Автор: Лазаренко Татьяна Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Балахна Нижегородской области
Наименование материала: Семинар для вожатых с элементами социально-психологического тренинга
Тема: Возрастные особенности детей разных возрастов, конфликтология
Раздел: дополнительное образование
Участники приветствуют друг друга и психолога.
Здравствуйте, я хочу начать наш семинар с добрых слов и пожеланий друг другу.
Для этого мы «заполним» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» — называется какая-
либо
буква
алфавита,
и
каждый
участник
называет
пожелание
на
эту
букву
другим
участникам, психологу и себе.
В вашей дальнейшей работе вожатого очень важно учитывать особенности работы с
детским коллективом по возрастам, а также уметь разрешать конфликтные ситуации с
максимальной пользой для всех.
Я подготовила для нашего сегодняшнего семинара две презентации на тему: возрастных
особенностей детей разных возрастов и на тему: конфликтология.
Возрастные особенности детей разных возрастов
Итак, что должен знать вожатый о детях, чтобы облегчить себе жизнь?
7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-
либо.
В
эту
пору
высок
естественный
авторитет
взрослого.
Все
его
предложения
принимаются и выполняются очень охотно.
Развитие детей младшей группы (7—8 лет)
высокий уровень активности
стремление к общению вне семьи
стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
понимание различий пола
стремление получить время на самостоятельные занятия
ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным
стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в
психике этого возраста. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение.
Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со
стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им
при этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех
сообщает
эмоциональный
подъем.
Далекие
цели,
неконкретные
поручения
и
беседы
"вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу,
ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно
меряться
силами,
готовы
соревноваться
буквально
во
всем.
Их
захватывают
игры,
содержащие
тайну,
приключения.
Они
охотно
принимают
руководство
вожатого.
К
его
предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
Развитие детей средней группы (9—10 лет)
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны, влюбчивы
часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
любят коллективные игры, шумны, спорят
боятся поражения, чувствительны к критике
интересы постоянно меняются
начинают осознавать нравственные нормы
пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
11-12 лет
Резко
возрастает
значение
коллектива,
его
общественного
мнения,
отношений
со
сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах
авторитет,
занять
достойное
место
в
коллективе.
Заметно
проявляется
стремление
к
самостоятельности
и
независимости,
возникает
интерес
к
собственной
личности,
формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. В этом возрасте
ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества:
выносливость,
настойчивость,
выдержку.
Их
тянет
к
романтике.
Вожатому
легче
воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким
образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Развитие детей старшей группы (11-12 лет)
дети испытывают внутреннее беспокойство
антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
сопротивление критике
появляется интерес к заработку
13-16 лет
Складываются
собственные
моральные
установки
и
требования,
которые
определяют
характер
взаимоотношений
со
старшими
и
сверстниками.
Появляется
способность
противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то,
что они сами считают несомненным и правильным. Способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее,
напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к
расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать
от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон
взаимоотношений.
Развитие подростков (13-16 лет)
девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
наблюдается беспокойство о своей внешности
растет социальная активность
стремление к достижению независимости от своей семьи
поиск себя
происходит выбор будущей профессии
возникновение первой любви
проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ
Дети младшей группы (7—8 лет)
организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
развивайте умение пользоваться качелями
используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
обучайте правильным навыкам труда
обеспечивайте
конкретности
поручений
и
творческой
свободы
детей
при
их
выполнении
предоставляйте
детям
свободу
действия,
развития
способностей
(при
соблюдении
нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
Дети средней группы (9—10 лет)
учитывайте, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
используйте
такие
виды
деятельности,
которые
дают
простор
двигательной
активности
организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
организуйте
разумное
руководство
творчеством,
направление
пробуждающихся
интересов к окружающему миру;
стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Дети старшей группы (11—13 лет)
организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
отдавайте предпочтение спортивным играм
используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
Подростки (15—16 лет)
оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
руководите поведением подростков так, чтобы не было излишнего вмешательства и
давления со стороны взрослых
создавайте необходимые условия для отдыха
учитывайте возрастные особенности, интерес к другому полу
для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать
в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
Конфликтология
Известный
французский
писатель
Антуан
де
Сент-Экзюпери
назвал
человеческое
общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс.
Каждый
из
нас
учится
этому
всю
жизнь,
приобретая
опыт
часто
за
счет
ошибок
и
разочарований.
К
сожалению,
мы
нередко
попадаем
в
ситуации,
определяемые
как
конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают
возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, то лучше могут
найти люди, то теплые и доверительные их отношения.
Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Цель: развитие у подростков способности к самопрезентации.
Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу,
начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг ».
Все участники высказываются.
У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Очень важным в
жизни и для вашей дальнейшей работы уметь предотвратить или разрешить конфликт.
Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)
Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из определений, что такое конфликт: это
столкновение различных потребностей и точек зрения. Конфликты могут быть скрытыми
или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами.
Вообще
конфликты
очень
часто
встречаются
в
нашей
жизни
—
в
семье,
в
школе.
Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми,
например,
в
очереди,
в
транспорте.
Как,
по-вашему,
нужны
ли
в
нашем
обществе
конфликты? Почему? (Ответы ребят.)
Ребята,
конфликты
—
неотъемлемая
часть
нашей
жизни.
В
современном
обществе
невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается
истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.
Но для того чтобы конфликт не зашел в тупик, не превратился в мину замедленного
действия, а мог разрешиться с максимальной пользой для его участников, необходимо
учиться находить решение и правильный выход.
Давайте потренируемся сглаживать конфликты, договариваться в условиях столкновения
интересов и опытным путем определим основные методы урегулирования конфликтов!
Для начала мы поиграем в игру «Варианты общения»
Участники разбиваются на пары.
"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10
секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно".
По сигналу разговор прекращается. (Любимая книга)
"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в
это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями. (Любимый фильм)
"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение
30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они
меняются ролями. (Любимое время года)
"Активное
слушание".
В
течение
одной
минуты
один
участник
говорит,
а
другой
внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с
ним. Затем они меняются ролями. (Любимое занятие)
Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не
казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам
чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что
помогает вам в общении?
Характеристики конфликта
По социальному статусу сторон:
вертикальный
—
между
субъектами,
находящимися
в
подчинении
один
другому;
горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.
По количеству участников:
внутриличностный
—
столкновение
противоположных
по
направленности
мотивов,
интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями;
внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой —
конфликт между группами личностей.
По результату:
конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.
Виды конфликтов в лагере
1. Вожатый – вожатый
Причины:
разделение
сфер
влияния,
любви
детей,
психологический
дискомфорт,
невыполнение должностных обязанностей.
Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений
по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с
кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все
деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия.
Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу,
спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!
Замотивируйте
напарника
на
взаимодействие.
Определите
вашу
общую
с
ним
цель
работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день),
укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.
Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник.
Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых.
Если вам неудается договориться вдвоем, прибегните к помощи старшего вожатого.
Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в
самом отряде! Запомните это!
2. Вожатый – администрация, персонал
Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.
В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло».
Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все
«бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть
обязанности.
До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их
ожидания от вашей работы. Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно
обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав. столовой, мед. персоналом. Это те
люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.
Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо
«нужно мне» используйте «нужно детям».
Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не
напрямую,
а
через
старшего
вожатого!!!
Также
всегда
ставьте
старшего
вожатого
в
известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.
3. Вожатый – ребенок
Причины:
превышение
полномочий,
ограничение
свободы,
принижение
самооценки,
недостаток внимания, антипатия.
Именно
конфликты
между
вожатыми
и
детьми
составляют
большую
часть
проблем,
которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей.
Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий,
чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день,
воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить
причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и
ни в коем случае не заставлять его.
Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо
распознать и понять истинную причину конфликта.
Старайтесь
больше
времени
общаться
с
детьми,
заработайте
настоящий
авторитет,
сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-
ребенок» станет гораздо меньше.
4. Вожатый – родитель
Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого
удовольствия
вас
будут
лишать
навещающие
детей
родители.
После
таких
свиданий
родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой
стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и
понимания будет сложно избежать конфликта.
При разговоре с родителями необходимо:
Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно
обратиться за разъяснением
Ни в коем случае по-детски не оправдываться
Стараться
говорить
с
родителями
на
равных,
ведь
вы
взрослый
человек,
а
не
нашкодивший подросток, и желаете детям только добра
По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив
друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие
проблемы.
Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы:
Дети не испортились после лагеря
Индивидуального внимания к ребенку
Слышать, что их ребенок очень хороший
дети хорошо отдохнули, т.к. дорогая путевка
у детей было идеальное питание, условия проживания, насыщенная программа, чтобы
детям не было скучно и они не просились домой.
чтобы ребенка никто не обидел.
Необходимо объяснить родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти
решение
проблемы
вместе
с
родителями.
Нужно
ждать
от
родителей
поддержки
и
партнерства, но не решение наших проблем и говорит родителям то, что они хотят услышать.
5. Ребенок – ребенок
Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости,
В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и
позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить
отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми
вместе.
Возможные варианты решения:
Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.
Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции
Показать уважение двум сторонам
Учить разрешать конфликты
Смотреть конфликт изнутри
Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а
свидетель конфликта – не участник)
Дать совместную работу под присмотром
Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое
Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные
Перевести энергию в другое русло
Этапы решения конфликтов в лагере между детьми.
•
1. Определить с чего начинается конфликт.
•
2. Стать свидетелем конфликта, чтобы никто об этом не знал. Изучить поведение
каждого ребенка.
•
3. Успокоить всех, кто замешан в конфликте.
•
4. Позволить выговориться каждому кто участвовал в конфликте. Чтобы ребенок
понял, что его мнение и объяснение важно, нужно попросить каждого рассказать свою
точку зрения на случившееся.
•
5. Привлечь детей заглаживанию конфликта.
Вожатые занимают очень серьезное и достаточно сложное место в лагере, ведь на них
возлагается большая ответственность. Очень трудно уследить за всеми жителями отряда, и
рано или поздно может произойти спор или недоразумение между детьми. Конфликт может
возникнуть и между самыми спокойными детьми. Не стоит об этом забывать и самое главное
нужно быть к этому готовым.
Что нужно делать вожатым, чтобы не допустить возникновения конфликтов.
•
1.
Не
общаться
с
детьми
в
приказном
тоне,
в
повелительном
наклонении.
Если
допустить говорить с ребенком в таком тоне, он может закрыться, замкнуться в себе и
тогда
уж
точно
причина
конфликта
не
будет
известна.
Не
угрожать,
не
читать
нравоучения,
не
критиковать,
не
обвинять,
не
давать
готовых
решений,
не
выспрашивать.
•
2. Научиться доверять детям. Давать им свободу выбора. Постоянно им напоминать о
том, что они сами принимают решения. Только доверяя ребенку, он может открыть
душу своему вожатому.
•
3. Необходимо научиться уважать и ценить личность ребенка. Хоть ребенок и мал, но
все же он личность и не нужно делать какие-то действия, которые могли бы хоть как-то
задеть личность. Дайте ему выплеснуть эти чувства.
•
Учитесь быть терпеливым слушателем.
Для правильной оценки сути конфликта, его конструктивного разрешения можно
придерживаться следующих рекомендаций:
•
Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми
усложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Пользуйтесь при этом «Я –
высказываниями» : «Я обиделся», «Я испугался».
•
Старайтесь
выслушать
противоположную
сторону
(хотя
это
сложно).
Слушайте
внимательно, не перебивайте, не спорьте.
•
Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях – в предположениях, опасениях,
догадках
относительно
чувств
и
мыслей
другого
человека.
Воздержитесь
от
комментариев, завершая разговор.
Принципы, приведенные ниже, не являются советом «как быть хорошим», а скорее
как быть эффективным.
•
Умение уравновешивать эмоции и разум. Даже если они действуют эмоционально,
приводите свои эмоции и разум в равновесие.
•
Умение понимать. Даже если они не понимают нас, старайтесь понять их.
•
Умение общаться. Даже если они не слушают вас, советуйтесь с ними, прежде, чем
принять решение, которое их касается.
•
Умение быть надежным. Даже если они пытаются обмануть нас, не обманывайте их,
но и не доверяйте им. Будьте надежными.
•
Умение
убеждать
без
принуждения. Даже если они стараются принудить вас, не
уступайте давлению, но и не пытайтесь принудить их. Будьте открыты к убеждению и
пытайтесь убедить их.
•
Умение
признавать
достоинство
другого. Даже если они отвергают нас и наши
интересы, как нестоящие их внимания и заботы, признавайте то, что они достойны
вашего внимания и будьте готовы учиться у них.
Получайте радость от общения с детьми !
•
Научитесь получать удовольствие от игр с детьми. Дела у взрослых будут всегда, но
если вы играете с детьми, не поглядывайте каждую минуту на часы.
•
Меньше переживайте из-за мелочей, и чаще расслабляйтесь. Беспорядок в комнатах,
потерянная игрушка — если из-за этого слишком расстраиваться, мы взрослые лишаем
себя счастья, которое дарят нам дети.
•
Хвалите себя за правильные действия и не придирайтесь к своим ошибкам. Любые
пробелы
в
отношениях
с
детьми
можно
заполнить
любовью,
которая
позволяет
исправить
все
ошибки.
Занимаясь
воспитанием,
делайте
все,
что
от
вас
зависит.
Учитесь на собственных ошибках, и цените свою работу, такую важную и значимую.
•
Прислушивайтесь к голосу своего сердца, а не к чужим навязчивым советам. Читайте
книги, соответствующие вашему представлению о правильном воспитании, общайтесь
с родителями, разделяющими ваши взгляды.
•
Посмотрите на мир глазами ребенка. Оценивая детское поведение как искреннее и
непосредственное, вам будет легче выбрать правильную тактику. Дети есть дети, им
еще многое предстоит узнать о жизни.
Факторы бесконфликтного общения:
Улыбка;
Доброжелательный тон;
Вежливость;
Нейтральность речи;
Приветливость;
Заинтересованность;
Непринужденность жестов.
Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы
останутся только самые радостные и светлые воспоминания.
РЕЦЕПТЫ СЧАСТЬЯ
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.
Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения:
- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли падают на землю (щелчок пальцами);
- тихий шелест ветра (потирание ладоней);
- солнце (руки вверх).
Спасибо за внимание и активное участие! Возможно, какая-то информация показалась вам
полезной. Всем желаю удачи и хорошего настроения!