Напоминание

"Декоративный натюрморт"


Автор: Ступникова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДХШ
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Декоративный натюрморт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое пособие «Декоративный натюрморт».

Составитель - Ступникова Елена Владимировна

преподаватель МБОУ ДО ДХШ г. Вятские Поляны Кировской области.

Данное методическое пособие предлагается для использования в

преподавании курса декоративной композиции в детской художественной

школе,

программе

4

класса

при

изучении

темы

«Приемы

усиления

декоративности натюрморта».

Курс по декоративной композиции является одним из творческих

разделов, позволяющих в полной мере проявить творческую инициативу,

художественные способности, свободу воображения, фантазии учащихся.

Задачи дисциплины:

- формирование эстетического и художественно - деятельностного взгляда на

окружающую действительность,

-

выработка

стремления

художественно

и

образно

анализировать

окружающий мир,

- развитие творческого, пространственного и колористического мышления,

- выработка индивидуального художественного языка.

По окончании курса учащийся должен знать:

– особенности реалистического, декоративного, фантазийного, абстрактного

рисунка и использовать их при разработке эскиза композиции;

– основные принципы создания декоративной композиции;

– приёмы декоративной стилизации портрета человека, фигуры человека,

природных

форм,

объектов

животного

мира,

натюрморта,

пейзажа

и

сюжетной композиции.

По окончании курса учащийся должен уметь:

широко

использовать

знания

по

стилизации,

основам

цветоведения,

композиции

при

создании

художественного

образа,

работ

декоративно

прикладного характера;

активно

использовать

теоретические

знания

в

работах

любого

вида

художественного творчества;

– самостоятельно применять выразительные средства;

– самостоятельно выполнять творческие работы декоративного характера,

применяя различные приемы усиления декоративности.

Декоративность является одним из главных художественных средств

декоративно – прикладного искусства. Декоративность - особое качество

художественной формы, повышающее его эмоциональную выразительность.

Художественные приемы, обуславливающие декоративность произведений

искусства

богаты,

многообразны

и

специфичны

для

каждого

вида

искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности является декор

(в том числе орнамент или его детали). Выразительность природной фактуры

материалов, и присущих им особенностей пластической формы композиции,

организации линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен;

интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка

и др.

Если станковый натюрморт – это вполне самостоятельное произведение,

то не имеет значения и среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном

интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже. И совсем другое дело –

это декоративные произведения, в частности, декоративный натюрморт: он

отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над

ним

художник

мысленно

или

практическим

путём

закладывает

среду,

интерьер, в котором он будет находиться. В основу изображения должна

быть заложена какая-то общая идея, которую юный автор на протяжении

всей работы будет держать в голове. Например, стилистическое направление

в

искусстве,

историческая

или

географическая

принадлежность

и

их

колористические традиции, геометрия и даже фактурность. Это приведёт к

стилистической целостности работы.

Натюрморт, поставленный педагогом – художником, если он будет

красив

и

заденет

чувства

учеников,

позволяет

им

создать

интересные

работы.

В

особенности

удаются

постановки

декоративного

характера,

яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить

натуру компенсируется у детей интуитивным композиционным чувством,

дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают

сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят предметы,

которые дети свободно компонуют в своих рисунках.

В работе над декоративным натюрмортом можно научиться

средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только

отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.

Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению

колористических

задач.

Для

создания

наиболее

выразительного

образа

можно

придумать

своеобразную

тему

в

натюрморте.Большую

роль

при

выполнении

задания

играет

постановка.

Необходимо,

чтобы

каждый

натюрморт

был

выразителен,

понятен,

имел

свою

характерную

особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и

стилизации.

Декоративный натюрморт также может быть творчески увлекательным,

спо собствовать

развитию

индивидуа льных

спо собно стей

и

художественного

вкуса.

Но

для

того,

чтобы

пробудить

желание

идти

нестандартным путём, преподаватель должен дать учащимся «инструмент»

- знания, которыми можно воспользоваться во время работы. В данном

методическом пособии предлагаются такие «инструменты».

Приемы усиления декоративности натюрморта:

1. Плоскостное решение композиции;

2. Отсутствие перспективы (обратная перспектива, сознательное нарушение

или

полное

разрушение

пространственной

перспективы,

плоскости

и

отдельных

предметов,

восприятие

предмета

одновременно

с

различных

точек зрения);

3.Трансформация формы (криволинейная, геометрическая – преобразование

пластического

содержания

отдельных

форм;

изменение

пропорций;

упрощение, но не обеднение формы);

4.Произвольное

изменение

местоположения

и

количественного

состава

предметов

в

пространстве

(отказ

от

одних,

введение

дополнительных,

главное – сохранить узнаваемость постановки);

5.Введение

рисующего

контура

(черного

-

объединяющего

все

цвета

в

композиции, контрастного к цвету натюрморта – для усиления звучания,

металлик – для нарядности);

6.Аппликативность («вырезанность» - условная аппликативная трактовка);

7.Свободная интерпретация цветовых и тональных отношений (поиск новой

цветовой гаммы в соответствии с авторским замыслом);

8.Разбиение

композиционной

плоскости

на

части

дополнительными

линиями (простое – на несколько частей, разбиение предметов на плоскости

локального цвета или по «принципу лоскутного одеяла»);

9. Введение декора (насыщение орнаментом);

10. Введение модуля (дробление - крупный мазок, полоска и т.д.);

11.Оверлеппинг (наложение одной формы на другую, «прозрачность»).

Возможностей

много,

но

важно

одно:

все

приемы

должны

быть

обдуманы,

взвешены

и

отвечать

главной

задаче

декоративной

выразительности.

Используя

их

в

различных

сочетаниях,

получаем

бесконечное количество вариантов выполнения декоративного натюрморта.

Такие задания позволяют проявить себя тем, кто недостаточно подготовлен

в академическом рисунке. Это позволяет учащимся работать творчески,

создавая

непохожие

друг

на

друга

работы,

которые

основываются

на

индивидуальности каждого, его собственном умении увидеть красоту.

Для того чтобы воспитать в ребенке качество, присущие художникам-

декораторам,

необходимо

развивать

4

ипостаси.

Назовем

их

условно,

используя язык родственного искусства-театра.

1.

Итак,

первый

это

сценарист-драматург.

Именно

он

решает,

что

изобразить.

2.

Второй – режиссер – определяет как: как выстроить, в каком материале

решить, какой объем предпочтительнее.

3.

Третий – исполнитель-актер. Важно отметить лишь одно – при всей

свободе

импровизации

исполнитель

должен

чувствовать

свою

зависимость от двух первых и стремиться выполнить основную задачу,

воплотить замысел.

4.

И, наконец, критик. Это должен быть строгий, но доброжелательный

анализатор, умеющий понять, какой путь тупиковый, а какой, пусть

сегодня и не привел к успеху, может помочь в дальнейшем добиться

искомого результата. Всех этих живущих в одном художнике творцов

нужно тренировать постоянно, наблюдая, вглядываясь в мир природы,

пытаясь мысленно «кадрировать», подмечая характерное.

Тема: Декоративный натюрморт (творческое сочинение).

Цель: Разработать и выполнить декоративный натюрморт, применяя знания

по цветоведению и декоративной композиции, применяя изученные ранее

приемы

усиления

декоративности.Творчески

переработав

постановку,

придумать

тему

и

создать

стилистически

целостный

натюрморт

и

пространство за ним. При работе с реальной натурой ученикам предлагается

максимально проявить свою индивидуальность.

Задачи:

1.

Использование

полученных

теоретических

знаний

и

практических

навыков.

2.

Углубление

теоретических

знаний

по

теме

декоративный

натюрморт.

3.

Развитие

творческой

индивидуальности,

самостоятельности,

умение

длительно вести работу.

Работа над декоративным натюрмортом:

Делаются

небольшие

предварительные

наброски

реалистичного

натюрморта.

При

работе

над

набросками

ставятся

следующие

задачи:

преобразить

реальность,

постараться

увидеть

предметы

с

разных

точек

зрения,

показать

их

«во

времени

и

пространстве».

Выделить

главное

и

соподчинить с ним второстепенное.

- варианты компоновки, возникновение замысла;

- работа над формой предметов;

- поиск приема стилизации и декорирования;

- построение пространства в декоративной живописи. С одной стороны

решение может быть плоскостным, так как для решения декоративных задач

создается максимально плоскостное решение. Но может быть и организована

некоторая условная среда, которая тоже работает на декоративное решение

постановки;

- введение орнамента и связанная с ним организация орнаментальной среды.

Орнамент,

введенный

в

натюрморт,

может

стать

основой

ритмической

структуры натюрморта и основным элементом декора (по необходимости);

- тоновой поиск (эскиз)(для достижения тоновой выразительности в работе);

-

выбор

колористического

решения(использовать

цвет,

прежде

всего

как

средство

эмоционального

воздействия,

способное

передать

«настроение»

натюрморта).

Следует особое внимание обращать на композиционное и

колористическое

решение

декоративной

и

абстрактной

композиций,

особенности стилизации реально существующих объектов, выразительные

средства

цвета,

развитие

зрительной

памяти,

наблюдательности,

художественно - образного мышления, фантазии, интуиции.

Данные задания развивают у ребёнка изобразительную творческую

активность. Знания,

умения

и

навыки,

которые

были

приобретены

в

процессе

работы,

несомненно,

пригодятся

в

дальнейшем,

так

как

эти

приемы усиления декоративности легко переносятся на различные жанры

искусства – пейзаж, портрет, декоративную сюжетную композицию и др.

Владение

приемами

стилизации

и

усиления

декоративности

позволяют

художнику

более

творчески

решать

задачи,

которые

ставит

перед

ним

жизнь

и

профессиональная

деятельность. Каждый

из

нас

видит

окружающий

мир

по-своему.

Это

прекрасное

качество,

которое

тоже

необходимо развивать.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Данное

учебное

пособие

(презентация)

проиллюстрировано

творческими

работами

учащихся

МБОУ

ДО

ДХШ

г.Вятские Поляны Кировской области, преподаватель – Ступникова Елена

Владимировна.



В раздел образования