Автор: Картунов Валерий Александрович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ Лицей 9
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Пропедевтический курс по физике как средство сохранения непрерывности изучения физики и развития творческого потенциала учеников начальной школы"
Раздел: начальное образование
«
Пропедевтически
й курс по физике как средство сохранения
непрерывности изучения физики и развития творческого потенциала
учеников начальной школы»
Картунов В.А. учитель физики МОУ лицей №9 г. Волгоград.
Закон Российской Федерации "Об образовании" говорит ,что образование является
основой духовного, социального, экономического и культурного развития общества и
государства. В законе РФ сказано, что содержание образования должно быть
ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации". Изменения, происходящие в Российском Государстве в последние годы,
в отечественной педагогике углубляют поиск инновационных технологий,
обеспечивающих всестороннее развитие интересов, склонностей и способностей
учащихся.
Фундаментальные понятия, законы и теории физики являются основополагающими в
биологии и химии. В историческом развитии естествознания физика служила базисом
развития других наук. Физика должна готовить понятийную базу для изучения химии,
биологии. Но в настоящее время изучение биологии в школе начинается до физики, а
изучение химии — только в восьмом классе. Современное содержание предметов
естественного цикла не обеспечивает преемственного формирования физических понятий.
Изучение некоторых физических понятий начинается в начальной школе, затем
прерывается на три года и вновь начинается в седьмом классе. Это нарушает
непрерывность обучения как между начальной и основной ступенями обучения, так и
между предметами естественнонаучного цикла, что требует незамедлительного
устранения. Особенно это актуально в современной школе, так как, согласно ст. 43
Конституции, обязательное образование ограничивается девятым классом.
Для достижения оптимального результата в формировании физических понятий у
школьников 7-15 лет за столь короткий промежуток времени, пропедевтическое изучение
физики может решить данную проблему, но оно должно осуществляться при соблюдении
преемственных вертикальных и горизонтальных связей и начинаться уже в начальной
школе, когда возрастные характеристики развития ребенка позволяют формировать
несложные физические понятия.
Пропедевтика не нова, так в начале XX века Герд разработал курс “Неживая природа”,. Он
впервые вроссийской школы предложил использовать активность младших подростков
для организации самостоятельной работы над изучаемым материалом.
[1]
Программа, составленная Б.В. Всесвятским, М.Н. Скаткиным, А.А. Шибановым, К.П.
Ягодовским и др. в 1933 году и модернизированная в последующем, предусматривала
изучение тепловых явлений, электрических явлений и другого физического материала
[6].
(За широкое введение в школьные курсы физического материала выступали –Н.А.Рыков,
М.Н.Скаткин, А.В.Усова, Е.Н.Чистова и другие методисты выступали за введение в
школьные курсы физического материала. А.В.Усова и Е.Н.ЧистоваХ[19] доказали
необходимость формирования у младших подростков таких понятий, как "молекула",
"атом", "электрон", т.к. без их использования невозможно оказывать определяющего
влияния на развитие естественнонаучных понятий у школьников, что в итоге приводит к
формализму в их знаниях и другим негативным последствиям. В 70-е получили
распространение несколько вариантов естественнонаучных курсов для младших
подростков, содержащие физический материал. Наибольшее распространение имел курс
"Природоведение- 4" [16], содержащий некоторую долю физического материала (тепловые
явления, световые явления и др.), однако был чисто описательным, имел малое число
лабораторных опытов и не мог претендовать на приемлемое решение многих задач,
стоящих перед ним: формирование первоначальных экспериментальных навыков,
развитие логического мышления. Н.Ю.Румянцева, отмечает, что осуществляется неявная и
явная пропедевтика в преподавании пропедевтических курсов дисциплин естественного
цикла. «Неявная пропедевтика предполагает знакомство с некоторыми примерами
формируемых понятий, моделями, фрагментами теорий без введения соответствующих
понятий и терминов. Явная же пропедевтика предусматривает систематическое и
целенаправленное знакомство с конкретными примерами и примерами понятий,
выделением их существенных признаков; систематичность и целенаправленность в работе
с моделями фрагментов теорий»[17]. Пропедевтический курс обладает огромными
возможностями открытия и формирования творческих способностей учеников начальной
школы. Почему именно физика, а не какой-либо другой предмет, должна изучаться на
такой «ранней» стадии обучения? Потому что физика является «фундаментом
современного естествознания» [17].. Физика как учебный предмет является основой для
формирования научного мировоззрения и развития учащихся» [20]. В курсе начальной
школыученики знакомятся с некоторыми физическими явлениями (падение тел,
нагревание воды, таяние льда и др.).с физическими приборами (весы, метр, термометр).
Но применение физических терминов понятий и величин на уроках в начальной школе не
поясняет физического смысла, не разъясняется это и в методической литературе по
предметам: окружающий мир, математика, технология – Б.Е.Райков[11]. Лесных М.В.
отмечает, что при этом, начиная изучение курса физики в 7 классе, ученики одновременно
изучают физический язык и содержания курса, представленного на этом языке. Для того
чтобы успешно изучать физику необходимо овладеть ее языком. Младшие школьники
активно пользуются физическими терминами, но их смысл они часто понимают неверно.
Часто пояснения такого понимания: « Сила – это как деформация, энергия – это как
горючее или «Атом – взрывное вещество, из него делают бомбы»[8]. Одним из выходов из
сложившейся ситуации, по нашему мнению является пропедевтическое изучение
элементов физики в начальной школе. По мнению Аквилевой Г.Н. «пропедевтическое
содержание» базируется на методах, приемах, средствах и формах организации
деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержания
естествознания в начальной школе. Важным средством развития и воспитания детей
является содержание начального естествознания. Однако само по себе содержание не
может ответить на поставленный вопрос. Чтобы этот предмет был в максимально
возможной степени воспитывающим и развивающим, его методика должна исследовать
способы управления учебным процессом. Важнейшая особенность естествознания — то,
что объект его изучения — окружающая природа . Эта особенность требует применения
соответствующих методов (преимущественно практических), форм организации учебной
деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы) и средств
обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия). М.Д. Даммер считает,
что структуру пропедевтического курса можно рассмотреть в двух разрезах —
вертикальном и горизонтальном. Вертикальный разрез отражает последовательность
изучения отдельных частей курса, горизонтальный – сочетание различных форм обучения
(основного и дополнительного) в одной параллели.
Холина С.А. предлагает разбить содержание пропедевтического курса изучения элементов
физики на восемь подсистем. «Механическое движение» , «Взаимное притяжение тел и модель
Солнечной системы», «Световые явления», «Магнитные явления», «Электрические явления»,
«Тепловые явления», «Строение вещества», «Философские идеи о пространстве, времени,
материи, движения и взаимодействии».
Критериями для отбора содержания каждой подсистемы предлагаются следующие положения:
-содержание учебного материала группируется физической модели (объекта),
-выбору модели предшествует анализ опытных фактов и результатов наблюдений,
-на основе принятой модели учебный материал раскрывает процесс выдвижения гипотез и
принятия идеи, которая мотивирована этой моделью,
-учебный материал подсистемы завершается примерами объяснения явлений и их практическим
применением.
Трудности изучения элементов физики на начальном этапе.
Основные методы изучения элементов физики в начальной школе отличаются от методов
изучения физики в младших классах. Если для изучения физики в младших классах чаще
применяются такие методы как: опора на анализ жизненного опыта учащихся, работа с
текстом, ответы на вопросы, то для изучения элементов физики в начальной школе
результативнее такие методы как: наблюдения, эксперимент, беседа в виде проблемного
диалога, исследования с использованием измерительной аппаратурой, конструирование
приборов и т.д.
При изучении новой темы ученики с помощью учителя определяют предмет
исследования, ставят цель исследования, определяют название. Затем учитель обращает
внимание на оборудование, подготовленное к уроку и выставленное на столах. Учитель во
вступительной беседе подводит детей к проблеме, которую им предстоит решить в ходе
исследования,.сообщает сведения из жизни ученых, интересные примеры о значении
каких-то личностных качествах, о случайностях, помогающим внимательным, творческим
людям Следует соблюдать последовательность проведения исследования. Эксперимент
необходимо продумывать заранее. Затем проводится диалог, подводящий к постановке
проблемы и к ее решению. Учитель в процессе проведения микроисследования не должен
навязывать ученикам своего мнения, постоянно ведет эксперимент к заранее
продуманному результату и дети сами приходят к решению данной проблемы, и это будет
их собственным результатом, достижением.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся,
что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. При традиционной системе
обучения практическая работа учащихся проводится, как правило, с целью закрепления
теоретического материала и выполняется в соответствии с предложенной учителем
инструкцией. Необходимость активизировать умственную деятельность учащихся и
развить их самостоятельность привела к использованию микроисследований в качестве
источника новых знаний. В этом случае создается реальная возможность говорить о
субъективном усвоении знаний, так как теперь самостоятельная работы учащихся носит
не исполнительский ,а исследовательский характер. Итогом работы на уроке становятся
выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос
учителя. За последние годы сформировались общие требования к пропедевтическому
курсу, которые базируются на двух дидактических принципах:
1. Принцип научности, заключающийся в том, что предлагаемые для изучения в курсе
знания соответствуют последним достижениям научного прогресса
2. Доступность. Содержание предмета должно быть интересно учащимся, следовательно,
оно должно опираться на факты и явления, знакомые учащимся из повседневной жизни.
Однако, сами по себе, явления окружающей человека природы редко вызывают интерес
ребенка. Ребенок видит, как плавают одни тела и тонут другие, как замерзает вода в реке и
превращается в лед, как падают листья и камни, но это его не заинтересовывает. Привлечь
внимание ребенка к окружающим его явлениям природы, поставить перед ним вопросы
типа: "почему ?", заставить детей мыслить самостоятельно, а затем, в совместной с
ребенком учебной деятельности ответить на этот вопрос на доступном уровне — главная
задача всех пропедевтических курсов. Доступность изучаемого материала определяется
рядом факторов: во-первых, порядком введения и оптимальным количеством изучаемых
научных понятий и терминов ( наш педагогический эксперимент показал, что школьники
младшего подросткового возраста способны в течение одного урока успешно усвоить одно
абстрактное физическое понятие и обозначающий его термин); во-вторых, способом
изложения научных знаний учителем на уроке; в-третьих, структурой учебных планов и
программ.
Наша практика показывает, что методы преподавания пропедевтического курса, должны
существенно отличаться от методов преподавания систематического курса, изучаемого в
старших классах насыщенностью игровых ситуаций, мини исследовательской
деятельностью, решением познавательных задач, наличием постоянной проблемности,
разрешаемой с помощью диалога с учителем, приводящему к новым знаниям.
Мы рассматриваем обучающую деятельность как процесс, в котором«Предметом учебной
деятельности является саморазвитие, самоизменение выполняющего ее субъекта, а вовсе
не выполнение учебных заданий. Учебная деятельность есть, скорее, деятельность по
усвоении других видов деятельности».[13]
Современные научные исследования по педагогике и психологии показывают, что
наилучший результат обучения достигается в том случае, если структура учебных планов
и программ позволяет педагогу возвращаться к рассмотрению одного и того же научного
понятия несколько раз, при этом каждый раз углубляя и расширяя содержание данного
конкретного понятия. Об этом свидетельствуют научные исследования, проводимые А.В.
Усовой[21]
,
[22]
Окружающий мир в младшем подростковом возрасте представляется ребенку еще не как
единая система, состоящая из взаимосвязанных как совокупность, "несвязанных между
собой эпизодов"[3].Следовательно, и пропедевтический курс должен основываться на
рассмотрении конкретных, близких для учащихся явлений окружающего мира, из
повседневной жизни. Необходимо стремиться к тому, чтобы явления, на которые внимание
учащихся обращают учителя, вызывало бы у ребенка интерес, удивление, которое затем
перерастало бы в конкретный вопрос, при анализе которого ребенок мог бы получить
знания об окружающем нас мире, способствовать возникновению интереса к данному
явлению, так как без соответствующего эмоционального настроя любознательность и
интерес детей к предмету резко уменьшаются.
Цели пропедевтического курса:
1. На ранних этапах образования сформировать первоначальное представление о
физических явлениях, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни.
2. Показать, через эксперименты, мини исследовательскую деятельность, моделирование и
техническое конструирование значение, роль и красоту науки физики.
3. Развитие способностей наблюдать, проводить эксперименты, устанавливать логическую
связь, побудить к исследованиям.
4. Формирование первых представлений о физических величинах и их измерениях,
знакомство с простейшими измерительными приборами.
5. Подготовка младших школьников к систематическому изучению курса физики в 7—9
классах.
6. Развитие речевой деятельности: умение участия в дискуссиях, обоснования собственной
мысли, высказывания гипотез, защита изобретения или проекта, рассказ об интересных
наблюдениях.
7. Побуждение к применению полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Содержание учебного материала.При составлении курса мы стремились к тому, чтобы
содержание курса "На пути в физику" для 4 класса отвечало тем требованиям, которые
предъявляет современное общество к содержанию образования. Наука физика является
неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Без изучения основ данной науки
невозможно сформировать мировоззрение современного человека. Гуманизация
содержания физики, как отдельно взятого предмета, состоит в том, что курс этой
объективно сложной школьной дисциплины должен в первую очередь способствовать
гармоническому развитию" личности ребенка, обеспечивать условия для самоопределения
и самореализации каждого школьника. Изучаемый материал должен быть наглядным, то
есть, должен обращать внимание ученика прежде всего на то, что видит ребенок в
окружающей его мире предлагаемое ученику для исследования, должно быть взято из
привычного ему круга представлений. Так изучение темы « Движение» лучше начинать с
наблюдений движения и покоя тел, со словесного описания этих явлений , определения
характеристик данных состояний и наконец введения символов, позволяющих
зафиксировать определенной знаковой формой: путь, время , скорость наблюдаемого
явления и этим превратить абстрактное в наглядное.
Предлагаемый пропедевтический курс физики опирается на рассмотрение физических
явлений, хорошо известных каждому ребенку из повседневной жизни (например, явление
высыхания воды в открытом сосуде, сохранение формы твердых тел, притяжение тел к
Земле, ориентация по стрелке компаса и так далее). В предлагаемом курсе сделана
попытка привлечь внимание и возбудить устойчивый интерес детей младшего
подросткового возраста к глубокому, систематическому наблюдению и изучению
физических явлений природы, моделированию отдельных явлений и процессов, с целью
их более глубокого понимания . В наш курс включены только те физические
представления и понятия, которые на сегодняшний день являются неоспоримыми для
науки. На основе этих понятий объясняется множество конкретных природных явлений,
которые изучаются не только в курсе физики, но и в других школьных предметах. Данный
пропедевтический курс физики дает учащимся возможность получить представление об
основных фундаментальных законах и теориях современной физики: теории
молекулярного строения вещества; теплоте, электрических, магнитных и
электромагнитных явлениях и гравитационных взаимодействиях. Проведенная нами
исследовательская работа показывает, что результат усвоения понятий достигается тогда,
когда формирование одного и того же физического понятия происходить постепенно, на
протяжении ряда лет. То есть, результаты усвоения абстрактных понятий улучшаются,
если на начальной стадии изучения физики сформировать общие представления об этих
понятиях, опираясь при этом на зрительные образы и на словесно-теоретическое описание
физических явлений и связанных с ними абстрактных понятий.
Наше
исследование
показало,
что
хорошие
результаты
обучения
абстрактным
теоретическим понятиям и представлениям достигает хорошей результативности, когда
изложение
происходит
в
виде
решения
логически
взаимосвязанных
учебных
задач.
Учебная
задача
представляет
собой
проблемный
вопрос.
Эта
задача
имеет,
что
то
неизвестное для ученика и в то же время ее можно решить с помощью творческого
применения имеющихся знаний и жизненного опыта самого ученика, т.е. развития его
творческого
потенциала.
Проблемные
вопросы
активизируют
познавательную
деятельность учащихся.
Сериков
В.В.
выделяет
основные
типы
задач: задачи
в
контексте
практико-
преобразовательной
деятельности
человека;
задачи,
имитирующие
н ау ч н о -
познавательную
деятельность
человека;
задачи
с
элементами
ценностно-
ориентационной деятельности; задачи, связанные с художественной деятельностью
человека. Иногда проблемная задача возникает как бы сама по себе – упала книга. Вопрос
к детям – почему?, и начинаются рассуждения и мыслительная деятельность учеников,
приводящая к новым знаниям и открытиям.
Творческий опыт формируется в процессе моделирующей деятельности, когда в
процессе поиска решения, выдвижения различных вариантов ответа ученик конструирует
схему взаимосвязи различных физических явлений и находит для описания необходимые
характеристики. Учитель зажигает бумагу и обращает внимание детей на поднимающийся
дым.
Как
можно
использовать
это
явление?
Дети
пытаются
объяснить,
почему
дым
поднимается, как зависит скорость подъема от температуры, как заставить дым работать,
поймав
его
в
оболочку,
какой
должна
быть
оболочка,
как
сохранить
температуру
«работающего» дыма. В ход идут простейшие средства: пакет для мусора, свечки, спички
и получился воздушный шар. А как шар удержать в воздухе долго? Затем проблема
переносится на поведение различных тел в воде, и открываются законы плавания тел.
Фрагмент предлагаемой программы по физике для учащихся 4 класса,
рассчитанную на 34 часа в год.
1
Вводное занятие. Безопасность труда. Правила общения.
Физика начинается с измерений.
Практическая работа №1 «Измеряем все»
Обмеряем себя: длина пальцев, рук, ног, стоп. Измеряем вокруг себя:
размеры стола, стула ит.д.
Единицы измерения: мм, см, дм, м.
1час
2
Удивление и любопытство-основа научного открытия. Первое
открытие Альберта Эйнштейна.
Первые исследования (чаепитие). Свойства жидкости.
Практическая работа №2:
«Наблюдение за поведением воды при добавлении заварки»
«Исследование разных состояний воды»
«Исследование зависимости давления жидкости от высоты жидкостного
столба».
1час
3
Капиллярные явления, поверхностное натяжение жидкости.
Беседа об исследованиях трех студентов по теме: «Поверхностное
натяжение жидкостей»
Практическая работа №3: «Исследование капиллярных явлений и
поверхностного натяжения жидкостей»
« Наблюдение плавания стальной бритвы на поверхности воды»
«Опыты с мыльными пузырями на разных каркасах»
«Опыты с кусочками бумаги на поверхности воды, мылом и сахаром»
1 час
Приложения к содержанию занятий.
Занятие №1.
Практическая работа №1 «Измерение длин»
Приборы и материалы: Линейка, измерительная лента.
Выполнение: Измерить с помощью этих приборов длины следующих предметов и
расстояния: а) длину указательного пальца, б)длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя
до конца среднего пальца, в)длину ступни, г)длину кисти руки, д) ширину кисти руки, е)
научитесь отмечать при помощи рук и пальцев длины в 1 дм,1м, 1 см и измерять таким
образом длины разных предметов и расстояний.
Занятие №2.
Приложение
Первое открытие Эйнштейна. (А.В.Хуторской, Л.Н.Хуторская,
И.С.Маслов. Как стать ученым М.ООО « Глобус» 2007, 316с. )
«В детстве был тихим ребенком с медлительной речью, раздражал всех учителей,
не участвовал в шумных играх, не интересовался спортом, жил в мире своих грез, с
ранних лет любил музыку, сочинял, распевал песенки. В пять лет подарили компас,
игрушка заворожила, и он сделал первое свое научное открытие: «За вещами должно
быть что-то еще, глубоко скрытое...«
Обсудим:
1.
В чем вы видите главный смысл «Открытия» Эйнштейна о компасе?
2.
Вспомните ваше «Первое научное открытие». В чем оно состояло? При каких
условиях произошло? Как повлияло оно на вас?
Практическая работа №2:«Наблюдение за поведением воды »
Учитель направляет действия учеников и ведет беседой в виде проблемного диалога,
опираясь на жизненный опыт и знания учеников к добыванию новых знаний.
Приборы и материалы: мензурки с холодной и горячей водой, заварка для чая, пипетка.
В мензурки с холодной и горячей водой осторожно добавьте одинаковое количество
капель густой заварки.Наблюдайте, как распространяется заварка в обоих сосудах. Дайте
объяснение происходящему. Добавьте по одной чайной ложки сахара. Наблюдайте за
растворением сахара в обоих сосудах. Опишите увиденное и дайте объяснение.
«Исследование разных состояний воды»
Приборы и материалы: мензурки с холодной и горячей водой, пузырьки разной формы,
стекло.
Накройте стеклом мензурки с водой, подождите 25-30 секунд. Поднимите стекло, обратите
внимание на обратную сторону. Сравните прозрачность. Что произошло? Подождите
несколько секунд, как изменится прозрачность? Объясните.
Налейте одинаковое количество воды в разные по форме пузырьки. Что можно сказать об
увиденном?
«Исследование зависимости давления жидкости от высоты жидкостного столба».
Приборы и материалы: любая пластиковая бутылка, гвоздь, вода.
Нагрейте кончик гвоздя на плите или свече и проделайте отверстия в бутылке вертикально
через равные расстояния снизу вверх. Заклейте скотчем. Налейте воды в бутылку, уберите
скотч и наблюдайте за происходящем. Нарисуйте схему увиденного. Объясните почему
нижние струи вылетают дальше, а верхние ближе.
Предложите способ как увеличить дальность вылета струй.
Повторите опыт, но при этом сильно подуйте в бутылку. Что же произошло?
Занятие №3.
Практическая работа №3: «Исследование капиллярных явлений и
поверхностного натяжения жидкостей».
Опыт №1.Приборы и материалы: мензурка с водой, узкие трубки разного диаметра, лупа.
Опустите трубки в воду, опишите что произошло с водой в трубках, какие изменения
произошли на поверхности воды в трубочках. Используйте для лучшего наблюдения лупу.
Дайте объяснение увиденному.
Опыт №2. Приборы и материалы :столовая ложка, пипетка, вода.
Конец ложки заложите между страниц книги так, чтобы поверхность ложки была
горизонтальна. Начинайте капать воду в ложку и считать капли до тех пор пока вода не
начнет выливаться. Обратите внимание на форму поверхности жидкости. Дайте
объяснение увиденному.
Приложение
.Беседа об исследованиях студентов« Поверхностное натяжение
жидкостей –объект изучения трех студентов»
Поверхностное натяжение жидкостей- достаточно сложное физическое явление, которое
стало в разное время объектом студенческих исследований.
В январе 1876 г. Никола-Тесло выступил с докладом «О капиллярных трубках». Это было
первое в жизни Н.Теслы научное сообщение, которое претендовало на новизну.
Содержания его доклада, к сожалению, до нас не дошло. Однако напрашивается вопрос,
почему Н.Тесла предметом своей первой, пусть предназначенной для студенческого
кружка, публичной лекции выбрал именно явление капиллярности? На этот чет можно
строить различные предположения. Но довольно интересным оказался тот факт, что
первая работа студентов Цюрихского Федерального политехникума Альберта Эйнштейна
опубликованная в 1901 г., ровно четверть века спустя после тесловского доклада тоже
была посвящена капиллярным явлениям. Кроме того, через пять лет, в 1906 г., ещё один
молодой человек, студент Копенгагенского университета Нильс Хенрик Давид Бор
представил Датскому королевскому научному обществу мемуары под названием
«Определение поверхностного натяжения воды…». Случайно ли, что три одаренных и
столь несхожих во многом студента, именами которых будет гордиться человечество, свои
первые, выполненные в возрасте 20 лет, и конечно не одинаковые по значимости научные
сочинения, посвятили одной и той же проблеме - поверхностному натяжению
Основные формы и методы
.
Занятия организуются таким образом.чтобы общение с ребятами происходило в
виде диалога и приближало учеников к проблемно-поисковому методу, вместо
традиционного выслушивания объяснения учителя и заучивания параграфа. « Диалог в
данном случае это не просто разговор двух лиц. Это – специфическая коммуникативная
среда познания, позволяющая найти смысл, ценность изучаемого, выразить свое
отношение к предмету и форме спора. Разумеется, далеко не всякий момент познания
создает необходимость и возможность диалога, ведь в отличие от проблемного изложения
или эвристического изучения материала диалог предполагает постановку такой коллизии,
которая может в принципе не иметь однозначного, “правильного” решения, поскольку в
диалоге речь идет о субъективном мировоззрении, о понимании человеческой ценности
того или иного физического знания. Диалог на уроке возможен не всегда, но именно в те
моменты, когда он происходит и возникает, познавательный процесс, затрагивающий
сферу личностной позиции воспитанника, его отношение к происходящему на уроке.
Диалог как бы помогает ученику выйти за рамки узко-предметного видения знания,
ощутить его соприкосновение с другими аспектами человеческого бытия и культуры и,
прежде всего, место изучаемой науки в его собственной жизни.»( В.В.Сериков Обучение
как вид педагогической деятельностиМ., Издательский центр «Академия», 2007- 259с).
Практически на каждом уроке используются различные методы обучения: наблюдения,
исследования, выполнение практических работ, конструирование, объяснение, рассказ,
демонстрация опытов, беседа, игра, составление задач - сказок и т.д. Формы коллективных
познавательных игр самые разнообразные. Важно, чтобы игра не превращала умственную
деятельность во что-то несерьезное и отвечала следующим требованиям:
1)
имела познавательное значение,
2) развивала умения работать с информацией, полученной в различных формах;
3) развивала мыслительную активность участников игры,
4) формировала умения выделять и связывать отдельные компоненты физического
явления;
5)содействовала формированию верных донаучных представлений;
6) активизировала деятельность учащихся,
7) содействовала сплочению коллектива,
8) формировала опыт детской творческой активности.
Например при изучении «Движение» предлагает задачу сказочного содержания: « Догонит
ли Иван –царевич бабу Ягу, если она за 10с пролетает 100м, а он скачет на коне со
скоростью 54км\час?
Игра – творческое моделирование: Два ученика должны продемонстрировать движение
Луны вокруг Земли.
При решении задача дети должны вспомнить о том, что Луна обращена к Земле одной
стороной. Ученики становятся лицом друг к другу. Ученик, изображающий Землю,
вращается вокруг собственной оси, второй, изображающий Луну, должен сообразить.что
он обязан поворачиваться вокруг первого так, чтобы быть к нему всегда лицом. После
решения учитель задает вопрос и игрокам и ученикам, сидящим в классе: «Вращаются ли
оба ученика или только один?».По мнению В.В.Серикова.[14]
« Цели игры, ориентированной на побуждение учащихся к поиску смысла своей
учебной деятельности, могут быть сформулированы следующим образом:
обеспечение «перерыва постепенности» в личностной саморегуляции ученика, т.е.
открытие новых смыслов учения;
устранение у ее участников психологических барьеров, так как игра способствует
ослаблению их внутренней напряженности и повышает уровень их уверенности в себе,
открытости новых ролям и поступкам;
актуализация личностно-деятельностного опыта, т.е. опыта выполнения целостной
продуктивной деятельности, который нельзя обрести при традиционном обучении, при
котором осваивается ориентировочная основа некой абстрактной деятельности
(знания, полезные для чего-то).
Особое место уделяется применению исследовательской деятельности. Физика является
наиболее подходящим предметом, который способствует начальному формированию в
детях творческого мышления в области естествознания.[5].
Исследования психологов показывает , что возраст 10-11 лет наиболее соответствующий
формированию творческих качеств обучающихся т.к. отмечают психологи дети наиболее
открыты и восприимчивы к учителю. А.В. Усова и З.А. Вологодская считают, что
«основными видами деятельности в формировании умений и навыков учащихся
творческого характера являются: эксперимент с элементами исследования; выполнение
заданий по техническому моделированию и конструированию; решение задач, требующих
комплексного применения знаний» (Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа
учащихся по физике в средней школе.М.-,Просвещение,1981.-158с).
Проведение уроков- исследований.
Уроки-исследования
является
важнейшим
способом
решения
проблемы
организации фронтальных экспериментов. То что в физике открыто ученику неизвестно и
каждый
раз
он
для
себя
открывает
заново.
Выполняя
задание
учителя,
он
познает
окружающий мир. При этом он не только познает законы природы, но и развивает свои
природные задатки и способности. [7]
В.Г. Разумовский выделяет следующие структурные элементы исследовательской
деятельности учащихся(РазумовскийВ.Г. Развитие творческих способностей учащихся в
поцессе обучения физике- М.; Просвещение , 1975. 272с) 1) Накопление фактов, 2)
Выдвижение гипотезы, 3) Постановка эксперимента,4) Создание теории.
Пропедевтическое обучение в современных условиях позволяет использовать изучение
элементов физики, применяя не только логику и язык физики, но и ее исследовательский
фактор как условие для развития творческого потенциала четвероклассников. Знакомство
учащихся с методами исследования природы, способствует формированию творческого
опыта и является одной из задач физики.
По утверждениям психологов ученик в возрасте 10-11 лет полон желаний: творить,
открывать, создавать новое, мастерить приборы, он открыт и доверяет учителю. И
микроисследования и наблюдения способствуют развитию у ученика самостоятельного
мышления, ставят его в ситуации, когда познавательная самостоятельность и творческая
активность становятся необходимым условием решения учебной задачи. Физика является
наиболее подходящим предметом, который способствует начальному формированию в
детях творческого мышления в области естествознания. [5].
А.В. Усова и З.А. Вологодская считают, что основными видами деятельности в
формировании умений и навыков учащихся творческого характера являются: эксперимент
с элементами исследования, выполнение заданий по техническому моделированию и
конструированию, решение задач, требующих комплексного применения знаний.[19]. В
случае отсутствия активной познавательной деятельности наблюдается только лишь
созерцательный интерес к предмету, и он не вызывает познавательного интереса. Сама
организация и характер протекания познавательной деятельности учащихся являются
одним из стимулов формирования познавательного интереса школьников. Данный стимул
представляет собой разнообразные формы работы учащихся: новые способами
деятельности, практические работы с элементами исследования, творческие работы
.
Такая организация учебной деятельности вызывает у обучающихся положительные
эмоции: удовлетворение от овладения новыми формами учебной деятельность, радость
успеха, гордость от открытия нового, удовольствие от похвалы учителя.
К.Д.Ушинский отмечал, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее, чем
приневолить и любой ученик с удовольствием занимается исследованием и проявляет
интерес к предмету, если можно открыть что-то для себя: зависимость массы от плотности
или объема, законы движения, условия воздухоплавания тел, закономерности получения
изображений при помощи линзы и т.д. Мыслительная деятельность школьников начинает
проявляться в процессе выполнения опытов, когда им приходится наблюдать,
анализировать увиденное, сравнивать, делать выводы и открывать какие-то
закономерности в наблюдаемом. Если учителю удалось заинтересовать ученика
содержанием и видом деятельности выполнения предложенной ему работы, то ученик
стремится заниматься умственной, творческой деятельностью и испытывать радость
успеха и открытий. От того как часто учитель погружает ученика в поисковую и
творческую деятельность, тем больше у ученика возникает интерес к предмету
Примеры исследовательской деятельности для учащихся начальных классов.
Опыты, свидетельствующие о строении вещества и движении молекул.
Приборы и материалы: мензурка, вода, раствор медного купороса, круглый картон
соответствующий диаметру мензурки.
Налейте половину мензурки медного купороса, опустите на поверхность картонный
кружек и осторожно добавьте воды. Кружек всплыл и его удалите. Видим четкую границу
между жидкостями.
Наблюдаем несколько дней. Что происходит с пограничным слоем? Объясните. Молекулы
жидкостей двигаются и проникают в межмолекулярное пространство и перемешиваются.
Явление диффузии. Задание. Смоделируйте диффузию в жидкостях.
Моделирование. В мензурку насыпьте 1/3 объема гороха и столько же пшена. Начинайте
встряхивать и наблюдать. Опишите результат дальнейшего
встряхивания.Пропедевтическое обучение позволяет осуществить знакомство некоторых
темами, используя ее исследовательский фактор. Одна из задач физики - именно
познокомить учащихся с методами исследования природы. Все сказанное раньше
доказывает, что фронтальное наблюдение в начальной школе более действенно, чем
демонстрационный эксперимент потому, что каждый начинает верить в собственное
открытие.
Применение элементов физико-технического творчества школьников.
В современных условиях начального образования, при воспитании развитой творческой
личности младшего школьника пропедевтический курс по физике играет важнейшую роль.
Применение такого курса требует хорошо продуманного содержания изучаемого
материала, творческого педагога, гуманистической образовательной среды: неординарных
форм проведения занятий, проблемных методов поддержания постоянного интереса к
физике, технике, раскрывающих творческие задатки обучающихся. Все это должно
представлять единую систему непрерывного образования. Б.С. Гершунский считает «
целостность системы непрерывного образования придает ей интегративные свойства, к
числу которых относится преемственность всех звеньев образования»[2]. Педагогической
основой всех видов занятий пропедевтического знакомства с элементами физики в
начальной школе являются любознательность и творчество, это исходные компоненты для
развития способностей Именно об этом пишут в своей работе “Непрерывное образование
и ВУЗ” И.А. Антонов, Р.Р. Мавлютов и З.М. Назарова. Исследования, посвященные
изучению проблем развития системы непрерывного образования, показывают, что в
качестве одной из важнейших задач современного образования на всех его ступенях,
является обучение творчеству с учетом реальных возможностей учащихся разного
возраста Система непрерывного изучения физики может быть построена на применении
пропедевтического образования.Возможность формирования способности к
нестандартному физико-техническому мышлению, в начальной школе, предусматривает
практическую готовность будущего инженера к генерированию нестандартных
технический идей. Все большее значение начинает приобретать политехническое
дополнительное образование школьников в стенах школы как подготовительный этап.
«Поэтому настало время разработки и обоснования педагогических условий,
способствующих сочетанию на уроке совместной теоретической и практической ( физико-
технической) деятельностей детей, интеграции общего и дополнительного технического
образования, развитию возможностей дополнительного технического образования для
одаренных в этом направлении детей с учетом их индивидуальности, осуществлению
непрерывности дополнительного технического образования, начиная с младшего
школьного возраста».(Дурандина Т.В.Дополнительное техническое образованиев
общеобразовательном учреждениикак компонент непрерывного профессионального
образования // Актуальные вопросы развития образования и производства.Н.Новгород,
2002. –С.38).Ю.П.Саламатов считает чтобы изгнать из школы скуку ученичества нужен
новый подход – творческий стиль обучения. Стремительно меняющийся мир требует от
человека нестандартного, гибкого мышления, и здесь нужны не призывы к техническому
творчеству – нужно само творчество, сотворчество учителя и учащегося [12].
С.А. Иванов предлагает обратить внимание на развитие творческих способностей,
самостоятельности в постановке и решению нетрадиционных задач [4].
Предлагаемое нами содержание позволяет решить проблему непрерывности
изучения физики и развития творческих способностей обучающихся четвертых
классов на основе использования возможностей пропедевтического обучения.
Список литературы
[1] Гердъ А.Я. Избранные педагогические труды//Под ред. О.В.Казаковой-М.; Изд–во АПН
РСФСР, 1953, -367 стр.
[2] «Перспективы развития системы непрерывного образования» Под ред. Б.С.
Гершунского, -М .:Педагогика, 1990. -224с.
[3] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-
пресс, 1995 г. 447 стр.
[4]
Иванов
С.А
«Методические
особенности
реализации
принципа
соответствия
при
обучении физики». Автореферат. Канд. пед. наук.- Самара. 1999. –С.15.
[5] Капица П.Л. Эксперимент . Теория. Практика // Статьи и выступления-4-е изд.- М.
Наука, 1987. -496с. 46, c.
[6] КовалеваГ.Е. Методика формирования и развитие пропедевтических понятий в
четвертом классе: учебное пособие.- Л.: ЛГПИ им. А.И . Герцена,1975. -143с.
[7] Ланина И.Я .Формирование познавательных интересов на уроках физики: Книга для
учителя-М : Просвещение, 1985г-128 стр.
[8] Лесных М.В. Теоретико- методические проблемы профессионального курса методики
преподавания физики в 5-6 классах для студентов педагогических вузов: дис.канд. пед.
наук, Самара 1999. – 142с.
[9] Пакулева В.М., Кузнецова В.И. «Методика преподавания природоведения».
М.Просвещение1990.-192с.
[10] В.М. Пакулева, В.И, Кузнецова «Общая методика естествознания» М.-Л.,
Госучпедгиз, 1947.-300с.
[11] Райков Б.Е. Общая методика естествознания М.-Л., Госучпедгиз, 1947.-300с.
[12] СаламатовЮ.П.Как стать изобретателем. М.; Просвещение,1990. 240с.
[13] В.В.Сериков Обучение как вид педагогической деятельностиМ., Издательский центр
«Академия», 2007- 259с.
[14] В.В.Сериков «Обучение как вид вид педагогической деятельности» Москва,
Издательский центр «Академия», 2007
[15] В.В.Сериков Обучение как вид педагогической деятельности М., Издательский центр
«Академия», 2007-с 276.
[16] Скаткин М.Н. Природоведение 4-5.Педагогика, 1988. -134 с.
[17] Столяров Ю. С Развитие технического творчества школьников. Опыт и
перспективы.М.,1983 с.13-14
[18] Усова А.В. Чистова Е.Н. Первоначальные сведения по физике в 4 классе //Начальная
школа. – 1965.- №5 – с.17-26.
[19] Усова А.В., Вологодская З.А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней
школе М. Просвещение, 1981.-158с.
[20]Холина С.А. Изучение элементов физики на факультативных занятиях начальной
школы: автореферат дис. канд. пед. наукМ., 1999.-20с.
[21]Шаталов В.Ф. Точка опоры.М.: Педагогика, 1990 г. — 223 стр.
[22] Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971
г. -351 стр.