Автор: Варфаламеева Евгения Васильевна
Должность: учитель орксэ, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ Красногорская гимназия
Населённый пункт: Красногорское, Красногорский район, Удмуртской республики
Наименование материала: Реферат
Тема: Игровые формы обучения, как средство активизации познавательной деятельности на уроках дополнительного образования и модуля "основы православной культуры" курса "основы религиозных культур и светской этики".
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Красногорская гимназия Красногорского района
Удмуртской Республики
Реферат:
Игровые формы обучения, как средство активизации
познавательной деятельности на уроках дополнительного
образования и модуля «основы православной культуры» курса
«основы религиозных культур и светской этики».
(технология игровых форм обучения)
Автор: Варфаламеева Евгения
Васильевна
педагог дополнительного
образования и учитель «основы
религиозных культур и светской
этики» I квалификационной
категории
с. Красногорское, 2015г.
1
Оглавление
1.
Введение. 3-4
Глава 1. Воспитательное значение игры. 5-7
Глава 2. Общие положения понятия игры. 7-13
2.1.
Задачи игровых форм обучения. 7-8
2.2.
Методы обучения. 8
2.3.
Средства обучения. 8-9
2.4.
Способы мотивации. 9
2.5.
Способы организации учебно-воспитательной 10-11
деятельности учащихся.
2.6.
Игровые элементы. 11-13
2.7.
Предметные области дидактических игр. 13
Глава 3. Классификация дидактических игр: 14-25
3.1.
Игры словесные; 14-16
3.2.
Настольно-печатные игры; 16-17
3.3.
Сюжетно-ролевые игры; 17-18
3.4.
Игра - инсценировка; 18-19
3.5.
Уроки-путешествия; 19-20
3.6.
Интеллектуальные игры; 20-21
3.7.
Компьютерные игры; 21
3.8.
Игры- мастерские; 22-23
3.9.
Творческие игры – сказки; 23
3.10.
Игры-викторины; 23
3.11.
Деловые игры; 24
3.12.
Военно-патриотические учения-игры; 24-25
3.13.
Игры подведения итогов. 25
Заключение. 26
Список литературы. 28
2
Введение
Игра,
являясь
простым
и
близким
человеку
способом
познания
окружающей
действительности,
должна
быть
наиболее
естественным
и
доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует,
развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы
жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.
Существующая
же
необходимость
в
рациональном
построении,
организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более
тщательного и детального ее изучения.
Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению,
необходимо
стараться
использовать
каждую
возможность,
чтобы
разгрузить
ребенка посредством игровой деятельности в процесс обучения.
Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно
изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.
Вот
почему
проблема
использования
игровых
технологий
в
практике
обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.
Цель
исследования
–
концептуальный
анализ
игры
и
игровой
деятельности
учащихся
и
научное
обоснование
эффективности
применения
игровых технологий в процессе преподавания Основы религиозных культур и
светской
этики
также
дополнительного
образовании
объединений
учащихся
«Подарок» и «Моя малая Родина».
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания
курса
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики
также
на
занятиях
дополнительного образования объединения «Подарок» и «Моя малая Родина».
Предмет
исследования
–
игровые
технологии,
как
один
из
методов,
способствующих
формированию
познавательного
интереса
школьников
при
изучении курса ОРКСЭ и занятиях дополнительного образования.
3
Гипотеза
исследования
–
формирование
познавательного
интереса
школьников
при
изучении
курса
ОРКСЭ
и
занятиях
дополнительного
образования будет более эффективным, если построить обучение на основе
введения игровых технологий в учебный процесс. В связи с целью и гипотезой
были определены следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме
исследования;
-
изучить
существующие
в
практике
преподавания
ОРКСЭ
и
занятиях
дополнительного образования различные игровые технологии;
- классифицировать игровые формы обучения;
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и
эмпирических методов исследования.
Теоретические:
анализ
и
синтез,
обобщение
и
интерпретация
педагогиче ской,
психологиче ской,
фило софской,
и с т о р и ч е с ко й ,
культурологической
и
методической
литературы;
социально-педагогический
анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).
Эмпирические: методы опроса, метод самооценки, включенный в учебно-
воспитательный процесс.
Методологической основой исследования являются основные положения
работ отечественных ученых в области педагогики и психологии:
- Эльконин Д.Б. Психология игры – М. Просвещение, 1987. – 350с.;
- Беспалько В.П.
«Слагаемые педагогической технологии».
;
- Л.С. Выготский
«Воображение и творчество в детском возрасте»
;
-
Данилюк
А.Я.,
Обернихина
Г.А.
Методика
преподавания
ОРКСЭ
–
М.:
Просвещение, 2010. – 32 с.
4
Игра есть естественное
самовоспитание
ребенка, упражнение для будущего.
Л.С. Выготский
Глава
1.
Воспитательное
значение
игры,
ее
всесторонне
влияние
на развитие
ребенка трудно
переоценить.
Игра
органически
присуща
детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна
творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку –
знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к
тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра
может
сплотить
детский
коллектив,
включить
в
активную
деятельность
детей
замкнутых
и
застенчивых.
В
играх
воспитывается
дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению
контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки
других. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ
социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра
выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и
взрослыми. В играх преподаватель может лучше узнать своих учеников, их
характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности.
Игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ними более
тесный контакт.
Если обратиться к традиционной народной культуре, то окажется, что
понятие
игры
для
наших
предков
имело
позитивный
смысл
только
в
отношении
потехи,
развлечения,
праздника.
Поэтому
свадьбы
в
старину игрались, а сейчас – справляются, как нужда, а слова «игрок, игрун»
применительно
к
взрослому
и
вовсе
приобретали
неодобрительный
негативный оттенок обозначения своего рода одержания, безумства; игроков
(актеров, лицедеев) даже хоронили вне церковной ограды, как самоубийц.
Для традиций было характерно невмешательство взрослых в детский быт,
5
признание детской игровой автономии, права на игру. Это выражалось, в
частности, в охотном изготовлении игрушек взрослыми и в существовании
особого пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе для
детей было отведено «самое высокое, небесное» место – дощатый настил над
печкой (полати) – столь выигрышное для успешной детской игровой жизни.
Сейчас время изменилось. Оно трактует другие методы взаимодействия
взрослых и детей. Игре стали уделять самое серьезное внимание. Она пришла
на помощь обучению, развитию и воспитанию ребенка. Душа человеческая –
«по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все
доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше,
чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано: «что Бог утаил
от мудрых и разумных, то открыл младенцам (Мф. 11,25). Поэтому именно в
игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы
нравственности и красоты. «Не наука делает людей благополучными, - писал
русский поэт И. А.Крылов, - а честность и добрая совесть». К этому хочется
добавить замечательные слова св. Амвросия Оптинского: «Если вы будете
жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а
нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». А
жить и учиться с игрой веселее и интереснее.
Зачем нужна игра в школе?
Во-первых – игра - это школа произвольного поведения.
Во-вторых, игра - это школа морали в действии, которые учат многим
христианским добродетелям, терпимости к другим, смирению.
В-третьих,
игра
–
ведущая
деятельность
определяющая
развитие
интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Игра,
по
мнению
психологов,
является
источником
радости
для
человека,
потому
что
она
реализует
духовную
потребность,
природный
интерес.
Человек
во
время
игры
раскрепощается,
ощущает
состояние
физического
и
психологического
комфорта,
эмоционально
настроен
на
восприятие,
непроизвольное
внимание
и
запоминание,
усвоение.
В
игре
6
личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении,
самореализации.
Поэтому
включение
игры
в
учебный
процесс
приносит
успех в педагогической деятельности.
Педагогическая
игра,
по
мнению
Ельконина
Д.Б.,
обладает
существенным признаком – четко поставленной целью обучения.
С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее
его
воспитание.
Игра
-
современное
средство
диагностики
психического
состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод
коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
Глава 2.Общие положения понятия игры
1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей.
2. Игра есть свободная форма деятельности, где открывается простор для
активности самопознания, самовыражения учащихся.
3. Игра – это нормативная и равноправная деятельность школьников.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
5. Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы
межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Игра
многофункциональна.
Мы
же
остановимся
лишь
на
роли
дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры
на уроках Основы православной культуры и дополнительного образования
детей.
2.1. Игровые формы обучения несут в себе
Задачи:
I.Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
2. Способствовать расширению кругозора через использование
дополнительных источников.
7
II.Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков.
III.Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать чувство сопричастности к общественным событиям.
3. Воспитывать саморазвивающуюся личность.
Существует 5 видов учебной информации:
слова, фигуры (рисунки, архитектура, иконы), чертежи, числа, знаки
(символы).
Эту учебную информацию можно использовать в различных играх.
2.2. К методам обучения можно отнести такие как: анализ, синтез,
классификация, обобщение, умозаключение, абстрагирование, наблюдение и
т.д.
К ним же можно обращаться при организации игровой деятельности
учащихся, при составлении новых педагогических игр.
2.3. Средства обучения.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный
спектр средств обучения:
a) работа с учебником;
б) использование аппарата учебника;
в)иллюстрации учебного пособия;
г) рубрики «Вы узнаете», «Вопросы и задания»;
д)учебные исторические православные картины;
е) учебные фильмы,диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и
открытки;
ж)тексты художественных произведений;
8
з) творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка,
презентации и творческие проекты, исследовательские работы;
и) дополнительный материал учебника «Это интересно» и т.д.
2.4. Способы мотивации.
В.П.Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает
определение
мотива,
как
потребность,
побуждение,
влечение.
При
этом
отмечает, важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную
работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении
учебных задач.
1. Мотивы общения:
a)Учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
б) Осознают полезность друг друга.
в) Совместные эмоциональные переживания укрепляют межличностные
отношения.
2. Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой
характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3.Познавательные мотивы:
a) Игра стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию
пути достижения цели (нужно знать больше других), активизирует
мыслительную деятельность.
б) В игре все равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат
зависит от подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
в) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон. Неудача
воспринимается не как личное поражение.
д) Игра создает комфортное состояние на уроках основы православной
культуры и занятиях дополнительного образования.
9
2.5. Способы организации учебно-познавательной деятельности
учащихся.
Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры
может выражаться в виде (модели, макета, игрушки, конструктора, куклы и
др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др.
В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания
получить
удовольствие,
а
результат
может
быть
конструктивным.
Игра
способна
выступать
средством
получения
чего-то,
хотя
источником
ее
активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое
творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели
нескольких уровней.
Первая
цель
–
удовольствие
от
самого
процесса
игры,
если
она
приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением
правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать,
угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Главная
задача
в
предложении
игры
заключается
в
побуждении
интереса к ней, когда совпадают цели учителя и желания ребенка.
В предложения игры входит объяснение ее правил.
Объяснение
игры
является
моментом
очень
ответственным.
Игру
следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В
объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение
основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих,
объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.
Оборудованиеи оснащение игровой площади должно соответствовать
ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для количества играющих;
быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым
обычно
называют
коллектив
детей,
созданный
для
проведения
игр.
Как
10
известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры
командные.
Разбивка
на
коллектив
требует
соблюдения
этики,
учета
привязанностей,
симпатий,
антипатий.
Игровая
практика
детей
накопила
немало
демократических
примеров
разделения
на
микроколлективы
играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.
Один из ответственных моментов в играх – распределение ролей. В игре
необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось
превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в
игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было
действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего
делать.
Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем
изменение положения играющих, усложнение правил игры.
А.С.Выготский
и
А.Н.
Леонтьев
выделяют
три
основных
вида
деятельности – трудовую, игровую и учебную, которые тесно взаимосвязаны.
Они игру называют «школой жизни». Дети повторяют в играх то, к чему
относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно
их пониманию.
Составление программ таких игр – забота учителя. Игра вызывают у
школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые
причины явлений. Это – творчество!
2.6. Игровые элементы.
Например: цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
Формы деятельности
Решаемые задачи
1. Организация заочных
экскурсий:
- в музей периода становления
православно-христианской веры в
России;
1. Эмоциональный настрой на
получение знаний.
2. Умение строить диалог.
3. Создание образного
представления о посещаемом
11
- в монастырь;
- в христианскую семью;
- в мастерскую декоративно-
прикладного искусства;
- в избу – читальню и т.д.
2. Сюжетно-ролевые игры:
- пресс-конференция;
- встреча с участниками
крестного хода от Святогорского
храма Покрова Пресвятой
Богородицы до Кокманского
храма Спаса Нерукотворного;
- беседа с 12-ью апостолами
Иисуса Христа;
- дискуссия по главному-золотому
правилу человеческих
отношений;
- урок-игра «осуждение поступка
грешника».
месте.
4. Получение конкретных знаний
через личное ощущение.
Цель: через разнообразие
игровых ролей, игровых
положений дать возможность
выхода самоактуализации,
самоконтроля, самоорганизации,
самооценки учащихся.
Задачи: 1.Умение работать со
словарем.
2. Умение ориентироваться в
православно-исторических
знаниях, с целью подобрать
нужный историко-христианский
факт, иллюстрирующий
определенный момент или факт
православного христианства.
3. Умение и навык работы в
библиотеке.
а). Составление библиографии
конкретного вопроса.
б). Библиографическое описание книги, журнала, статьи.
в). Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.
г). Работа с различными источниками христианских знаний: учебной
литературой, документами, художественной литературой.
д). Отбор нужной информации.
4. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку
зрения.
5.Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
12
6.Формировать артистические способности учащихся, их умение
заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
7.Умение грамотно, лаконично и ясно задавать вопрос.
Преимущественно
для
умственного
развития
предназначены
специальные, так называемые дидактические (обучающие) игры.
Целевая ориентация дидактических игр – это расширение кругозора,
познавательная
деятельность;
применение
знаний,
умений
и
навыков
в
практической деятельности; формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и
навыков; развитие трудовых навыков.
2.7.
Дидактические
игры
можно
подразделять по
предметной
области
интегрированных
уроков.
Полезно
совмещать
уроки
Основы
православной
культуры
с
предметами
технологии
дополнительного
образования,
краеведения,
литературы
и
русского
языка,
музыки
и
изобразительного
искусства,
истории
и
т.д.
Безусловно,
к
таким
урокам
следует
быть
готовым
не
одному
учителю,
а
целому
коллективу
заинтересованных учителей. Но при установлении метапредметных связей
решаются вопросы – воспитание духовной культуры учащихся, развитие их
эстетического вкуса, фантазии, воображения, справедливого отношения к
историческим
и
традиционным
ценностям,
образно-ассоциативного
мышления и творческих способностей по дополнительному образованию.
По словам известного русского педагога К. Д. Ушинского «педагогика не
должна быть потешной». Мы должны применять игру, как метод или прием в
обучении, не когда детям скучно, а когда трудно. Педагоги, преподающие
курс
Основы
православной
культуры
и
дополнительного
образования
учащихся
наверняка
сталкивались
с
тем,
что
не
все
на
уроках
легко
усваивается. В этом случае игра придет детям как помощница для решения
поставленных задач.
13
Глава
3.
Классификация
дидактических
игр
на
уроках
Основы
православной
культуры и дополнительного образования объединения
«Подарок» и «Моя малая Родина».
3.1. Словесные
Слово
–
основная
единица
языка,
и
совершенствование
навыков
речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная
работа
тесно
связана
с
ознакомлением
ребенка
с
миром
православной
культуры и технологическими терминами дополнительного образования.
Перечислим названия некоторых словесных игр: «Доскажи словечко»,
«Вычлени из текста слово», «Словарик», «Найди ошибку», «Цепочка слов»,
«Назови современника», «Город слов», «Да-нетка», «Найди соответствия».
Речевые - «Назови синонимы, антонимы к словам», «Подбери определение к
слову».
Одна
из
любимых
игр
академика
С.
Лихачева
«Найди
слова,
начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ».
Попробуйте
набрать
словесный
ряд:
«Доброта,
добродетель,
доброжелательство,
Добрыня,
добротолюбие…».Тем
самым
протестируем
сами себя на уровень словарного запаса.
На уроках используются пословицы, как словесные «иллюстрации»
христианских заповедей, например, по теме урока «Заповеди».
Пословицы и православные заповеди имеют общую мораль. Для этого
мы
раскрыли
смысл
десяти заповедей, данных через пророка Моисея и
записанных в Ветхом Завете, а затем, анализируя смысл пословиц, отнесли
их к той или иной заповеди.
1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов, кроме
Меня».
Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира.
Этой заповеди соответствуют следующие пословицы:
1.
Жить – Богу служить.
2.
Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь.
14
3.
Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.
2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на
небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им
и не служи им».
Эта
заповедь
предполагает
то,
что
человек
не
должен
ни
от
чего
зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной
пример,
ни
от
чужого
мнения,
то
есть
обладать
внутренней
свободой.
Иллюстрируют эту заповедь такие пословицы, как:
1.
Свободный человек ничего не боится.
2.
За Богом пойдешь, добрый путь найдешь.
3.
Кому Бог поможет, тот все сможет.
3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо
Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя
Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему
показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит
бережному и внимательному отношению ко всем своим словам.
Заповедь хорошо выражается в следующих пословицах:
1. Не много слов, да много дела.
2. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
3. Думай дважды, говори раз.
Многие
по словицы
являются
слове сной
иллюстрацией
и
иносказательным выражением в обыденной лексике человека христианских
заповедей,
а
значит,
они,
как
посредники
между
вероучением
Церкви
и
повседневной жизнью человека.
Было бы хорошо, если человек, проявляя достоинство, то есть уважение
к себе и другим, вместо нецензурных слов, ввел бы в свой повседневный
лексикон пословицы. Пословицы ярко и образно украшает русскую речь!
15
Уникальность пословиц, на наш взгляд, состоит в том, что в столь краткой
форме в них отражается вся глубина мысли, жизненного опыта, переживаний
русского человека.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой,
а
русские
пословицы
всегда
являлись сокровищницей
христианской
мудрости.
3.2.
Настольно-печатные игры
Настольные
игры
–
добрые
старые
кубики,
мозаика,
строительный
конструктор.
Эти
игрушки
доказали
свою
занимательность
и
свою
воспитательную
ценность
многим
десятков
поколений
детей,
развивая
интеллект,
сообразительность,
приучая
к
терпению,
тренируя
мелкую
моторику рук. Преимущество настольных игр перед многими другими в том,
что они предусматривают совместную деятельность нескольких участников,
а значит, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.
Последнее
время
все
чаще
можно
встретить
настольно
печатные
игры,
выпускаемые издательствами Русской Православной Церкви.
Например: игра «Познай Православные иконы Пресвятой Богородицы».
На уроках мы часто используем настольное лото.
Например: игра «Библейское лото».
Цель: Помочь детям при помощи игры повторить пройденный материал
и усвоить сведения о жизни людей в Библейские времена.
Ход игры: 1.Перемешиваются карточки и кладутся вниз картинкой.
2. Дети по очереди тянут карточки и накрывают на своей доске тот
рисунок, который подходит рисунку на карточке. Если картинка уже накрыта,
ребенок кладет ее вниз рисунком в стопочку.
3. Когда будут накрыты все картинки, ребенок может рассказать о них то,
что знает, или задать вопрос, на который ответит другой ребенок.
16
Например, как люди Библейских времен пользовались этим предметом.
Такое
же
лото
используется
на
дополнительном
образовании
объединения
«Подарок»
и
«Моя
малая
Родина»
с
использованием
терминологий
инструментов,
материалов
и
приспособлений,
названий
праздников, музейных экспонатов.
Например: дети могут собирать картину жилища удмуртов, жителей
нашего края, из разрезных картинок, как бы по останкам реконструировать
их внешний вид. Такая игра помогает лучше ощутить свое историческое
прошлое.
3.3.
Сюжетно-ролевые игры
Это
игры,
в
которых
действия
согласно
ее
правилам
выполняются
соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает
определенный
сюжет.
Например,
«В
кельи
у
старца»,
ученики
могут
разыграть
диалог
нравственного
содержания,
а
в
игре
«Паломники»-
поделиться личным паломническим опытом. Однако следует учитывать, что
сюжетно-ролевые игры предполагают творческое развитие сюжета детьми,
что может привести в непредсказуемое русло. Необходима педагогическая
коррекция.
17
Этот
метод
предусматривает
создание
специальных
ситуаций,
моделирующих реальность, из которых детям предлагается найти выход. Это
могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающиеся
целых ситуаций или отдельных музейных предметов.
Например: - "Тебе нужно сшить сарафан. Как ты это будешь делать,
какие предметы будешь использовать? В твоем распоряжении есть лен";
- "Наступила зима, найди предметы, которые тебе будут нужны для того,
чтобы свалять валенки";
- "Тебе нужно подковать лошадь, какие из предложенных инструментов
кузнеца ты будешь использовать?".
В
таких
игровых
ситуациях
главным
моментом
для
самого
ребенка
выступают игровые действия и достижения игровой цели. Но одновременно
он, сам того не замечая, овладевает новыми знаниями и навыками.
Вариантов игры в музее или с музейными предметами много, дающих
стимул
работе
воображения
и
творческой
импровизации
на
занятиях
дополнительного образования в объединении «Моя малая Родина».
Например:«О
чём
говорят
вещи»,
«Живая
скульптура»,
«Живые
силуэты» и т.д.
3.4.
Метод инсценировки
Важным фактором является создание детьми образа какого-либо героя,
принятие
на
себя
его
роли.
Исполнение
той
или
иной
роли
означает
подчинение системе правил, действие по правилам, которым следует герой.
Этот метод может принимать различные формы.
Например: - заранее подготовленный диалог. Например, на занятии
"Русская свадьба" - диалог свахи и родителей невесты;
-
театрализованное воспроизведение событий, некогда действительно
имевших место или вымышленных. Например, колядование детей на занятии
"Раз в крещенский вечерок". Можно включать в занятия отдельные моменты
театрализации
отрывков
исторической
драматургии,
характеризующих
определенное время, а также музыку, пение, танцы;
18
-
погружение
в
прошлое,
его
реконструкция.
Опыт
показывает,
что
лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая
как бы мысленное путешествие в прошлое. Во время таких путешествий
вместе с ребятами педагог не ограничивается лишь музейными предметами;
- ребята должны представить в своем воображении мир глазами человека
иного времени: древнего человека, знатного дворянина, бедного крестьянина
или богатого купца. И пусть ребята представят, как выглядели их дома: что в
них было и чего не было, как их герои относились к явлениям природы, к
солнцу или ветру, какие у них были представления о прошлом и будущем.
Например:
в
ходе
занятия
"Как
жили
люди
в
древности",
ребятам
предлагается
побывать
у
первобытных
людей
-
как
будто
попасть
в
их
жилище.
Ребята
узнают,
на
каких
животных
древние
люди
охотились,
изготавливают
орудия
охоты,
а
чтобы
охота
была
удачной,
на
стене
воображаемой
пещеры
рисуют
сцены
охоты
и
метают
в
них
"дротики".
Девочки "ткут" холст на ткацком станке, перетирают зерно в муку, лепят
посуду.
3.5.
Уроки – путешествия
На этих уроках используются так называемые путешествия по времени,
по карте, по святым местам, местам исторических событий, мастерским. Все
они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и
переживания
определяются
игровыми
ролями:
рассказчика,
паломника,
мастера, участника Великой Отечественной войны и т.д.
Отличительная черта этих игр – активность воображения. В результате
игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого характера.
Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.
Например: - игра-путешествие в страну «Добротолюбие»;
- игра-путешествие во времена Святого князя Владимира;
- лабиринт. «Путешествие Девы Марии к праведной Елизавете»;
19
Собрав правильно буквы, ты поможешь Деве Марии найти дорогу к
родственнице Елизавете и узнаешь, как называется место, где жила святая
Елизавета;
-
важно
говорить
детям
о
событиях
Великой
Отечественной
войны.
Понять, ощутить страшную трагедию, которую приносит война. Например,
однажды
в
класс
«пришло»
треугольное
письмо
времён
Великой
Отечественной войны. Так можно «отправиться» в прошлое, когда приходили
письма с фронта. Ребятам на уроке можно прочитать фронтовое письмо,
рассказать
о
судьбе
автора.
Детям
предоставить
возможность
взять
фотографии,
открытки,
письмо
в
руки
рассмотреть
их,
вчитаться
в
волнующие своей чистотой и искренностью строки, почувствовать боль и
радость, которыми жили их земляки в годы войны.
3.6.
Интеллектуальные игры
Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи
детей
должно
постоянно
сопутствовать
овладение
мыслительными
операциями. Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в
логической четкости, доказательности речи.
Например: - в игре «Найди свое место» учащиеся должны доказать
правильность нахождения пары картинок, используя метод обобщения;
20
-
в
игре
«Угадай
по
описанию»
дети
вооружаются
способностью
распознающего наблюдения;
- в игре «Подари мне иконку» дети упражняются в нахождении предмета
по описанию путем исключения ряда признаков («Подари мне иконку не
сюжетную и не с одним ликом»).
Игра «Что это значит»
Эта игра позволяет улучшить знание Библии по основам православной
культуры,
а
также
развивает
воображение
участвующих.
Для
этого
необходимо
подобрать
крылатое
выражение
из
Священного
Писания
и
предложить детям объяснить, что бы это значило. Например, «Вы – соль
земли» или «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше…».
Пасхальные игры: знаешь ли ты, как называли Иисуса Христа? Вписав в
слова недостающие гласные, узнаешь это.
СЫН Ч Л В Ч СК Й
Б Г Ч Л ВЕК
ПАСТЫРЬ Д БР Й
ОТ НАЧАЛА СУЩИЙ
СВЕТ Ж ЗН
АГНЕЦ Б Ж Й
СПАС Т ЛЬ
Н Ч ЛО И К Н Ц
С Н БОЖИЙ
М ССИЯ
3.7.
Компьютерные игры
В
последнее
время
православными
специалистами
в
области
Православной культуры» разработаны мультимедиа учебники, где
много
тематических
тестов.
Учащиеся
знакомятся
с
шедеврами
Православной
культуры – храмами, монастырями, иконами.
Такие же пособия компьютерных игр используются по дополнительному
образованию
«Подарок»
и
«моя
малая
Родина».Учащиеся
сами
готовят
тематические
компьютерные
презентации
по
оформлению
выставочных
21
экспозиций музея, технологические карты последовательности изготовления
сувениров и подарков.
3.8.
Игры-мастерские
Мастерская есть самообучение во взаимодействии и общении учащихся
с
учителем
в
атмосфере
сотрудничества,
взаимопонимания,
повышения
уровня
коммуникативной
культуры.
Проблемные
ситуации,
создаваемые
учителем, стимулируют учащихся к поиску вариантов решений. Главное – не
сообщить и освоить информацию, а передать способы работы при создании
произведений прикладного искусства по дополнительному образованию и т.
п. Важна индивидуальная работа над заданием: тестом, звуками, моделями,
красками,
свое
видение
проблемы,
создание
гипотезы,
решения,
стиха,
проекта,
рисунка
–
самоконструкция.
Свобода
в
выборе
пути
поиска
решений.
Например:
«Памятники
архитектуры — наследие
предков»,
дети
рассматривают
образ
крестьянского
дома
как
мудро
сработанную
конструкцию,
как
образ
силы
и
мощи
в
едином
ансамбле
деревянных
строений. Они знакомятся с деревянным миром русской деревни, с общей
конструкцией
крестьянского
жилища,
нарядным
резным
узорочьем
в
его
наружном
убранстве,
делают
первые
попытки
расшифровать
смысл
символических элементов в декоре избы.
Впрактической
деятельности
закрепляются
навыки
восприятия
(учащиеся
украшают,
например,
узорчатыми
деталями
вырезанные
из
цветной
бумаги
силуэты
изб,
которые
ритмически
располагают
на
декоративном панно).
Существуют три главные формы обучения:
1.Визуальная– через зрение, то есть с помощью схем, таблиц, диаграмм,
графиков и т.п.
2.Слуховая– посредством слушания/общения, то есть лекции, беседы,
дискуссии и т.д.
3.Динамическая– через делание в игровых мастерских.
22
Однако,
через
слух
удерживается
только
20%
информации,
через
видение – 40% и посредством действия – 80%. Это может быть подытожено
таким образом: что я слышу, я забываю;
что я вижу, я помню;
что я делаю, я знаю.
3.9.
Творческие игры-сказки
Цель
данных
уроков
–
прививать
учащимся
любовь
к
вдумчивому
чтению, вызывать радость от общения с книгой, воспитание внимательности,
ответственности
у
учащихся.
К
творческим
играм
можно
отнести
игры-
сказки
как
по
известным
уже
литературным
произведениям,
так
и
по
выдуманным сказкам самими детьми. «Ты начни, а я продолжу», «Сказка о
добродетелях» и т. д
3.10.
Игры-викторины
Эти игры могут подражать известным телевизионным играм или иметь
иную форму проведения, но смысл заключен в следующем. Нужно найти
один правильный ответ на поставленный вопрос. Или форма тестов.
Например: 1. Кто мог жить в монастыре?
а) схимник; б) чернец; в) Мцыри; г) все названные.
2. Остров Валаам находится в:
а) Белом море; б) Ладожском озере; в) Охотском море; г) Онежском
озере»,
3. Учение о ценностях называется:
а) манелогия; б) аксиология; в) ксенология; г) валеология.
4. Вид церковной литературы, жизнеописание святых:
а) канонография; б) библиография; в) агиография; г) клерография.
5. Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает:
а) правда; б) слово; в) книги; г) отчет.
23
3.11.
Деловые игры
Участники
деловой
игры
выполняют
разные
функциональные
роли.
Возможно
групповое
выполнение
исследовательских
работ,
оценка
и
подведение итогов экспертной группы.
Например,
к
деловой
игре
можно
отнести
такие
игры
как
«Пресс-
конференция»,
«Круглый
стол»,
«Рождественские
чтения»,
научно-
практические
конференции,
конкурсы
поделок
и
рисунков
и
т.
п.
В
дальнейшем которые могут стать частью музейной научно-исследовательской
экспозиции.
Может
разыгрываться
какая-либо
ситуация,
поведение
людей,
их
действия.
Участники
игры,
выполняющие
разные
роли,
активно
взаимодействуют
между
собой.
Процесс
решения
учебной
задачи
осуществляется
на
основе
непосредственного
обмена
знаниями,
исследованиями, оценками ситуаций. Возникает дискуссия, так как даже при
наличии одинаковых условий и одинаковой информации разные личности
неоднозначно интерпретируют ситуацию.
Например,
Всероссийский
конкурс
творческих
работ
«Моя
малая
Родина» может включать в себя выступления по следующим номинациям:
- «Моя крестьянская родословная»;
- «Славен человек труда»;
- «Возрождение православных монастырей Удмуртии» и т.д.
Итог конференции - возрождение духовности, патриотизма и гордости за
свою малую Родину.
В дальнейшем оглашается проект решения конференции.
3.12. Военно-патриотические учения-игры
Сейчас взяты на вооружение педагогами православных детских лагерей
юных кадетов по всей России. У нас лагерь организуется при храме Спаса
Нерукотворного в поселке Кокман Красногорского района УР. Проводятся
они
в
дни
школьных
каникул.
Направление
таких
игр
–
военно-
патриотическое.
Но
смысл
наполняется
православными
нравственными
24
ориентирами:
раскрытие
совести,
воспитание
патриотизма,
добродетелей,
отваги, терпения, миролюбия и других качеств.
3.13. Подведение итогов - игры
Поэтапный
анализ
охватывает
только
фрагменты
игры,
и
целостная
картина складывается постепенно. Формы подведения итогов могут быть
различными, в том числе и игровыми.
Есть такая форма деловой игры, соединяющая в себе элементы игры и
деловых
совещаний,
-
«мозговой
штурм».
Задача
игры
–
помочь
оперативному
поиску
новых
решений.
Важное
условие
игры
–
создание
непринужденной обстановки. Ведущий определяет маршрут новых решений,
объясняется,
что
следует
получить
в
результате
«штурма»,
например,
сценарий дела. Затем комментирует правила игры, нельзя делать никаких
критических
замечаний
по
ходу
выдвижения
идей:
они
мешает
формулированию мысли.
К игровым приемам
также относятся: игры-загадки, кроссворды,
чайнворды, ребусы, шарады, рисунки-задачи.
Эти
приемы,
как
и
многие
другие,
требуют
хорошей
и
длительной
подготовки
учителя
к
уроку.
На
помощь
ему
могут
прийти
сами
дети,
разрабатывая так называемые творческие задания дома.
25
Заключение
В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский.
Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко
и В.А.Сухомлинского.
Блестящий исследователь Д.Б. Эльконин называл игру «арифметикой
социальных отношений», полагая, что игра социальна по своей природе и
спроецирована на отражение мира взрослых, где есть правила и условности
игры – в них заложены традиции и нормы, а повторяемость правил игры
создает тренинговую основу для ребенка.
Современная
школа
активизировала
применение
игр
в
дидактике
преподавания.
Следует
учитывать
тот
факт,
что
игра
намного
облегчает
учебный процесс. Обучение в образовании должно быть преимущественно
проблемным,
активно-игровым,
в
котором
каждый
ученик
решает
интересные
коммуникативно-познавательные
учебные
задачи,
т.е.
все
фокусируется вокруг школьника, как субъекта учебной деятельности.
В условиях гуманизации образования игровая технология обучения
направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в
непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную
стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него
ответственность.
В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как
интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие.
Различные игры могут быть использованы на различных этапах урока,
которые нами классифицированы. Это: словесные и
настольно-печатные
игры,
сюжетно-ролевые
и
инсценированные
игры,
уроки-путешествия,
интеллектуальные игры, компьютерные игры и игры-мастерские, творческие
игры-сказки, викторины и деловые игры, военно-патриотические учения-
игры, игры подведения итогов.
Таким
образом,
гипотеза
реферата
нашла
свое
подтверждение:
формирование познавательного интереса школьников к изучению Основы
26
религиозных культур и светской этики также на занятиях дополнительного
образования объединений «Подарок» и «Моя малая Родина» будет более
эффективным,
если
построить
обучение
на
основе
последовательного
введения в учебный процесс игровых технологий. Нам удалось доказать, что
игра действительно является эффективным методом обучения и воспитания
в современной школе.
27
Список литературы
1. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного
процесса» 1982г.
2 . Бе с па лько
В . П .
« С ла га е мы е
пед а го гич е с ко й
т е х н о л о г и и » .
М.Педагогика,1989г.
3.
Выготский
Л.С.
«Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте»
-
М.Просвещение, 1991г.
4.Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
5. Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г
6. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение,
1990г.
7. Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая
школа, 1990г.
8. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение,
1992г.
9.Эльконин Д.Б. Психология игры – М. Просвещение, 1987. 0 350 с.
28
Приложение
Приведем примеры некоторых дидактических игр, применяемых на уроках
православной
культуры,
дополнительного
образования
объединений
«Подарок» и «Моя малая Родина».
Например игра «Эрудит».
Игра рассчитана на эрудицию, кругозор и интеллект. Для проведения
игры каждому участнику необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку.
Игра - на заданную букву участники должны написать: название города,
животное, птицу, реку или озеро, имя человека, растение, святого. Следует
нацелить ребят, что слова необходимо подбирать связанные с курсом Основы
православной культуры.
Например:
буква
В
–
Вифлеем,
волк,
Владимир,
Волга,
верба,
св.
Ванифатий.
За
каждое
правильное
слово
игрок
получает
2
очка,
если
слова
у
играющих
оказались
одинаковыми,
то
оцениваются
по
одному
очку.Дополнительное очко получает тот, кто первым написал все слова.
Выигрывает тот, кто на определенное количество букв набрал больше
очков.
Аналогичная игра по краеведению «Моя малая Родина». Также следует
нацелить учащихся на необходимость подбирать слова связанные с историей
своей малой родины.
Игра «Кто этот человек?».
В эту игру можно играть классом или группой детей. Игра на кругозор,
эрудицию и логику мышления.
Один из играющих загадывает какого-либо святого или историческую
личность,
известного
всем.
Например,
святого
Сергия
Радонежского.
Остальные участники игры задают вопросы ведущему, на которые могут
29
быть только два ответа: «да» или «нет».Задача – как можно быстрее (до 10
вопросов) отгадать задуманного человека.
Примерные вопросы:
-Мужчина или женщина?
- Живет сейчас или нет?
- Где жил?
- В какое время? В каком веке?
В эту игру можно играть в любое время, в любом месте.
Игра «Интеллектуальный марафон».
Эта
игра
проводится
в
виде
вопросов
и
ответов,
составленных
по
изученным темам. Причем, некоторые вопросы имеют разное количество
баллов, т. е. рассчитаны на разный уровень учащихся.
Например, мама стала печь Пасхальный кулич. Какие продукты она
выберет?
Пасхальный кроссворд
1. Она первая узнала о Воскресении Иисуса Христа.
2. Он отвалил камень от гроба Господня.
3. Растение, используемое для окраски пасхальных яиц.
4. На нем был распят Иисус Христос.
5. Молочный продукт для приготовления пасхи.
30
Игра "Дискобол"
Предложите детям "метают диск" на квадраты, стараясь попасть в один
из них.
1.
Они отвечают на вопрос, который значится в списке под номером,
соответствующем номеру квадрата.
2.
Дети могут выбирать квадрат, в который хотят попасть, или метать
"наугад".
Игра «Числовая викторина»
Как
известно,
особых
усилий
требует
запоминание
цифр.
Просто
заучивать
–
не
всегда
есть
желание,
поэтому,
чтобы
вызвать
интерес
у
учащихся, можно устроить соревнование в виде числовой викторины.
Примерные вопросы:
1. Из скольких книг состоит Библия? (Быт. 46:27).
2. Сколько книг в Новом и Старом завете? (Мф. 25:2)
3. Сколько неблагодарных прокаженных очистились? (Лк. 17.17)
3. Сколько было апостолов? (Лк. 6:13). и т.д.
Игра «Ассоциации»
Ведущий
заранее
подбирает
слова
или
имена
соответствующие
пройденным темам курса. К этим словам необходимо подобрать пять или
более ассоциаций.
31
Например: Святой князь Владимир – Красное Солнышко, ослепление,
Херсонес, крещение, Киев.
Библия – откровение, слова Бога, два завета, много книг, святая книга.
Ведущий произносит слово, затем ассоциации другого слова.
Игра – это эффективный способ повторения изученного библейского
материала
или
заучивания
его
наизусть,
поздравительные
приложения
к
подаркам-сувенирам, проведение экскурсий в музейной комнате.
Например: при изучении темы «Золотое
правило этики» учащиеся
запоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте…..( и вы с ними)».
Заучивают наизусть отрывок стихотворения А.С.Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.»
При этом объясняют толкование слова «падшим».
На уроках часто используются карточки, кроссворды, задания, в которых
нужно
вставить
пропущенные
слова,
расположить
информацию
в
определенном порядке, выбрать правильный ответ и т.д.
Например: Нужно вставить пропущенные слова.
- «Одно из дел милосердия …. – (милостыня)»,
- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя… - (дай)».
- «Люби ближнего, как… (самого себя)».
Например,
в
долго срочную
игру
«Мешок
щедро сти»
и л и
«Рождественские мастерские» играют учащиеся изучающие модуль Основы
православной
культуры
и
учащиеся
дополнительного
образования
объединения «Подарок». В этой игре может участвовать и вся школа. За
определенное время (время Рождественского поста) дети готовят подарки,
сувениры для друзей, родителей и выставочных конкурсов, складывают их в
32
«Мешок щедрости», объясняя, почему именно этот предмет был положен.
Важна целевая подготовка детей к этой игре. Учитель направляет творческую
активность
учащихся
к
христианским
добродетелям
–
милосердию,
взаимопониманию, щедрости, жертвенности.
Например игра «Собор».
В
этой
игре
участвуют
различные
творческие
группы:
строители,
благоустроители,
жертвователи,
иконописцы,
священство,
певчие,
труждающиеся.
Проводится
совещание,
на
которое
собираются
представители всех групп (по 1-2 человека) На совещание приглашаются и
представители «гостей». Смысл игры – условно провести «гостей» по всему
собору передавая их из «рук в руки» представителям всех групп, чтобы
«гости» ознакомились с деятельностью всех групп.
Например: 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота
Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни
дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в
них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и
освятил его».
Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня,
человек должен добросовестно работать, а в воскресенье - особо послужить
Богу добрыми делами и молитвой. Интерпретацией этой заповеди, на наш
взгляд, являются такие пословицы, как:
1. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается.
2. Богу молись, а сам трудись!
3. Труд человека кормит, а лень портит.
4. Не хлебом живы, молитвою.
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни
твои на земле».
33
Эта
заповедь
предполагает
от
детей
уважения,
покорности
и
послушания
по
отношению
к
родителям;
учит
почитанию
старших
младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах.
1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
2. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
3. Живы родители — почитай, померли — поминай!
4. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
5.Нет родителей - нет покровителей.
6-я заповедь: «Не убивай».
Эта заповедь гласит о том, что человеческая жизнь – дар Божий, и только
Бог волен решать, кому это дар дать, а у кого забрать. Эта заповедь также
имеет свое отражение в народном фольклоре – в пословицах:
1. Сгубить легко, да душе каково?
2. Удавился, так сатане обручился
3. Кто с мечом к нам пришёл, от меча и погибнет.
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй».
Эта заповедь предполагает чистоту, верность и любовь между людьми,
состоящими
в
законном
браке.
Эта
заповедь
была
укоренена
в
русской
культуре, свидетельством чего, как мы думаем, можно считать целый ряд
существующих пословиц:
1. Выбирай жену на целый век.
2. Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.
4.Где любовь да совет, там и горя нет.
9. Любящих и Бог любит.
8-я заповедь:«Не кради».
Эта
заповедь
подразумевает
как
явные,
так
и
тайные
грехи.
Она
порицает воровство и грабёж, требует неукоснительной честности в самых
незначительных житейских делах. Говорит о том, что всякая попытка извлечь
34
выгоду за счёт кого-то, также является грехом. Доказательством того, что
воровство порицалось в русской культуре, служат многие пословицы:
1. Воровство - последнее ремесло.
2. Вор ворует, а мир горюет.
3. Украсть - в беду попасть.
4. Купленный сухарь краденого пирога дороже.
9-я
заповедь:«Не
произноси
ложного
свидетельства
на
ближнего
твоего».
Заповедь
упрекает
клевету,
рассчитанную
на
то,
чтобы
произвести
ложное или мнимое впечатление. Она запрещает всякую попытку опорочить
репутацию
человека
необоснованными
подозрениями,
а
также
осуждает
всякую
ложь.
Иносказательную
иллюстрацию
этой
заповеди
мы
снова
находим в русских пословицах:
1. Раз солгал, а на век лгуном стал.
2. Кто не врет, тот спокойно живет.
3. Где нет правды, там и добра нет.
10-я
заповедь: «Не
желай
дома
ближнего
твоего;
не
желай
жены
ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего». Заповедь порицает зависть
в душе человека.
В речи «проповедником» этой заповеди служат такие пословицы, как:
1. Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
2. Злой плачет от зависти, а добрый от радости
3. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.
4. Любит кричать воробей, что его соловьи затерли, а сам от зависти
чирикать разучился.
Игра
может
занимать
небольшое
время,
несколько
минут
–
для
закрепления
пройденного
материала.
Часть
урока
–
для
поддержания
интереса урока, преодоления трудностей в изучении учебного материала.
Игра
может
иметь
долговременный
характер,
когда
на
протяжении
35
нескольких уроков или даже года дети играют в игру, итог которой является
закрепление всего изученного материала или его части.
Система измерения результатов обучения, воспитания и развития.
I.Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были
предложены
анкеты
с
целью
выявления
отношения
к
Основам
православной культуры.
Вопрос: какие предметы и занятия дополнительного образованиятебе
нравится
изучать?
Положительный
ответ
в
отношении
Православной
культуры дали 93% учащихся, объединения «Подарок» - 84% и объединения
«Моя малая Родина» - 82%. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии
комфортнойситуации на уроках Основы религиозных культур и светской
этики
и
об
интересе
к
этому
курсу
для
большинства
учащихся.
Также
заинтересованном отношении на занятиях дополнительного образования.
36
Вторая
анкета
была
направлена
на
выявление
предпочтительных
формработы.Вопрос:
какие
формы
работы
на
уроке
тебе
нравятся?
Результатыпоказывают,
что
игра
является
любимой
формой
работы
учащихся.
Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя,
следовательно,
у
них
сформирован
частично-поисковый
уровень
познавательной деятельности.
По
окончании
изучения
тем
проводились
срезовые
работы,
тестирование
с
целью
выяснения
уровня
усвоения
основных
понятий.
Результаты
показали,
что
дети
значительно
лучше
усваивали
те
темы,
в
которых
использовались
игры.
Показатели
по
темам,
изученным
традиционным путем, оказались значительно ниже.
III. Диагностика результатов развития учащихся:
a).
В
процессе
игровой
деятельности
учащиеся
имели
возможность
практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
- Научились объяснять и отстаивать свою точку зрения.
- Умение вести диалог.
- Умение слушать оппонента.
- Давать рецензию на ответ.
- Творческие работы учащихся.
б). В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых
игр учащихся:
- Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
- Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
- Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
- Научаются постигать особенности православного христианства в России.
Эта
схема
позволяет
по
основам
православной
культуры
и
дополнительному
образованию
составить
учебную
игру
на
любую
из
перечисленных форм.
37
Было
дано
задание
–
составить
свои
игровые
задания
учащимся.
Опытпоказал, что учащиеся справляются с данной задачей. Любой учитель
может с помощью своих помошников-учеников получить хорошийкомплект
игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в
учебной деятельности, так и в дополнительном образовании.
При подведении итогов игры можно использовать таблицу результатов
игры, приведенную Беспалько В.П. в своей книге.
С
ее
помощью
определяется
победитель-ученик,
или
команда-
победитель.
Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы
организации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся
и
правила
подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести
и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия
сделанной
работы
одного
учителя
другим,
они
являются
проявлением
свободной
деятельности
любого
учителя,
школьников,
их
свободной
фантазией.
38