Авторы: Яхункина Екатерина Александровна, Герасимова Татьяна Александровна
Должность: педагоги дополнительного образования
Учебное заведение: ЦДТ "Радуга" ГБОУ СОШ № 1 г.Нефтегорска
Населённый пункт: г.Нефтегорск,Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Система патриотического воспитания детей и подростков на примере создания виртуального музея "Дом нашего детства"
Раздел: дополнительное образование
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 1 города Нефтегорска
муниципального района Нефтегорский Самарской области
Структурное подразделение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Радуга»
Тема: «Система патриотического воспитания детей и подростков
на примере создания виртуального музея «Дом нашего детства»
Разработчики-
Яхункина Е.А., Герасимова Т.А. – педагоги
дополнительного образования,
Степанова
Л.И.-
методист
ЦДТ «Радуга»
ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорска
Нефтегорск, 2017
0
№ п/п
Содержание
Стр.
1.
Введение
2
2.
Цель и задачи
3
3.
Актуальность и практическая значимость Проекта
4
4.
Новизна Проекта
4
5.
Основная идея Проекта. Этапы реализации Проекта
5
6.
Ожидаемые результаты применения инновации в
образовательном процессе
6
7.
Воспитательные эффекты
8
8.
Трансляция
собственного опыта
по реализации
Проекта
9
9.
Перспективы
10
10.
Список источников и литературы
10
Введение.
Одним из приоритетных направлений деятельности ЦДТ «Радуга» является воспитание
детей и молодежи в духе патриотизма, гражданского долга, выявление, раскрытие духовных,
1
творческих и организаторских потенциалов личности ребенка. В ЦДТ «Радуга» ГБОУ СОШ
№1 г. Нефтегорска созданы все условия для работы в данном направлении.
В образовательной деятельности учреждения широко применяется метод проектов. В
Центре
имеются все необходимые кадровые, методические
и материально-технические
ресурсы. В «Радуге» работает 30 основных педагогических работников, 7 из которых ведут
проектную деятельность по краеведческой и
музейной работе,
патриотическому, духовно-
нравственному воспитанию, занимаются добровольческой деятельностью по 6 дополнительным
общеобразовательным
программам.
За
последние
5
лет
в
Центре
запущены
проекты
учрежденческого
уровня
экологического
направления,
по
работе
с
талантливыми
воспитанниками и детьми с ОВЗ, проект по формированию здорового образа жизни.
В
методической
базе
имеются
рекомендации
по
осуществлению
проектной
деятельности, применению современных информационных технологий, сценарии мероприятий
на
патриотическую
тематику.
Создана
картотека
методической
литературы,
собран
опыт
методической работы педагогов. Имеется огромная архивная база (фотографии, газеты, статьи,
достижения педагогов и воспитанников).
В учреждении действуют фото- и видеостудия
.
Кабинеты оборудованы персональными
компьютерами, множительной техникой, фото и видеокамерами, компьютерной техникой для
видеостудии,
интерактивной
доской,
документ-камерой,
магнитофонами,
мультимедийным
проектором, ноутбуками, музыкальными инструментами. Проведена сеть Интернет. Имеется
сайт учреждения. Все эти условия дают возможность реализовывать проектную деятельность.
В
2014
году
творческой
группой
из
числа
педагогов,
с
учётом
развивающихся
современных
информационных
технологий,
начал
свою
реализацию
Проект
на
тему:
«Создание системы патриотического воспитания детей и подростков на примере виртуального
музея «Дом нашего детства». Деятельность по Проекту подразумевает несколько иной подход
в работе с детьми и подростками по патриотическому воспитанию. В его основе лежит идея
использования современных информационных технологий в сочетании с основами музейной
педагогики и исторических фактов.
Проект имеет социально-педагогическую направленность. Его создание обусловлено
запросом
социума
на
образовательную
деятельность,
направленную
на
сохранение
социокультурных ценностей муниципального района Нефтегорский, Самарской области и
государства,
воспитание
чувства
патриотизма,
любви
к
своему
краю
через
знакомство
с
пионерским и комсомольским движением, которые легли в основу детского и юношеского
самоуправления.
Формирование
гражданской
ответственности
осуществляется
через
получение
информации о родственниках сегодняшних школьников - первых нефтяниках, приехавших на
2
комсомольскую
стройку
осваивать
нефтяное
Кулешовское
месторождение
из
различных
уголков
Самарского
края
и
Российской
Федерации.
Ребята,
собирая
информацию,
сами
становятся виртуальными участниками исторических событий района, области, страны.
Данный Проект является одной из инновационных форм создания информационно-
образовательной
среды
по
патриотическому
воспитанию
детей
и
подростков
путём
систематизации
архивных
материалов
по
истории
Центра
и
края.
Данная
инновация
заключается в сочетании традиционных методов воспитания и обучения с современными
информационно-коммуникативными технологиями. При работе над Проектом применялись
технология
создания
сайта
и
основы
web-дизайна,
сформирована
компьютерная
информационно-справочная
модель,
содержащая
сведения
по
истории
Центра
«Радуга»,
района
и области. Проект способствовал реализации возможности навигации по сайту:
сопровождение материала показом графических объектов (фотографии) при обращении к
гиперссылкам. Созданный виртуальный музей доступен не только школьникам, учителям при
изучении
регионального
компонента
истории,
для
проведения
внеклассных
дел,
для
подготовки публикаций в СМИ, но и многочисленным посетителям сайта .
Участники Проекта: воспитанники и педагоги - руководители детских объединений
ЦДТ «Радуга», родители, жители города, ветераны труда, бывшие воспитанники и педагоги
учреждения
дополнительного
образования
г.
Нефтегорска
и
района,
обучающиеся
общеобразовательных
школ
м.р.Нефтегорский,
студенты
государственного
нефтяного
техникума, почетные жители м.р.Нефтегорский. Сроки реализации проекта:
2014-2018 гг .
Возраст воспитанников - участников Проекта: 11-16лет.
Целью данного проекта является:
разработка и апробация системы патриотического
воспитания
через практическое участие в создании виртуального музея дополнительного
образования, изучение истории края, детского и молодёжного движения в прошлом, настоящем
и будущем.
Данная цель конкретизируются в следующих задачах:
обеспечить
внедрение
современных
информационных
технологий
в
разработке
музейного материала;
разработать различные формы трансляции информации на патриотическую тематику;
разработать
и
внедрить
в
образовательную
деятельность
различные
формы
патриотического воспитания обучающихся;
организовать поисковую и исследовательскую деятельность по истории ЦДТ «Радуга»
и края, возникновения пионерского и комсомольского движения;
привлекать обучающихся к работе с архивным материалом и литературой;
формировать навыки работы в коллективе;
развивать навыки самоуправления и самоорганизации, общественной активности и
дисциплины;
3
воспитывать
чувство
патриотизма,
толерантного
отношения
к
окружающим,
способности понимать и принимать национальную культуру;
создать
структуру
взаимодействия
с
организациями
и
учреждениями
по
патриотическому воспитанию;
создать Интернет-версию музея;
формировать
положительные
эмоции,
чувство
успеха
и
уважения
к
национальной
культуре.
Актуальность
и
практическая
значимость
Проекта,
как
инновации
в
воспитании
заключается в том, что в настоящее время вопросы гражданско-патриотического воспитания
детей - одна из социально значимых проблем в воспитании и образовании подрастающего
поколения.
В
связи
с
этим,
в
Российской
Федерации
на
протяжении
многих
лет
осуществлялись
значительные
плановые
меры
по
патриотическому
воспитанию
детей
и
подростков.
В 2015 г.
принята очередная Государственная программа "Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". На встрече с ветеранами и
участниками Поискового движения России в Новгородской области Президент РФ Владимир
Владимирович Путин ещё раз подчеркнул, что «работа по воспитанию патриотизма должна
проводиться на современном уровне, быть интересной, захватывать молодых людей, чтобы они
понимали, что им есть чем гордиться».
Среди
основных
соисполнителей
программы
по
патриотическому
воспитанию
основная миссия отведена Министерству образования и науки РФ и ему подведомственным
структурам.
Новизна Проекта заключается в том, что
воспитательный процесс
построен на
коллективно-творческой деятельности
с использованием
современных информационных
технологий, которые нравятся детям и подросткам. Владение ИКТ стало неотъемлемой частью
образовательной деятельности обучающихся, как умение читать и писать. Воспитательный
процесс стал более интересным. Ребята
ощутили себя непосредственными участниками
событий. Они сами становились экскурсоводами, иллюстраторами, дизайнерами, операторами
и т.д. Педагоги смогли отойти от классической формы обучения: лекция, рассказ, экскурсия.
ИКТ стали
важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий и ключевых компетенций у воспитанников.
К информационным технологиям, с которыми работали воспитанники, можно отнести:
World
Wide
Web-страницы,
электронные
журналы,
справочники,
книги,
библиотеки
и
энциклопедии,
текстовые
и
графические
редакторы,
программы.
Информационные
технологии позволяли создавать виртуальные выставки, слайдовые презентации, книги об
истории
учреждения,
родного
края
и
т.д.
К
коммуникативным
технологиям
относились:
социальные
сети,
технология
веб-квест,
электронная
почта,
форумы.
Все
это
позволило
4
воспитанникам
работать
в
едином
информационном
пространстве
и
в
полной
мере
реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
Основная идея Проекта. Этапы реализации Проекта.
Проект состоит из трех этапов: организационный, основной и заключительный. В
настоящее время осуществляется его основной этап (2015-2017 гг.).
Для организации деятельности был создан Совет музея - как основная форма детского
самоуправления. Его основной состав - обучающиеся, 1/3 часть - педагоги-кураторы Проекта
и ветераны, Почётные жители города.
В подготовительном этапе деятельность по Проекту предусматривала организацию
поисковой
работы
по
историческим
фактам
Центра
«Радуга»,
города
Нефтегорска,
специализированной литературе по музейному делу. В поисковой деятельности применялись
такие формы деятельности, как составление плана деятельности, подготовка и рассылка
запросов, работа с архивными документами, сбор и систематизация материала, поиск коллег
ветеранов-добровольцев, опрос жителей, ветеранов педагогического труда.
В основном этапе реализации Проекта работа по патриотическому воспитанию
детей проводится с использованием таких форм работы как экскурсии, беседы «От первого
лица», незабываемые встречи «Прошлое-настоящее-будущее», виртуальные выставки «Дом
пионеров. История в лицах», «От увлечения - к профессии», «Династия педагогов», «Наша
гордость», мероприятия и праздники по патриотическому воспитанию.
При реализации основного этапа Проекта все организаторы деятельности разделены
на 3 группы.
Первая
группа
-
«Юный
исследователь".
Она
осуществляет поисковую работу с целью создания электронной
базы.
В основу выбора направления поисковой деятельности
был положен хронологический принцип. Такой вид деятельности
способствует развитию творческой активности ребят, развитию
речевых навыков, любви к родному краю и его истории. Ребята
всех возрастов с удовольствием несут старинные вещи, черно-белые фотографии в музей, т.к.
знают, что каждый экспонат (в электроном виде) будет занесен в электронную базу музея, и
они могут посмотреть и показать его в сети Интернет в любое время.
Собранный материал обрабатывается и располагается в тематических разделах. Эту
работу проводит вторая группа детей- «Творческие звездочки».
5
Совет
музея
Совет
музея
1
группа
1
группа
2
группа
2
группа
3
группа
3
группа
За 2 года
деятельности по Проекту ребятами создана летопись
Центра «Радуга»
,
выставки «Дом пионеров. История в лицах», «От увлечения - к профессии», «Династия
педагогов», «Наша гордость» и т.д.
Данный материал стал наглядным пособием и интересным материалом для проведения
праздников,
тематических
занятий
в
детских
объединениях
Центра
«Радуга»
и
общеобразовательных учреждениях. Музей обеспечивает связь времен, позволяет включать в
воспитательно-образовательный процесс исторические факты, достижения предыдущих эпох,
как основные формы патриотического воспитания.
Художественным
оформлением,
дизайном,
подбором
нужного
цвета
и
шрифта
с
использованием ИКТ занимаются дети, входящие в состав третьей группы «Web-дизайнеры».
Благодаря данной технологии старшеклассники имеют возможность работать в команде на
равноудалённом пространстве.
На протяжении всего Проекта педагоги выполняют роль тьютеров.
Вся история Центра «Радуга» будет представлена в виде 3-х блоков, которые стали
знаменательными в становлении и развитии учреждения дополнительного образования.
В связи с этим определена историческая тематика:
« Нефтегорский Дом пионеров»
«Центр детского творчества «Радуга»
«Радуга сегодня!»
«Ветераны комсомольского движения»
Ожидаемые результаты
применения инновации в воспитательно-образовательном
процессе.
Реализованный
Проект
станет
той
системой
по
патриотическому
воспитанию
подрастающего поколения на примере истории края, связанного с историей своей семьи.
Вся эта система представлена в символической схеме, созвучной с названием Проекта
«Дом нашего детства».
Этапы реализации Проекта представлены в виде ступеней.
6
Дом пионеров
1972-1991
Дом пионеров
1972-1991
ЦДТ "Радуга"
1991-2012
ЦДТ "Радуга"
1991-2012
СП ЦДТ "Радуга"
2012 - Н.В.
СП ЦДТ "Радуга"
2012 - Н.В.
Каждое мероприятие, проводимое в рамках Проекта, по сути, - это мини-проект.
С
использованием
технологии
коллективно-творческой
деятельности
обучающиеся
проводили такие мероприятия, как акция «Ты не один», праздничная программа в рамках
всероссийской
акции
«Весенняя
неделя
добра»,
фольклорный
праздник
«Масленица»,
«Кузьминки»,
«День
матери»,
«Край,
в
котором
ты
живешь»,
«Мы
правнуки
славной
Победы!».
По
инициативе
ребят
были
организованы
встречи
с
первыми
пионерскими
вожатыми, работающими в Доме пионеров (ныне - ЦДТ «Радуга»).
В
рамках
реализации
Проекта
многие
мероприятия
проводились
с
участием
родителей, которые помогали в организации экскурсий, бесед и встреч. Воспитанники для
своих родителей представляли мастер-классы, обучая их изготавливать сувениры, обереги,
знакомя
с
историей
и
традициями
быта.
Так,
участники
Проекта
(из
любого
детского
объединения) выполнили исследовательскую работу совместно с родителями
(подготовка
фотоархива, презентации и др.) на выбранную ими тему: «Традиции семьи», «Наша гордость»,
«Творческая
семья»,
«Пионерский
костер»,
«Праздник
Красного
галстука»,
«Ветераны-
комсомольцы Нефтегорского района» и т.д., которая заняла достойное место в медиатеке
виртуального музея. Прикосновение к истории своей семьи вызывают у ребенка сильные
эмоции (любовь, дружбу, гордость, взаимопомощь), заставляют сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дети постепенно осознают
7
свою
сопричастность
не
только
к
семье,
но
и
к
школе,
городу,
народу.
Это
чувство
сопричастности – основа для формирования патриотизма.
За два года
реализации Проекта наблюдается положительная динамика в том, что
увеличивается
охват
детей,
родителей
и
жителей
города,
вовлечённых
в
активную
деятельность.
Дети
чётче
понимают,
что
такое
патриотизм,
гордость,
взаимопонимание,
взаимопомощь, уважение, толерантность и т.д.
Использование инновационных технологий в воспитательной работе несёт в себе
положительную динамику и даёт возможность:
повысить заинтересованность обучающихся;
повысить мотивацию к подготовке мероприятий;
использовать различные виды информации для более глубокого восприятия (текстовая,
графическая, видео и звуковая);
наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;
позволяет
проводить
мероприятия
на
высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне,
привлекая мультимедиа ресурсы;
сформировать навыки подлинно поисково-исследовательской деятельности;
расширить возможности самостоятельной деятельности;
благодаря
интересу
к
ИКТ
увеличилась
численность
организаторов
мероприятий,
самих
мероприятий и их участников;
воспитывать информационную культуру обучающихся.
На сегодняшний день проект «Система патриотического воспитания детей и подростков на
примере виртуального музея «Дом нашего детства» реализуется в рамках ФГОС
«Виртуальный музей» на базе общеобразовательных учреждений г.Нефтегорска для детей
среднего звена (5 классы).
Воспитательные эффекты
1.
Формирование ценностного отношения к своему городу, народу, России, героическому
прошлому
и
настоящему
нашего
Отечества;
желание
продолжать
героические
традиции
многонационального
российского
народа,
воспитание
патриотических
чувств,
усвоение
понятия «патриотизм».
2.
Создание
сетевого
виртуального
пространства,
способствующего
возникновению
сообществ,
педагогов,
обучающихся,
родителей,
выпускников
Центра,
работников
предприятий города.
3.
Развитие
навыков
само стоятельной
работы
с
различными
и с точ н и ка м и
информации,
компьютером;
принятие
самостоятельных
решений,
формирование
коммуникативности
в
информационном
обмене,
ролевом
взаимодействии;
мыслительной
деятельности при проектировании, планировании, анализе, коррекции, синтезе; самоанализа и
рефлексии.
3. Развитие умений моделирования с использованием средств программирования.
8
4.
Активное
участие
в
изменении
доступных
сфер
жизни
окружающего
социума,
индивидуальный подход в деятельности и социализации личности.
5. Развитие исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации, наблюдение,
проведение
эксперимента,
коррекция
и
анализ,
построение
гипотез,
общение);
развитие
навыков работы в разновозрастной группе.
6.
Создание
виртуального
музея
(электронный
образовательный
ресурс
единого
информационного пространства школы).
Трансляция собственного опыта по реализации Проекта.
Разработаны Книга-летопись «Из прошлого - в будущее» и виртуальный музей ЦДТ «Радуга»
(фотоархивы, виртуальные выставки)
Имеющиеся результаты деятельности по Проекту демонстрировались в виде участия в
федеральном партийном проекте «Единой России» «Историческая память».
Авторский коллектив транслировал опыт своей работы:
-на окружном уровне
на тему: «История развития системы образования Нефтегорского
района», 2015г.
-
межрегиональной
научно-практической
конференции
работников
дополнительного
образования
детей
«Воспитание
детей
и
молодежи
в
современном
образовательном
пространстве», 2016г.
- межрегиональной научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения
как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка», 2016г.
- международном фестивале «Образовательная среда», 2016г.
-
XII
региональной
Ярмарке
социально-педагогических
инноваций
по
направлению
«Инновационные решения в воспитании», 2016г.
На окружном конкурсе методических пособий (методических материалов) на лучшую
организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов
России», 2016г., данный Проект стал дипломантом 2 степени и
дипломантом 3 степени на
областном
конкурсе
методических
пособий
(методических
материалов)
за
лучшую
организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов
России», 2016г.
На Всероссийском конкурсе детских социальных проектов «Мы любые дела осилим»
Проект награжден дипломом 1 степени, 2016г.
Перспективы.
Впереди у Проекта продолжение основного и завершающего
этапов, но окончание
Проекта не подразумевает законченность деятельности, как сама история Центра, района, да и
края.
Виртуальный
музей
будет
постоянно
пополняться
тематическими
выставками,
9
интересными фотографиями и фактами из современной истории, творчества ЦДТ «Радуга»,
педагогов и воспитанников.
Предполагается дальнейшая работа по обобщению, систематизации и трансляции
опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию, разработка буклета-путеводителя
по виртуальному музею «Дом нашего детства» для
педагогов
и
обучающихся,
«Летопись
ветеранов-комсомольцев Нефтегорского района», «Комсомольцы Самарской области - герои
войны и труда».
Доступность
и
мобильность
выставок,
тематических
экскурсий,
разработанных
в
рамках Проекта, с
использованием электронного формата, позволит заинтересовать
и
познакомить с ним широкий круг людей, коллег, с которыми
можно обмениваться опытом
работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков.
Список источников и литературы
1.
Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А.
Агапова М. А. Давыдова. – М. : Айрис-пресс, 2002. - 224 с., цв. ил. «Внимание: дети!».
2.
Ванслова Е. Музейная педагогика. Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4, с.11-14.
3.
Воронова Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. – Ростов-
на- Дону : Феникс, 2008. - 282 с. «Сердце отдаю детям».
4.
Жиренко О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому
воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселёва. – М.: Вако, 2008. - 160 с.
- (Педагогика. Психология. Управление).
5.
Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А. Кудрина. - М.: «Просвещение» 1985, 125с.
6.
Лысикова О.В. Музеи России/ О.В. Лысикова. Учебное пособие.- М.: Флинта, Наука, 2002. –
129с.
7.
Поваров К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам
духовно-нравственного
и
военно-патриотического
воспитания
/
К.
С.
Поваров.
–
М.:
ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).
8.
Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Технология подготовки и реализации социального проекта –
М., 1992.
9.
Сидоров Е.А. Детские объединения в системе патриотического воспитания во внеурочной
деятельности школы / Е.А. Сидоров // Внешкольник. – 2013. - № 4. – С. 40-43.
10.Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия": методический материал. –
М.: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного
образования детей).
11.Столяров Б. Музейная педагогика. История и современность //Народное образование. №5, 2001.
– С.176-182.
12.
Черникова
Т.В.
Размышления
о
воспитании
патриотизма
в
подростковом
и
юношеском
возрасте / Т.В. Черникова // Воспитательная работа в школе. – 2011. - № 5.
13. Шалахова Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986. С. 75-80.
10
11