Образовательная программа студии "Танцевальная аэробика"
Автор: Бострикова Елена Сергеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ ДОД ЦДТ Населённый пункт: п. Светлый, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: образовательная программа Тема: Образовательная программа студии "Танцевальная аэробика" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
п. Светлый
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
студии «Танцы»
«Танцевальная аэробика «Энергия»
программа рекомендована для детей 7-18 лет
Срок реализации программы: 3 года.
Бострикова Елена Сергеевна
педагог дополнительного образования
2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ ДОД «ЦДТ»
Гаршина М.А.
«______» ___________2015г.
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МКОУ ДОД «ЦДТ»
Протокол № от « »
2015г.
Пояснительная записка.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем
остро.
Научные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
современные
дети
в
большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». В результате снижаются сила и
работоспособность
скелетной
мускулатуры,
что
влечет
за
собой
нарушение
осанки,
искривление
позвоночника,
плоскостопие,
задержку
возрастного
развития
быстроты,
ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Аэробика
танцевальной
направленности
–
оздоровительная
аэробика,
аэробная
часть занятий представляет собой танцевальные движения на основе базовых шагов. Со
времен
первых
тренировочных
комплексов
от
Джейн
Фонды,
видов
танцевальной
аэробики
сегодня
великое
множество:
джаз-аэробика,
фанк-аэробика,
рок–аэробика,
латин-аэробика,
хип-хоп-аэробика,
брейк-аэробика
и
другие.
В
основе
танцевальной
аэробики
лежат
различные
танцевальные
направления.
Каждую
разновидность
танцевальной
аэробики
характеризуют
движения
и
музыка,
соответствующие
определённому стилю танца. Непременным условием и ярко выраженной чертой аэробики
танцевальной
направленности
является
использование
соответствующей
музыки.
Танцевальная аэробика очень привлекательна и эмоциональна. Это не только возможность
улучшить свою физическую форму, но и научиться танцевать, двигаться раскрепощено,
уверено.
Актуальность. Возросший интерес к здоровому образу жизни в России делает
актуальным
приобщение
обучающихся
к
спортивному
искусству.
Задачу
воспитания
здоровой нации нельзя решать успешно без освоения подрастающим поколением спорта в
разных
его
проявлениях.
Большая
двигательная
активность
на
фоне
эмоционального
подъема при выполнении движений под музыку несет мощный оздоровительный заряд.
Как
доказано
физиологами
еще
в
19
веке,
мажорная
музыка
увеличивает
работоспособность
мышц,
организует
ритм
дыхания,
создает
радостное
настроение.
Поэтому все комплексы выполняются под специально подобранную музыку.
Цель программы: создать условия для полноценного развития двигательных
навыков и умений, физических качеств детей, положительного отношения к здоровому
образу жизни.
Задачи:
1.
Повышать двигательную активность детей;
2.
Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
3.
Обучение основным двигательным действиям;
4.
Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
5.
Способствовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания;
6.
Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы.
Программа
студии
танцевальной
аэробики
построена
на
общепринятых
педагогических принципах:
Систематичности
и
последовательности.
Для
полноценного
физического
совершенства
необходимо
соблюдение
системности,
непрерывности
всего
материала и повторение его на последующих занятиях.
Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать
возраст
детей,
их
физическую
подготовку
и
обеспечить
рациональную
двигательную нагрузку.
Доступности
и
индивидуализации.
Планируя
занятия,
необходимо
учитывать
индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
Гуманизации.
Все
занятия
строятся
на
основе
комфортности,
доверительного
общения с взрослым и сверстниками.
Творческой
направленности,
результатом,
которого
является
самостоятельное
создание
ребёнком
новых
движений,
основанных
на
использовании
его
двигательного опыта.
Наглядности.
Принцип
тесно
связан
с
осознанностью:
то,
что
осмысливается
ребёнком
при
словесном
задании,
проверяется
практикой,
воспроизведением
движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
Содержание программы.
Данная
программа
имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Процесс
обучения
носит
творческий,
художественно
-
эстетический,
танцевальный,
гимнастический, спортивный, информативный и воспитательный характер. Содержание
программы
неразрывно
связано
с
оздоровительным
аспектом
воспитания.
В
курсе
прослеживается постоянно поддерживаемый уровень необходимых физических нагрузок,
что в свою очередь стимулирует работу сосудов и сердца, укрепляет дыхательную систему,
задействует самые разные группы мышц и суставов, благодаря которым повышается
общий иммунитет детского организма, развиваются и совершенствуются все части тела.
При
этом
внимание
обучающихся
необходимо
останавливать
на
восприятии
художественно-эстетической
стороны
выполняемого
движения,
плавность
движения,
грацию и гибкость.
Программа
студии
«Танцевальная
аэробика»
рассчитана
на
3
учебных
года.
С
каждым годом (этапом) – дети совершенствуют движения, стараясь придумать композиции
из них.
Первый
год
-
начальный,
большое
внимание
уделяется
совершенствованию
специальных физических качеств, присущих танцевальной аэробике.
Второй год обучения - задействуются общефизические качества и хореографическая
составляющая.
Третий
год
-
мастерство.
Обучающиеся
к
этому
времени
уже
приобретают
необходимые навыки для соединения полученных знаний в спортивную хореографию.
Программа рассчитана на детей 7-18 лет.
Общее количество часов – 216 часов.
Количество занятий в неделю – по 3 с каждой группой;
Продолжительность занятия – 2*45минут.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части.
Для поддержания интереса к урокам аэробики соблюдается определенная стратегия
обучения
и
усложнения
программы
в
соответствии
с
двигательным
опытом,
подготовленностью
и
возрастом
обучающихся.
При
проведении
занятий
по
аэробике
широко используются специфичные методы и приемы. В данной программе используется
метод «от головы к хвосту».
Построение связок методом «от головы к хвосту» происходит следующим образом:
1) Разучивается базовый шаг (количество повторений 8×4);
2) Затем разучивается следующий шаг (количество повторений 8×4);
3) После этого два разученных базовых шага связываются и повторяются, получается
связка из 16 счетов и ее повторяют 2 раза;
4) Разучивается третий шаг (количество повторений 8×4);
5) Добавляем третий шаг к последнему разученному базовому шагу;
6) Получается связка также из 16 счетов, которую выполняют 2 раза подряд;
7) Выполняется четвертый шаг (количество повторений 8×4);
8) Третий разученный шаг связываем с последним разученным и получается связка на 16
счетов, выполняется 2 раза.
При применении данного метода тренируется двигательная память, развивается
мышление, совершенствуется техника движений. Этот метод рекомендуется использовать
в уроках нулевого уровня, а также для начинающих инструкторов.
Основой хореографии в танцевальной аэробике является элемент «шаг». Элемент –
это
наименьшее
вполне
законное
двигательное
действие,
имеющее
определенную
структуру: начало, основное действие и окончание. Под термином «шаг» в танцевальной
аэробике понимается набор последовательных действий выполняемых на определенное
количество
счетов.
Каждый
шаг
начинается,
естественно,
с
какой-то
ноги,
которая
именуется ведущей. Если при выполнении полного «шага» (на определенное количество
счетов) нога меняется, то аэробному шагу присваивается статус «со сменой ноги».
Выбор упражнений для конкретного урока зависит в первую очередь от возраста и
уровня подготовленности занимающихся.
В связи со спецификой танцевальной аэробики, наиболее типичными для занятий
являются следующие средства:
1.
Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях (поднимание и
опускание, сгибание и разгибание, дуги и круги)
упражнения для туловища и шеи (наклоны и повороты, движения по дуге и вперед)
упражнения для ног (поднимание и опускание, сгибание и разгибание в разных
суставах, полуприсяды, выпады, перемещение центра тяжести тела с ноги на ногу)
2.
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа:
упражнения
для
стоп
(поочередные
и
одновременные
сгибания
и
разгибания,
круговые движения)
упражнения
для
ног
в
положении
лежа
и
в
упоре
на
коленях
(сгибания
и
разгибания, поднимание и опускание, махи)
упражнения для мышц живота в положении лежа на спине (поднимание плеч и
лопаток, то же с поворотом туловища, поднимание ног согнутых или разгибанием)
упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях
(небольшая амплитуда поднимания рук, ног или одновременных движений руками и
ногами с «вытягиванием» в длину)
3.
Упражнения на растягивание:
в полуприсяде для задней и передней поверхности бедра
в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра
в полуприсяде или в упоре на коленях для мышц спины
стоя для грудных мышц и плечевого пояса
4.
Ходьба:
размахивая руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.)
сочетание ходьбы на месте с различными движениями руками (одновременными и
последовательными, симметричными и несимметричными).
ходьба с хлопками
ходьба с продвижением (вперед, назад, по диагонали, по дуге, по кругу)
основные шаги и их разновидности, используемые в аэробике
5.
Подскоки и прыжки:
на двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с
продвижением
в
разных
направлениях
(с
осторожностью
выполнять
перемещения
в
стороны)
с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др. (не
рекомендуется выполнять больше 4 прыжков на одной ноге подряд)
сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными
движениями руками.
Календарно-тематическое планирование (1 год обучения).
№
п/
п
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всег
о
1.
Теоретическая
подготовка
ТБ
Введение в образовательную
программу. Гигиена спортивных
занятий.
2
2
Из истории аэробики
1
1
2.
Общефизическая
подготовка
Общеразвивающие упражнения для
рук
5
20
25
Общеразвивающие упражнения для
ног
5
20
25
Общеразвивающие упражнения для
шеи и спины.
5
20
25
3.
Специальная
физическая
подготовка
Базовые шаги аэробики, элементы в
основе которых лежат шаги.
4
30
34
Подскоки, прыжки и повороты
2
18
20
Упражнения на развитие осанки
4
26
30
Упражнения на развитие гибкости
4
26
30
4.
Хореографическая
подготовка
Использование музыки на занятиях
аэробики, прослушивание и подбор
композиций.
1
3
4
Танцевальные комбинации из
базовых шагов.
4
16
20
ИТОГО: 216ч.
Структура урока оздоровительной аэробики силовой направленности.
1. Разминка. Состоит из выполнения связки (на 32 счета) — базовых шагов с
постепенным добавлением и усложнением работы рук. Продолжительность части — 5
мин. Комбинация шагов для разминки:
4 Step touch = 8 счетов
2 V-step = 8 счетов
2 Step line = 8 счетов
4 Jumping Jacks = 8 счетов
Комбинация = 32 счета
2.
Стретчинг.
В
этой
части
занятия
выполняются
упражнения
на
растяжение
основных
групп
мышц,
необходимых
для
дальнейшей
работы:
а)
упражнения
на
растяжение задней поверхности голени; б) передней поверхности голени; в) внутренней
поверхности голени. Продолжительность части 5 минут.
3. Фитнесс ― силовая часть. Основная часть урока, направленная на проработку
основных групп мышц: упражнения для мышц передней и задней поверхности бедра;
упражнения для приводящих и отводящих мышц бедра и мышц таза; упражнения для
мышц спины, верхнего плечевого пояса, рук, мышц груди; упражнения для прямых и
косых мышц живота; упражнения для мышц стопы и голени. Исходное положение для
выполнения
упражнений
может
быть
разное,
а
также
применяют
статическую,
изометрическую и динамическую нагрузку. Продолжительность части 25 минут.
4.
Заминка.
В
этой
части
занятия
упражнения
направлены
на
восстановление,
растяжение и расслабление мышц, которые были задействованы в основной части занятия.
Это упражнения на растяжение мышц спины, живота, передней и задней поверхности
бедра, подколенных сухожилий, передней и задней поверхности голени, ягодичных мышц,
отводящих и приводящих мышц бедра, мышц рук, мышц шеи. Продолжительность части 5
минут.
Время
выполнения
каждого
упражнения
в
комплексе
определяется
уровнем
подготовленности группы и задачами, поставленными на занятии.
Методические рекомендации
Условия работы и техника безопасности, одно из важнейших требований соблюдение
правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и правил пожарной
безопасности. Преподаватель обязан постоянно знакомить детей с правилами по ТБ.
Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени
координационной сложности. Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения
наиболее простых упражнений локального характера. Постепенно усложняя комплекс,
можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу
несколько суставов и групп мышц, частей тела. Показ и объяснения не должны носить
слишком длительный характер разучивания, так как это снижает эффективность и интерес
к
занятиям.
Лучше
показать
движения
и
сделать
акцент
на
правильной
технике
их
выполнения, чем затрачивать дополнительное время на обучение.
К особенностям методики проведения спортивной аэробики относятся следующие
моменты:
1.
Безопасность
аэробной
тренировки
подразумевает
как
правильный
подбор
упражнений
и
составление
комплексов,
так
и
соответствующую
технику
исполнения, в частности:
при исполнении движений следует избегать резких движений баллистического
характера;
необходима смена работающего звена (ноги) или направления движения через
каждые 8 счётов;
изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в
сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
2.
Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном
темпе.
3.
Для облегчения выполнения эффектно использование сопровождающих команд и
подсказок словом действием – показом.
4.
Технически
правильное
усвоение
отдельных
движений
и
их
объединения
в
комплексы.
5.
На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии
с
возможностями
занимающихся,
в
последующих
этапах,
при
достаточно
совершенном
владении
арсеналом
упражнений,
возможен
свободный
выбор
движений инструктором – хореографом по ходу занятий.
6.
Подбор
музыкальных
произведений
должно
соответствовать
характеру
и
возрастным особенностям занимающихся.
На
первом
занятии
обучающимся
предлагаются
элементарные
комплексы
упражнений
аэробики,
объясняется
их
сущность,
указывается
на
функцию
данного
упражнения, исправляются ошибки, допускаемые обучающимися, затем соединяются в
последствии в музыкальные композиции. Сначала упражнения выполняются под счёт, а
затем,
по
мере
усвоения,
под
музыку.
Для
закрепления
упражнений
необходимо
их
варьировать, изменяя исходные и конечные положения, меняя темп и ритм музыки.
Для
освоения
предлагаемой
программы
рекомендуется
учить
комплексы
по
«восьмёркам» раздельным способом без музыки, затем выполнить эти упражнения с
музыкальным сопровождением и закончить занятия упражнениями в партере.
Самое главное после основной части аэробики – продолжать двигаться, чтобы кровь
могла циркулировать от ног к центральным сосудам. Здесь очень важна правильная
заминка после каждого занятия. Основной принцип в аэробике – никогда не заканчивать
упражнение резко.
Таким
образом,
танцевальная
аэробика
–
это
достаточно
специфический
вид
оздоровительной
гимнастики,
могущий
дать
довольно
высокий
эффект
при
условии
соблюдения также специфических условий.
Список использованной литературы.
1.
Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов
вузов физической культуры / Под. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестаковой. М.:
СпортАкадемПресс, 2002.
2.
Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р. Средства аэробики в физическом воспитании
школьников: Учеб.-метод. пособие. Мн: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1997.
3.
Довыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания
оздоровительной аэробики/ Довыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. –
Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та. – 2004.
4.
Иванова О., Поддубная Ж. 100 упражнений стретчинга для всех групп
мышц//Спорт в школе.- 1998.
5.
Лисицкая Т.С. , Сиднева Л.В. Аэробика в 2 т.:1 том Теория и методика. М.:
Федерация аэробики, 2002.
6.
Рукабер, Н.А. Программа по спортивной аэробике / Н.А.Рукабер – М. Физкультура
и спорт. – 1994 г.
7.
Стрельникова Н.В. «Степ – Данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная
педагогика. – 2011.
8.
Слуцкер О.С. Полухина Т.Г., Козырев В.С. Программы для обучающихся 8-11
классов по физической культуре на основе фитнес - аэробики: Учеб.-метод.
пособие. Федерация фитнес- аэробики России, 2011г.
9.
Шабоха Е.Г., Соколов Г.Я., Кислухина И.И., Трушкова М.П. Оздоровительная
аэробика для школьников: Методические рекомендации. - Омск:СибГАФК,1998.