Автор: Чернигова Нина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: ""Коррекция трудностей в обучении чтению, посредством применения элементов информационно-коммуникативных технологий (обучающихся начальных классов с нарушением речи в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы)
Раздел: начальное образование
Теоретико – практические основы взаимодействия учителей с другими
специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы
психолого медико педагогического консилиума
Последние данные исследований детей, поступивших в первые классы
массовой школы, показывают, что достаточно большой процент из них не
готовы к освоению программы первого класса.
Части детей удается за счет мобилизации резервных возможностей
самостоятельно компенсировать отставание в развитии некоторых
школьнозначимых психических функций и усвоить программу. Другая часть
детей, имеющая дополнительные неблагоприятные факторы (отклонения в
развитии речи, нарушения здоровья, отрицательное влияние социума, в
котором живут дети), оказывается неуспешной в учебе. И если в первом
классе эти дети еще как-то учатся, то с усложнением программы во втором
классе они совершенно выпадают из учебного процесса.
Именно поэтому в школе остается высокая потребность в работе узких
специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так
как сейчас родители имеют право выбирать школу для обучения своего
ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные
потребности.
В свези с этим, на протяжении 15 лет
в МОУ СШ №21 организована
целостная система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические и
психологические условия обучения детей с проблемами школьной адаптации
в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Обучающиеся обеспечиваются активной дифференцированной помощью
различных специалистов (медицинского работника, психолога, социального
педагога, логопеда), взаимодействие которых происходит в рамках
деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПк) .
Основной же
целью работы учителя-логопеда в рамках школьного
ПМПк является своевременное выявление и оказание помощи обучающимся,
имеющим нарушения устной и письменной речи, а так же социализацию
ребёнка в обществе.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного
отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребёнка.
Эффективность логопедического обследования во многом зависит от того,
насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого
развития. В дальнейшем
позволяет сформировать адекватный возрастным
и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет
диагностических материалов. Учитель-логопед тесно сотрудничает с
медицинскими работниками учреждения, изучая медицинскую
документацию. К медицинской документации относятся медицинская
карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невролога,
психоневролога, отоларинголога и др. По ходу изучения медицинской
документации составляется представление о возможной причине
речевого нарушения. Работает в тесном контакте с учителями начальной
школы, так же изучая педагогическую документацию. К педагогической
документации относятся характеристики педагогов, дневник, в котором
отмечаются результаты текущей, успеваемости ребенка. В ходе изучения
педагогической документации составляется представление о тех
проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения,
индивидуально типологических особенностях.
Следующий шаг – изучение работ ребенка. Изучение работ
ребенка помогает составить предварительный портрет личности
ребенка, выявить особенности построения его произвольной (учебной)
деятельности, а также те психические процессы, несформированностью
которых может обусловливать наличие дисграфии и дислексии у
ребенка, составить перечень типичных устойчивых ошибок.
Таким образом, документация способствует не только
установлению прямых сведений о состоянии здоровья и освоении
социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу
косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с
родителями ребенка.
В процессе беседы с родителями выявляется исключительно
ценная информация о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с
окружающими, его интересах, характере, о возможных причинах
появления дефекта.
На основании вышеизложенного учитель-логопед представляет
представление логопедического обследования на ПМПк.
Совместно с другими специалистами консилиума обсуждаются
результаты обследования, ставятся
задачи по сопровождению и
выстраиванию образовательного маршрута для проблемного ребенка,
исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием
соматического и нервно-психического здоровья ребёнка.
В итоге это позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего
коррекционного сопровождения.
Информирование родителей является одним из сложнейших
этапов, завершающих обследование ребенка. Беседа с родителями
строиться на доступном для них уровне использования терминологии,
четко структурируя предъявляемый материал по результатам
обследования.
В процессе информирования родителей сообщается вся
информация, которая была получена в процессе обследования, какой бы
неожиданной и неприятной для родителей она ни была. Родители имеют
право знать все о своем ребенке.
Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы
организации коррекционной помощи решается совместно с родителями,
но при этом учитель - логопед может проявить определенную
настойчивость в своих рекомендациях.
В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая
коррекционная работа, которая осуществляется на логопедических занятиях.
А так же осуществляется промежуточная и итоговая
диагностика речевого развития, отслеживание динамики развития ребёнка,
своевременное корректирование программы сопровождения.
Психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно
действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив
специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.