Напоминание

Басня в системе начального литерного образования XIX–XXI века


Автор: Захарова Людмила Сергеевеа
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Пеледуй
Населённый пункт: Пеледуй
Наименование материала: Статья
Тема: Басня в системе начального литерного образования XIX–XXI века
Раздел: начальное образование





Назад




«Басня в системе начального литерного образования XIX–XXI века»

Захарова Л.С.

Захарова Людмила Сергеевна / Zakharova Lyudmila Sergeevna

– соискатель степени магистра,

кафедра психологии и педагогики,

факультет начальные классы,

Красноярский государственный педагогический университет им.

В.П. Астафьева

Аннотация: в статье анализируются методы преподавания басни

XIX-XXI веков.

Abstract: the article analyzes methods of teaching the fables of the XIX-

XXI centuries.

Ключевые слова: басня, методика преподавания, сравнение XIX-XXI

веков.

Keywords: fable, teaching methods, comparison of the XIX-XXI centuries.

История

развития

басни

уходит

глубоко

в

древность.

В

литературных

источниках

Древней

Индии,

Рима,

Древней

Греции

мы

можем

найти

первые

отголоски

моралистических

аллегорических

произведений. Басня – один из самых древних жанров литературы. «Со

времен Эзопа она прошла долгий и трудный путь, прежде чем предстать

перед нами такой, какая она есть сейчас» [3,28].

Несмотря

на

поучительность,

краткость

и

содержательность,

басенный жанр долго не изучался в начальной школе. Только в XIX веке

басня

входит

в

программный

перечень

литературных

произведений

изящных

искусств,

предназначенных

для

критического

разбора

и

выразительного чтения. Именно в XIX веке басня занимает значительное

1

место

в

практической

и

теоретической

методике

преподавания

словесности,

а

впоследствии

литературы.

Нетрудно

догадаться,

что

именно в этот период складывались и обсуждались основные подходы к

изучению басни.

Как нам удалось выяснить из теоретического анализа литературы,

принципиальных

изменений

в

школьной

методике

изучения

басни

не

произошло.

Однако

некоторые

приемы,

методы,

применяемые

ранее,

исчезли из методических пособий и рекомендательной литературы для

учителя.

К

сожалению,

в

XXI

веке

басня

изучается

только

как

дидактический

жанр

литературы.

Детей

просят

прочитать

басню,

определить, в чем заключается мораль, проанализировать текст и заучить

его наизусть. Но при таком подходе ребенок не осознает всех эстетических

особенностей басенного жанра, не учится самостоятельно анализировать,

сравнивать

и

характеризовать

ее

героев

и

художественные

свойства.

Проанализировав

методы

изучения

басни

в

методике

начального

образования конца XIX и начала XX вв., мы сделали

выводы, что в

прошлом уделялось большое внимание «отбору басенных текстов» [1,16].

В начале XX века прослеживается схожая тенденция, но на первое место

выдвигается

не

эмоциональное

и

образное

содержание

басни,

а

сама

дидактическая идея басни.

При анализе методов и приемов изучения басни в современных

УМК

мы

смогли

наблюдать,

что

басни

располагаются

методистами

достаточно компактно, одна за другой, но не объединяются одной темой

или персонажем, как это было у В.П. Острогорского и других методистов

XIX века [2,56]. Если басни и расположены согласно своей тематике или

персонажам,

то

количество

басенных

текстов

очень

мало

(одна

две

басни) или изучение басен ограничивается одним учебным годом (4-5

уроков за весь период начального обучения). Кроме того, в этом случае не

предполагается изучение специфики художественного басенного мира и

2

басенных

образов

в

прочитанных

произведениях.

Представленные

в

современных

учебниках

литературного

чтения

басни

не

объединены

каким-то одним образом или определенной темой.

Можно отметить и тот факт, что современные методисты отказались

от

приема,

предложенного

К.Д.

Ушинским,

В.И.

Водовозовым,

В.П.

Острогорским

от

опущения

объяснительных

стихов

при

первом

прочтении

басни

[4,325]

.

Этот

прием

мы

использовали

в

своем

исследовании.

В своей работе мы также применили прием классифицирования

басенных

текстов

(заимствовав

классификацию

у

В.П.

Острогорского)

[2,73]. При анализе учебно-методической литературы мы выяснили, что

метод

классификации

басен

использовался

только

в

дореволюционной

школе. Таким образом, мы выявили следующие приемы изучения басни в

начальных

классах

предложенные

в

методике

XIX

века

и

забытые

методистами ХХI века:

1. классифицирование басенных текстов по тематическому

принципу;

2. опущение объяснительных стихов басни (морали) при первичном

ее прочтении;

3. рассмотрение и сопоставление басенных типов (животных) на

материале разных (не только басенных) текстов.

Для

проведения

эксперимента

была

составлена

диагностическая

работа с целью исследования уровня сформированности умений работать с

конкретной басней. Эта работа помогла выявить некоторые особенности

изучения

басни

по

современным

учебно-методическим

комплексам.

Большинство

диагностируемых

детей

не

могли

определить

жанровые

особенности

басни.

У

многих

возникали

затруднения

в

понимании

аллегории и морали басни. Дети экспериментального класса не могли дать

полную

характеристику

басенным

героям.

Это

позволило

нам

сделать

вывод, что разрозненное изучение басенных текстов, не объединенных

3

одной темой, дает слабое понимание детьми жанровых особенностей, а

также морали и аллегории в басне.

На

основе

полученных

результатов

мы

разработали

уроки

с

применением

приемов

изучения

басенного

жанра,

заимствованных

из

методики

XIX

века.

Об

эффективности

проведенных

нами

уроков

свидетельствует повторная диагностическая работа.

Результаты представим в виде диаграммы:

Повторная диагностика показала количественные и качественные

изменения

в

экспериментальном

классе.

Анализ

ре зульт атов

диагностической

работы

продемонстрировал,

что

в

экспериментальном

классе

значительно

повысились

такие

умения

как:

умение

оценивать

поступок героев, пояснять прямое и переносное значение незнакомых слов,

понимать информацию, представленную в неявном виде, анализировать и

обобщать

информацию,

доказывать

свою

позицию,

ориентироваться

в

круге

детского

чтения,

создавать

собственный

текст

на

предложенную

тему.

Таким образом, мы можем сделать выводы.

1.

Прием

классифицирования

басен

по

темам

позволяет

сориентировать

младшего

школьника

в

большом

количестве

басенных

текстов.

4

2.

Классификация

басен

заставляет

ребенка

задуматься

над

смыслом басни, помогает понять ее аллегорию.

3.

На

уроках

литературного

чтения

целесообразно

опускать

объяснительные слова автора (мораль басни). К сожалению, этот прием

забыт современными методистами, но исходя из уроков, проведенных в

экспериментальной группе, мы можем сказать, что при таком подходе

ученик

сможет

сформировать

свое

представление

о

сюжете

басни

и

попытаться сам сформулировать мораль басни.

4.

Мы

рекомендуем

всем

учителям

сопоставлять

басенные

образы с другими литературными образами. С помощью такого приема

ученики

научаться

анализировать

героев

басен,

их

характер,

мотивы

поведения.

5.

Мы согласны с мнением К.Д. Ушинского о том, что нельзя

задавать

ученикам

неизученную

басню

для

домашнего

прочтения.

Младший школьник может неправильно понять мораль или аллегорию

басни, что помешает ему при дальнейшем изучении басенных текстов.

6.

Для более адекватного понимания аллегории басни необходимо

предлагать детям приводить примеры из своего жизненного опыта.

Результаты

нашего

исследования

будут

полезны

практикующим

учителям

начальных

классов,

составителям

учебно-методических

комплексов для начальных классов, а также студентам высших и средне-

специальных учебных заведений педагогической направленности.

Литература

1.

Водовозов В.И. Словесность в образцах и разборах / Изд. 5-е,

дополненное статьей о стихосложении СПб, 1885. – 437 с.

2.

Острогорский Виктор. Беседы о преподавании словесности/

Издание 4-е. С.-Петербург, 1913. – 111 с.

5

3.

Потебня

A.A.

Теоретическая

поэтика/

Сост.,

вступ.

ст.,

коммент. А.Б. Муратова// М.: Высш. шк., 1990. – 344 с.

4.

Ушинский К.Д. Собр. сочинений в 11 томах/Изд. Академии

пед.наук – 1952.

6



В раздел образования