Автор: Антонова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской облпсти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предмет "Слушание музыки" в векторе современного подхода к обучению в детской школе искусств".
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
г. Новомосковск – 2017 г.
Антонова
Ольга
Михайловна,
преподаватель
музыкально-
теоретических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Предмет
«Слушание
музыки»
в
векторе
современного подхода к обучению в детской школе
искусств».
Культура нации определяется не только высочайшими достижениями
отдельных творческих личностей или коллективов, но и уровнем культурной
образованности каждого члена национального сообщества.
Еще несколько лет назад, педагоги-практики активно обсуждали
необходимость
включения
в
курс
обучения
Детской
школы
искусств
предмета «Слушание музыки». Интерес к этой дисциплине неслучаен. В
младшем школьном возрасте закладываются основы
знаний, приоритеты
интересов и предпочтений. Отсутствие школьной дисциплины, открывающей
мир глубокой, серьезной музыки, лишала детей возможности прикоснуться к
подлинной красоте. Принимая решение о введении данной дисциплины в
нашей школе, мы руководствовались следующим:
С малых лет
ребенка окружает звуковое пространство, в котором
причудливо
переплетаются
звучания
серьезного
и
развлекательного
искусства.
Продукция
современной
музыкальной
индустрии,
с
ее
яркостью,
праздничностью
искажает
представление
о
духовной
ценности музыки как высокого искусства, поэтому так важно научить
1
2
детей
отбирать
истинные
ценности,
содействовать
способности
понимать умом и сердцем подлинную красоту музыки
.
Дисциплина «Слушание
музыки»
является
начальной
ступенью
к
овладению знаниями в области музыкального искусства и воспитанию
будущих слушателей, знатоков и ценителей музыки.
Этот начальный
этап является решающим для всего процесса обучения. На занятиях
этого
предмета
детей
ждет
встреча
с
удивительным
миром
музыкального искусства, наполненным светом и добром, а сам процесс
обучения превращается в увлекательное путешествие-познание.
В нашу школу, как впрочем и в другие, приходят дети с различными
музыкальными
способностями.
Задача
преподавателя
–
используя
индивидуальный
подход,
дать
каждому
ребенку
максимум,
по
его
возможностям,
знаний
и
умений.
Но
не
менее
важны
задачи
–
пробудить у обучающихся любовь, интерес к музыке; убедить детей и
родителей
в
ценности
музыкального
образования
для
развития
творческого, духовного, интеллектуального начала личности ребенка.
И дисциплина «Слушание музыки», как нельзя лучше, подходит для
реализации этих задач:
позволяет обогатить круг художественных
впечатлений
детей,
развить
образное
мышление,
эмоциональность,
отзывчивость на музыкальное звучание, воспитать культуру слушания,
дать толчок к творческому применению полученных знаний на уроках
специальности.
Одним из условий успешности обучения на начальном этапе является
активное
привлечение
родителей
к
совместному
выполнению
разнообразных
творческих
заданий.
Это
не
только
оказывает
определенную
помощь
малышу,
но
и
поднимает
ценность
самого
обучения, так как заинтересованность родителей в делах и успехах
ребенка
без
лишних
слов
показывает
ему
важность
выполняемой
работы.
2
3
На занятиях ведущим принципом, заложенным в современном подходе
к обучению, становится принцип деятельного освоения музыкального
искусства.
Не
пассивное
слушание
музыкального
звучания
и
разъяснений
педагога,
а
вовлечение
обучающихся
в
активное
«действо», использование разнообразных приемов, направленных на
развитие творческих способностей учеников. Творчество – двигатель
сознания, процесс открытия и создания нового. Каждый шаг ученика
на пути творческого поиска - личный вклад в развитие самого себя.
Формы деятельного освоения учебного материала - это
проявление
собственного
отношения, чувствования к музыкальному звучанию,
импровизации
на
заданную
тему,
ритмические
аккомпанементы
с
использованием
шумовых
инструментов,
пение,
собственное
исполнение музыкального произведения, театральные зарисовки, игры,
раскраски. Для
определения
характера,
настроения
музыкального
образа применяется практика пластического моделирования. Движение,
подчиненные
музыке,
позволяет
почувствовать
эмоциональное
и
образное содержание музыкального произведения,
способно сделать
анализ более доступным, а главное - интересным детям.
Одним
из
путей
обеспечения
активной
установки
обучающихся
видится
во
внедрении
в
учебный
процесс
методов
проблемного
обучения, частично-поисковой деятельности. Примеров использования
подобного вида деятельности множество. Это
поиск
общих или
различных черт прослушанных музыкальных произведений; с целью
развития
навыка
интерпритации
слушание,
выбор
предпочтения
одного и того же произведения в разном исполнении, сравнительный
анализ
живописного
полотна,
стихотворения
и
звучания;
анализ
метаморфоз,
произошедших
с
музыкальным
образом
в
результате
изменения
выразительных
средств.
Примером
частично-поисковой
деятельности можно назвать включение в задания заполнение таблиц,
выполнение тестовых заданий, итоговых викторин, презентаций, поиск
3
4
дополнительной информации к изучаемой теме. Деятельное освоение
изучаемого
материала
позволяет
проводить
занятия
динамично,
с
частой сменой деятельности, что
удерживает внимание, интерес
и
активность обучающихся на протяжении всего урока.
Итогом
обучения
должно
стать
духовное
совершенствование,
музыкальное и личностное развитие детей.
Занятия первого года обучения проникнуты единой темой – темой
музыкального
волшебства,
где
каждый
урок,
подобно
детали
мозаики,
складывается в единую картину, в которой мир реальный превращается в мир
звучащий, музыкальный.
Основная идея содержания второго года обучения
– отражение
истории и души народа в музыке России.
Цель данного курса – открыть
детям
дорогу
в
мир
русской
культуры
с
ее
глубочайшим
пластом
многовековых
самобытных
традиций,
устным
народным
творчеством,
богатым наследием национальной композиторской школы.
Основная цель третьего года обучения – знакомство с многообразной
палитрой западноевропейской музыки, как величайшее достижение мировой
музыкальной
культуры,
утверждение
мысли
о
непреходящем
значении
музыкального искусства, неразрывной связи национального своеобразия и
общечеловеческих ценностей.
Все
формы,
приемы,
применяемые
на
занятиях,
нацелены
на
достижение основной
цели - не только дать обучающимся определенные
знания, научить их любить, понимать музыку, но и относиться к ней, как к
волшебству,
чуду,
нечто
глубокому
и
прекрасному;
не
только
с
особым
чувством ждать встречи с музыкой, но и стремится понять, прочувствовать
изнутри и самим творить это чудо прекрасного; не только обучать, а в
большей
степени
увлекать
познанием,
формировать
атмосферу
непреходящего интереса к музыкальному искусству.
4
5
Дисциплина «Слушание музыки» решая
профессиональные задачи,
формирует
то
культурное
пространство,
которое,
мы
надеемся,
станет
нормой и жизненной потребностью в будущей взрослой жизни наших детей.
5