Напоминание

"Слагаемые профессионального имиджа педагога"


Автор: Коробчинская Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО - Центр внешкольной работы
Населённый пункт: город Маркс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Слагаемые профессионального имиджа педагога
«Я есть то, чем признают меня окружающие» Ульям Джеймс – американский психолог. В связи с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется профессионализму личности педагога. Забота педагога о своем имидже – это профессиональное требование.
Имидж
(от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом.
Профессиональный

имидж
– черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности. Профессиональный имидж стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, призвания; выступает условием профессиональной самореализации, самообразования, достижения профессиональных вершин. Успех приходит к тем, кто умеет не только развить, но и донести до других свои лучшие личностные качества. В этой связи особое значение в педагогической деятельности приобретает умение «нравиться детям». Грамотно созданный имидж вызывает уважение у обучающихся и повышает авторитет педагога, а также влияет на результаты образовательного процесса.
Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих

позиций самопрезентации педагога:

«Я - концепция» – морально-психологическая подготовка;

Фейсбилдинг



создание

лица

с

учётом

всех

сопутствующих

факторов;

Кинесика – телесное информирование;

Дизайн

одежды



подбор

и

ношение

одежды,

использование

аксессуаров;

Владение словом – риторическая оснащённость;

Флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического

поля»;

Коммуникативная механика

мастерство общения.

«Я - концепция» – морально-психологическая подготовка
.
Этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе, осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также влияние внешних факторов на вашу личность (общественное мнение, средства массовой информации).
Фейсбилдинг.
Инструментом мощного воздействия на обучающихся является лицо педагога. Этим «инструментом» надо уметь очень точно управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица создает установку, что все происходящее на занятии интересно и важно самому педагогу, а значит должно быть интересно и важно детям. Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркивает достоинства и неповторимость. Разумеется, пользуясь декоративной косметикой, педагог должен помнить о времени суток, чувстве меры, о возрасте и стиле, о форме лица и моде.
Кинесика - выразительность пластики тела
Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых педагогом, она оказывает столь же сильное влияние, как и мимика. Если мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Обучающиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога. Открытая пластическая позаимеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще - ние. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости». Дети должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Существуют кинетические или невербальные средства общения - жесты:
Выгодные (желательные) жесты Нежелательные жесты
- Жест от груди ладонью вверх на уровне груди. - Рука на сердце. - Взгляд на уровне глаз и чуть выше. - Шпиль вниз (женский). - Шпиль вверх (мужской) - Указательный палец на уровне виска. - Доброжелательная улыбка в начале и в конце беседы. - Голова чуть набок и пара кивков «Я вас понимаю». - «Бегающие глазки» - Жесты закрытия - Прикрывание рукой рта и носа - Потирание глаза, уха - Жест сцепленных рук - Взгляд на часы - Взгляд исподлобья - Демонстрация большого пальца - Указующий жест Необходимо осторожно относится к выбору дистанции.

Одежда педагога
– это его визитная карточка, она несет большую психологическую нагрузку: «Одежда и одевает, и открывает человека». Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый педагог воспитывает эти же качества в детях. Одежда не должна отвлекать внимание во время занятия. Она не должна быть сильно облегающей, чрезмерно открытой и короткой. Основной стиль педагога – это классика, одобренная временем, но с включением модных элементов. Как говорят французы: «Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни». Классический стиль символизирует уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическую гибкость, а также авторитет. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных металлов (золото, серебро, платина) и натуральных камней. Идеальным вариантом считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке). И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Педагог дополнительного образования – это квалификация, имеющая много специальностей. Одежда спортсмена, хореографа, художника, должна быть строгой, удобной, стильной. О цвете: одежда теплых тонов способствуют доверительности, холодные тона – дистанционируют и дисциплинируют.
Голос – отзвук о человеке.
Педагогу приходится много говорить, он пользуется вербальным средством общения - речью. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Педагог должны следить за тем, чтоб всегда, говорить правильно и красиво. Необходимо воспитывать речевой голос, иметь четкое и ясное дикционное произношение. Неправильное произношение звуков вызывает у детей смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика воспринимается как фальшь и вызывает недоверие. Несколько правил речевой культуры педагога: 1. Педагог не должен кричать. 2. Педагог должен говорить внятно. 3.Соблюдать речевой этикет. 4.Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. 5.Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
Приёмы флюидного излучения.
Во-первых, это чудодейственная
улыбка
. Улыбка не только рождается чувством, но и порождает его. Улыбайтесь как можно чаще!
Воспламенять взглядом - это следующий приём "флюидного излучения". В облике любого человека, самое выразительное - глаза. В наших интересах "извлечь" из своих глаз всё по максимуму. Юмор, умение шутить тоже помогает обаять. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей.
Коммуникативная механика – мастерство общения
Педагог выступает в учебном процессе не только как организатор познавательной, учебно-воспитательной и других видов деятельности обучающихся, но и как руководитель коммуникации, т.к. его работа предполагает общение постоянное и длительное. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего - важнейшие составляющие педагогической общительности. Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, не обходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
В

заключении,
вывод: педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает. Главное, чтобы имидж не расходился с его внутренними установками, соответствовал его характеру и взглядам. «Нужно быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие». Не следует забывать, что имидж любого образовательного учреждения будет определяться имиджем работающих в ней педагогов. Спасибо за внимание и успехов в работе!


В раздел образования