Автор: Корнеева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №18" ДО № 45
Населённый пункт: КБР, г. Нальчик
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "В гости капелька пришла"
Раздел: дополнительное образование
Выполнила воспитатель подготовительной группы Корнеева Т.Н.
Конспект интегрированного занятия
«В гости капелька пришла»
Задачи:
развивать интеллектуальную деятельность и поисковую
инициативу;
развивать социальные навыки: умение работать в группе, учить
слышать партнера;
продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность,
не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель;
активизация и обогащение словаря детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия;
прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
отгадывание загадок, чтение художественной литературы: Л.
Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»;
рассматривание иллюстраций различных водоемов,
репродукций художников И. Айвазовского, В. Васнецова, карты мира;
рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;
проведение опытов: испарение воды, испарение воды при
разной температуре;
наблюдение за лужами в зимний и осенний периоды;
наблюдение «Где в группе вода? Всегда ли она закрыта?»;
вырезание по контуру капельки воды.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в
природе», колбы, стаканы, вода, молоко, ложки, сахар, мелкие
игрушки, глобус, аудиозапись «Звуки воды», Капельки воды,
изготовленные из цветной бумаги, клей, кисточки, цветная бумага,
Капелька из шарика, колокольчик, краски.
Алгоритм действий:
В: Ребята, когда я сегодня шла на работу, то увидела корзину около
нашей группы. А в корзине записка: «Загадки для ребят из группы «
Непоседы». А от кого – не понятно?! Давайте же отгадаем эти загадки.
(Достаёт письмо, открывает его, читает загадки).
1.Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
2.Свисает с крыши длинный гвоздь,
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт. (сосулька)
3.Молоко над речкой плыло –
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)
4. Утром выпадает всегда,
Ни дождинка, ни звезда,
И сверкает на лучах,
На деревьях и кустах. (роса)
5.Он нужен лыжникам, кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить. (снег)
6. Во дворе – переполох.
С неба сыплется горох.
Съела пять горошин Зина,
У неё теперь ангина. (град)
В: Ребята, подумайте и скажите, как можно сказать одним словом про
дождь, снежинку, сосульку, туман, росу, снег, что все это? Да, это все
вода. Недаром про воду говорят, что она волшебница. А как называет-
ся маленькая частица воды? (Капелька)
В: Да, и к нам сегодня в гости пришла Капелька (берёт Капельку,
сделанную из воздушного шарика). Она пролетала мимо и услышала,
что мы отгадываем её загадки. Капелька решила послушать что же
мы знаем о воде.
В: Капелька, а мы много чего знаем про воду. Ребята, для чего нужна
вода? (ответы детей)
Что произойдёт на нашей планете, если не останется ни одной капли
воды? (ответы детей)
А как вы думаете, что люди должны сделать, чтобы на Земле было
достаточно питьевой воды?
Ребята, а что у меня в руке? (Воспитатель берёт глобус). Что такое
глобус? Каким цветом на глобусе обозначается вода? Чего больше на
земле суши или воды? В виде чего вода находится на нашей планете?
(Ответы детей)
Давайте вспомним в каком состоянии может быть вода (жидкое,
твёрдое, парообразное). Какие опыты это доказывают (испарение
воды, испарение воды при разной температуре) – дети рассказывают
опыты.
Какие вы молодцы! Капелька принесла с собой волшебный
колокольчик. Как только, он зазвенит, вы все превратитесь в капельки.
(Звенит колокольчик, ребята поворачиваются один раз вокруг своей
оси).
Игра «Мы – капельки»
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки.
Делайте всё, что я скажу.
-Высоко в небе жила мама Тучка и было у неё много деток.
Однажды
им стало тесно и начали они толкаться. Полетели капельки на землю.
Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке
прыгать.
Собрались
они
вместе
и
потекли
маленькими
веселыми
ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в
одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и
попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и
двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама
Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело.
Стали
капельки
легкими,
потянулись
вверх.
Испарились
они
под
лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (бегут к воспитателю).
В: Ребята, что-то жарко стало Капельке у нас, давайте подуем на
капельку, чтобы ей было попрохладнее (подули).
Ребята, а вы знаете, что капельки воды любят путешествовать. А ведь
у нас есть схема, на которой нарисовано, как капельки путешествуют.
(Дети рассаживаются на свои места.)
Воспитатель вешает на доску схему «Круговорот воды в природе».
В: Ребята, давайте начнём отсюда. (показывает на облако)
По небу плывут облака. Когда капелькам воды становится в них тесно,
то…идёт дождь.
Капельки путешествуют по ручейкам, речкам, морям. Что же дальше
происходит? (Солнце припекает и капельки испаряются – становятся
невидимыми).
Наверху пар опять превращается в капельки воды.
А что потом? (Капельки из тучи проливаются дождём на землю).
Вывод: Так происходит много раз: капельки путешествуют в природе
по кругу всегда!
В: Ребята, а у нас в группе живут капельки воды? (Да). Давайте их
найдём и расскажем о их пользе.
I-уголок природы - возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им
нужна вода.
В: Правильно ребята.(приклеивают капельку)
II-мойка в подсобном помещении
Д: Помощнику воспитателя нужна вода и много, чтобы мыть посуду,
полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивают капельку)
III –игровой уголок.
В: А здесь где вода нужна? Зачем?
Д: Ч т о б ы
м ы т ь
и г р у ш к и
г р я з н ы е ,
с т и р а т ь
к у к о л ь н у ю
одежду (приклеивают капельку)
IV-туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические
требования (приклеивают капельку)
В:Молодцы,ребята. А сейчас, я предлагаю вам, подойти ко мне и мы
вместе послушаем звуки воды. Вы должны быть очень внимательны
потому, что вам предстоит, на слух определить какой именно звук воды
вы слышите. (Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды», ответы
детей).
В: Ребята , а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я
сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она
может быть. (дети рассаживаются за столами). И ты, Капелька, садись
вместе с нами. Но сначала вспомним правила поведения во время
опытов.
1. Не шуметь.
2. Никого не толкать.
3. Давать возможность высказываться своим товарищам.
4. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами
опыта.
1. Опыт: Вода прозрачная.
Перед воспитателем на демонстрационном столе стоят два стакана
один-с водой, другой-с молоком. Бросает в стакан с водой игрушку.
Приподнимает стаканчик. Вы видите игрушку? Тот же опыт делает с
молоком. Делаем вывод: вода прозрачная.
2. Опыт: Вода не имеет вкуса и запаха.
Возьмите стаканчик с водой, понюхайте воду в нем. Она чем-то
пахнет? Сделайте глоток. Она имеет вкус? Вывод: вода не имеет вкуса
и запаха.
3. Опыт: Вода-растворитель.
Растворяем кусочек сахара в стакане с водой. Вывод: вода – жидкая,
растворяет вещества.
В: А сейчас немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно).
В: Да ребята, нашей Капельке пора возвращаться к своим сестричкам-
капелькам. Чтобы ей не было грустно, давайте подарим Капельке её
портреты, которые мы начали уже делать?! (да). Ребята, постарайтесь
отобразить в своих рисунках настроение Капельки.
(Детям раздаются голубые листы бумаги в форме капельки)
Звучит музыка «Песенка Капитошки», дети садятся и наклеивают
глаза, нос и рот.
Анализ работ. Вывод по занятию.
В конце занятия дети читают стихи:
1 ребёнок: Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
2 ребёнок: В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.
3 ребёнок: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
4 ребёнок: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Все: Наша спутница всегда!