Автор: Коростелева Жавария Минихановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ № 4
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Патриотическое воспитание граждан России : исторические традиции"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ № 4
Коростелёва Ж.М. – преподаватель фортепиано
Доклад на тему : «Патриотическое воспитание граждан России :
исторические традиции»
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты
суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно
определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как
«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о
благе его, отчизнелюб, отечественник».
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан
своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм
предполагает
гордость
достижениями
и
культурой
своей
Родины,
желание
сохранять
её
характер
и
культурные
особенности
и
идентификация
себя
с
другими
членами
народа,
стремление
защищать
интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма —
веками
и
тысячелетиями
закреплённое
существование
обособленных
государств,
формировавшие
привязанность
к
родной
земле,
языку,
традициям.
В
условиях
образования
наций
и
образования
национальных
государств
патриотизм
становится
составной
частью
общественного
сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотическое воспитание обучающихся в школе - одно из главных
составляющих
воспитательного
процесса
образовательного
учреждения.
Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят,
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга
и
конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины.
Патриотическое
воспитание
направлено на развитие патриотических чувств, на формирование и развитие
личности,
обладающей
качествами
гражданина
-
патриота
Родины
и
способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного
патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить
ему своим трудом и защищать его интересы. Это и любовь к родным местам,
уважение к историк-культурному наследию своего народа, и гордость за свой
народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание
сохранять и приумножить богатство своей страны.
Нужно сказать, что в настоящее время Россия переживает духовный кризис.
Нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от
социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в
полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и
молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы нужно
выделить целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе,
улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе
в
вооружённых
силах.
Эти
задачи
решаются
совместными
усилиями
общеобразовательных
учреждений,
учреждениями
дополнительного
образования,
конечно,
же,
семьи
и
других
общественных
организаций.
Хорошо
зарекомендовали
себя
такие формы
гражданско-патриотического
воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность,
как:
-беседы, классные часы, читательские конференции;
-тематические утренники, проведение совместных праздников;
- уроки Мужества;
-экскурсии, целевые прогулки, походы по историческим местам;
-конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
- встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;
- мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость
нашей Родины;
- празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов;
- просмотров видеофильмов;
- проведение конкурсов военно-патриотической песни;
- краеведческая деятельность;
- сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ,
локальных войн;
- знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;
Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события
Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом
остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу
Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках
Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге.
Мы и наши потомки до конца своей жизни должны испытывать огромное
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили
тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках,
павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших
времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к
поколению.
Сегодня в общественной жизни нашей страны на первое место выходит
задача патриотического воспитания молодежи. И связано это с тем, что в 90-е
годы
произошла
девальвация
ценностных
ориентиров,
в
том
числе
и
патриотизма, в результате которой слишком многие представители молодежи
не получили тех нравственных установок, которые были у отцов и дедов.
Осознавая ситуацию, законодательная власть, правительство, общественные
организации развернули большую работу, чтобы исправить положение в этой
области.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль
ветеранов
Великой
Отечественной
войны,
военнослужащих,
работников
правоохранительных
органов.
Традиционным
является
связь
со
школой
ветеранов ВОВ и труда. Ежегодным стало приглашение их на праздничный
концерт,
посвященный
Дню
Победы,
традиционно
проводятся
встречи
с
участниками
Великой
Отечественной
войны.
В
фойе
школы
оформлены
стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям
Великой
Отечественной
войны
"Они
сражались
за
Родину",
в
котором
периодически
обновляется
информация,
раскрывающая
новые
страницы
страшной войны 1941 - 1945 годов.
Большое количество проводимых внеклассных мероприятий на уровне
класса и школы приурочено к снятию блокады Ленинграда (27 января 1944
года).
Краеведческая
деятельность
–
важнейшее
средство
во спит ания
гражданственности
и
патриотизма
школьника,
которая
позволяет
воспитывать
патриота
и
гражданина
не
на
абстрактных
идеалах,
а
на
конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и
«малой
родины».
Цель
краеведческой
работы
–
научить
ребят
любить,
уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к
прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное
будущее. Особый интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные
на
основе
рассказов
родственников
старшего
поколения
с
подборкой
фотографий из семейного архива.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества,
дают
понимание
значимости
роли
простого
человека
в
исторических
событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему
поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Очень хотелось бы, чтоб пропагандировали с "большого экрана" не насилие и
кровь,
а
жизненные
ценности,
которые
постигались
нашим
народом
в
тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия,
всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить
Патриоты, способные в любую минуту защитить своё Отечество!