходимости
корректирует их
формулировку.
Формирует необ-
ходимые
специфические
умения
и навыки.
ду темы (подтем)
проекта и аргу-
ментируют свой
выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов
и поиск опти-
мального способа
достижения цели
проекта;
• личностное при-
своение пробле-
мы.
Формулируют
(индивидуально
или в результате
обсуждения в
группе) цель
проекта.
2. Планирова-
ние деятельно-
сти
Цель – поопера-
ционная разра-
ботка проекта с
Направляет про-
цесс поиска ин-
формации уча-
Осуществляют:
• поиск, сбор, си-
Консультируют
в процессе по-
иска информа-
9
указанием переч-
ня конкретных
действий и ре-
зультатов, сроков
и ответственных.
Задачи:
– определение ис-
точников инфор-
мации, способов
сбора и анализа
информации,
вида продукта и
возможных форм
презентации ре-
зультатов проек-
та, сроков презен-
тации;
– установление
процедур и кри-
териев оценки ре-
зультатов и про-
цесса;
– распределение
задач (обязанно-
стей) между чле-
нами группы.
щимися (при
необходимости
помогает опреде-
лить круг источ-
ников информа-
ции, рекомендует
экспертов).
Предлагает уча-
щимся:
• различные ва-
рианты и спосо-
бы хранения и
систематизации
собранной ин-
формации; • ор-
ганизовать груп-
пы;
• распределить
роли в группах;
• спланировать
деятельность по
решению задач
проекта;
• продумать воз-
можные формы
презентации ре-
зультатов проек-
та;
• продумать кри-
терии оценки ре-
стематизацию и
анализ информа-
ции;
• разбивку на
группы;
• распределение
ролей в группе;
• планирование
работы;
• выбор формы и
способа презента-
ции предполагае-
мых результатов;
• принятие реше-
ния по установле-
нию критериев
оценивания ре-
зультатов и про-
цесса.
Продумывают
продукт группо-
вой и/или индиви-
дуальной дея-
тельности на дан-
ции.
Оказывают по-
мощь в выборе
способов хране-
ния и система-
тизации собран-
ной информа-
ции, в составле-
нии плана пред-
стоящей дея-
тельности.
10
зультатов и про-
цесса.
Формирует необ-
ходимые
специфические
умения
и навыки.
Организует про-
цесс контроля
(самоконтроля)
разработанного
плана деятельно-
сти и ресурсов.
ном этапе.
Проводят оценку
(самооценку) ре-
зультатов данного
этапа работы.
3. Осуществле-
ние деятельно-
сти по реше-
нию проблемы
Цель – разработка
проекта.
Задачи:
– самостоятель-
ная работа уча-
щихся по своим
индивидуальным
или групповым
задачам проекта.
– промежуточные
обсуждения полу-
ченных данных в
группах, на
консультациях (на
уроках и/или во
Наблюдает, сове-
тует, косвенно
руководит дея-
тельностью, от-
вечает на вопро-
сы учащихся.
Контролирует
соблюдение пра-
вил техники без-
опасности.
Следит за соблю-
дением времен-
ных рамок эта-
пов деятельно-
сти.
Выполняют за-
планированные
действия самосто-
ятельно, в группе
или в комбиниро-
ванном режиме.
При необходимо-
сти консультиру-
ются с учителем
(экспертом).
Осуществляют
промежуточные
обсуждения полу-
ченных данных в
группах.
Наблюдают.
Контролируют
соблюдение
правил техники
безопасности.
Следят за
соблюдением
временных ра-
мок этапов дея-
тельности.
Оказывают по-
мощь в сборе
информации,
оформлении ма-
териалов и
11
внеурочное вре-
мя).
портфолио
проектной дея-
тельности.
4. Оформление
результатов
Цель – структури-
рование получен-
ной информации
и интеграции по-
лученных знаний,
умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез
данных;
– формулирова-
ние выводов.
Наблюдает, сове-
тует,
направляет про-
цесс анализа.
Помогает в обес-
печении проекта.
Мотивирует уча-
щихся, создает
чувство успеха;
подчеркивает со-
циальную и лич-
ностную важ-
ность достигну-
того.
Оформляют
проект,
изготавливают
продукт.
Участвуют в кол-
лективном анали-
зе проекта, оцени-
вают свою роль,
анализируют вы-
полненный
проект, выясняют
причины успехов,
неудач.
Проводят анализ
достижений по-
ставленной цели.
Делают выводы.
Наблюдает, со-
ветует.
Помогает в
обеспечении
проекта.
Мотивирует
учащихся, со-
здает чувство
успеха.
5. Презентация
результатов
Цель – де-
монстрация мате-
риалов, представ-
ление результа-
тов.
Задачи:
Организует пре-
зентацию.
Продумывает и
реализует взаи-
модействие с ро-
дителями.
Выбирают
(предлагают) фор-
му презентации.
Готовят презента-
цию.
Продолжают
Консультируют
в выборе формы
презентации.
Оказывают по-
мощь в подго-
товке презента-
ции.
12
– подготовка пре-
зентационных ма-
териалов;
– подготовка пуб-
личного выступ-
ления;
– презентация
проекта.
При необходимо-
сти консультиру-
ет учащихся по
вопросам подго-
товки презента-
ции и оформле-
ния портфолио.
Репетирует с
учениками пред-
стоящую презен-
тацию результа-
тов проектной
деятельности.
Выступает в ка-
честве эксперта.
Принимает от-
чет:
• обобщает и ре-
зюмирует полу-
ченные результа-
ты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает уме-
оформлять порт-
фолио.
При необходимо-
сти консультиру-
ются с учителем
(экспертом).
Осуществляют за-
щиту проекта.
Отвечают на во-
просы слуша-
телей.
Демонстрируют:
• понимание
проблемы, цели и
задач;
• умение плани-
ровать и осуще-
ствлять работу;
• найденный
способ решения
проблемы;
• рефлексию дея-
Выступают в ка-
честве эксперта.
13
ния: общаться,
слушать, обосно-
вывать свое мне-
ние, толерант-
ность и др.;
• акцентирует
внимание на вос-
питательном мо-
менте: умении
работать в груп-
пе на общий ре-
зультат и др.
тельности и ре-
зультата.
Выступают в ка-
честве эксперта,
т.е. задают вопро-
сы и высказывают
критические заме-
чания (при пре-
зентации других
групп \ учащихся)
на основе уста-
новленных крите-
риев оценивания
результатов и про-
цесса.
2.3.Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организа-
ционная задача участников проекта. От ее решения в значительной степе-
ни зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита
проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – по-
лезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта.
Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача.
Вот некоторые примеры продуктов проектной деятельности младших
школьников:
- выставка рисунков ( по различным темам);
- учебное пособие;
14
- кроссворд;
- модель;
- макет;
- доклад;
- сочинение;
- сказка;
- игра;
- инсценировка;
- костюм;
- кукольный театр;
- сценарий;
- экскурсия;
- оформление кабинета (напр. его «зеленой» зоны);
- уголок класса… и многое-многое другое.
Проект может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может
вылиться в увлекательную игру и самое настоящее театрализованное
представление. Здесь многое зависит от учителя, как руководителя проек-
та, его мастерства, творчества, увлеченности.
2.4.Критерии оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного
ответа на следующие вопросы:
- предполагается ли включение самооценки участников проектных групп
в общую оценку проекта?
15
- предполагается ли присуждение мест (1, 2, 3) или номинаций (за луч-
шее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
- предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например,
лингвистической, естественно научной, гуманитарной), или «едины
списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
- предметная компетентность жюри ( жюри должно обязательно включать
специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
-все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили
места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представлен-
ных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не
удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптималь-
ности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возрас-
та.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько
проекта в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам за-
долго до защиты.
3.Проектные работы учащихся младшего школьного возраста
на уроках окружающего мира
При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей
на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно,
чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для
16
чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая
или социальная значимость проекта).
Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать
дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направ-
лении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно
перетекают в новые.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Ана-
лизируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные сто-
роны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование
обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята
отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоци-
онального отношения к миру – важнейшие линии развития личности учени-
ка средствами курса окружающего мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,
чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить
любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых
знаний. На примере нескольких проектов покажу, как я организую
деятельность учащихся на каждом этапе.
I этапом работы над проектом является - мотивационный этап.
Постановка учебной задачи. Содержание работы на данном этапе - это
создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта,
значимых событий.
Так, при работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема:
«Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расши-
рить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и нежи-
вой природе, дети получили письмо от Зайцев.
«Здравствуйте дорогие ребята!
17
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять
решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что
одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано.
Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только
собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать.
Подскажите нам, пожалуйста!
Зайцы»
В связи с возникшей проблемой работа делится на 2 этапа:
I этап работы – «Копилка народной мудрости» (сбор информации о
приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).
II этап работы – «Разведка местности» (изменения в живой и неживой
природе).
При изучении темы «Старинные весенние праздники» детям была
предложена работа проект «Что такое Масленица». Основополагающий
вопрос которой звучал так: «Зачем изучать прошлое?»
1 группе найти ответы на следующие вопросы:
•
Что такое Масленица?
•
Как понимаете значение пословицы «Не всё коту Масленица…»?
•
Какие ещё пословицы, поговорки и приметы о Масленице вы знаете?
Выполнить следующие творческие задания:
•
*Собрать коллекцию песен и частушек о Масленице,
2 группе: провести исследования по данным вопросам:
•
Правда ли, что Масленица в старину была встречей весны?
•
Какие старинные традиции и обряды были на Масленицу?
•
Что означал обряд сжигания Чучела?
Результаты, которых оформите в виде презентации.
18
А также, выполните творческое задание: изготовьте Чучело Масленицы
3 группе: собрать информацию по следующим вопросам:
•
Что символизирует блин?
•
Какие секреты старинных рецептов блинов были у хозяек?
Создать информационный буклет.
Выполнить творческое задание: провести конкурс на лучший рецепт блинов.
4 группе: провести поисковую работу по следующим вопросам:
•
Какие развлечения были на Масленице?
•
Почему Масленицу любят праздновать и в наши дни?
•
Кроме того вам предстоит выполнить ряд творческих заданий:
•
Организовать выставку рисунков;
•
* уличные игры и состязания на Масленицу
•
*сделать фоторепортаж с праздника Масленицы.
При изучении темы «Мир растений» (3 класс) проектное задание было:
готовить фоторассказ о мире растений. Для наблюдений мы выбрали
овощную культуру – огурец. Дети задумались, легко ли вырастить огурцы
зимой на подоконнике. Выдвинули гипотезу: если при выращивании огурцов
в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать
правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для
выращивания овощной культуры, то можно получить экологически чистый
урожай огурцов.
Мы решили посадить огурцы в классе на подоконнике. Работая над данным
проектом, нами был намечен следующий план работы:
выяснить, откуда родом огурец и его полезные свойства;
собрать информацию по условиям выращивания огурцов;
посадить огурцы и провести свои собственные наблюдения за их
ростом.
Задачи проекта: расширение знаний учащихся о многообразии овощей,
изучение условий выращивания огурцов в тепличных условиях,
формирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе
19
поисково – познавательной деятельности.
Исследование осуществлялось в несколько этапов
1 этап - «Погружение» в проблему. На этом этапе мы установили, что огурец
является самой распространенной овощной культурой.
2 этап - Поисково-теоретический. На данном этапе мы изучили литературу
об исследуемом растении.
3 этап - Осуществление деятельности. На этом этапе провели практическую
работу и наблюдения по выращиванию огурцов в комнатных условиях.
4 этап - Обобщающий. Результаты получения продукта. Общие
рекомендации.
5 этап - Презентация.
Проект «Здоровое питание»
Цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить
стенд для школьной столовой «Здоровое питание школьника», оформить ин-
формационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» в на-
чальной школе.
Задачи:
Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, кото-
рые укрепляют здоровье.
Распределить полезные продукты на основные группы.
Определить режим правильного питания.
Составить примерное меню на три дня.
Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к пра-
вильному питанию.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская.
Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.
Форма продуктов проектной деятельности: меню правильного питания на три
дня, стенд «Здоровое питание школьника», стенд «Здоровое питание»
Возраст учащихся: 3 класс.
Количество учащихся: 19 человек.
Время работы: 2 урока.
Предполагаемые результаты:
В результате выполнения работы ребята должны узнать:
20
- группу опасных для здоровья продуктов питания;
- основные группы полезных продуктов питания;
- оптимальный режим питания;
- принципы составления меню.
Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных
умений:
намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль,
готовить рабочее место.
проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.
усваивать информацию со слов.
высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсу-
ждении проблем.
Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережли-
вость, избирательность.
Режим работы: урочное время.
Описание проекта.
Погружение в проект.
1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.
2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.
3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.
4 постановка цели.
Организация работы над проектом.
1 Разбиение класса на группы.
2 Распределение ролей в группе.
Определение руководителя группы.
3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над
определением параметров таблицы оценочного листа.
Работа над проектом.
1 Выполнение этапов работы.
2 Презентация.
- Устное сообщение.
- Демонстрация продуктов проекта.
3 Ответы на вопросы.
4 Самоанализ.
Определение победителей.
Каждому участнику проекта вручается поощрительный приз в виде
продукта правильного питания – батончика мюсли.
21
Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным ре-
зультатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое
питание.
Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.
Почему избрана эта тема.
Какую цель преследовали.
Какие ставились задачи.
Какие гипотезы проверялись.
Какие использовались методы и средства.
Каким был план.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам.
Творческий проект:
«Мы помним»
Цель проекта: формирование представлений о событиях истории
Отечества, героизме его народа.
Задачи:
- Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной
примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за
свободу Родины;
- Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
- Рассказать о городах-героях;
- Рассказать о наградах ВОВ.
- Уточнить представление детей о празднике День Победы.
- Воспитывать чувство гордости за воинов-защитников, любви и
уважения к ветеранам войны.
Подготовительный этап проекта.
Работа с родителями:
- заинтересовать родителей проектом;
22
- дать представления о том, как можно участвовать в нем;
- направить на совместную творческую деятельность с детьми.
- сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны,
литературы (художественной, педагогической), оформление для выступления
на вечере, посвященного дню победы.
С детьми готовили проекты « Мой дед горой».
Рисунок №1
Рисунок №2
23
Работа с детьми:
- познавательные беседы: «О Великой Отечественной войне», «День Побе-
ды»,
«Дети на войне», «Что такое героизм», «Города герои».
- рассматривание слайдов презентаций и картин во время бесед.
- рассматривание фотографий: «Дети-герои Великой Отечественной войны»,
«Могила Неизвестного солдата», «Фотохроника военных дней», «Города ге-
рои»,
«Награды ВОВ», «Вечный огонь».
- слушание песен военных лет.
Рисунок №3
24
Основной этап проекта.
Чтение рассказов: «Почему Армия родная» (А. Митяев),
«Памятник советскому солдату).
Чтение стихотворений: «Шинель» (Е. Благинина).
Встреча с ветеранами войны (на общем празднике)
Беседа и рассматривание материалов из семейных архивов
(фотографий, фронтовых писем, орденов, медалей).
Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном
искусстве». Рассматривание репродукций художников,посвященных эпизо-
дам Великой Отечественной войны: "Фашист».
Беседы:
«Поклонимся погибшим тем бойцам…»
«Солдат – победитель»
«Дети солдаты»
«Награды ВОВ»
«О городах героях»
Дети готовили проекты, презентации о «городах героях».
25
Оформление тематических выставок в книжном уголке:
«Награды ВОВ», «Города герои»
Прослушивание музыкальных произведений «Катюша», муз.
М.Блантер, сл. М.Исаковский, «День Победы» муз. Д.Тухманова,
сл. В.Харитонов. Разучивание песен и танцев к празднику.
Продуктивная деятельность детей:
Рисование: «Праздничный салют», «Георгиевская Ленточка», «Вечный
огонь», «Награды
героям», «Военная техника».
Аппликация: Праздничная открытка «С Днём Победы!
Заключительный этап проекта.
Проведение конкурса стихов о войне внутри класса.
Проведение праздника, посвященного 70 лет Великой Победы
«Учимся помнить»,
Выставка детских работ на военную тему внутри класса.
Рисунок №4
26
1.2 Проект Города герой.
Цель проекта: познакомиться с героическими событиями Великой Отече-
ственной войны, сопоставляя и анализируя информацию, узнать, за что при-
сваивается звание «Город-герой» и какие города получили это звание.
Этапы:
1 этап - информационно – аналитический (определение темы проекта,
уточнение целей, выбор творческой группы, сбор информации – анке-
тирование учащихся, анализ полученных данных);
2 этап - планирование (обсуждение информации, постановка задач);
3 этап – выполнение проекта;
4 этап - оценка результатов (анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов: успехов и неудач);
5 этап - презентация проекта (подготовка доклада, презентации, оцен-
ка полученных результатов на конференции школьников начальных
классов).
27
Методы работы:
Работа с литературой и интернет-ресурсами, сбор материалов по теме;
наблюдение и анкетирование;
Встреча и консультация с ветераном Великой Отечественной войны
Анкетирование младших школьников о городах-героях;
Привлечение родителей к работе над проектом;
Оформление результатов исследований;
Предполагаемые результаты (для учащихся)
Мы узнаем, почему городам дают звание город-герой и какие города
удостоены этого звания.
Закрепим умения проводить исследования ,искать и обрабатывать ин-
формацию и оформлять презентации
Мы сможем поделиться результатами своей работы с другими ученика-
ми нашей школы.
Все работы были выполнены в презентациях.
Проект История моей школы
Целью проекта является изучение истории школы с ее основания до сего-
дняшнего времени.
Практическое
применение. Материал работы можно использовать на
уроках по познанию мира, истории. Работа может использоваться при прове-
дении внеклассных мероприятий.
Источники информации, которыми мы пользовались:
- научно-познавательная литература;
- видеофильмы;
28
- беседовали с учителями истории, познания мира;
-интервью с учителями-ветеранами;
- провели исследование, кто из родителей учеников 2-3 классов учился в на-
шей школе.
Когда мы гордимся своей школой, своим селом, своими земляками, то мы
чувствуем себя духовно богатыми, достойными людьми. В своей работе мы
использовали сохранившиеся документы, которые много рассказали о собы-
тиях тех времен.
История школы
Вблизи города Иркутска более 200 лет назад на берегу речки Карлучок
зародилась деревня Карлук. Школы в деревне не было и детей отправ-
ляли учиться за 5 км. в богатое село Урик.
Когда в Иркутске установилась советская власть, мужики срубили избу
под школу, в одной половине были классы, в другой - жили учителя.
Рисунок №5
29
Деревня разрасталась, в школе стало тесно. К тому времени в школе учились
более 50 человек. В городе купили большой купеческий дом, перевезли его и
переоборудовали под школу (ныне это магазин).
Менялись времена. В связи со строительством птицефабрики рос посёлок,
росло и число учеников. В 1965 году была построена по московскому проекту
красивая кирпичная восьмилетняя школа. Директором Карлукской школы
стала Кушнир Валентина Михайловна.
Рисунок №6
30
С 1990 года руководит школой Стрежнева Любовь Григорьевна. Под ее руко-
водством Карлукская средняя школа достойно несет звание одной из лучших
школ района.
Рисунок №7
В истории школы событий немало,
А сколько людей воспитала она!
Сегодня и нам по наследству досталась
Прекрасная школьная эта страна.
Мы учимся здесь и растём понемногу,
Гордимся успехами школы своей!
И знаем, что в жизни любая дорога
Уходит от школьных дверей.
31
Результативность моей работы
На протяжении двух лет я использовала метод проектной деятельности
на уроках ознакомления с окружающим миром - этот и другие приемы акти-
визации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных
этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого
курса.
Работая над развитием творческих способностей детей, заметила, как у
них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое
способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в
обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разно-
образные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности,
мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.
Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не
справляющихся с поставленной задачей, то теперь в основном все задания
выполняются всеми детьми. Учащиеся из объекта деятельности превратились
в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно
то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в пол-
ной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-
потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я
даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недо-
ступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит
я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развиты-
ми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны
уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и
часто находят интересные способы их решения.
32
С усилением стремления к творческой активности, постепенно уве-
личился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хоро-
шей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в
их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята
не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различ-
ных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации
творческой деятельности, и как один из них – метод проектов, и применяя их
в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и
воспитании школьников.
33
5.Литература
.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гостодникова М.К., Полянина Н.Б. и др. Проектная деятельность в начальной
школе. – Волгоград, 2009.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирова-
ние. – М., 2005.
Леонтович
А.
В. Практика реализации программы исследовательской дея-
тельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C.
42–51.
Матяш
Н.
В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Бе-
лый ветер», 2000. С. 127.
Мельников В.Е., Мигунов В.А. Петряков П.А. Метод проектов в преподава-
нии образовательной области «Технология». – Вел. Новгород, 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.
Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Ис-
следовательская работа школьников. 2005. № 3. C. 18–38.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: По-
собие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 2 класса.// Окружаю-
щий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (изда-
тельство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 3 класса.// Окружаю-
щий мир. В 2-х частях.-в серии «Академический школьный учебник (изда-
тельство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2010.
34
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.—М.:Про-
свещение,2009.—317 с.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008.
Проектный урок. Сборник статей / Под науч.ред. Н.Ю. Пахомовой – М.:
МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование» Вып. 1.)
Рубинштейн М. М. Исследовательский метод в преподавании // Мир. 1926. №
5. С. 35–41.
Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современ-
ном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. C. 22–
32.
35
36