Автор: Ступникова Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДХШ
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Декоративный натюрморт"
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие «Декоративный натюрморт».
Составитель - Ступникова Елена Владимировна
преподаватель МБОУ ДО ДХШ г. Вятские Поляны Кировской области.
Данное методическое пособие предлагается для использования в
преподавании курса декоративной композиции в детской художественной
школе,
программе
4
класса
при
изучении
темы
«Приемы
усиления
декоративности натюрморта».
Курс по декоративной композиции является одним из творческих
разделов, позволяющих в полной мере проявить творческую инициативу,
художественные способности, свободу воображения, фантазии учащихся.
Задачи дисциплины:
- формирование эстетического и художественно - деятельностного взгляда на
окружающую действительность,
-
выработка
стремления
художественно
и
образно
анализировать
окружающий мир,
- развитие творческого, пространственного и колористического мышления,
- выработка индивидуального художественного языка.
По окончании курса учащийся должен знать:
– особенности реалистического, декоративного, фантазийного, абстрактного
рисунка и использовать их при разработке эскиза композиции;
– основные принципы создания декоративной композиции;
– приёмы декоративной стилизации портрета человека, фигуры человека,
природных
форм,
объектов
животного
мира,
натюрморта,
пейзажа
и
сюжетной композиции.
По окончании курса учащийся должен уметь:
–
широко
использовать
знания
по
стилизации,
основам
цветоведения,
композиции
при
создании
художественного
образа,
работ
декоративно
–
прикладного характера;
–
активно
использовать
теоретические
знания
в
работах
любого
вида
художественного творчества;
– самостоятельно применять выразительные средства;
– самостоятельно выполнять творческие работы декоративного характера,
применяя различные приемы усиления декоративности.
Декоративность является одним из главных художественных средств
декоративно – прикладного искусства. Декоративность - особое качество
художественной формы, повышающее его эмоциональную выразительность.
Художественные приемы, обуславливающие декоративность произведений
искусства
–
богаты,
многообразны
и
специфичны
для
каждого
вида
искусства. Важную роль в создании эффекта декоративности является декор
(в том числе орнамент или его детали). Выразительность природной фактуры
материалов, и присущих им особенностей пластической формы композиции,
организации линейных ритмов, пластических объемов и цветовых пятен;
интенсивность звучания цвета, выразительность и фактура красочного мазка
и др.
Если станковый натюрморт – это вполне самостоятельное произведение,
то не имеет значения и среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном
интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже. И совсем другое дело –
это декоративные произведения, в частности, декоративный натюрморт: он
отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над
ним
художник
мысленно
или
практическим
путём
закладывает
среду,
интерьер, в котором он будет находиться. В основу изображения должна
быть заложена какая-то общая идея, которую юный автор на протяжении
всей работы будет держать в голове. Например, стилистическое направление
в
искусстве,
историческая
или
географическая
принадлежность
и
их
колористические традиции, геометрия и даже фактурность. Это приведёт к
стилистической целостности работы.
Натюрморт, поставленный педагогом – художником, если он будет
красив
и
заденет
чувства
учеников,
позволяет
им
создать
интересные
работы.
В
особенности
удаются
постановки
декоративного
характера,
яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить
натуру компенсируется у детей интуитивным композиционным чувством,
дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают
сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят предметы,
которые дети свободно компонуют в своих рисунках.
В работе над декоративным натюрмортом можно научиться
средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только
отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи.
Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению
колористических
задач.
Для
создания
наиболее
выразительного
образа
можно
придумать
своеобразную
тему
в
натюрморте.Большую
роль
при
выполнении
задания
играет
постановка.
Необходимо,
чтобы
каждый
натюрморт
был
выразителен,
понятен,
имел
свою
характерную
особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и
стилизации.
Декоративный натюрморт также может быть творчески увлекательным,
спо собствовать
развитию
индивидуа льных
спо собно стей
и
художественного
вкуса.
Но
для
того,
чтобы
пробудить
желание
идти
нестандартным путём, преподаватель должен дать учащимся «инструмент»
- знания, которыми можно воспользоваться во время работы. В данном
методическом пособии предлагаются такие «инструменты».
Приемы усиления декоративности натюрморта:
1. Плоскостное решение композиции;
2. Отсутствие перспективы (обратная перспектива, сознательное нарушение
или
полное
разрушение
пространственной
перспективы,
плоскости
и
отдельных
предметов,
восприятие
предмета
одновременно
с
различных
точек зрения);
3.Трансформация формы (криволинейная, геометрическая – преобразование
пластического
содержания
отдельных
форм;
изменение
пропорций;
упрощение, но не обеднение формы);
4.Произвольное
изменение
местоположения
и
количественного
состава
предметов
в
пространстве
(отказ
от
одних,
введение
дополнительных,
главное – сохранить узнаваемость постановки);
5.Введение
рисующего
контура
(черного
-
объединяющего
все
цвета
в
композиции, контрастного к цвету натюрморта – для усиления звучания,
металлик – для нарядности);
6.Аппликативность («вырезанность» - условная аппликативная трактовка);
7.Свободная интерпретация цветовых и тональных отношений (поиск новой
цветовой гаммы в соответствии с авторским замыслом);
8.Разбиение
композиционной
плоскости
на
части
дополнительными
линиями (простое – на несколько частей, разбиение предметов на плоскости
локального цвета или по «принципу лоскутного одеяла»);
9. Введение декора (насыщение орнаментом);
10. Введение модуля (дробление - крупный мазок, полоска и т.д.);
11.Оверлеппинг (наложение одной формы на другую, «прозрачность»).
Возможностей
много,
но
важно
одно:
все
приемы
должны
быть
обдуманы,
взвешены
и
отвечать
главной
задаче
декоративной
выразительности.
Используя
их
в
различных
сочетаниях,
получаем
бесконечное количество вариантов выполнения декоративного натюрморта.
Такие задания позволяют проявить себя тем, кто недостаточно подготовлен
в академическом рисунке. Это позволяет учащимся работать творчески,
создавая
непохожие
друг
на
друга
работы,
которые
основываются
на
индивидуальности каждого, его собственном умении увидеть красоту.
Для того чтобы воспитать в ребенке качество, присущие художникам-
декораторам,
необходимо
развивать
4
ипостаси.
Назовем
их
условно,
используя язык родственного искусства-театра.
1.
Итак,
первый
–
это
сценарист-драматург.
Именно
он
решает,
что
изобразить.
2.
Второй – режиссер – определяет как: как выстроить, в каком материале
решить, какой объем предпочтительнее.
3.
Третий – исполнитель-актер. Важно отметить лишь одно – при всей
свободе
импровизации
исполнитель
должен
чувствовать
свою
зависимость от двух первых и стремиться выполнить основную задачу,
воплотить замысел.
4.
И, наконец, критик. Это должен быть строгий, но доброжелательный
анализатор, умеющий понять, какой путь тупиковый, а какой, пусть
сегодня и не привел к успеху, может помочь в дальнейшем добиться
искомого результата. Всех этих живущих в одном художнике творцов
нужно тренировать постоянно, наблюдая, вглядываясь в мир природы,
пытаясь мысленно «кадрировать», подмечая характерное.
Тема: Декоративный натюрморт (творческое сочинение).
Цель: Разработать и выполнить декоративный натюрморт, применяя знания
по цветоведению и декоративной композиции, применяя изученные ранее
приемы
усиления
декоративности.Творчески
переработав
постановку,
придумать
тему
и
создать
стилистически
целостный
натюрморт
и
пространство за ним. При работе с реальной натурой ученикам предлагается
максимально проявить свою индивидуальность.
Задачи:
1.
Использование
полученных
теоретических
знаний
и
практических
навыков.
2.
Углубление
теоретических
знаний
по
теме
декоративный
натюрморт.
3.
Развитие
творческой
индивидуальности,
самостоятельности,
умение
длительно вести работу.
Работа над декоративным натюрмортом:
Делаются
небольшие
предварительные
наброски
реалистичного
натюрморта.
При
работе
над
набросками
ставятся
следующие
задачи:
преобразить
реальность,
постараться
увидеть
предметы
с
разных
точек
зрения,
показать
их
«во
времени
и
пространстве».
Выделить
главное
и
соподчинить с ним второстепенное.
- варианты компоновки, возникновение замысла;
- работа над формой предметов;
- поиск приема стилизации и декорирования;
- построение пространства в декоративной живописи. С одной стороны
решение может быть плоскостным, так как для решения декоративных задач
создается максимально плоскостное решение. Но может быть и организована
некоторая условная среда, которая тоже работает на декоративное решение
постановки;
- введение орнамента и связанная с ним организация орнаментальной среды.
Орнамент,
введенный
в
натюрморт,
может
стать
основой
ритмической
структуры натюрморта и основным элементом декора (по необходимости);
- тоновой поиск (эскиз)(для достижения тоновой выразительности в работе);
-
выбор
колористического
решения(использовать
цвет,
прежде
всего
как
средство
эмоционального
воздействия,
способное
передать
«настроение»
натюрморта).
Следует особое внимание обращать на композиционное и
колористическое
решение
декоративной
и
абстрактной
композиций,
особенности стилизации реально существующих объектов, выразительные
средства
цвета,
развитие
зрительной
памяти,
наблюдательности,
художественно - образного мышления, фантазии, интуиции.
Данные задания развивают у ребёнка изобразительную творческую
активность. Знания,
умения
и
навыки,
которые
были
приобретены
в
процессе
работы,
несомненно,
пригодятся
в
дальнейшем,
так
как
эти
приемы усиления декоративности легко переносятся на различные жанры
искусства – пейзаж, портрет, декоративную сюжетную композицию и др.
Владение
приемами
стилизации
и
усиления
декоративности
позволяют
художнику
более
творчески
решать
задачи,
которые
ставит
перед
ним
жизнь
и
профессиональная
деятельность. Каждый
из
нас
видит
окружающий
мир
по-своему.
Это
прекрасное
качество,
которое
тоже
необходимо развивать.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Данное
учебное
пособие
(презентация)
проиллюстрировано
творческими
работами
учащихся
МБОУ
ДО
ДХШ
г.Вятские Поляны Кировской области, преподаватель – Ступникова Елена
Владимировна.