Напоминание

"Покорители космоса"


Автор: Кононова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Покорители космоса"
Раздел: начальное образование





Назад





Классный час "Покорители космоса"
Пред нами тайны обнажатся, Возблещут дальние миры… А. Блок Цели и задачи:  пробуждать у учащихся интерес к космосу, профессии космонавт, людям, прославивших свою страну.  содействовать развитию у детей умения общаться.  расширить кругозор учащихся.  воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики. Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. - Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии. Чудо-птица, алый хвост. Прилетела в стаю звезд. (
ракета
) Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, А огромную ракету Дети, кто, скажите это?
(космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? 1
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космонавтах – первопроходцах. Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на крыльях, затем – с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей и орбитальных станций. Отсчет космической эре человечества был дан 12 апреля 1961 года - на советском корабле «Восток» на орбиту стартовал первый землянин Юрий Гагарин, открыв эпоху пилотируемых полетов, и навсегда вписавший свое имя в историю как первопроходец Вселенной, благодаря выдающимся умам, которыми наша страна всегда была богата, благодаря самоотверженной работе тысяч ученых и инженеров. Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин: «... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – “Заря”... ...Наконец технический руководитель полета – им был академик С.П. Королёв – скомандовал: - Подъем! Я ответил: - Поехали! Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который 2
слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого... ...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем. - Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я... ...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить: - Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее... ...Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского... ...В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!... ...9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно... 3
...В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение: - Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо... ...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему... ...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время... ...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз... ...Высота полета все время уменьшалась. Десять тысяч метров ... Девять тысяч... Восемь... Семь... Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку... ...В 10 часов 55 минут “Восток”... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки... ...Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу... ...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина. - Представьте себе, да, - сказал я...» (Из книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”). 4
После полета Юрий Гагарин непрерывно совершенствовал своё мастерство как летчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении, тренировке и руководстве полетами экипажей космонавтов. 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В.С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день. Первой женщиной космонавтом стала – Валентина Терешкова. "Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963 года, перед тем как стать легендой. Однако проведенные в космосе часы стали для Терешковой отнюдь не самыми счастливыми в жизни. Полет был чрезвычайно рискованным - точными данными о возможных его последствиях для женского организма медицина не располагала. Кабину "Востока" конструкторы называли между собой "консервной банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт, облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток, проведенные в таких условиях на орбите молодой женщиной, хотя и прошедшей специальную подготовку, по мнению многих специалистов, действительно были настоящим подвигом. "Почти все время Валентину непрерывно тошнило и рвало. Но она старалась держаться. На Землю шли доклады: "Я - "Чайка". Полет проходит нормально". При катапультировании Терешкова ударилась головой о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина была почти в бессознательном состоянии. Ее срочно переправили в госпиталь в Москву. Лишь к вечеру светила отечественной медицины сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности. 5
Мечта Терешковой осуществилась, однако космический полет, сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. "В корабле был допущен просчет - он был сориентирован так, что вместо приземления был заложен подъем орбиты, в результате чего, я бы не смогла вернуться обратно на Землю, но я вовремя это заметила, доложила, специалисты ввели правильные данные, и я приземлилась", - рассказывала о полете Терешкова. После своего полета Валентина Владимировна продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть ее времени стала занимать общественная работа. Первый выход в космос совершил Леонов Алексей Архипович – космонавт из Кузбасса, который наравне с Ю.А. Гагариным прошёл жесткий отбор в первый отряд советских космонавтов. Во время одного из полетов 18 марта 1965 года Алексей Архипович Леонов впервые в мире вышел в открытый космос. Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся от корабля на расстояние до 5 м – на всю длину фала – «пуповины», связывавшей его с кораблем. В открытом космосе Леонов пережил сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания, температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за сутки полета он похудел на 6 кг. Возвращение космонавтов на Землю проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу, благополучно. Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в открытый космос. «Когда создавали корабль для выхода в открытый космос, то приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы 6
урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча. На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км... В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. Я, конечно, предполагал, что это случится, но не думал, что настолько сильно. Я затянул все ремни, но скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за поручни, а ноги - из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было некогда. Пока бы я им доложил... пока бы они совещались... И кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот - и все... гибель. Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места. На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и 7
не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у «Орлана» - 360 литров... Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5 метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая нагрузка. Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3 минуты камерой С-97), и за мной с корабля постоянно следили две телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность. По этим материалам потом сделали очень интересный фильм. Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ, ведь Бондаренко сгорел на этом... Вначале мы в оцепенении сидели. Все понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность, убрали температуру (стало 10 - 12°С). А давление растет... Малейшая искра - и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь часов в таком состоянии, а потом заснули... видимо, от стресса. Потом мы разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува... Что произошло фактически? Поскольку корабль был долгое время стабилизирован относительно Солнца, то, естественно, возникла деформация: ведь с одной стороны охлаждение до - 140°С, с другой - нагрев до +150°С... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не успевали потреблять... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн 8
давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление стало падать на глазах». Классный час завершим игрой. На вопросы вы должны дать короткий ответ – да или нет.
Викторина
1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.) 2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.) 3. Солнце – это звезда. (Да.) 4. Сейчас вокруг Земли движется только один спутник. (Нет.) 5. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.) 6. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.) 7. Нога человека уже ступала на Луну. (Да.) 8. В космос летали собаки. (Да.) 9. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.) 10. В космосе уже побывали женщины. (Да.) 9


В раздел образования