Напоминание

"Диатипия"


Автор: Ступникова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДХШ
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Диатипия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Диатипия»

(

Методическое

пособие

для

преподавателей

ДХШ

и

ДШИ

с

художественными

отделениями)

Подготовила

Ступникова

Е.В.

преподаватель

МБОУ

ДО

ДХШ

г.

Вятские

Поляны

Кировской

области

Аннотация

Данная работа посвящена диатипии – предмету, мало освещенному

специальной литературой, предмету, являющемуся узкой специализацией

для художников, занимающихся печатной графикой.

Цель данной работы – изучить эту графическую технику, показать

возможность

её

использования

учащимися

художественной

школы

для

изобразительного творчества.

Предлагаемая работа адресована преподавателям рисунка, композиции и

живописи

в

художественной

школе

и

написана

на

основе

опыта

использования

преподавателем

данной

техники

на

уроках

рисунка,

композиции, пленэра.

Введение

Изобразительная

деятельность,

в

частности,

детское

рисование

заключает

в

себе

большие

возможности.

Как

отмечают

исследователи

детского

изобразительного

творчества

(Сакулина

Н.П.,

Комарова

Т.С.,

Григорьева

Г.Г.),

она

является

средством

умственного,

графомоторного,

эмоционально-эстетического

и

волевого

развития

детей.

В

процессе

рисования

совершенствуются

все

психические

функции:

зрительное

восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам,

связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не

навязывать

им

своего

взрослого

мироощущения.

Вместе

с

тем,

многочисленные

исследования

в

области

детского

изобразительного

творчества отечественных ученых (Флерина Е.А., Сакулина Н.П., Халезова

Н.Б., Шибанова Я. и др.) убедительно показали, что без целенаправленного

адекватного

руководства

дети

начинают

ощущать

творче скую

беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной

деятельности. Современные подходы к развитию детей в изобразительной

деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на

поиске золотой середины между игровым отношением детей к рисованию и

овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы

обеспечить их развитие.

Для решения этой задачи в художественной школе можно использовать

различные техники графики.

Одно из заданий по рисунку 3 класса может быть выполнено в технике

диатипии.

Выбор

диатипии

в

качестве

одного

из

средств

развития

детского

изобразительного

творчества

не

случаен.

Большинство

нетрадиционных

техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается

не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как

эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения

можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При

нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по

результату и тем самым усиливает интерес учащихся к изобразительной

деятельности,

стимулируют

деятельность

воображения,

расширяют

изобразительные возможности детей.

Занятия

диатипией

-

самостоятельное

создание

учащимися

оригинального,

практически

неповторимого

оттиска

на

листе

бумаги

состоящего

из

случайного

сочетания

форм,

цвета,

ритма,

обладающего

сложной графической фактурой.

Задание

интересно

своим

внутренним

потенциалом,

поскольку

предполагает:

создание сложного изображения при посильной простоте изготовления;

рассматривание необычного, при котором происходит естественная

концентрация внимания;

включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное

"похожестью" того или иного силуэта, пятна на определённый объект

действительности;

создание эмоционального состояния радости, переживаемого в

процессе узнавания;

выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами,

подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями;

переживание чувства удовольствия от непременно успешно

выполненной работы.

Это задание обеспечивает педагогу возможность проследить акценты

восприятия

учащегося

и

корректировать

дальнейшую

индивидуальную

работу с ним.

Техника диатипии в художественной школе

Что же такое диатипия? В общем, диатипия - это техника нетиражного

живописного

эстампа,

печати

с

одним

уникальным

отпечатком,

дополнительная ценность которого в том, что его совершенно невозможно

повторить. Диатипия относится к графическим техникам.

Диатипия – один из самых легких в исполнении вид печатной графики. С

неё начинается знакомство учащихся с видами печатной графики, которыми

возможно заниматься в стенах художественной школы, и которые не требуют

специального

оборудования

и

больших

финансовых

затрат.

Это

-

диатипия,монотипия, гипсография и гравюра на линолеуме.

Для диатипии используются различные краски - гуашь, темпера, акрил,

масляные

краски,

офортные,

типографские

и

даже

строительные

виды

красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в

зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с

которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик

разной толщины, пластины из разных металлов, стекло, оргалит, фанера,

холст, дерево, камень. В общем, есть повод для фантазии. Главное, чтобы

ф а к т у р а

п о в е р х н о с т и

с о о т в е т с т в о в а л а

в а ш и м

з а д а ч а м .

Краска наносится на поверхность также различными инструментами:

рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе

фигурные.

Также

применяются

валики

с

различными

фактурами.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от

простой

ткани,

до

всевозможных

специфических

материалов:

спички,

с т а л ь н а я

г у б к а

д л я

ч и с т к и

п о с у д ы ,

в а т н ы е

п а л о ч к и . . .

Мы выполняем монотипию по методу Гогена. Она представляет собой

не совсем обычный оттиск, в привычном понимании слова. На пластик или

стекло

с

накатанной

валиком

типографской

краской

накладывается

лист

бумаги.

По

его

поверхности

делается

рисунок

твёрдой

палочкой

или

карандашом,

а

непосредственное

изображение

получается

при

переходе

краски с доски на лист в тех местах, где выполнялся рисунок. Причём

рисовать можно не только карандашом (линия), но и пальцем (пятно, тон).

Ученикам предлагается выполнить тематический натюрморт. Например,

натюрморт

из

старых,

отслуживших

своё

вещей.

Постановка

изначально

несет в себе мысль натурного изображения. Диатипия передаст изношенную

разделочную

доску,

сломанный

чайник,

холщевую

драпировку.

Или

натюрморт

с

музыкальными

инструментами

(помятые

трубы,

старые

плакаты). Этюд натюрморта выполняется карандашом на альбомном листе.

Этюд линейно-тоновый. Ставятся задачи: закомпоновать натюрморт, найти

красивый

общий

силуэт

изображаемого,

решить

края

листа,

следить

за

красотой линии. Основная задача – разобрать натюрморт на черное и белое,

чтобы тональные пятна находились в гармоническом равновесии в листе.

Работа ведется эскизно, смело, используется мягкий карандаш, растушёвки,

фактуры, мощно набирается тон. Затем этюд переводится через стекло в

зеркальном отражении на другой лист бумаги. Ученики переводят работы

через

оконное

стекло

или

на

импровизированном

монтажном

столе

оргстекле с подсветкой снизу.

Для печати берётся бумага газетного типа, рыхлая, малопроклеенная,

желательно слегка тонированная. На ровной гладкой поверхности валиком

раскатывается типографская или масляная краска тонким слоем. Главное её

качество, нужное в работе, - способность долго не высыхать на рабочей

поверхности.

Лист

бумаги

кладется

чистой

стороной

на

стекло

с

типографской краской и рисунок передавливается карандашом или ручкой

другого

цвета,

чтобы

ученики

видели,

какие

линии

они

уже

обводили.

Карандашная работа, выполненная в тоне, лежит рядом, учащиеся смотрят

на неё, сверяются. Рука все время на весу, хотя это довольно сложно. Лист во

время работы нельзя сдвигать, придерживать его можно в одной точке, иначе

останется множество отпечатков пальцев.

Обычно, выполнив линейную часть работы, нужно посмотреть, что

получилось. Важно обратить внимание учащихся, что отпечатанная линия

особенно красива и отличается от карандашной своей фактурностью, другой

тональной насыщенностью. Слегка размазанные и непропечатанные линии

создают рукотворность оттиска.

Внимательно проанализировав работу, нужно решить её в тоне. Тон

набирается

притиранием

пальцами,

штриховкой

обратной

стороной

карандаша, ластиком, расческой и т.д. Время от времени работу отнимают от

поверхности с накатанной краской, обновляют валиком поверхность. Работу

рассматривают, оценивая, закончена ли она. Важно, что в процессе работы

ученик

все

больше

отходит

от

первоначального

этюда,

самостоятельно

убеждаясь, что пластические особенности техники изменяют, преображают

первоначальный

замысел.

Диатипия

пластически

преображает

работу,

выполненную в карандаше.

Законченная работа какое-то время сохнет. Если работа не удовлетворяет

по каким-то причинам, с этюда

снова переводят через стекло зеркальное

отражение и печатают, исправляя недостатки. Следует сделать акцент на том,

чтобы

учащиеся, не ленясь, «зеркалили» свои работы (чаще смотрели на

отражения

своих

работ

в

зеркале).

Этот

процесс

развивает

поэтапное

художническое мышление и цельное видение собственной композиции

Несмотря на лёгкость в исполнении, диатипия – это упражнение на

последовательность, логичность

мысли. Ещё создавая этюд для печати,

ученик

последовательно

решает

композиционные,

пластические,

тоновые

задачи,

учится

мыслить

«от

общего

к

частному».

Быстрота

и

непринуждённость

работы

это

возможность

для

педагога

увидеть,

как

ученик пластически мыслит. Да и сам ученик видит свои ошибки и радуется

достижениям, которые в длительной работе бывают скрыты.

Кроме натюрморта, учащиеся с удовольствием делают в технике диатипии

наброски, а также составляют композиции, отпечатывая листья и цветы.

Быстрота и эффектность выполняемой работы обостряет чувства и

эмоции

учеников,

помогает

осознать

собственные

творческие

силы

и

возможности. Вообще, чередование длительных и кратковременных заданий

по рисунку, а также знакомства учащихся с различными техниками станковой

и

печатной

графики

обогащает

процесс

обучения,

даёт

высокий

градус

заинтересованности и, как следствие, неплохой результат обучения.

Следует отметить, что в наш век высоких технологий сохраняют своё

художественное

значение

такие

«немодные»

техники

графики,

как

монотипия, диатипия, картонография,

гипсография,

линогравюра. Это

происходит потому, что условность подчас помогает художнику, и юному в

том числе, яснее выразить своё отношение к окружающему миру.

Приложение

Работы учащихся школы в технике диатипии.

Список литературы

1.Владыкин И. Гравюра на картоне. // Художник – 1967.

2.Герштейн Ю.И. Новые виды гравюры. – М.; Искусство, 1959.

3.Павлов И.М., Маторин М.В. Техника гравюры на дереве и линолеуме. 2 изд.

– М.; Искусство,1952.

4.Турова В.В. Что такое гравюра. (2-е изд., испр. и дополн.) – М.;

Изобразительное искусство, 1986.

5.Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре, - М.; Книга,1986.

6.Яблочкина Н.В. Как сделать гравюру на картоне. – Псков,2002.



В раздел образования