Напоминание

Образовательная программа студии "Танцевальная аэробика"


Автор: Бострикова Елена Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДОД ЦДТ
Населённый пункт: п. Светлый, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Образовательная программа студии "Танцевальная аэробика"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» п. Светлый ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА студии «Танцы» «Танцевальная аэробика «Энергия» программа рекомендована для детей 7-18 лет Срок реализации программы: 3 года. Бострикова Елена Сергеевна педагог дополнительного образования 2015г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ ДОД «ЦДТ» Гаршина М.А. «______» ___________2015г. ПРИНЯТО: Педагогическим советом МКОУ ДОД «ЦДТ» Протокол № от « » 2015г.

Пояснительная записка.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Научные исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Аэробика танцевальной направленности – оздоровительная аэробика, аэробная часть занятий представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. Со времен первых тренировочных комплексов от Джейн Фонды, видов танцевальной аэробики сегодня великое множество: джаз-аэробика, фанк-аэробика, рок–аэробика, латин-аэробика, хип-хоп-аэробика, брейк-аэробика и другие. В основе танцевальной аэробики лежат различные танцевальные направления. Каждую разновидность танцевальной аэробики характеризуют движения и музыка, соответствующие определённому стилю танца. Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики танцевальной направленности является использование соответствующей музыки. Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна. Это не только возможность улучшить свою физическую форму, но и научиться танцевать, двигаться раскрепощено, уверено.
Актуальность.
Возросший интерес к здоровому образу жизни в России делает актуальным приобщение обучающихся к спортивному искусству. Задачу воспитания здоровой нации нельзя решать успешно без освоения подрастающим поколением спорта в разных его проявлениях. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении движений под музыку несет мощный оздоровительный заряд. Как доказано физиологами еще в 19 веке, мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, организует ритм дыхания, создает радостное настроение. Поэтому все комплексы выполняются под специально подобранную музыку.
Цель
программы: создать условия для полноценного развития двигательных навыков и умений, физических качеств детей, положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Повышать двигательную активность детей; 2. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия; 3. Обучение основным двигательным действиям; 4. Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки; 5. Способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания; 6. Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Программа студии танцевальной аэробики построена на общепринятых педагогических принципах:  Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.  Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку.  Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.  Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.  Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
 Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Содержание программы.
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Процесс обучения носит творческий, художественно - эстетический, танцевальный, гимнастический, спортивный, информативный и воспитательный характер. Содержание программы неразрывно связано с оздоровительным аспектом воспитания. В курсе прослеживается постоянно поддерживаемый уровень необходимых физических нагрузок, что в свою очередь стимулирует работу сосудов и сердца, укрепляет дыхательную систему, задействует самые разные группы мышц и суставов, благодаря которым повышается общий иммунитет детского организма, развиваются и совершенствуются все части тела. При этом внимание обучающихся необходимо останавливать на восприятии художественно-эстетической стороны выполняемого движения, плавность движения, грацию и гибкость. Программа студии «Танцевальная аэробика» рассчитана на 3 учебных года. С каждым годом (этапом) – дети совершенствуют движения, стараясь придумать композиции из них.
Первый

год
- начальный, большое внимание уделяется совершенствованию специальных физических качеств, присущих танцевальной аэробике.
Второй год
обучения - задействуются общефизические качества и хореографическая составляющая.
Третий

год
- мастерство. Обучающиеся к этому времени уже приобретают необходимые навыки для соединения полученных знаний в спортивную хореографию. Программа рассчитана на детей 7-18 лет. Общее количество часов – 216 часов. Количество занятий в неделю – по 3 с каждой группой; Продолжительность занятия – 2*45минут. Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Для поддержания интереса к урокам аэробики соблюдается определенная стратегия обучения и усложнения программы в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом обучающихся. При проведении занятий по аэробике широко используются специфичные методы и приемы. В данной программе используется метод «от головы к хвосту». Построение связок методом «от головы к хвосту» происходит следующим образом: 1) Разучивается базовый шаг (количество повторений 8×4); 2) Затем разучивается следующий шаг (количество повторений 8×4); 3) После этого два разученных базовых шага связываются и повторяются, получается связка из 16 счетов и ее повторяют 2 раза; 4) Разучивается третий шаг (количество повторений 8×4); 5) Добавляем третий шаг к последнему разученному базовому шагу; 6) Получается связка также из 16 счетов, которую выполняют 2 раза подряд; 7) Выполняется четвертый шаг (количество повторений 8×4); 8) Третий разученный шаг связываем с последним разученным и получается связка на 16 счетов, выполняется 2 раза.
При применении данного метода тренируется двигательная память, развивается мышление, совершенствуется техника движений. Этот метод рекомендуется использовать в уроках нулевого уровня, а также для начинающих инструкторов. Основой хореографии в танцевальной аэробике является элемент «шаг». Элемент – это наименьшее вполне законное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Под термином «шаг» в танцевальной аэробике понимается набор последовательных действий выполняемых на определенное количество счетов. Каждый шаг начинается, естественно, с какой-то ноги, которая именуется ведущей. Если при выполнении полного «шага» (на определенное количество счетов) нога меняется, то аэробному шагу присваивается статус «со сменой ноги». Выбор упражнений для конкретного урока зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся. В связи со спецификой танцевальной аэробики, наиболее типичными для занятий являются следующие средства:
1.

Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
 упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)  упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)  упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных суставах, полуприсяды, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)
2.

Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:
 упражнения для стоп (поочередные и одновременные сгибания и разгибания, круговые движения)  упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях (сгибания и разгибания, поднимание и опускание, махи)  упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)  упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях (небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и ногами с «вытягиванием» в длину)
3.

Упражнения на растягивание:
 в полуприсяде для задней и передней поверхности бедра  в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра  в полуприсяде или в упоре на коленях для мышц спины  стоя для грудных мышц и плечевого пояса
4.

Ходьба:
 размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)  сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и последовательными, симметричными и несимметричными).  ходьба с хлопками  ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)  основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике
5.

Подскоки и прыжки:
 на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны)  с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)  сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

Календарно-тематическое планирование (1 год обучения).
№ п/ п
Название темы

Количество часов
Теория Практика Всег о 1. Теоретическая подготовка ТБ Введение в образовательную программу. Гигиена спортивных занятий. 2 2 Из истории аэробики 1 1 2. Общефизическая подготовка Общеразвивающие упражнения для рук 5 20 25 Общеразвивающие упражнения для ног 5 20 25 Общеразвивающие упражнения для шеи и спины. 5 20 25 3. Специальная физическая подготовка Базовые шаги аэробики, элементы в основе которых лежат шаги. 4 30 34 Подскоки, прыжки и повороты 2 18 20 Упражнения на развитие осанки 4 26 30 Упражнения на развитие гибкости 4 26 30 4. Хореографическая подготовка Использование музыки на занятиях аэробики, прослушивание и подбор композиций. 1 3 4 Танцевальные комбинации из базовых шагов. 4 16 20
ИТОГО: 216ч.

Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности.
1. Разминка. Состоит из выполнения связки (на 32 счета) — базовых шагов с постепенным добавлением и усложнением работы рук. Продолжительность части — 5 мин. Комбинация шагов для разминки: 4 Step touch = 8 счетов 2 V-step = 8 счетов 2 Step line = 8 счетов 4 Jumping Jacks = 8 счетов Комбинация = 32 счета 2. Стретчинг. В этой части занятия выполняются упражнения на растяжение основных групп мышц, необходимых для дальнейшей работы: а) упражнения на растяжение задней поверхности голени; б) передней поверхности голени; в) внутренней поверхности голени. Продолжительность части 5 минут. 3. Фитнесс ― силовая часть. Основная часть урока, направленная на проработку основных групп мышц: упражнения для мышц передней и задней поверхности бедра; упражнения для приводящих и отводящих мышц бедра и мышц таза; упражнения для мышц спины, верхнего плечевого пояса, рук, мышц груди; упражнения для прямых и косых мышц живота; упражнения для мышц стопы и голени. Исходное положение для выполнения упражнений может быть разное, а также применяют статическую, изометрическую и динамическую нагрузку. Продолжительность части 25 минут. 4. Заминка. В этой части занятия упражнения направлены на восстановление, растяжение и расслабление мышц, которые были задействованы в основной части занятия.
Это упражнения на растяжение мышц спины, живота, передней и задней поверхности бедра, подколенных сухожилий, передней и задней поверхности голени, ягодичных мышц, отводящих и приводящих мышц бедра, мышц рук, мышц шеи. Продолжительность части 5 минут. Время выполнения каждого упражнения в комплексе определяется уровнем подготовленности группы и задачами, поставленными на занятии.
Методические рекомендации
Условия работы и техника безопасности, одно из важнейших требований соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и правил пожарной безопасности. Преподаватель обязан постоянно знакомить детей с правилами по ТБ. Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям. Лучше показать движения и сделать акцент на правильной технике их выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение. К особенностям методики проведения спортивной аэробики относятся следующие моменты: 1. Безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности:  при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;  необходима смена работающего звена (ноги) или направления движения через каждые 8 счётов;  изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. 2. Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе. 3. Для облегчения выполнения эффектно использование сопровождающих команд и подсказок словом действием – показом. 4. Технически правильное усвоение отдельных движений и их объединения в комплексы. 5. На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором – хореографом по ходу занятий. 6. Подбор музыкальных произведений должно соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся. На первом занятии обучающимся предлагаются элементарные комплексы упражнений аэробики, объясняется их сущность, указывается на функцию данного упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем соединяются в последствии в музыкальные композиции. Сначала упражнения выполняются под счёт, а затем, по мере усвоения, под музыку. Для закрепления упражнений необходимо их варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки. Для освоения предлагаемой программы рекомендуется учить комплексы по «восьмёркам» раздельным способом без музыки, затем выполнить эти упражнения с музыкальным сопровождением и закончить занятия упражнениями в партере.
Самое главное после основной части аэробики – продолжать двигаться, чтобы кровь могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Здесь очень важна правильная заминка после каждого занятия. Основной принцип в аэробике – никогда не заканчивать упражнение резко. Таким образом, танцевальная аэробика – это достаточно специфический вид оздоровительной гимнастики, могущий дать довольно высокий эффект при условии соблюдения также специфических условий.
Список использованной литературы.
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 2. Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании школьников: Учеб.-метод. пособие. Мн: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997. 3. Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики/ Довыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004. 4. Иванова О., Поддубная Ж. 100 упражнений стретчинга для всех групп мышц//Спорт в школе.- 1998. 5. Лисицкая Т.С. , Сиднева Л.В. Аэробика в 2 т.:1 том Теория и методика. М.: Федерация аэробики, 2002. 6. Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура и спорт. – 1994 г. 7. Стрельникова Н.В. «Степ – Данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика. – 2011. 8. Слуцкер О.С. Полухина Т.Г., Козырев В.С. Программы для обучающихся 8-11 классов по физической культуре на основе фитнес - аэробики: Учеб.-метод. пособие. Федерация фитнес- аэробики России, 2011г. 9. Шабоха Е.Г., Соколов Г.Я., Кислухина И.И., Трушкова М.П. Оздоровительная аэробика для школьников: Методические рекомендации. - Омск:СибГАФК,1998.


В раздел образования