Автор: Швачка Светлана Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: г. Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка
Тема: "Антонимы" (2 класс)
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
1.
Ф.И.О. учителя
Швачка Светлана Павловна.
2.
Класс:
2__
3.
Дата: 9.02.2016 г.
4.
Предмет: русский язык
5.
№ урока по расписанию: _2
_
6.
Тема урока: «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
7.
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
8.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить антонимы в тексте и объяснять их роль, подбирать антонимы к словам разных
частей речи
9.
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
1)
систематизировать представления учащихся о словах, противоположных по значению, дать понятие «антоним»
2)
способствовать развитию логического мышления, внимательности, умения сравнивать и обобщать данные, коммуникативных
навыков при работе в парах
3)
создать условия для воспитания коллективизма, культуры речи через употребление антонимов, трудолюбия
10.
Ресурсы : учебник, словарь антонимов М.Р. Львова, компьютер, мультимедиа - проектор, экран, карточки с заданием, сигнальные карточки,
магнитола
Этап
урока
Вре
мя
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Осуществляемые
действия
Осуществляемые
действия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1.Органи-
зационный
1
мин
Проверяет готовность
обучающихся к уроку.
Приветствие «Ладошка к ладошке».
- Здравствуйте, дорогие ребята и
уважаемые
гости!
Тепло
души
своей
передайте
товарищу
через
ладошку! Почувствовали, какие они
у вас теплые? Пусть будет таким же
тёплым наше сегодняшнее общение
с вами!
- З апиш ит е
в
т е т р а д я х
д а т у,
«Классная работа».
Учащиеся, прикасаясь
ладошками в паре, настраиваются
на работу.
Развитие умения
создать
психологический
комфорт для
сотрудничества
2.Постановка
темы и цели
урока.
4
мин
Подводит детей к
формулированию темы и цели
урока. Задание «Найди лишнее»
- Значит, тема нашего урока
сегодня…Может, кто-то знает, как
такие слова называются?
Какие бы вы поставили цели для
себя на уроке? Чему хотели бы
научиться? («Корзина идей»)
Обучающиеся читают задание
«Найди лишнее», сравнивают
синонимы и антонимы .
определяют тему урока («Слова с
противоположным значением
(антонимы)») и цели (проверка по
презентации).
Читают правило, с.33(учеб.)
Учатся ставить
новые учебные
задачи.
Учатся проводить
сравнение,
устанавливать
аналогии,
анализировать.
Осуществлять
подведение под
понятие на основе
анализа,
распознавания
объектов и
выделения
существенных
признаков.
3. Освоение
нового
материала..
10
мин
1) Выявляет необходимость
применения антонимов в речи.
- Для чего в нашей речи мы
употребляем антонимы?
-Что можно сделать с их помощью?
Например, по чтению сравнивать
персонажей, да?
(на доске) Учитель предлагает
устно сравнить персонажей сказок:
Айога – ленивая, а соседская
девочка -…
Незнайка -…, а Знайка -…
А в математике что сравниваем?
Где еще в жизни нам приходится
сравнивать? (в магазине, в работе и
т. д.)
2) Задание «Найди антоним»
- Обсудите в паре. Запишите
каждую пару антонимов, не забывая
об орфографии, проверяйте
правильность записей у партнера.
Дети отвечают, какая речь будет с
антонимами, что можно с их
помощью сравнивать что-нибудь.
Дети отвечают, сравнивая героев.
Отвечают:
-Отрезки, множества, фигуры,
товары, результаты работы.
Обучающиеся в паре ищут
антонимы к словам, предлагают
классу свои варианты,
комментируют орфографию,
осуществляют взаимопроверку
записей в тетрадях . (ставят на
поле отметку, сигнальной
карточкой показывают уровень
выполнения работы (зеленая – без
Обучающиеся
учатся принимать и
сохранять учебную
задачу.
Учатся владеть
диалогической формой
речи, отвечая на
вопросы учителя.
Учатся договариваться
и приходить к общему
решению,
контролировать
действия партнера.
3) Составьте своё предложение с
антонимами.
4) Постановка вопроса « Добрый –
зло – это слова – антонимы?»
Знакомит со словарем антонимов
Львова М.Р. , дает возможность
проверить правильность догадки
ошибок, красная – были
недочеты).
Составляют предложение (2-3
чел.)
Выявляют существенный признак
антонимов – они отвечают на
один и тот же вопрос. Дети
подбирают нужные антонимы ,
сверяют по словарю .
Учатся
наблюдать,
д е л а т ь
в ы в о д ы ,
обобщать,
находить
нужную
и н ф о р м а ц и ю
в
справочной
литературе.
4.Физминутка
1
мин
Учитель объясняет важность
упражнений на развитие
межполушарных связей:
-Знаете, что наш мозг состоит из 2
полушарий: правого и левого? Если
вы будете развивать
межполушарные связи, то будете
лучше учиться.
Дети (под музыку) повторяют за
учителем упражнения «Ухо – нос»
и «Кросс – кроллы».
5.Первичное
закрепление.
10
мин
1) Проверка усвоения понятия
«антоним» .
- Ребята, сейчас вы попробуете
найти антонимы в тексте.
Повторим, что такое антонимы.
Поиск антонимов в тексте
Упр. 48 (учеб.)
Повторяют определение
антонимов :
1 ученик читает текст, все ищут
антонимы, записывают парами в
тетрадях, а кто нашёл – на доске,
проверяют и подчеркивают
орфограммы.
Планировать свои
действия в
соответствии с
задачей.
Устанавливать
причинно –
следственные связи
и строить речевое
высказывание.
Учатся искать
необходимую
информацию в
учебной литературе.
6.Физминутка
1
Игра «Всё наоборот»
Обучающиеся выполняют
мин
Вы хорошо поработали, отдохнём.
Встаньте. Я называю действие, а вы
выполняете противоположное
действие.
1)Опустите руки вниз.
2)Поднимите руки вверх.
3)Поворот туловища вправо.
4)Поворот туловища влево.
5)Закройте глаза (откройте) .
6) Посмотрите вдаль.
7)Встаньте.
8)Присядьте.
упражнения с точностью до
наоборот.
4
мин
2)«Составь пару»
Учитель организовывает работу в
сменных парах (5 пар) по
определению необходимых
антонимов .
Слова: 1)Вверх – вниз, 2) друг –
враг,3) бежать – стоять, 4) север-
юг, 5)низкий –высоко.
Дети берут листочки на парте и
бегут к доске ( по номерам),
читают своё слово и ждут
товарища с его антонимом, пара у
доски решает, являются ли
антонимами их слова и
прикрепляют их на доску, если
нет – кладут на стол учителя.
Учатся проводить
сравнение,
устанавливать
аналогии,
анализировать.
7.Самопровер
ка.
3-5
мин
Задание на восстановление
предложения пропущенными
антонимами.
(Предложения на доске)
Дерево высокое, а куст…
Ручеёк узкий и звонкий, а река…
и…
Самостоятельная работа
обучающихся в тетрадях.
Самопроверка по записям на
доске. Сигналят, кому как удалось
сделать задание.
Самостоятельно
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия.
8.Подведение
итогов урока.
3-5
мин
Учитель организовывает
соотнесение поставленных целей
урока результатам. Сверка
результатов с целями .
Оценивание работы учащихся на
уроке.
Рефлексия. Оценивают свои
достижения, впечатления и
неудачи в работе. (Рефлексивный
экран).
Оценка работы в паре (учащиеся
обсуждают и показывают
сигнальной карточкой уровень
успешности)
Контроль
результатов,
соотнесение их с
целью работы.
9. Домашнее
задание.
1
мин
Учитель даёт задание на дом.