Автор: Акимов Александр Юрьевич
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 79 Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы детского общественного объединения на примере ДОО Георгиевская Дружина
Раздел: дополнительное образование
Организация работы детского общественного объединения на примере
ДОО Георгиевская Дружина
Автор и руководитель Александр Юрьевич Акимов
(ГБОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга)
Детское общественное объединение Георгиевская Дружина ГБОУ СОШ № 79 основано 22 ноября
1976 года в школе № 119 как «театрально-военно-исторический кружок». Кружок объединил ребят –
членов
совета
пионерской
дружины
и
группы
«Поиск»
(«Красные
следопыты»),
увлечённых
театральным искусством и военной историей. У детей появилась редчайшая возможность заниматься
искусством оловянной исторической миниатюры. Но деятельность коллектива выходила за рамки
образовательной программы кружка. Пионеры-активисты вели большую общественную работу. Так
началась опытно-экспериментальная работа над актуальной по цели и задачам, оригинальной по
содержанию программой Дружины.
Объединение работало в различных школах города. Менялись его названия («Айвенский Орден»,
клуб любителей исторической миниатюры…). В 1983 году в школе № 128 был разработан Устав
«Айвенского
Ордена»,
как
закон,
содержащий
правила
долговременной
ролевой
игры
живого
действия. Были разработаны правила кратковременных настольных ролевых игр, моделирующих
историческое военное искусство с помощью оловянных фигурок.
22
ноября
2005
года
в
лицее
№
623
имени
И.
П.
Павлова
коллектив
был
назван
детским
общественным объединением Георгиевская Дружина. В 2009 году работа Дружины была одобрена
на Пятой Всероссийской научно-практической конференции «Гимназии и общество».
С 2010 года Георгиевская Дружина – детское общественное объединение 79-й школы. В Дружине
служит 50 человек, примерно поровну мальчиков и девочек 4-10 классов.
Устав Дружины – это закон, содержащий правила ролевой игры. В Уставе изложены права и
обязанности
курсантов
Дружины,
порядок
прохождения
службы
и
др.
«Курсант
Георгиевской
Дружины обязан быть благородным человеком – то есть совершать добрые бескорыстные поступки;
воспитывать в себе честь как достойные уважения моральные качества…»
Цель Дружины – служить России, укрепляя духовно-нравственную мощь Отечества.
Задача Дружины – пробуждение чувства патриотизма и милосердия в гражданах и детях России,
сохранение исторической памяти поколений.
Соревнование – движущая сила активного участия курсантов в деятельности Дружины и их
познавательной активности. Учащимся присваиваются квалификационные ранги и разряды.
У Дружины есть парадная форма одежды, нагрудный «Знак Чести» (знак принадлежности к
Дружине), девиз («Служу России!») и речёвка («Марш Георгиевской Дружины»).
В Дружине – два условных подразделения: Школа Командиров и Отряд Милосердия. Школа
Командиров – это объединение дополнительного образования. Отряд Милосердия – это объединение
«ветеранов» и актива Школы Командиров для общественно-полезной деятельности.
Цель
образовательной
программы
Школы
Командиров:
военно-патриотическое
воспитание,
формирование познавательного интереса к военной истории через игру и к служению Отечеству.
Задачи Школы Командиров: изучение военной истории, занятие искусством и формирование
художественных
коллекций
классических
оловянных
культурно-исторических
фигурок,
развивающие настольные игры, моделирование военного искусства.
Культурно-историческая
фигурка
–
это
произведение
декоративно-прикладного
искусства,
игрушка, средство познания, предмет коллекционирования, копирования и художественной росписи.
На занятиях Школы Командиров ребята знакомятся с историей искусства, учатся делать литейные
формы и отливать фигурки, заниматься слесарной обработкой и росписью фигур. Изготовление
фигурок
требует
исторических
знаний,
творчества,
аккуратности
и
немалого
труда,
развивает
мелкую
моторику
и
интеллект.
Фигурки
экспонировались
на
выставках
детского
творчества
районного
и
городского
уровня.
Коллекционирование
фигурок
развивает
представление
об
историческом времени, воображение и чувство прекрасного, познавательную самостоятельность и
навыки научного исследования, трудовые умения и творческие способности.
В игротеке Школы Командиров более ста увлекательных игр! Особенно популярен кригшпиль –
настольная игра, похожая на шахматы, моделирующая военное искусство с помощью оловянных
фигурок. Кригшпиль знакомит с организацией, униформой, вооружением и тактикой войск. Игра
уносит воображение командиров оловянных армий на лёд Чудского озера и Куликово поле, холмы
Бородина
и
развалины
Берлина
–
туда,
где
взошла
победоносная
русская
слава…
Военно-
исторические игры развивают воображение, наблюдательность, память, собранность, инициативу,
логическое и образное мышление, коммуникативную культуру.
Игры
вовлекают
учащихся
в
процесс
самостоятельного
поиска
знаний.
В
«читальном
зале»
Дружины
более сотни книг по военной истории, рекомендованных Министерством образования
России! Курсанты Дружины посещают музеи и исторические выставки.
Задачи Отряда Милосердия: участие в патриотических акциях (встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны и людьми, пережившими те трагические годы, Вахты Памяти, Почётные
Караулы, конференции), обеспечение порядка при проведении в школе массовых мероприятий,
издание военно-патриотической стенгазеты, представление литературно-музыкальных композиций
для младших школьников, музейных выставок.
Отряд информирует учащихся школы о памятных военно-исторических датах через модульную
стенгазету. В 79-й школе Дружина выпустила для стенгазеты более трёхсот «боевых листков».
Для школьников и воспитанников детских садов города ежегодно открывается музейная выставка,
посвящённая
подвигу
советского
народа
в
Великой
Отечественной
войне.
Выставляется
более
пятисот
экспонатов
(личное
собрание
руководителя
Дружины).
Разработаны
две
экскурсии:
«Реликвии Великой Победы» и «Подвиг Ленинграда». Экскурсии – «Уроки Мужества» – проводит
команда курсантов Георгиевской Дружины.
6 мая 2016 года в школе была открыта музейная экспозиция, посвященная ветерану Великой
Отечественной войны А. А. Кузнецову. На открытии выставки присутствовал Губернатор Санкт-
Петербурга Г. С. Полтавченко. Честь открыть выставку была оказана дочери фронтовика О. А.
Замарёновой и курсантам-командирам Дружины Е. Поповой и Б. Ефимову.
На
торжественных
школьных
линейках
лучшим
курсантам
Дружины
предоставляется
право
поднять
на
флагштоке
флаг
Санкт-Петербурга.
Дружине
неоднократно
была
оказана
честь
представлять Калининский район на городских патриотических мероприятиях.
Ещё в 1983 году газета «На страже Родины» писала: «Трудно предугадать, как сложатся судьбы
кружковцев в дальнейшем. Может быть, для кого-то сейчас – начало пути: в одном проявится талант
полководца, в другом – историка. Кто-то будет страстным коллекционером. Во всяком случае,
военная игра всех кружковцев подготовит к армии. Разовьёт память, наблюдательность, логическое
мышление, даст специальные знания. А это пригодится не только на службе» (Н. Черниговская)…
Программа
Георгиевской
Дружины
оригинальна
по
содержанию
и
в
некоторых
аспектах
уникальна.
Дружина
сохраняет
свои
традиции
и
реализует
свои
возможности
в
духовно-
нравственном
воспитании
подрастающего
поколения.
Деятельность
Георгиевской
Дружины
позволяет успешно решать задачу по воспитанию у учащихся патриотизма, понятий «честь и
достоинство человека, жителя России и Санкт-Петербурга».
22 ноября 2016 года Георгиевской Дружине ГБОУ СОШ № 79 исполнилось 40 лет.
1.
Из Положения о ДОО Георгиевская Дружина. Основные направления работы: гражданско-
патриотическое, военно-патриотическое, социальное. Цель работы ДОО: создание условий
для включенности детей в интересные и значимые для них социально-значимые отношения, в
соответствии с познавательными и досуговыми интересами детей. Задачи ДОО: создание
условий для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного
подхода, пробуждение чувства патриотизма и милосердия в гражданах и детях России,
распространение знания и уважения героической истории Отечества, забота о процветании
школы, округа, района, Санкт-Петербурга, России.
2.
Программа
Георгиевской
Дружины
оригинальна
по
содержанию
и,
вследствие
особого
материально-технического обеспечения, уникальна и неповторима.
3.
Основатель
и
руководитель
Георгиевской
Дружины
–
Александр
Юрьевич
Акимов
(по
образованию учитель начальных классов, истории, обществоведения, государства и права), в
настоящее
время
педагог-организатор,
педагог
дополнительного
образования,
кавалер
нагрудных
знаков:
Знака
Чести
«Серебряный
Крест
Георгиевского
Союза»
и
знака
«За
верность профсоюзу» (образования).