Напоминание

"Развитие ансамблевых навыков обучающихся в условиях фольклорно-этнографической школы "Уральские узоры"


Автор: Сакадина Елена Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦРТДЮ "Радость" г. Орска"
Населённый пункт: город Орск, Оренбкргская область
Наименование материала: информационно-педагогический модуль по обобщению собственного педагогического опыта
Тема: "Развитие ансамблевых навыков обучающихся в условиях фольклорно-этнографической школы "Уральские узоры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образование администрации г. Орска

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме:

Развитие ансамблевых навыков обучающихся

в условиях фольклорно-этнографической школы

«Уральские узоры»

Автор - составитель:

Сакадина Елена Николаевна

педагог дополнительного

образования первой категории

Орск, 2015

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ФЭШ «УРАЛЬСКИЕ УЗОРЫ»

1.

Оренбургская область, г. Орск, МАУДО ЦРТДЮ «Радость»

2.

Авторы опыта:

Соснина Светлана Владимировна, 11.03.1967 г. рождения, педагог дополнительного

образования

МАУДО

ЦРТДЮ

«Радость»,

стаж

в

должности

-17

лет,

первая

категория,

руководитель ансамбля гармонистов, музыкальный аранжировщик ФЭШ «Уральские узоры».

Образование: высшее, Челябинский государственный институт культуры и искусства, 1992,

преподаватель народных инструментов.

Бакалдина Елена Александровна – 24.04.1971 г. рождения, 16 лет стажа, концертмейстер,

художественный руководитель коллектива, руководитель ансамбля ложкарей, первая категория.

Образование

среднее

специальное,

Орское

музыкальное

училище,

1990,

руководитель

самодеятельного коллектива.

Сакадина Елена Николаевна -24.10.1959 г. рождения, 30 лет стажа, педагог-хореограф ФЭШ

«Уральские

узоры».

Образование

среднее

специальное,

Оренбургское

областное

культпросветучилище, руководитель самодеятельного танцевального коллектива,1980.

3.

Тема обобщения передового педагогического опыта: «Развитие ансамблевых навыков у

обучающихся в условиях фольклорно-этнографической школы «Уральские узоры».

4.

Длительность функционирования: 10 лет.

Первым результатом работы по проблеме стало выступления педагогов на городской творческой

площадке по аналогичной теме с представлением собственного опыта.

5.

Пропаганда ППО

Опыт работы по проблеме: «Развитие ансамблевых навыков у обучающихся в условиях ФЭШ

«Уральские узоры» представлен:

На городской творческой площадке педагогов-музыкантов в 2013 году.

На методическом совете с презентацией брошюры в 2014 году.

6.

Условия возникновения опыта

Представлен опыт работы по развитию ансамблевых навыков у обучающихся в ансамбле

гармонистов,

ложкарей

и

танцоров.

Обучающиеся

ансамбля

вместе

с

педагогами

школы

«Уральские

узоры»

постоянные

участники

концертных

программ

ЦРТДЮ

«Радость»,

победители конкурсов и фестивалей городского, областного и международного уровней. В 2010

году коллективу ФЭШ «Уральские узоры» присвоено звание «Образцовый детский коллектив».

В

2012

году

коллектив

школы

стал

обладателем

Гран-при

в

двух

номинациях:

инструментальной

и

хореографической,

лауреатом

1

степени

в

номинации

дуэт

и

соло

гармонистов

на

Всероссийском

и

международном

конкурсе-фестивале

детского

творчества

«Юность» в г. Москве. В 2016 году коллектив ансамбля гармонистов еще раз стал обладателем

Гран-при на Международном конкурсе-фестивале «Урал собирает друзей» в г. Оренбурге.

Фольклорно-этнографическая школа «Уральские узоры» была создана на базе школы № 6 в

1998 году.

Отвечая требованиям времени, коллектив преобразовывался, расширялся, постепенно

интегрируя в образовательный процесс базовых школ № 6 и № 25. В 2013 году коллектив

отметил свое 15 -летие.

ФЭШ сегодня – это сплоченный коллектив детей и педагогов, составляющий целостную

разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка

в

рамках

единого социокультурного и образовательного пространства. В 2007 году на базе детского клуба

«Ассоль» было создано объединение «Обучение игре на гармони».

На занятиях в фольклорно – этнографической школе «Уральские узоры» обучающиеся

осваивают основы русского народного танца, обучаются игре на гармони, ложках, балалайке,

занимаются народным пением, знакомятся с устным народным творчеством на занятиях по

народоведению.

7.

Теоретическая база опыта: Педагогами школы разработана комплексная дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая

программа, которая в 2010 году стала лауреатом

областного конкурса дополнительных образовательных программ для детей.

Целью

программы

является формирование

социально-культурного

опыта

ребенка

средствами

художественного образования и воспитания, изучение истоков традиционной

русской народной культуры, региональных обычаев и традиций на основе слияния музыки,

хореографии

и

песенного

искусства

в

единый

учебно-воспитательный процесс.

Программа рассчитана на 5 летний срок обучения.

8.

Актуальность и перспективность опыта:

Важное значение в школе «Уральские узоры» принадлежит формированию знаний,

умений и навыков в области музыкально-исполнительского искусства, необходимых учащимся в

их творческой деятельности.

Ансамбль ложкарей. Руководитель -Бакалдина Елена Александровна.

Основной формой

обучения

игре

на

ложках

является

занятие,

направленное

на

развитие

музыкальных

способностей

и

приобретение

музыкально-ритмических

навыков

игры

на

шумовых

музыкальных инструментах.

На

первых

занятиях

педагог

старается

заинтересовать

ребенка,

развить

желание

заниматься

в

ансамбле

и

только

потом

переходить

к

целенаправленному

формированию

исполнительских

умений

и

навыков.

Для

выработки

ритмичной

одновременной

игры

на

музыкальных инструментах, овладения основами техники, педагог использует на занятиях:

- пальчиковые игры; - дидактические игры; - игры с палочками; - ритмические упражнения

(народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

- соревнования между подгруппами.

В

работе

с

ансамблем

используются

технические

средства

обучения.

Подобрана

фонотека

с

записью

лучшей

не

только

народной детской

музыки,

но

и

классической

и

современной, на основе которой подбирался репертуар ложкарей. А результат работы ансамбля

ложкарей - это выступления, где ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными,

внимательными. В 12 учебных группах ФЭШ занимается 148 обучающихся в возрасте от 7 до

16 лет.

Народный танец. Хореограф – Сакадина Елена Николаевна. Отличительная особенность

программы по народному танцу заключается в том, что основной акцент в хореографической

работе

с

детьми

делается

на

освоение

народной

танцевальной

культуры,

национальных

фольклорных

традиций.

Всё

это

совпадает

с

мироощущениями

детей,

делает

творческий

процесс

ценным,

интересным,

понятным

и

близким

по

духу

и

восприятию.

Ведется

углубленное изучение

регионального

компонента, что позволяет

выделить культурные и

социальные особенности уральского края.

Занятие состоит из трех частей: разминка, экзерсис на середине зала, работа над этюдами и

танцевальными номерами.

Каждая

часть

занятия

представляет

собой

педагогическую

ситуацию,

направленную

на

решение определенных учебно-творческих задач.

В процессе обучения особое внимание уделяется

характеру, манере, и музыкальности

исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. В основу обучения

положен принцип «от простого к сложному», позволяющий из года в год совершенствовать

технику

исполнения,

развивать

эластичность

и

силу

мышц,

координацию

движений

в

зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Ансамбль гармонистов.

Руководитель Соснина Светлана Владимировна. Программа по

обучению игре на гармони существенно отличается от всех существующих программ для оркестров

баянов или русских народных инструментов. Яркое звучание гармоник привлекает ребят и им хочется

изучать этот

инструмент.

Дети

видят

результат

своей

работы,

так

как

наряду

с

индивидуальными

занятиями

в

образовательный

процесс

включены

групповые

занятия

в

ансамбле, которые начинаются со второго года обучения. Обучающиеся исполняют несложные

партии в общей партитуре художественного произведения.

Основной состав обучающиеся в ансамбле гармонистов – мальчики. Обучение направлено на создание

ситуации успеха, для того, чтобы ребенок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким

образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте.

В объединение принимаются все желающие на основе тестирования на наличие

музыкального слуха и чувства ритма. Музыкальный материал подобран таким образом, что все

теоретические знания ребята получают на занятиях в определенной последовательности и сразу

закрепляют на практике.

Все необходимые навыки игры на инструменте (беглость пальцев, аккордовая техника, отточенность

штрихов) отрабатываются систематически на занятиях с помощью специально составленного комплекса

упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, дети быстро приобретают необходимые

навыки, что дает им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.

Каждому

воспитаннику

предоставляется

возможность

проявить

творчески

свою

индивидуальность, добиться качественных результатов. На последних годах обучения педагог

активно

использует

подбор

по

слуху,

чтение

нот

с

листа,

прием

импровизации,

где

обучающийся сам может досочинить партию или усложнить её.

9.

Практическая значимость опыта в том, что была апробирована на детском коллективе

ФЭШ

«Уральские

узоры».

Педагогами

школы

была

представлена

городская

творческая

площадка по теме: «Развитие ансамблевых навыков воспитанников в условиях ФЭШ». Педагоги

поделились с коллегами, рассказав о том, как они развивают ансамблевые навыки средствами

хореографии, ансамбля ложкарей и гармонистов.

10.

Новизна

опыта

заключается

в

том,

что

вопрос

о

развитии

ансамблевых

навыков

у

обучающихся до сих пор остаётся открытым и мало изученным. Именно поэтому изучение

данной проблемы актуально в настоящее время и вызывает живой интерес, как ученых, так и

педагогов-практиков.

Результатом

работы

школы

являются

художественные

номера,

представляющие синтез искусства музыки, хореографии и народного творчества.

11.

Описание опыта

Первой на городской творческой площадке выступила Соснина Светлана Владимировна с

темой: «Развитие ансамблевых навыков у воспитанников объединения «Обучения игре на

гармони» средствами малых форм»

В своем выступлении педагог отметил, что ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе

которой

несколько

музыкантов

исполнительскими

средствами

сообща

раскрывают

художественное

содержание

произведения.

Работа

в

коллективе,

несомненно,

сопряжена

с

определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже

время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она

дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию

мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает

добиться стабильности в исполнении. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до

уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше

как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение,

чувство коллективизма. Большая роль в формировании ансамблевых навыков принадлежит

работе в малых формах (дуэтах, трио, квартетах).

На начальном периоде обучения

ребенку еще сложно играть в ансамбле с другими

учащимися,

и

он

играет

с

педагогом.

Это

приучает

к

ритмичному

и

выразительному

исполнению,

повышается

мотивация

к

занятиям.

Такую

форму

работу

педагог

начинает

практиковать со второго полугодия 1 года обучения юного музыканта и до конца всего периода

обучения. Наряду с работой в дуэте используются мини-концерты для родителей с участием

всех обучающихся, День открытых дверей, Рождественские встречи с родителями, День матери,

день пожилого человека и другие мероприятия клуба, где ребята принимают участие.

На городской творческой площадке педагог представил несколько приемов работы с детским

ансамблем на начальном периоде обучения:

1-й прием: Игра в медленном темпе на легато.

2-й прием: поочередное добавление одного участника.

3-й прием: игра в умеренном темпе на стаккато сначала в унисон, затем разными партиями.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метроритму принадлежит

едва ли не главное место, отмечает Светлана Владимировна. Ритмическая определенность

делает

игру

более

уверенной,

более

надежной

в

техническом

отношении.

В

ансамбле,

разумеется, могут быть исполнители, у которых по- разному развито чувство ритма. Педагог

старается подбирать ансамбли так, чтобы в них были ритмически устойчивые исполнители.

Тогда и остальные участники ансамбля начнут тянуться к более сильным в ритмическом

о

т

н

о

ш

е

н

и

и

.

Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах,

фразировке.

С

этой

точки

зрения

унисон

является

самой

сложной

формой

ансамбля.

Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня

подготовки.

В

этой

ситуации

возникает

нечто

вроде

негласного

состязания,

являющегося

стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого педагог старается

приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это учит

другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Сложности, как правило, представляются при игре восьмыми и шестнадцатыми

длительностями.

При

обучении

синхронности

исполнения

длительностей

Светлана

Владимировна предлагает обучающимся следующий прием: пропевание и проговаривание нот

в пассаже, выстукивание ритма.

И конечно, и на первых и на последующих годах обучения, работа с ансамблем ведется

как в техническом, так и в динамическом плане над характером музыкального произведения.

Важно не навязывать свою трактовку, но объяснять смысл заложенного образа, определить

форму, разобраться в штрихах, фразировке, найти завязку, кульминацию и репризу, определить

нужный темп. Репертуар подбирается исходя из программы и индивидуальных возможностей

воспитанников. В репертуаре русские плясовые и танцы, песни военных лет и музыка разных

народов.

Следующей по этой же проблеме на городской творческой площадке выступила Бакалдина

Елена Александровна с темой: «Развитие ритмических навыков у обучающихся в условиях

ансамбля ложкарей».

Музыкально-ритмическое чувство, отмечает Елена Александровна, являясь формирующей

способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается»

на него. Играя все вместе, учащиеся находятся в определённых метроритмических рамках, что

помогает избежать различных темповых отклонений. Таким образом, в условиях совместных

занятий

возникают

благоприятные

возможности

для

исправления

индивидуальных

погрешностей исполнения.

Развитие музыкально-творческих способностей воспитанников происходит в процессе

овладения различными видами деятельности:

– ознакомление с партиями партнёров во время самостоятельной работы, что способствует

процессам концентрации и разделения внимания, активизации ритмической памяти.

– прогнозирование возможных недостатков в исполнении партнёра в конкретных эпизодах

партитуры, что способствует развитию внимания, памяти и интуиции, стимулирует способность

к музыкально-слуховым представлениям и способствует формированию навыков слухового

контроля и свободной ориентации в нотном тексте;

психофизиологический

тренинг,

который

активизирует

внимание

и

память

учащихся,

развивает

их

чувство

метроритма

и

способность

к

музыкально-слуховым

представлениям,

формирует навыки игры в ансамбле (единство метроритма и соответствие эмоциональных

состояний партнёров);

– доведение исполнения до уровня окончательного технического совершенства и публичное

исполнение музыкальных произведений, как результат практической деятельности, которое

активизирует все компоненты ансамблевого мастерства.

Все перечисленные виды учебной деятельности способствуют формированию

специфических ансамблевых навыков и одновременно направлены на развитие необходимых

для

этого

свойств

личности,

профессиональных

способностей

и

знаний.

Для

развития

ритмического

чувства

педагог

использует

в

своей

практике народные

песни.

Елена

Александровна рассказывает: «Так, например,

проигрывая и пропевая русскую народную

песню

«Во

поле

береза

стояла»,

чтобы

ощутить

внутренний

ритм

этой

мелодии,

прошу

учащихся спокойно шагать под музыку, стараясь совместить каждый шаг с определенным

движением в музыке. Если упражнение выполнено правильно, то шаги совпадут со слогами

первой строки текста песни: ВО′ - ПО-ЛЕ БЕ-РЕ′- ЗА СТО-Я′-ЛА

Прохлопывая каждый звук песни, то есть ритм, учащиеся легко понимают, что ритм

состоит не только из одинаковых равномерно чередующихся шагов-долей, но и из более

коротких звуков». Затем перед учащимися ставится следующая задача: определить по слуху и

прохлопать в ладоши точный порядок и соотношение коротких и длинных звуков, т.е. осознать

ритмический рисунок. Теперь приступаем к записи выученной песенки. Используется метод

наглядности,

записываем

усвоенный

ритм

в

тетради.

Длинные

звуки

записываем

вертикальными

черточками

(четвертные),

а

короткие

вертикальными

черточками

с

перекладинками (восьмые).

Теперь прохлопываем этот ритм. Видя перед собой эту запись, ученик понимает: что

такое «ритмический рисунок», увереннее ассоциирует длительности с «ритмической речью».

В работе по развитию ритма Елена Александровна применяет также

декламационный

метод обучения. Это способ работы по развитию метроритма, наряду с просчитыванием и

прохлопыванием, является наиболее результативным. Педагог включает в работу стихотворные

тексты, что позволяет усилить воздействие на учащихся при параллельном включении слуха,

речи и движения. Для этого используются речевые игры.

На

первых

этапах

работы

при

подборе

стихов

Елена

Александровна

старается

учитывать, чтобы стихи были с устойчивой ритмикой, то есть однообразным распределением

ударных слогов в строфе, состоять из коротких фраз, где четко прослушивается метрический

пульс: СПИТ НА ВЕТКЕ ПТИЧКА, СПИТ В ЛЕСУ ЛИСИЧКА.

Четкость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что дает возможность

быстро добиваться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» -

молчание в музыке. Обучающимся педагог объясняет, что паузы являются частью музыки. Они

означают не остановку движения, а подготовку к следующему звуку. Кроме пения ритмическую

фигуру педагог совместно с детьми

прохлопывает. В качестве примера берется знакомая

детская песенка «Ехали медведи»:

ЕХАЛИ МЕДВЕДИ… НА ВЕЛОСИПЕДЕ… А ЗА НИМИ КОТ… ЗАДОМ НАПЕРЕД…

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, идет

постепенное

усложнение

изучаемого

материала.

Учебный

материал,

предусмотренный

программой,

распределен

в

определенной

последовательности

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей.

По проблеме развития ансамблевых навыков у обучающихся

следующей выступила

педагог-хореограф

Сакадина

Елена

Николаевна

по

теме:

«

Развитие

ансамблевых

навыков

у

обучающихся

на

занятиях

хореографией

».

Одна из задач учебно-тренировочной работы, отмечает Елена Николаевна, правильная

постановка корпуса, рук, ног и головы, развитие и укрепление суставно-связочного аппарата,

развитие силы и ловкости, выработка эластичности мышц, овладение танцевальной техникой.

Занятия в основном проходят на середине зала.

В начале занятия народным танцем используются наиболее простые движения, которые

могут легко воспроизводиться после показа, затем те же движения исполняются в других

комбинациях с постоянным усложнением. Педагог начинает занятие с медленных движений.

Это движения головой, плечами, пружинки, неглубокие приседания, полупальцы, движения рук

и т. д. Затем с постоянным возрастанием амплитуды и темпа – наклоны, повороты, подъемы и

махи ног и т. д. В конце разминки включаются движения, вызывающие единовременную

нагрузку на все группы мышц – это прыжки, вращения и комбинации различных элементов.

Систематические

занятия

соразмерно

развивают

фигуру,

способствуют

устранению

ряда

физических

недостатков:

сколиоза,

косолапия,

выпуклости

грудной

клетки.

Помимо

этого

развивается координация, эластичность связок, происходит укрепление мышц.

При работе с детьми Елена Николаевна старается учитывать возрастные особенности,

без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для младших

школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок.

Из-за

слабости

мышц

спины

они

не

способны

долго

удерживать

корпус

в

подтянутом

состоянии.

Педагог

обращает

внимание

на

укрепление

и

развитие

мышц,

формирование

устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая

сердечно

-

сосудистая

система

все

эти

особенности

требуют

от

хореографа

очень

осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с умеренны и

медленным.

Несовершенно

восприятие:

дети

не

умеют

долго

слушать

музыку,

неточно

воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве.

Педагог отмечает, что нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного

возраста

того

факта,

что

у

них

неразвиты

такие

волевые

качества

как

настойчивость,

целеустремленность,

упорство,

дисциплинированность.

Поэтому

особую

привлекательность

приобретают

для

детей

этого

возраста

занятия

по

танцу,

если

они

строятся

на

простом

м а т е р и а л е

и

в к л ю ч а ю т

в

с е б я

э л е м е н т ы

и г р ы

и л и

с о р е в н о в а н и я .

В процессе работы с детьми педагог объясняет ребятам значение каждого движения, способ

его исполнения. Что в танце нет мелочей ни во время тренировочной работы, ни во время

репетиционной, и тем более во время выступления.

Но, замечает педагог, как бы ни важно было техническое совершенство танца, это не

должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в механическое

повторение танцевальных движений. Следует помнить, что овладение тем или иным навыком

должно носить художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащийся

не просто выучит определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будет

познавать

своеобразный,

выразительный

язык

хореографического

искусства,

получит

п р е д с т а в л е н и е

о

т а н ц е ,

гд е

т е с н о

п е р е п л е т а ю т с я

м у з ы к а

и

п л а с т и к а .

Музыка и танец неразрывно связаны друг с другом. В музыке заложены содержание и

характер

любого

танцевального

произведения.

Обучая

искусству

танца,

необходимо

одновременно

вести

и

музыкальное

воспитание:

учить

понимать

и

слушать

музыку,

о р г а н и ч е с к и

с о е д и н я т ь

в

е д и н о е

ц е л о е

д в и ж е н и е

и

м у з ы к у .

Музыкально-ритмическое

чувство

присуще

всем,

но

уровень

развития

его

зависит

от

индивидуальных

особенностей

слуха.

Доказано,

что

музыкально

-

ритмическое

чувство

поддается развитию с помощью ритмических упражнений.

Первоначально ритмические упражнения сводятся на прохлопывание долей такта, затем

задание

усложняется,

изменяя

ритмический

рисунок

хлопков.

Выполняя

ритмические

движения, можно добавить элемент игры, где чередуются девочки с мальчиками, первая линия

со

второй

и

т.д.

Затем

к

хлопкам

добавляются

движения:

притопы,

повороты

корпусом,

движения рук, головы, плеч. Как правило, все элементы ритмических упражнений соединяются

в

небольшие

танцевально-ритмические

этюды.

Детям

это

очень

нравится,

особенно

если

добавить элементы игры и соревнования.

Совместное творчество объединяет детей в процессе работы, что создает благоприятную

обстановку

в

коллективе.

Отношения

между

младшими

и

старшими

обучающимися

доброжелательные,

более

опытные

ребята

охотно

помогают

младшим

в

освоении

партий

ансамбля и принимают активное участие во всех коллективных делах коллектива.

12.

Адресная

направленность

опыта. Представленный

опыт

может

быть

полезен

руководителям

структурных

подразделений,

педагогам

дополнительного

образования,

методистам, педагогам музыкальных школ и школ искусств.

13.

При

каких

условиях,

используя

данный

опыт,

можно

получить

устойчивые

положительные результаты:

на

занятиях

должна

быть

доброжелательная

обстановка,

искренний

и

чуткий

интерес

педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников;

поддержка

и

поощрение

их

самостоятельности

и

положительных

индивидуальных

проявлений;

осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом следует избегать оценок «плохо»

или «неправильно», но обращать внимание ребёнка на несоответствие его движений заданному

образному содержанию, характеру музыки;

важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение

искренне

радоваться

достижениям

своих

товарищей,

желание

помочь

им

в

преодолении

встречающихся трудностей.

Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно

становление и развитие творчества.

Ребята вместе с педагогами занимаются активной пропагандой самобытных традиций

Оренбургского казачества. Педагогами совместно с методистами разработан цикл тематических

программ по возрождению национальных традиций русского казачества, в который включены

концертные номера ФЭШ. На городском конкурсе методических материалов в 2015 году она

стала дипломантом в своей номинации.

Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной

программы

являются:

отчетные

концерты,

участие

в

смотрах,

конкурсах,

фольклорных

фестивалях городского, областного и всероссийского уровней.

Постоянное обновление репертуара и использование его на высоком художественном

уровне позволило коллективу ФЭШ «Уральские узоры» стать неоднократными Лауреатами

областных, Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей. Наиболее значимыми

победами коллектива стали следующие награды:

Гран –при и лауреаты 1 степени Всероссийского и Международного фестиваля-конкурса

детского и юношеского творчества «Юность» в городе Москве в 2011 и 2012 году,

Лауреат

Международного детского и юношеского конкурса «Планета талантов» в

городе Москве в 2013 и 2015 году) Лауреат XV Международного конкурса исполнителей

инструментальной музыки (Новосибирск -2013) ,

Лауреат IX

–й

Международный

фестиваль-конкурс

национальных

культур

«Радуга

дружбы» (Новосибирск - 2014),

Лауреаты и серебряные призеры Всероссийского конкурса-фестиваля искусств «Город

солнца» (Сочи в 2015 году).

Гран-при и лауреата 1 и 2 степени Международного конкурса-фестиваля «Урал собирает

друзей» в г. Оренбурге и Екатеринбурге.

За достигнутые успехи дети и руководители коллектива неоднократно награждались

благодарственными письмами, дипломами. Педагоги ФЭШ принимают активное участие в

концертной

и

конкурсной

деятельности.

В

2012

году

коллектив

после

победы

на

Международном

конкурсе

в

Москве

был

приглашен

в

Испанию.

Выпускник

коллектива

Файрушен Данил – обладатель премии губернатора для поддержки талантливой молодежи в

рамках национального проекта «Образование», неоднократный призер конкурсов и фестивалей

Международного и Всероссийского уровней.

Большая роль в формировании и дальнейшем развитии коллектива принадлежит родителям.

Именно от взаимоотношений между педагогами и родителями зависит успешное обучение и

воспитание

ребёнка.

Они

помощники

в

организации

культурного

досуга,

воспитательных

мероприятий,

основные

спонсоры

поездок

коллектива

на

конкурсы

и

фестивали.

Традиционными стали «Рождественские встречи с родителями», которые проводятся на зимних

каникулах.

Педагоги комплексной структуры постоянно совершенствуют свое профессиональное

мастерство и щедро делятся опытом с коллегами, проводя творческие площадки, открытые

занятия и мастер-классы по музыкальному исполнительству и хореографическому искусству.

ФЭШ «Уральские узоры»– это родник жизни, начало жизненного пути маленького человека.

Живое общение с музыкой и танцами, использование интересных атрибутов и музыкальных

инструментов, элементов пластического интонирования – все это помогает узнать много нового

и интересного, погрузиться в удивительный мир искусства.

Главная задача наших педагогов – сделать это начало ярким, творческим, успешным. В

своей деятельности они следуют словам великого Сократа: «В каждом человеке – солнце, дайте

ему светить».



В раздел образования