Автор: Чижова Софья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДЮЦ "Творчество"
Населённый пункт: г. Владивостока
Наименование материала: программа по художественному-эстетическому направлению
Тема: Основы живописи
Раздел: дополнительное образование
Воскресная школа Свято-Никольского
Кафедрального собора
программа по художественному-эстетическому направлению
(средняя и старшая группа)
ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ
педагог дополнительного
образования
Чижова Софья Александровна
г. Владивосток 2017г.
Пояснительная записка
Программа обучения в православной студии изо-творчество ориентирует
на
одновременное
решение
задач
художественного
образования,
т.е.
рассматривает обучение и воспитание как единое целое.
Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в
студии как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной
культуры и овладения ими основами художественного труда.
Данная программа построена таким образом, чтобы дать обучающимся
ясные
представления
о
системе
взаимодействия
искусства
с
жизнью,
о
необходимости формирования духовной культуры личности.
Художественная
деятельность
на
занятиях
довольно
разнообразна:
изображение
с
натуры,
по
памяти
и
представлению
разными
художественными
средствами,
тематическое
рисование,
декоративно-
прикладное искусство, знакомство с нетрадиционной техникой, применение
русскую роспись на практике.
Актуальность программы состоит в том, что она учитывая запросы детей,
потребности семьи, требования современного общества, решает проблемы:
-
социальной адаптации;
-
дальнейшей профориентации;
-
духовного и эстетического воспитания;
-
физического и психологического развития личности.
Через
приобщение
детей
к
лучшим,
классическим
образцам
изобразительного
искусства.
Программа по
художественному-
эстетическому
направлению
развивает
у
детей
к р е ат и в н ы е
способности.
Методика
проведения
кружковой
работы
с
учащимися
строится
на
тематическом разнообразии. Поэтому в программу включены занятия
по
виду
деятельности
совершенно
не
похожие
друг
на
друга
и
выполняющие
разные
задачи.
Решения
творческих
и
технических
задач, как правило, рассчитаны на несколько занятий.
Программа рассчитана на 3 года и включает в себя занятия по темам,
которые не меняются, а изменяется специфика изображения работ на каждом
году обучения.
Содержание программы
средняя группа
№
Тема задания
задание
Кол-во
часов
Вид, тип
занятий
Сентябрь
1.
«Астра» натюрморт,
гуашь.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Обучающая;
Развивающая;
мышление.
1 ч.
Живопись
2.
«Воздвижение креста
господня», украшение
креста растительным
орнаментом.
Знакомство ребят
с праздником;
Воспитуемые
знакомятся с
русской народной
росписью.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
2 ч.
Живопись,
композиция
Октябрь
3.
«Осенний
листопад»,
рисуем храм
Ребята знакомятся
с архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
4.
Роспись заглавных
букв, орнамент.
Воспитуемые
закрепляют в
своих работах
русские народные
росписи.
Обучающая;
Развивающая
мышление;
Закрепляющая.
2 ч.
Живопись
5.
Сотворение невидимого
мира «Шестикрылый
Серафим», аппликация.
Ребята узнают
историю о
Серафиме.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
1 ч.
Декоративно-
прикладное,
живопись
Ноябрь
6.
Сотворение видимого
мира (6 дней творения),
акватипия, набрызг.
Воспитуемые
узнают о «Шесть
дней творения»,
определяются с
темой;
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая;
Ознакомляющая.
3 ч.
Композиция,
живопись
Приобщение к
красоте живой
природы.
7.
Рисуем райский сад,
изображаем птиц.
Аппликация,
пластилин, гуашь.
Первые люди в
раю (слушают
историю;
Приобщение к
красоте живой
природы;
Прекрасное,
светлое, родное
называется
«райским»
Развивающая;
Обучающая.
2 ч.
Декоративно-
прикладное,
живопись
Декабрь
8.
«Зимний пейзаж»,
изображаем храм. Вата,
соль, акварель.
Ребята
закрепляют
знакомство с
архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Композиция,
живопись
9.
«Рождество
Христово»,
аппликация, гуашь.
Воспитуемые
знакомятся с
иллюстрациями
Развивающая;
Обучающая;
Закрепляющая.
3 ч.
Декоративно-
прикладное,
по теме, иконами;
Ребята слушают о
празднике
«Рождество
Христово».
живопись
Январь
10.
«Крещение»
воскография, акварель.
Приближается
праздник
«Крещение
Господня»;
Иллюстрации по
темам и икона
праздника.
Развивающая;
Обучающая;
Воспитывающая.
2 ч.
Живопись
11.
«Святки» делаем
аппликацию.
Воспитуемые
слушают о
традициях
празднование
«Святки».
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
1 ч.
Живопись,
композиция
Февраль
12.
Изображаем
а н ге л а ,
смешанная техника.
Ребятам
знакомятся с
иллюстрациями
где изображены
ангелы.
Развивающая;
Обучающая.
2 ч.
Живопись,
композиция
13.
«Рождество Пресвятой
Богородицы»
Обобщающая;
Воспитывающая;
изображаем голубей с
астрами.
Воспитуемые
слушают событие
праздника
«Рождество
Пресвятой
Богородицы»;
Знакомятся с
иллюстрациями и
иконами где
изображена
маленькая Мария.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Живопись
14.
«Кит» акватипия.
Ребята слушают
библейскую
историю о
Пророке Ионе;
Используются
наглядные
пособия с
изображением
кита, морской
пейзаж.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
Март
15.
«Хохломская»
роспись
посуды
Воспитуемые
закрепляют
пройденную тему
по русской
народной
Развивающая;
Обучающая;
Практическая.
1 ч.
Живопись
росписи;
Используют
иллюстрации по
«Хохломской
росписи».
16.
«Масленица»
натюрморт.
Ребята слушают о
славянском
традиционном
празднике
«Масленица»;
Используются
иллюстрации к
празднику.
Обучающая;
Практическая.
2 ч.
Живопись
17.
«Подводный мир»
акварель, пластилин,
природные материалы.
Повторение
материала,
закрепление
темы;
Используются
наглядные
пособия с
изображением
подводного мира.
Обобщающая;
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Живопись
Апрель
18.
«Весенний цветок»
акварель, восковые
мелки.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
19.
«Вербный натюрморт»
«Вербное
воскресенье»
последнее
воскресенье
перед Пасхой
отмечают Вход
Господень в
Иерусалим;
Ребята слушают о
празднике
«Пасха».
Повторение;
Обучающая;
Развивающая.
1 ч.
Живопись
20.
Роспись яиц к Пасхе.
Воспитуемые
закрепляют
материал о
празднике
«Пасха»;
Воспитуемые
закрепляют в
своих работах
русские народные
росписи.
Развивающая;
Обучающая;
Практическая.
2 ч.
Живопись
Май
21.
«9 мая» открытка
День Победы
советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
годов;
Используются
материалы к
празднику.
Развивающая;
Обучающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Декоративно-
прикладное,
22.
«Птицы на фоне храма»
Ребята
закрепляют
знакомство с
архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая;
Практическая;
Закрепляющая.
2 ч.
Живопись,
композиция
Общее количество
часов.
34 ч.
Старшая группа
№
Тема задания
задание
Кол-во
часов
Вид, тип
занятий
Сентябрь
1.
«Астра» натюрморт,
гуашь, цветная бумага.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Обучающая;
Развивающая
мышление.
1 ч.
Живопись
2.
«Воздвижение креста
господня», украшение
креста растительным
орнаментом.
Знакомство ребят
с праздником;
Воспитуемые
знакомятся с
русской народной
росписью.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
2 ч.
Живопись,
композиция
Октябрь
3.
«Осенний листопад»,
рисуем храм.
Монотипия.
Ребята знакомятся
с архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
4.
Роспись заглавных
букв, растительный
орнамент.
Воспитуемые
закрепляют в
своих работах
русские народные
росписи.
Обучающая;
Развивающая
мышление;
Закрепляющая.
2 ч.
Живопись
5.
Сотворение невидимого
мира «Шестикрылый
Серафим», аппликация,
гуашь.
Ребята узнают
историю о
Серафиме.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
1 ч.
Декоративно-
прикладное,
живопись
Ноябрь
6.
Сотворение видимого
мира (6 дней творения),
акватипия.
Воспитуемые
узнают о «Шесть
дней творения»,
определяются с
темой;
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая;
Ознакомляющая.
3 ч.
Композиция,
живопись
Приобщение к
красоте живой
природы.
7.
Рисуем райский сад,
изображаем птиц.
Аппликация, гуашь,
мелки восковые.
Первые люди в
раю (слушают
историю;
Приобщение к
красоте живой
природы;
Прекрасное,
светлое, родное
называется
«райским».
Развивающая;
Обучающая.
2 ч.
Декоративно-
прикладное,
живопись
Декабрь
8.
«Зимний пейзаж»,
изображаем храм. Соль,
акварель.
Ребята
закрепляют
знакомство с
архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Композиция,
живопись
9.
«Рождество
Христово»,
аппликация, гуашь.
Воспитуемые
знакомятся с
иллюстрациями
Развивающая;
Обучающая;
Закрепляющая.
3 ч.
Декоративно-
прикладное,
живопись
по теме, иконами;
Ребята слушают о
празднике
«Рождество
Христово».
Январь
10.
«Крещение» акварель.
Приближается
праздник
«Крещение
Господня»;
Иллюстрации по
темам и икона
праздника.
Развивающая;
Обучающая;
Воспитывающая.
2 ч.
Живопись
11.
«Святки» делаем
аппликацию или
коллаж.
Воспитуемые
слушают о
традициях
празднование
«Святки».
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая.
1 ч.
Живопись,
композиция
Февраль
12.
«Зимняя сказка»
изображаем храм.
Нетрадиционная
техника.
Ребята
закрепляют
знакомство с
архитектурой
храма;
Развивающая;
Обучающая.
2 ч.
Живопись,
композиция
Приобщение к
красоте живой
природы.
13.
«Рождество Пресвятой
Богородицы»
изображаем голубей с
астрами. Воскография.
Воспитуемые
слушают событие
праздника
«Рождество
Пресвятой
Богородицы»;
Знакомятся с
иллюстрациями и
иконами где
изображена
маленькая Мария.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Обобщающая;
Воспитывающая;
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Живопись
14.
«Кит» акватипия,
восковые мелки.
Ребята слушают
библейскую
историю о
Пророке Ионе;
Используются
наглядные
пособия с
изображением
кита, морской
пейзаж.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
Март
15.
«Роспись посуды»
гжель.
Воспитуемые
закрепляют
пройденную тему
по русской
народной
росписи;
Используют
иллюстрации по
«Гжель».
Развивающая;
Обучающая;
Практическая.
1 ч.
Живопись
16.
«Масленица»
натюрморт.
Ребята слушают о
славянском
традиционном
празднике
«Масленица»;
Используются
иллюстрации
к
празднику.
Обучающая;
Практическая.
2 ч.
Живопись
17.
«Подводный мир»
акварель, пластилин,
природные материалы.
Повторение
материала,
закрепление
темы;
Используются
наглядные
пособия с
изображением
подводного мира.
Обобщающая;
Развивающая;
Закрепляющая.
1 ч.
Живопись
Апрель
18.
«Весенний цветок»
акварель, восковые
мелки.
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая.
1 ч.
Живопись
19.
«Вербный натюрморт»
«Вербное
воскресенье»
последнее
воскресенье
перед Пасхой
отмечают Вход
Господень в
Иерусалим;
Ребята слушают о
празднике
«Пасха».
Повторение;
Обучающая;
Развивающая.
1 ч.
Живопись
20.
Роспись яиц к Пасхе.
Воспитуемые
закрепляют
материал о
празднике
«Пасха»;
Воспитуемые
з а к р е п л я ю т
в
с во и х
р а б о т а х
русские народные
росписи.
Развивающая;
Обучающая;
Практическая.
2 ч.
Живопись
Май
21.
«9 мая» открытка
День Победы
Развивающая;
Обучающая;
1 ч.
Декоративно-
советского народа
в Великой
Отечественной
войне 1941-1945
годов;
Используются
материалы к
празднику.
Закрепляющая.
прикладное,
22.
«Птицы на фоне храма»
Ребята
закрепляют
знакомство с
архитектурой
храма;
Приобщение к
красоте живой
природы.
Развивающая;
Обучающая;
Практическая;
Закрепляющая.
2 ч.
Живопись,
композиция
Общее количество
часов.
34 ч.
Ожидаемый результат
К концу первого года обучение обучающиеся должны знать и уметь:
Формирование
у
детей
представления
о
бумаге,
как
о
пластичном
материале;
Формирование основных приемов работы с нетрадиционной техникой;
Формирование способов и приемов работы с кистями.
К концу второго и третьего годов обучения дети должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
-
гармонично
заполнять
всю
поверхность
листа
элементами
изображения;
-
выбирать
положение
листа
бумаги
в
зависимости
от
содержания
изображаемого;
- выбирать величину изображения предметов соответственно размеру
листа;
- передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;
- уметь рисовать линии разного направления и характера;
- уметь рисовать предметы симметричной формы;
- знать особенности строения тела человека (туловище, конечности,
шея, голова);
-
учитывать
положение
фигуры
в
рисунке
при
передаче
простого
движения;
- знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того
же цвета, светлых и темных оттенков;
- иметь понятие о тепловой и холодной цветовых гаммах;
- чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
- уметь передавать плавность пространства (ближе - ниже, дальше –
выше), загораживание дальних предметов ближними;
- элементарно изображать замкнутое пространство – пол и заднюю
стену.
В результате деятельности ребята научатся работать с материалами,
создавать
свои
работы,
воплощать
свои
идеи
и
фантазии
в
реальность,
сочетая различные виды и приемы изо-деятельности. Результатом занятий
является участие в выставках, формирование у детей эстетического вкуса и
положительных эмоций.
С
ПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
:
1.
«Я иду на урок в Воскресную школу» Жукова В.В., Волкова Т.Г.
Издательство Московской Патриархии, Москва 2000 г.
2.
«Дерево доброе», Ольга Янушкявичене, Московский патриарх, отдел
религиозного образования и катехизации. 2-е издание, Москва, 1996 г.
3.
Церковнославянский язык. Имяслов. Рабочая тетрадь. Свирепова О.В.,
г. Пущино Московской обл., 2010г.
4.
Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами
церковнославянской грамоты. Зеньковский В.В. г. Пущино Московской
обл., 2011г.