Напоминание

""Коррекция трудностей в обучении чтению, посредством применения элементов информационно-коммуникативных технологий (обучающихся начальных классов с нарушением речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы)


Автор: Чернигова Нина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: ""Коррекция трудностей в обучении чтению, посредством применения элементов информационно-коммуникативных технологий (обучающихся начальных классов с нарушением речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы)
Раздел: начальное образование





Назад




Теоретико – практические основы взаимодействия учителей с другими

специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы

психолого медико педагогического консилиума

Последние данные исследований детей, поступивших в первые классы

массовой школы, показывают, что достаточно большой процент из них не

готовы к освоению программы первого класса.

Части детей удается за счет мобилизации резервных возможностей

самостоятельно компенсировать отставание в развитии некоторых

школьнозначимых психических функций и усвоить программу. Другая часть

детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы (отклонения в

развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума, в

котором живут дети), оказывается неуспешной в учебе. И если в первом

классе эти дети еще как-то учатся, то с усложнением программы во втором

классе они совершенно выпадают из учебного процесса.

Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких

специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так

как сейчас родители имеют право выбирать школу для обучения своего

ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные

потребности.

В свези с этим, на протяжении 15 лет

в МОУ СШ №21 организована

целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические и

психологические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации

в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими

особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

Обучающиеся обеспечиваются активной дифференцированной помощью

различных специалистов (медицинского работника, психолога, социального

педагога, логопеда), взаимодействие которых происходит в рамках

деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума

(ПМПк) .

Основной же

целью работы учителя-логопеда в рамках школьного

ПМПк является своевременное выявление и оказание помощи обучающимся,

имеющим нарушения устной и письменной речи, а так же социализацию

ребёнка в обществе.

Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного

отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.

Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того,

насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого

развития. В дальнейшем

позволяет сформировать адекватный возрастным

и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет

диагностических материалов. Учитель-логопед тесно сотрудничает с

медицинскими работниками учреждения, изучая медицинскую

документацию. К медицинской документации относятся медицинская

карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога,

психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской

документации составляется представление о возможной причине

речевого нарушения. Работает в тесном контакте с учителями начальной

школы, так же изучая педагогическую документацию. К педагогической

документации относятся характеристики педагогов, дневник, в котором

отмечаются результаты текущей, успеваемости ребенка. В ходе изучения

педагогической документации составляется представление о тех

проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения,

индивидуально типологических особенностях.

Следующий шаг – изучение работ ребенка. Изучение работ

ребенка помогает составить предварительный портрет личности

ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной)

деятельности, а также те психические процессы, несформированностью

которых может обусловливать наличие дисграфии и дислексии у

ребенка, составить перечень типичных устойчивых ошибок.

Таким образом, документация способствует не только

установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении

социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу

косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с

родителями ребенка.

В процессе беседы с родителями выявляется исключительно

ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с

окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах

появления дефекта.

На основании вышеизложенного учитель-логопед представляет

представление логопедического обследования на ПМПк.

Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются

результаты обследования, ставятся

задачи по сопровождению и

выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка,

исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в

соответствии со специальными образовательными потребностями,

возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием

соматического и нервно-психического здоровья ребёнка.

В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего

коррекционного сопровождения.

Информирование родителей является одним из сложнейших

этапов, завершающих обследование ребенка. Беседа с родителями

строиться на доступном для них уровне использования терминологии,

четко структурируя предъявляемый материал по результатам

обследования.

В процессе информирования родителей сообщается вся

информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы

неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют

право знать все о своем ребенке.

Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы

организации коррекционной помощи решается совместно с родителями,

но при этом учитель - логопед может проявить определенную

настойчивость в своих рекомендациях.

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая

коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях.

А так же осуществляется промежуточная и итоговая

диагностика речевого развития, отслеживание динамики развития ребёнка,

своевременное корректирование программы сопровождения.

Психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно

действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив

специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.



В раздел образования