Напоминание

" Все ли мы знаем о пословицах"


Авторы: Юрченко Валентина Николаевна, Шерстобитов Александр Андреевич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ СОШ № 29
Населённый пункт: ст. Новотитаровская, Динской район, Краснодарский край
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: " Все ли мы знаем о пословицах"
Раздел: начальное образование





Назад




Научно-практическая конференция младших школьников

«Я познаю мир»

« Все ли мы знаем о пословицах?»

Секция: «Мир вокруг нас»

Автор:

Шерстобитов Александр

Шиколаец Софья

4 класс, БОУ СОШ №29

Динского района, ст.Новотитаровской

Научный руководитель:

Юрченко Валентина Николаевна

учитель начальных классов

Ст. Новотитаровская 2017

Оглавление:

Краткая аннотация .............................................................................................4

Аннотация ............................................................................................................5

Введение-------------------------------------------------------------------------------------6

Актуальность исследования--------------------------------------------------------------6

Научный проект

Глава 1.

1.1. История возникновения пословиц на Руси---------------------------------------7

1.2.Пословицы из произведений русских писателей --------------------------------9

Глава 2.

2.1.Неизвестные продолжения известных пословиц......................................10

2.2.Пословицы на Кубани ................................................................................12

Заключение .........................................................................................................13

Список используемой литературы .......................................................................

Приложение-------------------------------------------------------------------------------14

2

Все ли мы знаем о пословицах?

Шерстобитов Александр

Шиколаец Софья

Динской район, ст. Новотитаровская

БОУ СОШ №29, 4 класс

3

Все ли мы знаем о пословицах?

Краткая аннотация.

Пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на наблюдениях и опытах,

относятся к самым различным эпохам, это вид народного творчества.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в

народных пословицах и поговорках. Пословицы появились не вдруг, одни рождались из

наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером

и

поведением

людей;

другие

пополнили

языковую

сокровищницу,

кочуя

из

литературных

произведений.

Пословицы

это

ценный

фольклорный

материал,

в

котором

отражено

миросозерцание

и

миропознание

многих

поколений.

Немало

пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической

жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях. Существуют

пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное

понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученее

тьма».

Пословицы

играют

важную

роль

в

жизни

человека.

Пословицы

это

своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной

поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу.

4

Все ли мы знаем о пословицах?

Аннотация.

Цель работы:

Исследовать

историю

возникновения

пословиц

в

России,

привлечь

внимание

одноклассников к этому жанру, расширить кругозор.

Для реализации цели работы были выдвинуты следующие задачи:

1.

Выяснить, как возникли пословицы.

2.

Выяснить, как пословицы связаны с произведениями русских писателей.

3.

Выявить неизвестные продолжения известных пословиц.

4.

Кубанские пословицы;

5.

Результаты

опроса

«

Употребление

пословиц

в

нашей

речи

и

речи

наших

родителей, бабушек и дедушек.

Объект исследования: неизвестные продолжения известных пословиц.

Предмет исследования – пословицы

Гипотеза

- я

считаю,

что

мы

должны

украшать

свою

речь

пословицами,

смысл

первоначальных пословиц на сегодняшний день изменен.

Методы исследования:

- теоретический (анализ научно-популярной литературы, интернет- источников);

- эмпирический (наблюдение);

- метод логических умозаключений

5

Введение.

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них выражен в краткой

художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы

закрепляют,

накопленный

народом,

житейский,

социальный

опыт

и

передают

его

последующим

поколениям. Те ма

м о е й

р а б от ы

«В с е

л и

м ы

з н а е м

о

пословицах» выбрана не случайно и обусловлена несколькими причинами. Пословицы

– это народные изречения, в которых отражен многовековой опыт народа

. Они имеют поучительный смысл и украшают нашу речь.

Расширяют мой кругозор.

Оказывается,

первоначальное

звучание

пословиц

отличается

от

сегодняшнего

звучания. Меня это очень заинтересовало.

Актуальность исследования.

Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Первоначальный

смысл забывается, так как породившее ее явление уходит из жизни, часто сокращается

и теряется первоначальный ее смысл. Моей работой заинтересовалась вся моя семья.

Читая пословицы, мы были удивлены: они звучат не так, как привыкли слышать мы. Я

поинтересовался у одноклассников, кто у них в семье знает и больше всех употребляет

пословиц. Весь класс стал мне помогать находить их. А смысл определить помог

словарь Даля.( приложение 1)

6

Научный проект.

ГЛАВА 1.

1.1. История возникновения пословиц на Руси.

Мне

хотелось поднять тему возникновения пословиц. Откуда они появились, что

побудило людей так говорить? Так откуда же берет начало столь такой интересный

жанр? Вот что я узнал. Пословицы давно вошли в нашу речь, но мало кто задумывается

о их происхождении. Источники появления пословиц довольно разнообразны. Главные

из

них

непосредственные

жизненные

наблюдения

людей,

социально-исторический

опыт народа. Часть пословиц и поговорок, бытующих в народе, восходит к книжным

источникам. Дидактические стихотворения из старинных рукописей, стихи поэтов.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к её врагам,

стойкость, мужество и героизм русского

народа – все это нашло в коротких,

но в

мудрых изречениях.

Трудовые люди, создающие все богатства страны и защищавшие её от иноземных

захватчиков, долгие века изнывали под тяжким гнетом эксплуатации и

порабощения. Виновников своей тяжелой жизни, своих страданий народ видел в

боярах, чиновниках, церковниках, помещиках, а затем в капиталистах. Немало

создано пословиц, в которых отразилась трудная и голодная жизнь крестьянина и

сытая ,

беззаботная жизнь господина (Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и

мужика съест; Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку; Мужицкими

мозолями бары сыто живут). (приложение 2)

Особенно много пословиц было, высмеивающих попов и монахов, их

жадность, корыстолюбие, эгоизм ( Попу да вору все впору; Волчья пасть да

поповские глаза – ненасытная яма).(приложение 3)

Бедняку некуда и некому было пожаловаться. Чиновники стояли на страже тех же

крепостников (Где сила, там и закон). В суд нельзя было прийти без взятки,

что было возможно только богачам. И, конечно, дело всегда решалось в их

пользу. Где суд там и неправда.

Жизнь постоянно убеждала народные массы, что ни бог, которому они молились,

ни царь, на которого они надеялись, не приносят желаемого облегчения.

7

До бога высоко, до царя далеко – такой вывод неизбежен. Возлагать надежды можно

было только на собственные силы. В самые тяжелые времена народ не переставал

мечтать

о

воле

каменном

мешке,

а

думка

вольна),

о

расправе

над

своими

хозяевами (Есть и на черта гроза; Пустить красного петуха), о счастливой жизни

(Будет и на нашей улице праздник). ( приложение 4)

Но постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая

перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской революции.

Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян,

вес трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового

рабства, народ стал подлинным хозяином собственной

судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не

могли пройти мимо этих преобразований.

Но, создавая новое, народ не выбрасывает то лучшее, что накоплено за века

нашими предками. Конечно, для сохранения пословицы:

Любовь к труду, умение и мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и

другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше

время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы,

говорящие об этих качествах, всегда будут нашими спутниками. Не утратили своего

значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и

другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут

справедливы слова: Ленивый и могилы не стоит.

Пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями.

Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

Мне

пришлось,

в

ходе

своего

расследования,

познакомиться

с

некоторыми

историческими событиями.

Пословица « Погиб как швед над Полтавой» - возникла после победы войск Петра I

над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант

этой пословице: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917

году возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый.

( приложение 5,6)

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: « Не

топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист».

( приложение 7)

8

Раньше всегда говорили: « Один в поле не воин». У наших солдат она зазвучала по-

новому:

«Если

по-русски

скроен,

и

один

в

поле

воин».

Во

время

Великой

Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: «С миру по нитке – голому рубаха»;

«Врет как сивый мерин»- записаны в таком виде: «С миру по нитке –Гитлеру веревка;

Врет как сивый Геббельс.»( приложение 8)

1.2. Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости.

Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие

удачные выражения из произведений художественной литературы становятся

пословицами.

И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто

вводивший народные пословицы в свои басни, сам создал не мало

выражений. . (А Васька слушает, да ест; А воз и ныне там; А слона-то

я и не приметил; Услужливый дурак опаснее врага; Кукушка хвалит петуха за то,

что хвалит он кукушку; Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума

оборотиться?).Все эти басни мы учили в школе на уроке.

Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в

разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего

времени.( приложение 9,10)

Лев Николаевич Толстой сам собирал и писал пословицы ( приложение 11)

- « Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает»

- знай сверчок свой шесток

- знает кошка, чье мясо съела

- как глядишь, так и видишь:

Мальчик лежал и смотрел на дерево сбоку. Он сказал:

- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет , оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь.

-и пчела летит на красный цветочек

-глупой птице свой дом не мил:

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом скучает. Мать спрашивала:

- Отчего ты скучаешь?

9

- Дома скучно.

Мать сказала:

- Глупой птице свой дом не мил.

- не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел

- от добра добра не ищут

- ворон за море летал, умней не стал:

Ездил барин за границу. Приехал и затеял рожь руками сажать.

Мужики сказали:

- Ворон за море летал, умней не стал.

- Два раза не умирать, а одного не миновать:

Горел дом. А в доме остался ребеночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошел и

сказал:

-Я пойду.

Ему сказали:

- Сгоришь.

Солдат сказал:

- Два раза не умирать, а одного не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребеночка.

Пословицы стали создаваться отдельными книгами. В 30-50-е годы XIX столетия

собиранием пословиц русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-

1872). В его сборник «Пословицы русского народа», вошло около 30 000 текстов. С тех

пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но в наше время сборник

В.И. Даля является наиболее полным и ценным. Я им пользовался при создании моей

работы

Глава 2

2.1.Как звучали пословицы в первоначальном виде.

Очень меня заинтересовал тот факт, что многие пословицы звучали иначе и утратили

свой первоначальный смысл.

«На обиженных воду возят…»- знаменитое выражение появилось в русской речи с

XIX века. Оно связано с торговцами питьевой водой. Стоимость ценного продукта на

тот момент равнялась 7 серебряным монетам в год. Некоторые хитрые водовозы хотели

10

заработать побольше и завышали цену. Подобные деяния считались противозаконными

и

несли

за

собой

наказание.

Чтобы

проучить

торговца,

у

него

отбирали

лошадь.

Обиженному водовозу приходилось самому впрягаться в телегу и тащить тяжелый груз

А продолжение этой пословицы звучит так – «…., а на добром сами катаются».

( приложение 12)

Пословица « Собаку съел, а хвостом подавился» - смысл этой фразы таков: человек

смог проделать огромную работу, а споткнулся на незначительной мелочи. А сегодня

мы

используем

выражение

«

Собаку

съел»,

характеризуя

человека,

с

огромным

опытом. ( приложение 13) Так же изменился смысл пословицы: «Ума палата»- имеется

в виду большие знания. Продолжение- ,да ключ потерян». Человек умен, но не

пользуемся им.(Продолжение 14)

Употребляя в своей речи пословицы, наши родители часто не договаривали

их до

конца. Эти пословицы всем известны. Они узнаваемы. Но вот пришло другое поколение

– это мы. Мы думаем, что

вся мудрость только в этой короткой фразе, не зная ее

недосказанности, теряя изначальный смысл. А иногда смысл даже совсем непонятен. Я

считаю, что надо вернуть утраченные зерна мудрости и понять всю остроту народной

мысли!

« Повторение – мать учения» Ну, какой тут может быть другой смысл? А Овидий

говорил

так:

«

Повторение

мать

учения

и

прибежище

ослов

(

утешение

дураков)».( приложение 15)

«Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит» Там, где один рыбак,

другому делать нечего.

«С

пчелой

поладишь

медку

достанешь,

с

жуком

свяжешься

в

навозе

окажешься»

У страха глаза велики, да ничего не видят»( приложение 16)

Шито-крыто, а узелок – то тут»

« Два сапога пара, оба левые»

« За двумя зайцами погонишься, ни одного кабана не поймаешь»( приложение 17)

« Бедность не порок, а большое несчастье»

11

« В здоровом теле здоровый дух»-

Мне часто повторяет мама, заставляя делать

утреннюю зарядку. А изначально это звучало так: «В здоровом теле здоровый дух –

редкое явление» Именно так писал Децим Юний Ювенал. Римский поэт – сатирик, в

своих сатирах ( приложение 18)

« Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить»

« Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит». Слабый - не сделает, пока

сильный не поможет.

« Палка о двух концах, туда и сюда бьет»

« Работа не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо»

« Новая метла по-новому метет, а сломается – под лавкой валяется» Новый человек

вводит нововведения, не получится – никому не нужен.

« Один в поле не воин, а путник»

2.2. Пословицы Кубани.

Пословицы на Кубани создавались русскими и украинцами о счастье и горе, о нормах

поведения,

о героизме и любви к своей родине. Кубанский писатель Александр

Ефимович Пивень собирал пословицы и поговорки:

- тот и не казак, кто не думает быть атаманом

- терпи, казак – атаманом будешь

- казах с бедою, как рыба с водою…

А вот какие пословицы говорят бабушки и прабабушки учеников нашего класса.

Як у Христа за пазухой - быть в полной безопасности.

Яйця курыцу нэ учать - о ребенке, который пытается поучать взрослых.

Дай Бог вашему тыляти волка зйисты - пожелание несбыточного.

Даст Бог динь, даст Бог и пищу - Бог даст день, Бог даст пищу.

Кобыла за дилом, а лоша без дила - о бесполезном спутнике.

Коваль ногу куе, жаба и свою суе - о бесполезном спутнике.

Нашим салом, та по нашей морди - получить неожиданное оскорбление.

12

Ни к сэлу, ни к городу - ни то, ни сё.

Нэ кажи гоп пока не перескочишь - не предвосхищай события.

Сим год мак нэ родыв и голоду нэ робыв - о странном совпадении (урожай мака

приходился на голодные годы).

Скиэ вбыв, стикэ вйихав - делать из-под палки.

Сытый голодного нэ разумие - гусь свинье не товарищ

Заключение.

В ходе выполнения данной работы, поставленная цель была достигнута, задачи

успешно решены. Моё предположение о том, что пословицы интересны не только

взрослым, но и детям, подтвердилось в ходе опроса. Мне было очень интересно

работать по этой теме. Я много узнал, благодаря этому проекту. Открыл для себя много

нового и интересного об истории, пословицах. Буду продолжать изучать пословицы,

ведь они украшают нашу речь, точнее передают наши мысли. И это история моей

страны, моего народа.

Список литературы:

- Владимир Иванович Даль . Пословицы русского народа

- Александр Ефимович Пивень. Кубанские пословицы и поговорки.

- Банк рефератов. Песни, пословицы.

- сайт oktext

- сайт sbornik-mudrosti

13

Приложение.

Приложение 1

.

14

Приложение 2,3

Приложение 4

15

Разгром

шведов

под

Полтавой. Разгром конницы. Приложение 5

Разгром французов под Москвой

Приложение 6

16

Приложение 7

Приложение 8

17

Приложение 9

18

Приложение 10,11

19

Приложение 12,13,14

20

Приложение 15

21

22

риложение 16

Приложение 17,18

23

Приложение 19 Наша групповая работа

24

25

26



В раздел образования