Напоминание

Влияние фактической отметки педагога на формирование самооценки и уровень притязаний младшего школьника


Автор: Захарова Людмила Сергеевеа
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Пеледуй
Населённый пункт: поселок Пеледуй
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние фактической отметки педагога на формирование самооценки и уровень притязаний младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад





«Влияние фактической отметки педагога на формирование самооценки и

уровень притязаний младшего школьника».
Захарова Людмила Сергеевна педагог – психолог МБОУ СОШ п. Пеледуй, Ленский район, Республика САХА (Якутия)
Аннотация:
в статье анализируется теоретический материал о влиянии отметки учителя на формирование самооценки и уровень притязаний младшего школьника. Влияние фактической отметки педагога на формирование самооценки и уровень притязаний младшего школьника, на сегодняшний момент тема достаточно актуальна. В наши дни все школы не только России, но мира стремятся не только поднять успеваемость, но и воспитать полноценную личность в школьнике. Важное значение, для нормального развития человеческой личности, имеет установление гармоничных отношений между тем, что человек хочет, на что претендует и тем на что фактически способен. Всегда человек, так или иначе, оценивает свои возможности, но всегда ли эта оценка правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности. В других же наоборот – его самооценка оказывается заниженной, а он способен намного больше, чем на то, что притязает. На сегодняшний момент многие дети с сохранным интеллектом или достаточно высоким интеллектуальным уровнем развития для обучения в школе не справляются с программой обучения. Чем выше самооценка у ребенка, тем на большее он претендует. Мы не утверждаем, что низкая самооценка школьника это основная причина неуспеваемости, но это один из факторов неуспешного обучения. Требования взрослого тогда становятся регулятором поведения ребенка, когда они превращаются в его требования к самому себе. Отметка служит лишь символическим, условным выражением оценки. Отметка тогда приобретает свое значение, когда она понята и осознана учеником. Зачастую на уроках происходит, совершенно другое – ребенок не понимает, за что он получает плохую отметку, в результате чего и происходит занижение самооценки.
На сегодняшний момент педагоги, а зачастую психологи не понимают что неуспешность обучения школьника связанна с низкой самооценкой. Многие учителя, родители сетуют на замкнутость необщительность, тягу к «дурным компаниям» или наоборот чрезмерную агрессивность, жестокость. А ведь все это производные низкой самооценки. Самооценка всегда выражается в определенном уровне притязаний, а он зависит от множества условий окружающей среды. Например, мальчик хвастливый по отношению со своими одноклассниками может быть скромным в отношении к учителю, то есть самооценка может быть средством самоутверждения, создание у окружающих более лучшего впечатления о себе. Критерии, по которым оценивает себя индивид, очень неоднозначны, «размыты». Леонтьев выделил два пути самооценки человека. «Путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности. Путем сравнивания себя с окружающими». Чем выше человек ставит планку притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи, в какой либо деятельности влияют на самооценку человека и его способности. Неудачи, как правило, снижают уровень притязаний, а успех повышает их. Тоже можно сказать и о сравнении: оценивая себя человек, сравнивает с другими, причем сравнивает он не только способности, но и всю ситуацию в целом. На самооценку человека влияет и личностные качества самого человек, то есть, насколько важно самому человеку оценить себя и свою деятельность. Судить о человеке, его самооценке невозможно по той простой причине, что она может быть, как завышена, так и занижена. Самооценка не является постоянной, она постоянно изменяется в зависимости от обстоятельств, которые окружают человека. Например, школьник сдал успешно экзамены, считает себя умным и успешным учеником. Он гордиться собой так, как встретил одобрение со стороны родителей. Однако эта положительная оценка может быть поколеблена из-за срывов на экзаменах в ВУЗ. Больше того способный ученик по мере взросления, может понять, что его успехи в школе не смогут принести ему счастья в жизни и гарантию успеха везде. В таком случае, самооценка может снизиться, но в целом остаться положительной. Бернс выделял три момента понимания самооценки: «Индивид оценивает успешность своих действий, через призму своей идентичности» . Человек учитывает удовлетворение оттого, что какое-то одно дело он делает хорошо, а не то, что он просто делает хорошо. Самое главное это то, что оценка носит субъективный характер, а не мнение окружающих о человеке или собственные идеалы.
«Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», то есть представлением о том, каким человеком хотел бы быть». Из этого понятия может сделать вывод, если человек достигает того идеального образа «Я», который он перед собой ставит, то естественно у него будет высокая самооценка. Но если же человек осознает отрыв от своего идеала «Я», то и самооценка у него будет низкая. «…для формирования самооценки важна интериоризация социальных реакций на данного человека». То есть человек оценивает себя, так как оценивают его другие. Когда ребенок приходит, в школу то значение отметки быстро, доходит до сознания школьника. Правила оценивания в младшей школе такова, что в первом и втором классе детям оценки не ставят, а дают звездочки, молодчинки и т.д. Но для многих оценка это знак, знак его качество знаний (как говорилось, выше школьники в своей оценке ставят на первое место свои интеллектуальные способности) и как всякий знак молодчинка это тоже оценка. Мухина утверждает: «восприятие ребенком отметок такова, что, очень быстро отметки его успеха или не успеха превращаются в отметку, оценивающую его личность в целом». И я с этим согласна, ведь психология самооценки такова, что ребенок идентифицирует свои успехи в школе с самим собой. Слабоуспевающий ученик, как правило, оценивает свои способности и качества личности одинаково, то есть слабо и наоборот успешный ученик свои успехи в школе будет сопоставлять с качествами личности.


В раздел образования