Напоминание

"Предмет "Слушание музыки" в векторе современного подхода к обучению в детской школе искусств".


Автор: Антонова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской облпсти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предмет "Слушание музыки" в векторе современного подхода к обучению в детской школе искусств".
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Новомосковск – 2017 г.

Антонова

Ольга

Михайловна,

преподаватель

музыкально-

теоретических дисциплин

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Предмет

«Слушание

музыки»

в

векторе

современного подхода к обучению в детской школе

искусств».

Культура нации определяется не только высочайшими достижениями

отдельных творческих личностей или коллективов, но и уровнем культурной

образованности каждого члена национального сообщества.

Еще несколько лет назад, педагоги-практики активно обсуждали

необходимость

включения

в

курс

обучения

Детской

школы

искусств

предмета «Слушание музыки». Интерес к этой дисциплине неслучаен. В

младшем школьном возрасте закладываются основы

знаний, приоритеты

интересов и предпочтений. Отсутствие школьной дисциплины, открывающей

мир глубокой, серьезной музыки, лишала детей возможности прикоснуться к

подлинной красоте. Принимая решение о введении данной дисциплины в

нашей школе, мы руководствовались следующим:

С малых лет

ребенка окружает звуковое пространство, в котором

причудливо

переплетаются

звучания

серьезного

и

развлекательного

искусства.

Продукция

современной

музыкальной

индустрии,

с

ее

яркостью,

праздничностью

искажает

представление

о

духовной

ценности музыки как высокого искусства, поэтому так важно научить

1

2

детей

отбирать

истинные

ценности,

содействовать

способности

понимать умом и сердцем подлинную красоту музыки

.

Дисциплина «Слушание

музыки»

является

начальной

ступенью

к

овладению знаниями в области музыкального искусства и воспитанию

будущих слушателей, знатоков и ценителей музыки.

Этот начальный

этап является решающим для всего процесса обучения. На занятиях

этого

предмета

детей

ждет

встреча

с

удивительным

миром

музыкального искусства, наполненным светом и добром, а сам процесс

обучения превращается в увлекательное путешествие-познание.

В нашу школу, как впрочем и в другие, приходят дети с различными

музыкальными

способностями.

Задача

преподавателя

используя

индивидуальный

подход,

дать

каждому

ребенку

максимум,

по

его

возможностям,

знаний

и

умений.

Но

не

менее

важны

задачи

пробудить у обучающихся любовь, интерес к музыке; убедить детей и

родителей

в

ценности

музыкального

образования

для

развития

творческого, духовного, интеллектуального начала личности ребенка.

И дисциплина «Слушание музыки», как нельзя лучше, подходит для

реализации этих задач:

позволяет обогатить круг художественных

впечатлений

детей,

развить

образное

мышление,

эмоциональность,

отзывчивость на музыкальное звучание, воспитать культуру слушания,

дать толчок к творческому применению полученных знаний на уроках

специальности.

Одним из условий успешности обучения на начальном этапе является

активное

привлечение

родителей

к

совместному

выполнению

разнообразных

творческих

заданий.

Это

не

только

оказывает

определенную

помощь

малышу,

но

и

поднимает

ценность

самого

обучения, так как заинтересованность родителей в делах и успехах

ребенка

без

лишних

слов

показывает

ему

важность

выполняемой

работы.

2

3

На занятиях ведущим принципом, заложенным в современном подходе

к обучению, становится принцип деятельного освоения музыкального

искусства.

Не

пассивное

слушание

музыкального

звучания

и

разъяснений

педагога,

а

вовлечение

обучающихся

в

активное

«действо», использование разнообразных приемов, направленных на

развитие творческих способностей учеников. Творчество – двигатель

сознания, процесс открытия и создания нового. Каждый шаг ученика

на пути творческого поиска - личный вклад в развитие самого себя.

Формы деятельного освоения учебного материала - это

проявление

собственного

отношения, чувствования к музыкальному звучанию,

импровизации

на

заданную

тему,

ритмические

аккомпанементы

с

использованием

шумовых

инструментов,

пение,

собственное

исполнение музыкального произведения, театральные зарисовки, игры,

раскраски. Для

определения

характера,

настроения

музыкального

образа применяется практика пластического моделирования. Движение,

подчиненные

музыке,

позволяет

почувствовать

эмоциональное

и

образное содержание музыкального произведения,

способно сделать

анализ более доступным, а главное - интересным детям.

Одним

из

путей

обеспечения

активной

установки

обучающихся

видится

во

внедрении

в

учебный

процесс

методов

проблемного

обучения, частично-поисковой деятельности. Примеров использования

подобного вида деятельности множество. Это

поиск

общих или

различных черт прослушанных музыкальных произведений; с целью

развития

навыка

интерпритации

слушание,

выбор

предпочтения

одного и того же произведения в разном исполнении, сравнительный

анализ

живописного

полотна,

стихотворения

и

звучания;

анализ

метаморфоз,

произошедших

с

музыкальным

образом

в

результате

изменения

выразительных

средств.

Примером

частично-поисковой

деятельности можно назвать включение в задания заполнение таблиц,

выполнение тестовых заданий, итоговых викторин, презентаций, поиск

3

4

дополнительной информации к изучаемой теме. Деятельное освоение

изучаемого

материала

позволяет

проводить

занятия

динамично,

с

частой сменой деятельности, что

удерживает внимание, интерес

и

активность обучающихся на протяжении всего урока.

Итогом

обучения

должно

стать

духовное

совершенствование,

музыкальное и личностное развитие детей.

Занятия первого года обучения проникнуты единой темой – темой

музыкального

волшебства,

где

каждый

урок,

подобно

детали

мозаики,

складывается в единую картину, в которой мир реальный превращается в мир

звучащий, музыкальный.

Основная идея содержания второго года обучения

– отражение

истории и души народа в музыке России.

Цель данного курса – открыть

детям

дорогу

в

мир

русской

культуры

с

ее

глубочайшим

пластом

многовековых

самобытных

традиций,

устным

народным

творчеством,

богатым наследием национальной композиторской школы.

Основная цель третьего года обучения – знакомство с многообразной

палитрой западноевропейской музыки, как величайшее достижение мировой

музыкальной

культуры,

утверждение

мысли

о

непреходящем

значении

музыкального искусства, неразрывной связи национального своеобразия и

общечеловеческих ценностей.

Все

формы,

приемы,

применяемые

на

занятиях,

нацелены

на

достижение основной

цели - не только дать обучающимся определенные

знания, научить их любить, понимать музыку, но и относиться к ней, как к

волшебству,

чуду,

нечто

глубокому

и

прекрасному;

не

только

с

особым

чувством ждать встречи с музыкой, но и стремится понять, прочувствовать

изнутри и самим творить это чудо прекрасного; не только обучать, а в

большей

степени

увлекать

познанием,

формировать

атмосферу

непреходящего интереса к музыкальному искусству.

4

5

Дисциплина «Слушание музыки» решая

профессиональные задачи,

формирует

то

культурное

пространство,

которое,

мы

надеемся,

станет

нормой и жизненной потребностью в будущей взрослой жизни наших детей.

5



В раздел образования