Автор: Кононова Татьяна Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 48 имени М.Ю. Коломина" Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Покорители космоса" Раздел: начальное образование
Классный час "Покорители космоса"
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры…
А. Блок
Цели и задачи:
пробуждать у учащихся интерес к космосу, профессии космонавт,
людям, прославивших свою страну.
содействовать развитию у детей умения общаться.
расширить кругозор учащихся.
воспитание
у
учащихся
чувства
патриотизма,
гордости
за
отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие
космонавтики.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
- Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем
занятии.
Чудо-птица, алый хвост.
Прилетела в стаю звезд. ( ракета )
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)
- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
1
- Правильно, сегодня на нашем занятии мы поговорим о космонавтах –
первопроходцах.
Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на
крыльях, затем – с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов,
космических кораблей и орбитальных станций.
Отсчет космической эре человечества был дан 12 апреля 1961 года - на
советском корабле «Восток» на орбиту стартовал первый землянин Юрий
Гагарин, открыв эпоху пилотируемых полетов, и навсегда вписавший свое
имя в историю как первопроходец Вселенной, благодаря выдающимся умам,
которыми
наша
страна
всегда
была
богата,
благодаря
самоотверженной
работе тысяч ученых и инженеров.
Вот как описал свой полет Юрий Алексеевич Гагарин:
«... Я вошел в кабину, пахнущую полевым ветром, меня усадили в
кресло,
бесшумно
захлопнули
люк.
Я
остался
наедине
с
приборами,
освещенными уже не дневным, солнечным светом, а искусственным. Мне
было слышно все, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей
еще дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с
товарищами-космонавтами
я
мог
поддерживать
связь
только
по
радио.
Позывной Земли был красивый и звучный – “Заря”...
...Наконец технический руководитель полета – им был академик С.П.
Королёв – скомандовал:
- Подъем!
Я ответил:
- Поехали!
Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут
по
московскому
времени.
Я
услышал
свист
и
все
нарастающий
гул,
почувствовал,
как
гигантская
ракета
задрожала
всем
своим
корпусом
и
медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась
борьба с силой земного тяготения.
Гул был не сильнее того, который
2
слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых
музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на
ноты
и
которые,
видимо,
не
сможет
пока
воспроизвести
никакой
музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели
ракеты
создавали
музыку
будущего,
наверное,
еще
более
волнующую
и
прекрасную, чем величайшие творения прошлого...
...За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел
куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая
земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской
рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой,
освещенной Солнцем.
- Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...
...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и
наступил момент, когда я мог сообщить:
- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие
хорошее...
...Корабль
вышел
на
орбиту
–
широкую
космическую
магистраль.
Наступила невесомость – то самое состояние, о котором еще в детстве я
читал в книгах К.Э. Циолковского...
...В
9
часов
51
минуту
была
включена
автоматическая
система
ориентации. После выхода «Востока» из тени Земли она осуществила поиск
и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу,
горизонт
стал
ярко
оранжевым,
постепенно
переходящим
во
все
цвета
радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная
гамма!...
...9
часов
52
минуты.
Пролетая
в
районе
мыса
Горн,
я
передал
сообщение:
-
Полет
проходит
нормально,
чувствую
себя
хорошо.
Бортовая
аппаратура работает исправно...
3
...В
10
часов
15
минут
на
подлете
к
африканскому
материку
от
автоматического программного устройства прошли команды на подготовку
бортовой
аппаратуры
к
включению
тормозного
двигателя.
Я
передал
очередное сообщение:
-
Полет
протекает
нормально,
состояние
невесомости
переношу
хорошо...
...Наступал
заключительный
этап
полёта,
может
быть,
еще
более
ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на
Землю. Я стал готовиться к нему...
...В
10
часов
25
минут
произошло
автоматическое
включение
тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...
...Корабль
стал
входить
в
плотные
слои
атмосферы.
Его
наружная
оболочка
быстро
накалялась,
и
сквозь
шторки,
прикрывающие
иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего
вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и
находился в клубке огня, устремленном вниз...
...Высота полета все время уменьшалась.
Десять тысяч
метров
... Девять тысяч... Восемь... Семь...
Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу
узнал великую русскую реку...
...В 10 часов 55 минут “Восток”... благополучно опустился в заданном
районе на вспаханное под зябь поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее
города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки...
...Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших
возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к
ним. Они направились навстречу...
...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
- Представьте себе, да, - сказал я...»
(Из книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”).
4
После
полета
Юрий
Гагарин
непрерывно
совершенствовал
своё
мастерство
как
летчик-космонавт,
а
также
принимал
непосредственное
участие
в
обучении,
тренировке
и
руководстве
полетами
экипажей
космонавтов.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе
вблизи
деревни Новосёлово
Киржачского
района Владимирской
области,
выполняя
учебный
полёт
на
самолёте МиГ-15УТИ
под
руководством
опытного
инструктора В.С.
Серёгина.
Причины
и
обстоятельства
авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.
Первой женщиной космонавтом стала – Валентина Терешкова.
"Эй! Небо, сними шляпу", - произнесла Валентина Терешкова 16 июня 1963
года, перед тем как стать легендой.
Однако
проведенные
в
космосе
часы
стали
для
Терешковой
отнюдь
не
самыми
счастливыми
в
жизни.
Полет
был
чрезвычайно
рискованным
-
точными данными о возможных его последствиях для женского организма
медицина не располагала.
Кабину "Востока" конструкторы называли между собой "консервной
банкой" - она была настолько тесной, что находящийся в ней космонавт,
облаченный в скафандр, с трудом мог шевелиться. Без малого трое суток,
проведенные
в
таких
условиях
на
орбите
молодой
женщиной,
хотя
и
прошедшей
специальную
подготовку,
по
мнению
многих
специалистов,
действительно были настоящим подвигом.
"Почти
все
время
Валентину
непрерывно
тошнило
и
рвало.
Но
она
старалась
держаться.
На
Землю
шли
доклады:
"Я
-
"Чайка".
Полет
проходит нормально". При катапультировании Терешкова ударилась головой
о шлем - приземлилась с большущим синяком на щеке и виске. Валентина
была
почти
в
бессознательном
состоянии.
Ее
срочно
переправили
в
госпиталь
в
Москву.
Лишь
к
вечеру
светила
отечественной
медицины
сообщили, что жизнь и здоровье Терешковой вне опасности.
5
Мечта
Терешковой
осуществилась,
однако
космический
полет,
сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. "В корабле
был допущен просчет - он был сориентирован так, что вместо приземления
был заложен подъем орбиты, в результате чего, я бы не смогла вернуться
обратно на Землю, но я вовремя это заметила, доложила, специалисты ввели
правильные данные, и я приземлилась", - рассказывала о полете Терешкова.
После
своего
полета
Валентина
Владимировна
продолжала
проходить
подготовку
в
отряде
космонавтов,
но
большую
часть
ее
времени
стала
занимать общественная работа.
Первый
выход
в
космос
совершил
Леонов Алексей
Архипович
–
космонавт из Кузбасса, который наравне с Ю.А. Гагариным прошёл жесткий
отбор в первый отряд советских космонавтов.
Во время одного из полетов 18 марта 1965 года Алексей Архипович
Леонов впервые в мире вышел в открытый космос.
Космонавт пробыл в открытом космосе, 12 минут 9 секунд и удалялся
от
корабля
на
расстояние
до
5
м
–
на
всю
длину
фала
–
«пуповины»,
связывавшей
его
с
кораблем.
В
открытом
космосе
Леонов
пережил
сильнейший эмоциональный стресс: частота пульса повысилась более чем
вдвое – до 143 ударов в минуту, почти вдвое увеличилась и частота дыхания,
температура тела перевалила за 38 градусов, пот залил скафандр до колен, за
сутки
полета
он
похудел
на
6
кг.
Возвращение
космонавтов
на
Землю
проходило в режиме, близком к аварийному, но закончилось, слава Богу,
благополучно.
Рассказ Алексея Леонова о нештатных ситуациях во время выхода в
открытый космос.
«Когда
создавали
корабль
для
выхода
в
открытый
космос,
то
приходилось решать множество проблем, одна из которых была связана с
размером люка. Чтобы крышка открывалась внутрь полностью, пришлось бы
6
урезать ложемент. Тогда бы я в него не поместился в плечах. И я дал согласие
на уменьшение диаметра люка. Таким образом, между скафандром и обрезом
люка оставался зазор по 20 мм с каждого плеча.
На
Земле
мы
проводили
испытания
в
барокамере
при
вакууме,
соответствующем высоте 60 км... В реальности, когда я вышел в открытый
космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре - около 600
мм,
а
снаружи
-
10
-
9;
такие
условия
на
Земле
смоделировать
было
невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни
ребра
жесткости,
ни
плотная
ткань.
Я,
конечно,
предполагал,
что
это
случится,
но
не
думал,
что
настолько
сильно.
Я
затянул
все
ремни,
но
скафандр так раздулся, что руки вышли из перчаток, когда я брался за
поручни,
а
ноги
-
из
сапог.
В
таком
состоянии
я,
разумеется,
не
мог
втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с
Землей было некогда. Пока бы я им доложил... пока бы они совещались... И
кто бы взял на себя ответственность? Только Паша Беляев это видел, но
ничем не мог помочь. И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на
Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы
скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота
из крови, то закипел бы азот - и все... гибель. Я прикинул, что уже час
нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как
я перешел на второй режим, все «село» на свои места.
На нервах сунул в шлюз кинокамеру и сам, нарушая инструкцию,
пошел в шлюз не ногами, а головой вперед. Взявшись за леера, я протиснул
себя вперед. Потом я закрыл внешний люк и начал разворачиваться, так как
входить в корабль все равно нужно ногами. Иначе я бы не смог, ведь крышка,
открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Поэтому мне пришлось
разворачиваться (внутренний диаметр шлюза - 1 метр, ширина скафандра в
плечах - 68 см). Вот здесь была самая большая нагрузка, у меня пульс дошел
до 190. Мне все же удалось перевернуться и войти в корабль ногами, как
положено, но у меня был такой тепловой удар, что я, нарушая инструкции и
7
не проверив герметичность, открыл шлем, не закрыв за собой люк. Вытираю
перчаткой глаза, а вытереть не удается, как будто на голову кто-то льет. Тогда
у меня было всего 60 литров кислорода на дыхание и вентиляцию, а сейчас у
«Орлана» - 360 литров... Я первый в истории вышел и отошел сразу на 5
метров. Больше этого никто не делал. А ведь с этим фалом надо было
работать, собрать на крючки, чтобы не болтался. Была громадная физическая
нагрузка.
Единственное, что я не сделал на выходе, - не смог сфотографировать
корабль со стороны. У меня была миниатюрная камера «Аякс», способная
снимать через пуговицу. Ее нам дали с личного разрешения председателя
КГБ. Управлялась эта камера дистанционно тросиком; из-за деформации
скафандра я не смог до него дотянуться. А вот киносъемку я сделал (3
минуты
камерой
С-97),
и
за
мной
с
корабля
постоянно
следили
две
телевизионные камеры, но у них была не высокая разрешающая способность.
По этим материалам потом сделали очень интересный фильм.
Но самое страшное было, когда я вернулся в корабль, - начало расти
парциальное давление кислорода (в кабине), которое дошло до 460 мм и
продолжало расти. Это при норме 160 мм! Но ведь 460 мм - это гремучий газ,
ведь Бондаренко сгорел на этом... Вначале мы в оцепенении сидели. Все
понимали, но сделать почти ничего не могли: до конца убрали влажность,
убрали температуру (стало 10 - 12°С). А давление растет... Малейшая искра -
и все превратилось бы в молекулярное состояние, и мы это понимали. Семь
часов в таком состоянии, а потом заснули... видимо, от стресса. Потом мы
разобрались, что я шлангом от скафандра задел за тумблер наддува... Что
произошло
фактически?
Поскольку
корабль
был
долгое
время
стабилизирован
относительно
Солнца,
то,
естественно,
возникла
деформация: ведь с одной стороны охлаждение до - 140°С, с другой - нагрев
до +150°С... Датчики закрытия люка сработали, но осталась щель. Система
регенерации начала нагнетать давление, и кислород стал расти, мы его не
успевали потреблять... Общее давление достигло 920 мм. Эти несколько тонн
8
давления придавили люк, и рост давления прекратился. Потом давление
стало падать на глазах».
Классный час завершим игрой. На вопросы вы должны дать короткий
ответ – да или нет.
Викторина
1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.)
2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.)
3. Солнце – это звезда. (Да.)
4. Сейчас вокруг Земли движется только один спутник. (Нет.)
5. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)
6. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)
7. Нога человека уже ступала на Луну. (Да.)
8. В космос летали собаки. (Да.)
9. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)
10. В космосе уже побывали женщины. (Да.)
9