Автор: Гринина Наталия Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МУДО "Центр внешкольной работы г. Зеленокумска" Советского района Ставропольского края
Населённый пункт: г. Зеленокумск Советского района Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Технология индивидуального обучения детей с ОВЗ и школьников в кружках дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
«Технология индивидуального обучения детей с ОВЗ
и школьников в кружках дополнительного образования»
Одним из самых эффективных социальных институтов, влияющих на
социализацию человека, его поведение в обществе является семья. Раньше
семья выступала как вспомогательный институт, участвующий в решении
общей задачи – подчинении человека государству. Внимание же педагогики в
основном было сосредоточено на школе, детсадах, пионерских,
комсомольских и других коллективах, а не на человеке. В условиях
формирования нового социального опыта на первое место выступает человек
со своей индивидуальностью. Первичную и главную социализацию человек
проходит в нормальной семье. Не семья должна выступать помощником
общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. За
рубежом в структуру социальной работы введены организаторы свободного
времени. Эти специалисты именуются аниматорами (от французского «animer»
означает вдохновлять, побуждать к деятельности). В нашей стране это мы с
вами.
Дополнительное образование детей – особое образовательное пространство,
осваиваемое в свободное внеучебное время ребенком с учетом его интересов
и потребностей. Дополнительное образование детей располагает большими
возможностями и большим выбором. Здесь должно быть уютно каждому, как
в семье: каждого любят, ценят, уважают независимо от успехов в учебе, хотя
бы за то, что он просто человек. Дополнительному образованию детей
принадлежит социально-педагогическая миссия воссоединения и
сотрудничества общественного и семейного воспитания детей. Учреждение
дополнительного образования детей как открытая образовательная система
вобрало многие черты семейного воспитания, совмещая в себе добровольные
занятия, тесные деловые контакты, формальное общение между взрослыми и
детьми. Родители заинтересованы, чтобы их ребенок посещал занятия и был
вовлечен в общественную деятельность, т.к. хотят видеть его всесторонне
развитой личностью. Кроме этого важную роль играют другие
обстоятельства:
- во-первых, родители сами того не подозревая, вовлекаются в творческую
жизнь детей: сначала через поиск и покупку особых материалов,
инструментов, подготовку выставок, экскурсий, праздников, нужных детям
для углубления занятий (и, таким образом, круг семейных интересов
расширяется по инициативе детей и педагогов учреждения), а затем –
посредством интереса к успехам своего ребенка, посещение мероприятий
предлагаемых педагогом и ребенком;
- во – вторых, центр внешкольной работы решает две важные для родителей и
детей внутрисемейные проблемы. Чем старше ребенок, тем больше заботит
родителей проблема полезного заполнения свободного времени, группа
общения, в которую попадает их дитя, его духовное и творческое развитие.
Именно дополнительное образование – составная часть образовательной
системы, показатель реализации прав детей на реализацию потребностей в
развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для
развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
В последние годы в нашей стране отношение общества и государства к
проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья меняется в
положительную сторону. Признание государством ценности социальной и
образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость
создания для них адекватного образовательного процесса именно в
образовательных учреждениях, которым отводится центральное место, это и:
общеобразовательные школы, студии во Дворцах Детского творчества,
секции, музыкальные и художественные школы, кружки дополнительного
образования и т.д.
Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы
обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с
обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех
достоинствах, наша специальная школа отличается тем, что замыкает своего
воспитанника в узкий круг школьного коллектива. Создает замкнутый мир, в
котором все приспособлено к дефекту ребенка. Все фиксирует его внимание
на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь, что задачей
воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь,
и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только
биологических, но и социальных факторов.
Совместное обучение дает многое, как здоровым школьникам, так и детям с
нарушениями в развитии. Именно совместная интеграция способствует
формированию у здоровых ребят толерантности, развивает чувство
взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, совершенствует
коммуникативные навыки. Дети становятся более зрелыми в личностном
плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного
проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей.
У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение
ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам,
адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала
развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной деятельности
дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются
по возможности их решить.
Творчество помогает преодолеть депрессию и пересиливать болезнь, вселяет
уверенность в своих силах, приносит удовлетворение. Особенностью работы
кружков является свободное творческое развитие личности ребенка на основе
добровольного выбора занятий, приобщение к культуре.
Главная задача – это создание атмосферы доверия и личностного успеха в
совместной деятельности. Для детей всех возрастов занятия в кружке
дополнительного образования – это источник раскрепощения,
оптимистического настроения, уверенности в своих силах и воспитание
чувства собственного достоинства. «Верю в то, что делаю!», – таков девиз
наших обучающихся. Целью занятий является адаптация учащихся к
различным жизненным ситуациям, преодоление психологического
дискомфорта, успешная социализация личности ребенка.
Успешность социальной и образовательной интеграции зависит от отношения
к таким детям, от той среды, в которую ребенок интегрируется. И чем раньше
ребенок встретится с трудностями реального социума, тем быстрее он
адаптируется в нем. Если делать грамотный упор на то, что ребенок может
делать лучше, а не на то, чего он не может, можно получить хорошие
результаты.
Одним из путей совершенствования процесса воспитания в дополнительном
образовании является интегрированный подход к отбору содержания, форм и
методов в педагогическом процессе, обеспечивающий достижение единства
философских,
экономических,
политических,
правовых,
гражданских,
а
также нравственных взглядов формирующейся личности.
Качества,
необходимые
гражданину,
не
даются
от
рождения,
не
формируются от случая к случаю. Только комплексное воспитание может
иметь
успех.
Внешкольная
воспитательная
работа,
образуя
совместно
со
школьным
обучением
единую
систему,
связана
с
учебным
процессом
множеством
переходов
(побуждения,
возникающие
в
ходе
обучения,
дополнительно реализуются в ходе внеклассной работы, и, наоборот, новые
социальные
связи,
возникающие
в
ходе
воспитательной
деятельности,
закрепляются
в
процессе
обучения).
Для
того
чтобы
такой
комплекс
функционировал
эффективно,
необходимо
более
полно
реализовать
специфические функции внешкольной воспитательной работы.
Классификация методов обучения на деятельностной основе
Основные
группы методов
Подгруппы методов
Отдельные методы
Мотивация и
стимулирование
1.
Формирование
интереса к занятиям.
2.
Формирование долга
и ответственности
Познавательные игры,
дискуссии, методы
эмоционального
стимулирования, творческие
задания; предъявления
диагностических целей,
поощрения, порицания.
Организации и
осуществления
учебно-
познавательной
деятельности
1.
Перцептивные
(передачи и
восприятия
информации)
2.
Логические
(организации и
осуществления
мыслительных
операций)
3.
Гностические
(по характеру
познавательной
деятельности)
4.
Самоуправления
учебно-
познавательной
деятельностью
Словесные, наглядные,
аудиовизуальные, практические.
Индуктивные, дедуктивные,
анализ, обобщение,
систематизация.
Информационно-рецептивные,
проблемные, поисковые. Работа
под руководством педагога,
самостоятельная работа.
Контроля и
коррекции
1.
Экспертные контроль
и коррекция.
2.
Взаимный контроль.
3.
Самостоятельный
контроль и коррекция
Устный, письменный контроль.
Взаимопроверка, рецензия,
смотр знаний. Рефлексия
деятельности, самопроверка.
Все
эти
методы
отражают
самые
важные
достижения
современной
педагогической
науки.
В
системе
дополнительного
образования
наиболее
часто
применяется
личностно-ориентированный
подход
в
обучении
и
воспитании, в центре внимания которого – личность ребенка, реализующая
свои
возможности.
Содержание,
методы
и
приемы
лично стно-
ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то,
чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
Помочь
становлению
личности
путем
организации
познавательной
деятельности.
Методическую
основу
личностно-ориентированного
обучения
составляют
дифференциация
и
индивидуализация
обучения.
В
у с л о в и я х
дополнительного образования существует реальная возможность для детей
отводить
время,
которое
соответствует
их
личным
способностям
и
возможностям.
Обучение
организуется
на
разных
уровнях
с
учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом
специфики
учебного
предмета
на
основе
активности,
самостоятельности,
общения детей, каждый отвечает на результаты своего труда. Главный акцент
в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами
взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения. Содержательной основой
уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной
дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся
различных
уровней
предлагается
усвоить
соответствующую
их
возможностям
программу.
При
контроле
знаний
дифференциация
углубляется
и
переходит
в
индивидуализацию
обучения,
что
означает
организацию
учебного
процесса,
при
которой
выбор
способов,
приемов,
темпа
обучения
обусловлен
индивидуальными
особенностями
детей.
Основной
при
этом
–
признание
индивидуальности
ребенка
и
создание
необходимых условий для его развития.
Главным
достоинством
индивидуального
обучения
является
то,
что
оно
позволяет
адаптировать
содержание,
методы,
формы,
темп
обучения
к
индивидуальным
особенностям
каждого
обучающегося,
следить
за
его
продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет
данному воспитаннику работать экономно, контролировать свои затраты, что
гарантирует
успех
в
обучении.
Мотивом
деятельности
детей
является
стремление к самовыражению и самосовершенствованию.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования
отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С
точки зрения принципа саморазвития формы обучения в дополнительном
образовании
характеризуется
постоянным
смещением
акцентов
с
фронтальных на индивидуальные и групповые. Индивидуализация обучения
– принципиальная характеристика дополнительного образования детей, так
как главным приоритетом здесь является интерес каждого ребенка.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования
детей
не
заставляет
ребенка
учиться,
а
создает
условия
для
грамотного
выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное от основных
занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему
педагога.
Задача
педагога
–
не
«давать»
материал,
а
пробудить
интерес,
раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную,
творческую деятельность каждого ребенка.
Таким
образом,
в
дополнительном
образовании
широко
используются
нетрадиционные организационные форму, основанные на общении, диалоге
педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:
Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие
их роли, социального предназначения в жизни человека, участия в
социальных отношениях.
Социодрама
–
сюжетно-ролевая
игра,
предопределенная
позицией
главных
героев,
ситуация
выбора,
от
которой
зависит
ход
жизни
человека и социально-психологические отношения, осознание себя в
структуре общественных отношений.
Устный
журнал
–
подготовка
сообщения
об
интересных
фактах,
событиях,
краткий
рассказ-выступление,
ответы
на
вопросы,
дополнения оппонентов.
Защита
проекта
–
спо собно сть
проецировать
изм е не ния
действительности
во
имя
улучшения
жизни,
соотнесение
личных
интересов с общественными, предложение новых идей для решения
жизненных проблем.
Философский стол – коллективная работа по отыскиванию социального
значения и личностного смысла явления жизни- «Свобода и долг»,
«Человек и природа» и т.п.
Творческий отчет – показ детских достижений в форме концерта, или
конкурса, подведение итогов.
Крепкий орешек – решение трудных вопросов в жизни совместно с
группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День
добрых
сюрпризов
–
упражнение
в
умении
оказывать
знаки
внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в
дружеской обстановке.
Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ
прошлого,
планы
на
будущее,
подкрепляется
дружбой,
общением;
формируется умение взаимодействовать с людьми.
Приведенные выше методы и формы организации учебного процесса
позволяют
ненавязчиво,
в
интересной
для
детей
деятельности
формировать
образ
современной
личности,
способной
к
активной
самореализации, саморазвитию, самовыражению.
Таким образом, система дополнительного образования детей обладает
значительными воспитательными ресурсами, которые должны быть в
полной
мере
использованы
в
процессе
развития
необходимых
личностных качеств, формирования широкого спектра компетенций,
необходимых для успешной социализации подростка в современных
условиях.
Нам, учителям, педагогам кружков, руководителям приходится много
трудиться, чтобы «вылепить» из души ребенка настоящего человека,
способного жить и понимать этот мир. Ведь именно в детстве у человека
закладывается фундамент его дельнейшей жизни. Важно «достучаться» до
сердца каждого, взрастить в них семена добра и красоты.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на путь становления творческих
способностей, путь развития изобретательского и исследовательского
таланта.
Литература
1.
Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению
учреждением
дополнительного
образования
детей.
Авто-реф.
Дисс..докт.пед.наук. – Ярославль, 2006.
2.
Горбунов
А.П.
Основы
социального
менеджмента.-
Пятигорск:
ПГЛУ, 1999.
3.
Буйлова
Л.Н.
Учебное
занятие
в
учреждении
дополнительного
образования
детей
(методические
рекомендации).
–
М.:
ЦДЮТ
«Бибирево», 2001.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска»
Советского района
Доклад на педсовет на тему :
«Технология индивидуального обучения
детей с ОВЗ и школьников
в кружках дополнительного образования»
Подготовила методист
Гринина Н.В.