Напоминание

"Школьные экскурсионные поездки за рубеж, как одна из возможностей формирования межкультурного образования"


Автор: Надеина Лола Владиславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ №166
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Школьные экскурсионные поездки за рубеж, как одна из возможностей формирования межкультурного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Школьные экскурсионные поездки за рубеж как одна

из возможностей формирования межкультурного образования.
«Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках». С.Г. Тер-Минасова В настоящее время очень четко прослеживается взаимосвязь преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации. Общепризнанно, что основной задачей иностранных я зыков является обучение языку как реальному и полноценному средству общения. Для реализации данной задачи необходимы условия реального знакомства с миром изучаемого языка и практического использования полученных знаний. Необходимо активно использовать иностранные языки в живых, естественных ситуациях. Одной из внеклассных форм общения на иностранных языках являются образовательные экскурсии в страны, язык которых изучается в школе. В нашем Центре Образования сложилась добрая традиция – организовывать для учащихся экскурсионные образовательные поездки за рубеж. За последние 7 лет ученики школы смогли увидеть и узнать много интересного, полезного, посещая города и страны Европы, такие как Великобритания, Финляндия, Швеция и др. в январе 2012 года 3 группы учеников под руководством опытных учителей совершили увлекательное путешествие по маршруту: Польша (Варшава) – Германия (Берлин) – Голландия (Амстердам) – Бельгия (Брюссель) – Франция (Париж) – Люксембург. У ребят была возможность не только увидеть замечательные города и побродить по улицам, скверам и площадям 6(шести) красивейших столиц, шести государств, познакомиться с достопримечательностями, своеобразными местами, характерными для каждой страны. У них был уникальный шанс услышать живую речь жителей стран на разных языках. В первой стране маршрута Польше, дети были поражены необыкновенным национальным колоритом площади Старо Место. Здесь расположен древний собор Святого Мартина, в котором проводил службу Римский Папа Иоанн-Павел II. В Польше высоко чтят память этого великого человека, сумевшего приобщить к добру миллионы людей разных национальностей. Наши ученики гуляли по старинной площади с интересом прислушивались к польской речи и с удивлением узнавали многие слова, присуще русскому языку, украинскому, белорусскому, как и любому славянскому. Многие дети записывали целые выражения на польском языке, пытаясь их запомнить.
В Германии в Берлине, ученики могли увидеть те, исторически значимые места, о которых они узнают на уроках истории в школе. Это и фрагменты Берлинской стены, на протяжении десятилетий разделявшей народ одной страны. Это и всемирно известный восстановленный после войны Рейхстаг, за взятие которого погибли десятки русских солдат. Это и величественные Бранденбургские Ворота, через которые прошли победители фашизма – чумы 20 века. Наши ученики лицейских классов, изучающие немецкий язык, смогли с гордостью продемонстрировать свое понимание прочитанных мемориальных документов, выставленных на том памятном месте. Ребята так же задавали вопросы переодетым в военную форму немецким студентам. И когда получали понятные им ответы на немецком языке искренне радовались. После Германии Бельгия предстала перед ребятами более современной страной, несмотря на древние узкие улочки и красивейшие площади Брюсселя. Ученики расспрашивали о штаб-квартире ООН, в месте, где принимаются важнейшие решения нашего времени, решаются политические судьбы многих стран мира. Очень заинтересовала учеников открывающаяся в штаб-квартире ООН выставка, посвященная 300- летию великому русскому ученому Л. В. Ломоносову. Название выставки ребята сами прочли на французском языке и перевели «М. В. Ломоносов. Наука, культура, русский язык». В этом названии отражена связь времен, единение народов и культур. И наши российские школьники почувствовали гордость за своего великого соотечественника, поборника развития отечественного просвещения, науки и культуры. Именно в Брюсселе, в этом многоязычном городе Бельгии, можно было слышать и английскую, и французскую, и немецкую речь. Как отметили наши ученики ,бельгийцы очень охотно говорят по-английски, они очень коммуникабельны и сами любят задавать самые разные вопросы о современной России. Огромное впечатление на школьников произвел Амстердам. В отличии от шумного Брюсселя Амстердам показался ученикам спокойным городом из-за обилия велосипедистов на улицах города. Прогулка на катере по рекам и каналам Амстердама позволила ребятам увидеть очень много красивых со средневековыми фасадами зданий, очаровательных строений, присущих только голландской архитектуре. Во время этой водной экскурсии ребята смогли увидеть амстердамский порт, на рейде которого стоят солидные суда; проплыть мимо каравеллы времен вест-индийских компаний. Фотоаппараты и видеокамеры непрерывно снимали это чудо, как из фильма о Кристофоре Колумбе. Но больше всего наших учеников, конечно, поразил Париж. Именно сюда, всей душой они стремились и мечтали попасть! Сказочный город архитектурных ансамблей (Монмартр), величественных храмов (Нотр-Дам де Пари, Сакре-Кёр), всемирно известных театров (Гранд Опера), незабываемых музеев (Д’ОРСЭ, музей Родена). Город. известный своей неповторимостью улиц (Елисейский поля), парков, площадей (Гревской, Согласия). Наши дети столько слышали об этом изумительном городе, читали о нем в приключенческих книгах, видели его в фильмах. И вот сейчас они могли сами
приобщиться к великому искусству великой Франции. Все свои впечатления от посещения главного музей страны Лувра, Королевского Версаля многие ученики старались записать в виде «Путевых заметок». Было сделано бесчетное количество фотографий на фоне парижских шедевров живописи и архитектуры. А сколько было радости, удивления и гордости, когда прохожие, работники музеев охотно и приветливо отвечали на вопросы ребят на французском языке. Вот он – французский язык в действии! Вот для чего они учат слова, выражения, грамматику, читают тексты и учат стихи. Именно здесь, в Париже, на целых три дня можно было погрузиться в атмосферу музыкальности, чистоты живого французского языка. Подводя итоги поездки по странам БЕНИЛЮКС нужно отметить, что у учащихся наглядно проявилось осознание иностранного языка, как формы выражения своих мыслей, знаний и чувств. Кроме этого, ученики поняли необходимость постоянного совершенствования своих знаний в области языков, обогащения словарного запаса, закрепления грамматических навыков. За время экскурсионной поездки был собран богатейший материал, который поможет ученикам реализовать свой творческий потенциал при подготовке презентаций, статей в школьные стенгазеты, выступлений на семинарах, написания сочинений и эссе на русском, английском, французском и немецком языках. Совершенно очевидно, что школьные экскурсионные поездки помогают ученикам понять культуру той или иной страны и различные аспекты ее истории. Посещение мемориальных, национальных выставочных центров содействует эстетическому. Художественному и культурному воспитанию и образованию подростков. И что очень немаловажно, такие хорошо организованные поездки остаются в памяти детей навсегда; помогают не только узнать и оценить шедевры мировой культуры, а также сплачивают коллектив детей, оставляют у них массу впечатлений, стимулируют учащихся на дальнейшее изучение иностранных языков и оставляют желание путешествовать, познавать этот чудесный мир и людей, живущих в нем. Надеина Л. В. Учитель английского языка 2013 год.


В раздел образования