Автор: Ступникова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДХШ
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Диатипия"
Раздел: дополнительное образование
«Диатипия»
(
Методическое
пособие
для
преподавателей
ДХШ
и
ДШИ
с
художественными
отделениями)
Подготовила
–
Ступникова
Е.В.
преподаватель
МБОУ
ДО
ДХШ
г.
Вятские
Поляны
Кировской
области
Аннотация
Данная работа посвящена диатипии – предмету, мало освещенному
специальной литературой, предмету, являющемуся узкой специализацией
для художников, занимающихся печатной графикой.
Цель данной работы – изучить эту графическую технику, показать
возможность
её
использования
учащимися
художественной
школы
для
изобразительного творчества.
Предлагаемая работа адресована преподавателям рисунка, композиции и
живописи
в
художественной
школе
и
написана
на
основе
опыта
использования
преподавателем
данной
техники
на
уроках
рисунка,
композиции, пленэра.
Введение
Изобразительная
деятельность,
в
частности,
детское
рисование
заключает
в
себе
большие
возможности.
Как
отмечают
исследователи
детского
изобразительного
творчества
(Сакулина
Н.П.,
Комарова
Т.С.,
Григорьева
Г.Г.),
она
является
средством
умственного,
графомоторного,
эмоционально-эстетического
и
волевого
развития
детей.
В
процессе
рисования
совершенствуются
все
психические
функции:
зрительное
восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам,
связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не
навязывать
им
своего
взрослого
мироощущения.
Вместе
с
тем,
многочисленные
исследования
в
области
детского
изобразительного
творчества отечественных ученых (Флерина Е.А., Сакулина Н.П., Халезова
Н.Б., Шибанова Я. и др.) убедительно показали, что без целенаправленного
адекватного
руководства
дети
начинают
ощущать
творче скую
беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной
деятельности. Современные подходы к развитию детей в изобразительной
деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на
поиске золотой середины между игровым отношением детей к рисованию и
овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы
обеспечить их развитие.
Для решения этой задачи в художественной школе можно использовать
различные техники графики.
Одно из заданий по рисунку 3 класса может быть выполнено в технике
диатипии.
Выбор
диатипии
в
качестве
одного
из
средств
развития
детского
изобразительного
творчества
не
случаен.
Большинство
нетрадиционных
техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается
не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как
эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения
можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При
нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по
результату и тем самым усиливает интерес учащихся к изобразительной
деятельности,
стимулируют
деятельность
воображения,
расширяют
изобразительные возможности детей.
Занятия
диатипией
-
самостоятельное
создание
учащимися
оригинального,
практически
неповторимого
оттиска
на
листе
бумаги
состоящего
из
случайного
сочетания
форм,
цвета,
ритма,
обладающего
сложной графической фактурой.
Задание
интересно
своим
внутренним
потенциалом,
поскольку
предполагает:
создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;
рассматривание необычного, при котором происходит естественная
концентрация внимания;
включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное
"похожестью" того или иного силуэта, пятна на определённый объект
действительности;
создание эмоционального состояния радости, переживаемого в
процессе узнавания;
выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами,
подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями;
переживание чувства удовольствия от непременно успешно
выполненной работы.
Это задание обеспечивает педагогу возможность проследить акценты
восприятия
учащегося
и
корректировать
дальнейшую
индивидуальную
работу с ним.
Техника диатипии в художественной школе
Что же такое диатипия? В общем, диатипия - это техника нетиражного
живописного
эстампа,
печати
с
одним
уникальным
отпечатком,
дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно
повторить. Диатипия относится к графическим техникам.
Диатипия – один из самых легких в исполнении вид печатной графики. С
неё начинается знакомство учащихся с видами печатной графики, которыми
возможно заниматься в стенах художественной школы, и которые не требуют
специального
оборудования
и
больших
финансовых
затрат.
Это
-
диатипия,монотипия, гипсография и гравюра на линолеуме.
Для диатипии используются различные краски - гуашь, темпера, акрил,
масляные
краски,
офортные,
типографские
и
даже
строительные
виды
красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в
зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с
которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик
разной толщины, пластины из разных металлов, стекло, оргалит, фанера,
холст, дерево, камень. В общем, есть повод для фантазии. Главное, чтобы
ф а к т у р а
п о в е р х н о с т и
с о о т в е т с т в о в а л а
в а ш и м
з а д а ч а м .
Краска наносится на поверхность также различными инструментами:
рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе
фигурные.
Также
применяются
валики
с
различными
фактурами.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от
простой
ткани,
до
всевозможных
специфических
материалов:
спички,
с т а л ь н а я
г у б к а
д л я
ч и с т к и
п о с у д ы ,
в а т н ы е
п а л о ч к и . . .
Мы выполняем монотипию по методу Гогена. Она представляет собой
не совсем обычный оттиск, в привычном понимании слова. На пластик или
стекло
с
накатанной
валиком
типографской
краской
накладывается
лист
бумаги.
По
его
поверхности
делается
рисунок
твёрдой
палочкой
или
карандашом,
а
непосредственное
изображение
получается
при
переходе
краски с доски на лист в тех местах, где выполнялся рисунок. Причём
рисовать можно не только карандашом (линия), но и пальцем (пятно, тон).
Ученикам предлагается выполнить тематический натюрморт. Например,
натюрморт
из
старых,
отслуживших
своё
вещей.
Постановка
изначально
несет в себе мысль натурного изображения. Диатипия передаст изношенную
разделочную
доску,
сломанный
чайник,
холщевую
драпировку.
Или
натюрморт
с
музыкальными
инструментами
(помятые
трубы,
старые
плакаты). Этюд натюрморта выполняется карандашом на альбомном листе.
Этюд линейно-тоновый. Ставятся задачи: закомпоновать натюрморт, найти
красивый
общий
силуэт
изображаемого,
решить
края
листа,
следить
за
красотой линии. Основная задача – разобрать натюрморт на черное и белое,
чтобы тональные пятна находились в гармоническом равновесии в листе.
Работа ведется эскизно, смело, используется мягкий карандаш, растушёвки,
фактуры, мощно набирается тон. Затем этюд переводится через стекло в
зеркальном отражении на другой лист бумаги. Ученики переводят работы
через
оконное
стекло
или
на
импровизированном
монтажном
столе
–
оргстекле с подсветкой снизу.
Для печати берётся бумага газетного типа, рыхлая, малопроклеенная,
желательно слегка тонированная. На ровной гладкой поверхности валиком
раскатывается типографская или масляная краска тонким слоем. Главное её
качество, нужное в работе, - способность долго не высыхать на рабочей
поверхности.
Лист
бумаги
кладется
чистой
стороной
на
стекло
с
типографской краской и рисунок передавливается карандашом или ручкой
другого
цвета,
чтобы
ученики
видели,
какие
линии
они
уже
обводили.
Карандашная работа, выполненная в тоне, лежит рядом, учащиеся смотрят
на неё, сверяются. Рука все время на весу, хотя это довольно сложно. Лист во
время работы нельзя сдвигать, придерживать его можно в одной точке, иначе
останется множество отпечатков пальцев.
Обычно, выполнив линейную часть работы, нужно посмотреть, что
получилось. Важно обратить внимание учащихся, что отпечатанная линия
особенно красива и отличается от карандашной своей фактурностью, другой
тональной насыщенностью. Слегка размазанные и непропечатанные линии
создают рукотворность оттиска.
Внимательно проанализировав работу, нужно решить её в тоне. Тон
набирается
притиранием
пальцами,
штриховкой
обратной
стороной
карандаша, ластиком, расческой и т.д. Время от времени работу отнимают от
поверхности с накатанной краской, обновляют валиком поверхность. Работу
рассматривают, оценивая, закончена ли она. Важно, что в процессе работы
ученик
все
больше
отходит
от
первоначального
этюда,
самостоятельно
убеждаясь, что пластические особенности техники изменяют, преображают
первоначальный
замысел.
Диатипия
пластически
преображает
работу,
выполненную в карандаше.
Законченная работа какое-то время сохнет. Если работа не удовлетворяет
по каким-то причинам, с этюда
снова переводят через стекло зеркальное
отражение и печатают, исправляя недостатки. Следует сделать акцент на том,
чтобы
учащиеся, не ленясь, «зеркалили» свои работы (чаще смотрели на
отражения
своих
работ
в
зеркале).
Этот
процесс
развивает
поэтапное
художническое мышление и цельное видение собственной композиции
Несмотря на лёгкость в исполнении, диатипия – это упражнение на
последовательность, логичность
мысли. Ещё создавая этюд для печати,
ученик
последовательно
решает
композиционные,
пластические,
тоновые
задачи,
учится
мыслить
«от
общего
к
частному».
Быстрота
и
непринуждённость
работы
–
это
возможность
для
педагога
увидеть,
как
ученик пластически мыслит. Да и сам ученик видит свои ошибки и радуется
достижениям, которые в длительной работе бывают скрыты.
Кроме натюрморта, учащиеся с удовольствием делают в технике диатипии
наброски, а также составляют композиции, отпечатывая листья и цветы.
Быстрота и эффектность выполняемой работы обостряет чувства и
эмоции
учеников,
помогает
осознать
собственные
творческие
силы
и
возможности. Вообще, чередование длительных и кратковременных заданий
по рисунку, а также знакомства учащихся с различными техниками станковой
и
печатной
графики
обогащает
процесс
обучения,
даёт
высокий
градус
заинтересованности и, как следствие, неплохой результат обучения.
Следует отметить, что в наш век высоких технологий сохраняют своё
художественное
значение
такие
«немодные»
техники
графики,
как
монотипия, диатипия, картонография,
гипсография,
линогравюра. Это
происходит потому, что условность подчас помогает художнику, и юному в
том числе, яснее выразить своё отношение к окружающему миру.
Приложение
Работы учащихся школы в технике диатипии.
Список литературы
1.Владыкин И. Гравюра на картоне. // Художник – 1967.
2.Герштейн Ю.И. Новые виды гравюры. – М.; Искусство, 1959.
3.Павлов И.М., Маторин М.В. Техника гравюры на дереве и линолеуме. 2 изд.
– М.; Искусство,1952.
4.Турова В.В. Что такое гравюра. (2-е изд., испр. и дополн.) – М.;
Изобразительное искусство, 1986.
5.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре, - М.; Книга,1986.
6.Яблочкина Н.В. Как сделать гравюру на картоне. – Псков,2002.