Напоминание

Сочинение - практический метод обучения русскому языку.


Автор: Колоскова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: Сочинение - практический метод обучения русскому языку.
Раздел: начальное образование





Назад




Сочинение - практический метод обучения русскому языку.

Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием,

последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего

слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Заниматься этим

следует на каждом уроке.

В моей практике работа над сочинениями слагается из нескольких этапов: подготовка к

сочинению, его написание, анализ, переписывание.

Успех работы над сочинением зависит в конечном итоге не только от того, насколько прочно

владеют учащиеся определенны запасом слов, от их умения раскрыть тему, но и от того, создан ли

учителем эмоциональный настрой, появилось ли у детей желание писать на предложенную тему.

Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы темы для сочинений были разнообразными. Вот некоторые из

них: «Осень пришла», «Осень», «Верные друзья» (сочинение по картине с элементам описания),

«Воробышко» (сочинение по данному учителем концу), «Отзыв о спектакле «Красная Шапочка»,

«Как я хочу провести зимние каникулы», «Почему мои каникул были интересными», «За что я

люблю свою маму» и другие.

На три последние темы учащиеся особенно любят писать сочинения, так как и содержание

основывается на жизненных впечатлениях детей.

Подготовка к сочинению начинается еще задолго до того, как дети узнают его тему. В целях

оказания помощи примерно за неделю до письма сочинения предлагаю учащимся следующие

памятки (по вариантам).

Первый вариант использовался в работе с теми учащимися, которые быстро усваивали устную

инструкцию учителя. Задания этого варианта необходимы лишь для напоминания в общем виде о

последовательности действий. Вот как выглядит эта памятка.

1.

Запиши тему сочинения в тетрадь.

2.

Подумай над содержанием того, о чем напишешь; определи последовательность предложений.

3.

Составь план и запиши его в тетрадь.

4.

Подумай над содержанием каждой

части; пиши сочинение.

Второй вариант применялся к тем ученикам, которые медленно усваивают последовательность

действий и большую часть времени тратят непроизводительно (долго думают, что им делать,

некоторые поминутно обращаются к учителю, другие пишут что придется). Вот эта памятка.

1.

Запиши тему сочинения в тетрадь.

2.

Подумай, о чем будешь писать сначала, вырази это предложением и запиши его на черновик.

3.

Подумай, о чем нужно писать дальше, вырази это предложением и запиши его.

4.

Помни: сколько будет частей в сочинении, столько получится и пунктов плана.

5.

Спроси у учителя, как пишутся эти слова, или обратись к словарю.

6.

После этого, проговаривая про себяотдельно каждое предложение, пиши сочинение по плану в

черновике.

7.

Написал — отдохни минуту.

8.

Прочитай написанное.

При подготовке к сочинению проводились:

а)

лексические упражнения по выбору

синонимов и сравнений (при составлении предложений);

б)

упражнения, дающие представление о многозначности слова (золотые руки, золотая осень,

золотые часы);

в)

изучались трудные слова, которые учащиеся могли употребить в сочинениях.

Второй этап работы над сочинениями очень ответствен: я имею в виду процесс письма. Здесь надо не

забывать о том, что второклассники в силу еще недостаточного знакомства с грамматикой, а порой и

из-за сильного увлечения часто допускают больше ошибок, чем во всех работах другого вида.

Поэтому очень важно вовремя предупредить ошибки.

Я приучила учащихся в случае затруднения обращаться за помощью ко мне, чтобы не мешать своим

вопросом товарищу (поднять руку, говорить шепотом).

Вот, например, сочинение на тему «За что я люблю свою маму»:

За что я люблю свою маму.

Моя - мама самая красивая. Она у меня молодая и веселая, любит со мной гулять, играть, ходить в

театр. У моей мамы прекрасные светлые волосы до самых плеч. У неё большие голубые глаза и

длинные ресницы, аккуратнейший носик и маленький рот с прекрасными губами. У мамы нежные

руки. Так хочется прижаться к ней и поскорее поведать ей свои тайны. Я очень люблю свою маму.

Сочинения проверяю к следующему дню, чтобы у детей не пропал интерес к своей работе. Каждую

оценку стараюсь аргументировать.

Большое значение я придаю анализу сочинений. Это третий этап работы. Ему посвящаю целый урок.

Иногда провожу индивидуальные занятия с детьми, допустившими большое количество ошибок.

В начале урока объявляю о результатах. Читаю несколько лучших сочинений. На первых уроках я

сама отмечала, почему сочинение считаю удачным, подчеркивала образность и яркость языка, его

эмоциональность. Позже, во 2-й четверти, к анализу сочинения стала привлекать самих учащихся.

Надо сказать, что ребята — строгие и беспристрастные критики. Они начинают требовательнее

относиться к слову, их интерес к языку растет. Например, вниманию класса я предлагаю два

сочинения: первое — хорошее, второе — неудачное. Дети почувствовали, что второе сочинение

скучное, все только перечислено, ничего не говорится о красоте. По моей просьбе учащиеся

дополняют описание. Наконец, я читаю учащимся наиболее яркие выражения, взятые из их

сочинений.

При анализе сочинений провожу разные виды работ.

1.

Упражнения на замену повторяющихся слов. Я читаю детям короткий, интересный

рассказ. Они отмечают, что в тексте часто повторяются одни и те же слова. Ребята знают, что

повторений можно избежать. Эту работу мы проводим устно, а затем 2—3 предложения учащиеся

записывают в тетради. Например, рассказ «Ёж»:

Вырыл ёж на зиму нору под деревом. Хороша нора, только постельки нет. Побежал ёж (зверёк) за

постелькой. Нашел ёж (колючий) листья и давай кататься по земле. Листья пристали к иголкам ежа

(пристали к его иголкам).

2.

Упражнения в подборе синонимов к

данным словам (

смелый, отважный,храбрый).

3.

Упражнения в подборе антонимов (игра «Наоборотки»).

4.

Упражнения в составлении предложений с указанными заранее словами и выражениями.

5.

Коллективные сочинения, коллективные описания. Например, устно дети составляют небольшой

рассказ о котенке после написания классного сочинения «Верные друзья» (в сочинении требовалось

дать описание щенка).

Последний этап в работе над сочинением — его переписывание. Это для детей тоже творчество.

Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех

учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как учащиеся

исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения

мною проверяются, но оценки за работу не выставляются. Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю,

как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки.

После исправления недостатков ставлю оценки. Такая система написания сочинений дает

возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их

преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в

них меньше грамматических ошибок. Если же сочинение только оценить и сделать замечания по

качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики

серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного

изложения того или иного события).

В начальной школе следует также приобщать учащихся к большому искусству — живописи, широко

используя репродукции с картин известных художников. Все это также способствует развитию

речи младших школьников. Сочинения по картине также должны занимать большое место в работе по

развитию речи.

Дети очень любят рассматривать картины. Известно замечательное высказывание К.

Д. Ушинского о значении картины для развития речи учащихся: «Если вы входите в класс, от которого

трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринужденно».

Работу по картине я обычно начинаю с вступительной беседы. Иногда эта беседа нужна для того,

чтобы дать детям некоторые пояснения, помогающие им лучше воспринять картину. Затем дети

начинают рассматривать картину — это наиболее ответственная часть работы над картиной.

Заканчивается рассматривание картины короткими замечаниями учащихся, дающими выход их

первоначальным впечатлениям. Вслед за этим идет более углубленное рассматривание картины под

моим руководством. Моя задача заключается в том, чтобы дети заметили все подробности, при

помощи которых создается художественный образ. Только тогда происходит полное восприятие

картины ;и дети вполне осваивают ее содержание и идею.

При таком разборе картины достигается еще одна очень существенная цель: подготавливается

словарь учащихся, без которого они не могут выразить мысли и чувства, вызванные картиной.

Чем лучше дети понимают содержание картины, больше проникаются ее образами, тем легче

возникают у них нужные слова, ярче строится речь. Чтобы дети изложили содержание картины в

должной последовательности

,

намечаю план

сочинения, который обычно составляется коллективно.

Далее по плану дети участвуют в составлении устного рассказа.

Я записываю на доске слова, трудные для написания. До приступления к письму сочинения ученики

спрашивают меня, как пишутся трудные для них слова. Далее ученики пишут сочинение и в процессе

письма задают мне вопросы. Дети не боятся излагать свои мысли, постоянно пополняют словарный

запас, учатся образному восприятию окружающего мира. Очень важно каждому не только передавать

информацию, но и выражать свои чувства и впечатления, отметить в портрете человека или пейзаже

не только их особенности, но и подобрать образы сравнения, интересные эпитеты.



В раздел образования