Напоминание

Основы живописи


Автор: Чижова Софья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДЮЦ "Творчество"
Населённый пункт: г. Владивостока
Наименование материала: программа по художественному-эстетическому направлению
Тема: Основы живописи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воскресная школа Свято-Никольского

Кафедрального собора

программа по художественному-эстетическому направлению

(средняя и старшая группа)

ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ

педагог дополнительного

образования

Чижова Софья Александровна

г. Владивосток 2017г.

Пояснительная записка

Программа обучения в православной студии изо-творчество ориентирует

на

одновременное

решение

задач

художественного

образования,

т.е.

рассматривает обучение и воспитание как единое целое.

Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в

студии как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной

культуры и овладения ими основами художественного труда.

Данная программа построена таким образом, чтобы дать обучающимся

ясные

представления

о

системе

взаимодействия

искусства

с

жизнью,

о

необходимости формирования духовной культуры личности.

Художественная

деятельность

на

занятиях

довольно

разнообразна:

изображение

с

натуры,

по

памяти

и

представлению

разными

художественными

средствами,

тематическое

рисование,

декоративно-

прикладное искусство, знакомство с нетрадиционной техникой, применение

русскую роспись на практике.

Актуальность программы состоит в том, что она учитывая запросы детей,

потребности семьи, требования современного общества, решает проблемы:

-

социальной адаптации;

-

дальнейшей профориентации;

-

духовного и эстетического воспитания;

-

физического и психологического развития личности.

Через

приобщение

детей

к

лучшим,

классическим

образцам

изобразительного

искусства.

Программа по

художественному-

эстетическому

направлению

развивает

у

детей

к р е ат и в н ы е

способности.

Методика

проведения

кружковой

работы

с

учащимися

строится

на

тематическом разнообразии. Поэтому в программу включены занятия

по

виду

деятельности

совершенно

не

похожие

друг

на

друга

и

выполняющие

разные

задачи.

Решения

творческих

и

технических

задач, как правило, рассчитаны на несколько занятий.

Программа рассчитана на 3 года и включает в себя занятия по темам,

которые не меняются, а изменяется специфика изображения работ на каждом

году обучения.

Содержание программы

средняя группа

Тема задания

задание

Кол-во

часов

Вид, тип

занятий

Сентябрь

1.

«Астра» натюрморт,

гуашь.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Обучающая;

Развивающая;

мышление.

1 ч.

Живопись

2.

«Воздвижение креста

господня», украшение

креста растительным

орнаментом.

Знакомство ребят

с праздником;

Воспитуемые

знакомятся с

русской народной

росписью.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

2 ч.

Живопись,

композиция

Октябрь

3.

«Осенний

листопад»,

рисуем храм

Ребята знакомятся

с архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

4.

Роспись заглавных

букв, орнамент.

Воспитуемые

закрепляют в

своих работах

русские народные

росписи.

Обучающая;

Развивающая

мышление;

Закрепляющая.

2 ч.

Живопись

5.

Сотворение невидимого

мира «Шестикрылый

Серафим», аппликация.

Ребята узнают

историю о

Серафиме.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

1 ч.

Декоративно-

прикладное,

живопись

Ноябрь

6.

Сотворение видимого

мира (6 дней творения),

акватипия, набрызг.

Воспитуемые

узнают о «Шесть

дней творения»,

определяются с

темой;

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая;

Ознакомляющая.

3 ч.

Композиция,

живопись

Приобщение к

красоте живой

природы.

7.

Рисуем райский сад,

изображаем птиц.

Аппликация,

пластилин, гуашь.

Первые люди в

раю (слушают

историю;

Приобщение к

красоте живой

природы;

Прекрасное,

светлое, родное

называется

«райским»

Развивающая;

Обучающая.

2 ч.

Декоративно-

прикладное,

живопись

Декабрь

8.

«Зимний пейзаж»,

изображаем храм. Вата,

соль, акварель.

Ребята

закрепляют

знакомство с

архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Композиция,

живопись

9.

«Рождество

Христово»,

аппликация, гуашь.

Воспитуемые

знакомятся с

иллюстрациями

Развивающая;

Обучающая;

Закрепляющая.

3 ч.

Декоративно-

прикладное,

по теме, иконами;

Ребята слушают о

празднике

«Рождество

Христово».

живопись

Январь

10.

«Крещение»

воскография, акварель.

Приближается

праздник

«Крещение

Господня»;

Иллюстрации по

темам и икона

праздника.

Развивающая;

Обучающая;

Воспитывающая.

2 ч.

Живопись

11.

«Святки» делаем

аппликацию.

Воспитуемые

слушают о

традициях

празднование

«Святки».

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

1 ч.

Живопись,

композиция

Февраль

12.

Изображаем

а н ге л а ,

смешанная техника.

Ребятам

знакомятся с

иллюстрациями

где изображены

ангелы.

Развивающая;

Обучающая.

2 ч.

Живопись,

композиция

13.

«Рождество Пресвятой

Богородицы»

Обобщающая;

Воспитывающая;

изображаем голубей с

астрами.

Воспитуемые

слушают событие

праздника

«Рождество

Пресвятой

Богородицы»;

Знакомятся с

иллюстрациями и

иконами где

изображена

маленькая Мария.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Живопись

14.

«Кит» акватипия.

Ребята слушают

библейскую

историю о

Пророке Ионе;

Используются

наглядные

пособия с

изображением

кита, морской

пейзаж.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

Март

15.

«Хохломская»

роспись

посуды

Воспитуемые

закрепляют

пройденную тему

по русской

народной

Развивающая;

Обучающая;

Практическая.

1 ч.

Живопись

росписи;

Используют

иллюстрации по

«Хохломской

росписи».

16.

«Масленица»

натюрморт.

Ребята слушают о

славянском

традиционном

празднике

«Масленица»;

Используются

иллюстрации к

празднику.

Обучающая;

Практическая.

2 ч.

Живопись

17.

«Подводный мир»

акварель, пластилин,

природные материалы.

Повторение

материала,

закрепление

темы;

Используются

наглядные

пособия с

изображением

подводного мира.

Обобщающая;

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Живопись

Апрель

18.

«Весенний цветок»

акварель, восковые

мелки.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

19.

«Вербный натюрморт»

«Вербное

воскресенье»

последнее

воскресенье

перед Пасхой

отмечают Вход

Господень в

Иерусалим;

Ребята слушают о

празднике

«Пасха».

Повторение;

Обучающая;

Развивающая.

1 ч.

Живопись

20.

Роспись яиц к Пасхе.

Воспитуемые

закрепляют

материал о

празднике

«Пасха»;

Воспитуемые

закрепляют в

своих работах

русские народные

росписи.

Развивающая;

Обучающая;

Практическая.

2 ч.

Живопись

Май

21.

«9 мая» открытка

День Победы

советского народа

в Великой

Отечественной

войне 1941-1945

годов;

Используются

материалы к

празднику.

Развивающая;

Обучающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Декоративно-

прикладное,

22.

«Птицы на фоне храма»

Ребята

закрепляют

знакомство с

архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая;

Практическая;

Закрепляющая.

2 ч.

Живопись,

композиция

Общее количество

часов.

34 ч.

Старшая группа

Тема задания

задание

Кол-во

часов

Вид, тип

занятий

Сентябрь

1.

«Астра» натюрморт,

гуашь, цветная бумага.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Обучающая;

Развивающая

мышление.

1 ч.

Живопись

2.

«Воздвижение креста

господня», украшение

креста растительным

орнаментом.

Знакомство ребят

с праздником;

Воспитуемые

знакомятся с

русской народной

росписью.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

2 ч.

Живопись,

композиция

Октябрь

3.

«Осенний листопад»,

рисуем храм.

Монотипия.

Ребята знакомятся

с архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

4.

Роспись заглавных

букв, растительный

орнамент.

Воспитуемые

закрепляют в

своих работах

русские народные

росписи.

Обучающая;

Развивающая

мышление;

Закрепляющая.

2 ч.

Живопись

5.

Сотворение невидимого

мира «Шестикрылый

Серафим», аппликация,

гуашь.

Ребята узнают

историю о

Серафиме.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

1 ч.

Декоративно-

прикладное,

живопись

Ноябрь

6.

Сотворение видимого

мира (6 дней творения),

акватипия.

Воспитуемые

узнают о «Шесть

дней творения»,

определяются с

темой;

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая;

Ознакомляющая.

3 ч.

Композиция,

живопись

Приобщение к

красоте живой

природы.

7.

Рисуем райский сад,

изображаем птиц.

Аппликация, гуашь,

мелки восковые.

Первые люди в

раю (слушают

историю;

Приобщение к

красоте живой

природы;

Прекрасное,

светлое, родное

называется

«райским».

Развивающая;

Обучающая.

2 ч.

Декоративно-

прикладное,

живопись

Декабрь

8.

«Зимний пейзаж»,

изображаем храм. Соль,

акварель.

Ребята

закрепляют

знакомство с

архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Композиция,

живопись

9.

«Рождество

Христово»,

аппликация, гуашь.

Воспитуемые

знакомятся с

иллюстрациями

Развивающая;

Обучающая;

Закрепляющая.

3 ч.

Декоративно-

прикладное,

живопись

по теме, иконами;

Ребята слушают о

празднике

«Рождество

Христово».

Январь

10.

«Крещение» акварель.

Приближается

праздник

«Крещение

Господня»;

Иллюстрации по

темам и икона

праздника.

Развивающая;

Обучающая;

Воспитывающая.

2 ч.

Живопись

11.

«Святки» делаем

аппликацию или

коллаж.

Воспитуемые

слушают о

традициях

празднование

«Святки».

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая.

1 ч.

Живопись,

композиция

Февраль

12.

«Зимняя сказка»

изображаем храм.

Нетрадиционная

техника.

Ребята

закрепляют

знакомство с

архитектурой

храма;

Развивающая;

Обучающая.

2 ч.

Живопись,

композиция

Приобщение к

красоте живой

природы.

13.

«Рождество Пресвятой

Богородицы»

изображаем голубей с

астрами. Воскография.

Воспитуемые

слушают событие

праздника

«Рождество

Пресвятой

Богородицы»;

Знакомятся с

иллюстрациями и

иконами где

изображена

маленькая Мария.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Обобщающая;

Воспитывающая;

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Живопись

14.

«Кит» акватипия,

восковые мелки.

Ребята слушают

библейскую

историю о

Пророке Ионе;

Используются

наглядные

пособия с

изображением

кита, морской

пейзаж.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

Март

15.

«Роспись посуды»

гжель.

Воспитуемые

закрепляют

пройденную тему

по русской

народной

росписи;

Используют

иллюстрации по

«Гжель».

Развивающая;

Обучающая;

Практическая.

1 ч.

Живопись

16.

«Масленица»

натюрморт.

Ребята слушают о

славянском

традиционном

празднике

«Масленица»;

Используются

иллюстрации

к

празднику.

Обучающая;

Практическая.

2 ч.

Живопись

17.

«Подводный мир»

акварель, пластилин,

природные материалы.

Повторение

материала,

закрепление

темы;

Используются

наглядные

пособия с

изображением

подводного мира.

Обобщающая;

Развивающая;

Закрепляющая.

1 ч.

Живопись

Апрель

18.

«Весенний цветок»

акварель, восковые

мелки.

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая.

1 ч.

Живопись

19.

«Вербный натюрморт»

«Вербное

воскресенье»

последнее

воскресенье

перед Пасхой

отмечают Вход

Господень в

Иерусалим;

Ребята слушают о

празднике

«Пасха».

Повторение;

Обучающая;

Развивающая.

1 ч.

Живопись

20.

Роспись яиц к Пасхе.

Воспитуемые

закрепляют

материал о

празднике

«Пасха»;

Воспитуемые

з а к р е п л я ю т

в

с во и х

р а б о т а х

русские народные

росписи.

Развивающая;

Обучающая;

Практическая.

2 ч.

Живопись

Май

21.

«9 мая» открытка

День Победы

Развивающая;

Обучающая;

1 ч.

Декоративно-

советского народа

в Великой

Отечественной

войне 1941-1945

годов;

Используются

материалы к

празднику.

Закрепляющая.

прикладное,

22.

«Птицы на фоне храма»

Ребята

закрепляют

знакомство с

архитектурой

храма;

Приобщение к

красоте живой

природы.

Развивающая;

Обучающая;

Практическая;

Закрепляющая.

2 ч.

Живопись,

композиция

Общее количество

часов.

34 ч.

Ожидаемый результат

К концу первого года обучение обучающиеся должны знать и уметь:

Формирование

у

детей

представления

о

бумаге,

как

о

пластичном

материале;

Формирование основных приемов работы с нетрадиционной техникой;

Формирование способов и приемов работы с кистями.

К концу второго и третьего годов обучения дети должны овладеть

следующими знаниями и умениями:

-

гармонично

заполнять

всю

поверхность

листа

элементами

изображения;

-

выбирать

положение

листа

бумаги

в

зависимости

от

содержания

изображаемого;

- выбирать величину изображения предметов соответственно размеру

листа;

- передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке;

- уметь рисовать линии разного направления и характера;

- уметь рисовать предметы симметричной формы;

- знать особенности строения тела человека (туловище, конечности,

шея, голова);

-

учитывать

положение

фигуры

в

рисунке

при

передаче

простого

движения;

- знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того

же цвета, светлых и темных оттенков;

- иметь понятие о тепловой и холодной цветовых гаммах;

- чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;

- уметь передавать плавность пространства (ближе - ниже, дальше –

выше), загораживание дальних предметов ближними;

- элементарно изображать замкнутое пространство – пол и заднюю

стену.

В результате деятельности ребята научатся работать с материалами,

создавать

свои

работы,

воплощать

свои

идеи

и

фантазии

в

реальность,

сочетая различные виды и приемы изо-деятельности. Результатом занятий

является участие в выставках, формирование у детей эстетического вкуса и

положительных эмоций.

С

ПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

:

1.

«Я иду на урок в Воскресную школу» Жукова В.В., Волкова Т.Г.

Издательство Московской Патриархии, Москва 2000 г.

2.

«Дерево доброе», Ольга Янушкявичене, Московский патриарх, отдел

религиозного образования и катехизации. 2-е издание, Москва, 1996 г.

3.

Церковнославянский язык. Имяслов. Рабочая тетрадь. Свирепова О.В.,

г. Пущино Московской обл., 2010г.

4.

Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами

церковнославянской грамоты. Зеньковский В.В. г. Пущино Московской

обл., 2011г.



В раздел образования