Напоминание

Программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности"Бумажная симфония "


Автор: Гаджиева Нурана Нофар Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 14 "Солнышко"
Населённый пункт: Тюменская область,город Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования художественно- эстетической направленности"Бумажная симфония "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детской сад №14 «Солнышко»

Программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

«Бумажная симфония»

Содержание Программы

1

Информационная карта Программы…………………………………………….

3

2

Пояснительная записка…………………………………………………………..

8

3

Методическое обеспечение……………………………………………………… 11

4

Тематическое планирование …………………………………………………….

13

5

Мониторинг ……………………………………………………............................

29

6

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..

32

7

Оборудование и материалы……………………………………………………...

33

8

Кадровые ресурсы………………………………………………………………..

34

9

Финансовые ресурсы……………………………………………………………..

34

10

Литература………………………………………………………………………...

35

Приложение……………………………………………………………………….

36

1.

Информационная карта

Наименование

программы

Программа дополнительного образования художественно-

эстетической направленности «Бумажная симфония»

Руководитель

программы

Организация

исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №14«Солнышко»

Адрес организации

исполнителя

628602 ХМАО-Югра, Тюменская обл., г. Нижневартовск,

Телефон

раб.8-(3466)-45-04

Факс

факс 8-(3466)-46-54

Ф.И.О. автора-

составителя

Гаджиева Нурана Нофаровна

Целевая группа

Дети от 4 до 5 лет групп общеразвивающей, компенсирующей

направленности и их родители (законные представители)

Цель программы

Развитие

конструктивных

и

творческих

способностей

у

детей

среднего дошкольного возраста в работе с бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Обучать различным приемам работы с бумагой;

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями:

круг, квадрат, треугольник, угол в работе техникой «Оригами».

Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное

воображение;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Развивать художественный вкус, творческие способности и

фантазии детей;

Развивать конструктивные навыки и умения, точным

движениям пальцев;

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые

навыки;

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать

материал, содержать в порядке рабочее место.

Направленность

Художественно-эстетическая направленность

Срок реализации

1 год

Уровень реализации

Дошкольное образование

Уровень освоения

Общекультурный

Источники

финансирования

программы

Внебюджетные средства МБДОУ ДСКВ №14 «Солнышко»

Краткое содержание

программы

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей

спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам

н а более

высоком

и

сложном

уровне,

соответствует

возрастным

особенностям детей

старшего

дошкольного

возраста.

Тематика

занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их

самовыражения.

В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп

развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,

ум е н и е

р а б от ат ь

в

кол л е кт и в е .

П р о г р а м ма

п о з в о л я е т

индивидуализировать

сложные

работы.

Детям

с

более

высоким

уровнем

усвоения

программы

предлагаются

более

сложные

конструкции из бумаги, остальным детям предлагаются стандартные

конструкции

(т.е. работа по программе или упрощенные варианты).

При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это

дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями,

приобщить без боязни творить и создавать.

В

процессе

работы

по

программе

"Бумажная

симфония",

дети

постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты

создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение,

технологию изготовления, назначение и др.

Изучение

каждой

темы

завершается

итоговым

продуктом,

т.е.

теоретические

задания

и

технологические

приемы

подкрепляются

практическими результатами.

Программа

предполагает

работу

с

детьми

в

форме

занятий

(совместная работа детей с педагогом), а также их самостоятельной

творческой деятельностью.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста от 4

до 5 лет.

Актуальность

программы

В

настоящее

время

для

педагога

большое

значение

имеет

формирование

в

ребенке

«культуры

творческой

личности».

Важно

пробудить

в

маленьком

человеке

стремление

жить

в

гармонии

с

окружающим миром, видеть и понимать Красоту. Поэтому содержание

программы

нацелено

на

развитие

в

ребенке

природных

задатков,

творческого

потенциала,

специальных

способностей,

позволяющих

ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-

творческой

деятельности.

Образовательная

программа

«Бумажная

симфония» акцентирует внимание не только на овладение системой

дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный

аспекты в работе с воспитанниками.

Новизна программы

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы

развития

детского

художественного

творчества.

Используются

самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для

работы

с

бумагой.

Работа

с

бумагой

и

природным

материалом

доставляет

детям

множество

положительных

эмоций,

раскрывает

возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов

в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью.

Программа

знакомства

ребенка

с

многообразием

нетрадиционных

техник работы с

бумагой и природным материалом

опирается на

определенные принципы построения общей

дидактики: здесь он –

соавтор, творец своей работы.

-

Принцип

сезонности: построение познавательного содержания

с

учётом природных и климатических особенностей данной местности

и времени.

- Принцип систематичности и последовательности:

постановка

задач

от

простого

к

сложному,

от

неизвестного

к

известному.

- Принцип развивающего характера художественного образования.

- Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.

- Личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

-

Активности,

контролируемости, индивидуального

подхода

в

обучении и художественном развитии детей, доступности материала,

его повторности, построения программного материала от простого к

сложному, наглядности.

Ожидаемые

результаты

программы

1. Будет повышен уровня развития творческих способностей.

2.

Будут

сформированы

предпосылки

учебной

деятельности

(самоконтроль, оценка, обобщенные способы действия), психические

процессы

(внимание,

память,

логическое

и

пространственное

воображение), умения взаимодействовать друг с другом.

4. Будет обогащен словарь ребенка специальными терминами,

сформированы навыки работы с бумагой;

5. Будет развита мелкая моторика рук, общая ручная умелость.

6.

Будут

сформированы

основные

приёмы:

умение

разрывать

и

сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать

образ предмета, явления окружающего мира.

2.Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на

кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими

словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее

ребенок».

Сухомлинский В.А.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы,

предметным

миром.

Происходит

приобщение

к

культуре,

к

общечеловеческим

ценностям.

Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Одно из наиболее интересных

направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с

бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется

платформа для развития творческих задатков.

Содержание

дополнительной

образовательной

Программы

«Бумажная

симфония»

предполагает

развитие

творческих

способностей

детей

при

конструировании

из

бумаги

при

взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации Программы формируется

способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей,

стремление

достигнуть

положительного

результата,

свободное

оперирование

усвоенными

способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Занятия проводимые по Программе «Бумажная симфония» направлены на всестороннее

интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной

из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка,

его

способностей,

творческих

задатков,

интеллекта.

Обучение

умениям

не

вытесняет

непосредственности

детского

восприятия.

В

процессе

конструирования

из

бумаги

помимо

развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный

вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так

как

заставляет

сосредоточиться

на

процессе

изготовления

поделок,

учит

следовать

устным

инструкциям,

а

также

стимулирует

развитие

памяти,

пространственное

воображение.

Для

обучения широко используем игровые приёмы, загадки, этюды и т.д.

Учет

специфических

особенностей

конструкторской

деятельности

детей

дошкольного

возраста позволяет определить базовые задачи Программы с учетом дополнительного образования

«Бумажная симфония»:

формировать психические предпосылки трудовой деятельности;

развивать интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать

его качество;

способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;

совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

При конструировании из бумаги дошкольники учатся различным приемам работы таким, как

сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение занятий по Программе

«Бумажная симфония» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным

движениям

пальцев,

совершенствовать

мелкую

моторику

рук,

развить

глазомер.

В

процессе

создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине

пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа,

устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный

момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью

детей.

Выбор

методов

и

приемов

способствует

формированию

мотивации

к

творчеству,

формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-

воспитательного

процесса

учитывается

уровень

подготовки

развития

дошкольников,

индивидуальные

и

психологические

особенности,

склонности

детей.

Среди

приемов,

используемых в процессе реализации Программы, усиливающих мотивацию знаний и умений,

следует назвать:

активизация и индивидуализация обучения;

игры и игровые ситуации;

творческие работы и т.д.

Цель

программы:

Развитие

конструктивных

и

творческих

способностей

у

детей

среднего

дошкольного возраста в работе с бумагой.

Задачи программы:

Обучающие:

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Обучать различным приемам работы с бумагой;

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник,

угол в работе техникой «Оригами».

Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;

Развивать конструктивные навыки и умения, точным движениям пальцев;

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в

порядке рабочее место.

Принципы реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому

материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного

материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип

занимательности

изучаемый

материал

должен

быть

интересным,

увлекательным

для

детей,

этот

принцип

формирует

у

дошкольников

желание

выполнять

предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип

тематического

планирования

материала

предполагает

подачу

изучаемого

материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как

активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают

его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с

детьми.

Формы реализации программы

Реализация Программы предполагает осуществление специально организованных занятий,

в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Общий план занятий

На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о

предполагаемом предмете складывания.

1.

Подготовка к занятию (установка на работу).

2.

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3.

Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете

занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания.

4.

Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической

карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы дошкольников (аккуратность, правильность и последовательность

выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники

безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Методы, используемые на занятиях:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий

Тематическая совместная деятельность.

3.

Методическое обеспечение

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей

детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

При составлении Программы учитывалось:

- время занятий по дополнительному образованию детей в МАДОУ города Нижневартовска ДС

№14 «Солнышко»

- соответствие СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г.

- соответствие Типового положения о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от

27.10.2011г.

- соответствие ФГОС дошкольного образования.

Программа

направлена

на

развитие

творческих

способностей

у

детей

среднего

дошкольного

возраста

4-5

лет,

и

направлена

на

развитие

мелкой

моторики

рук,

на

овладения

способами

изображения

предметов,

развитие

умение

составлять

узоры,

украшать

предметы,

передавать

сюжет, через обучение нетрадиционными техниками аппликации опирается на принципы общей

дидактики :

- связи с жизнью,

- систематичности,

- реалистичности,

- активности,

- контролируемости,

- последовательности,

- индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,

- доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к

сложному,

- наглядности,

- обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 72 часов по 2 занятия в неделю,

длительностью 20-25 минут. Из этого количества –17 часов отводится на теоретический курс, 47

часов

на

практическую

деятельность

дошкольников.

Занятия

проводятся

в

кабинете

дополнительного образования, во второй половине дня.

Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей

детей среднего дошкольного возраста (4-5лет).

Каждое занятие состоит из нескольких частей.

Вводная часть:

Цель

вводной

части

занятия

настроить

группу

на

совместную

работу,

установить

эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть:

Цель основной части занятия - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала,

специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах

художественно-творческой деятельности.

Завершающая часть:

Целью

заключительной

части

занятия

является

создание

у

каждого

ребенка

чувства

принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей – 10. Занятия проводятся фронтально и носят творческий

характер.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксируют результаты

развития, воспитания и обучения детей.

Ожидаемые результаты:

1. Будет повышен уровня развития творческих способностей.

2. Будут сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, оценка, обобщенные

способы действия), психические процессы (внимание, память, логическое и пространственное

воображение), умения взаимодействовать друг с другом.

4. Будет обогащен словарь ребенка специальными терминами, сформированы навыки работы с

бумагой;

5. Будет развита мелкая моторика рук, общая ручная умелость.

6. Будут сформированы основные приёмы: умение разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои

усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.

Срок реализации программы:1 год.

4.Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

2

3

4

5

Знакомство с искусством

оригами

вводное занятие

Правила безопасности

труда.

«Волшебные свойства

бумаги»

«Объемные фигуры

простым взмахом

ножниц»

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного

цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется,

мнется)

Закрепить

основные

геометрические

понятия,

свойства

квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,

отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

Знакомство с Программой, ее целями и возможностями.

Понятие о принципах работы с бумагой и инструментами.

Учить детей правилам безопасности труда и личной гигиены.

Знакомство с ножницами, учить резать бумагу.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах

бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Познакомить детей с техникой получения объемных фигур

при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания.

6

Превращения квадратика

Знакомство с основными элементами складывания в технике

«оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали,

найти

центр

квадрата,

складывая

его

по

диагонали

и

пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем

сгибания

квадрата

пополам,

по

диагонали,

загнуть

углы

квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

7

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить

точному

совмещению

углов

и

сторон

в

процессе

складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

8

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть край

листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата

пополам,

Складывания

домика

(занятие

3),

складывание

двери,

приклеивание двери на домик.

п/п

Тема

Программное содержание

1

2

3

4

5

6

«Гриб»

Фантазии с листом

бумаги

«Симметричное

вырезание»

Занятие – беседа

«Ознакомление со

свойствами бумаги»

«Курочки»

В работе используется

бумага и природный

материал (солома) –

аппликация с

элементами

рисования

«Что нам осень

принесла»

Закрепление

базовой

формы

«дверь»,

основных

элементов

складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь»

Познакомить со способами использования разных видов бумаги

применительно к разным фактурным поделкам; развивать

воображение, фантазию; воспитывать интерес к

конструированию из бумаги.

Знакомство с явлениями лучевой (радиальной) симметрии.

Развитие пространственного мышления. Формирование умения

планировать свои действия. Помочь детям с помощью

разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага

бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая,

бумага шуршит, легко мнется.

Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на основу,

закреплять знакомые приемы наклеивания, развивать

воображение, творческие способности.

Учить складывать квадраты пополам, совмещая

противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать

усидчивость, аккуратность.

Учить

детей

складывать

бумагу

гармошкой,

изготавливать

объемные поделки. Продолжать учить пользоваться шаблонами.

7

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной

формы, используя основные элементы складывания (загнуть край

листа

к

середине,

определив

ее

путем

сгибания

квадрата

по

диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму

«дверь» (ствол).

Изготовление

коллективного

панно.

Учить

размещать

свою

поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

8

«Кот»

Познакомить

с

базовой

формой

«треугольник».

Рассказать

о

другом названии – «косынка».

Складывание

мордочки

кота

на

основе

базовой

формы

«треугольник».Учить

находить

острый

угол,

перегибать

треугольник пополам, опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

НОЯБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

2

3

4

5

«Собачья

семейка»

«Берёзки»

«Книжка -

малышка»

Оригами

«Флажок»

С а м о с т о я т е л ь н о е

и з г о т о в л е н и е

б а з о в о й

ф о р м ы

«треугольник».Складывание

мамы-собаки

по

п о ка зу

воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата

меньшего

размера.Дорисовывание

мордочек

собаки

и

щенка

фломастерами (глаза, нос и т.д.)

О бу ч а т ь

д е т е й

с п о с о б а м

в ы к р а и в а н и я

д е т а л е й ;

совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и

выразительный

образ.Научить

детей

создавать

объемные

фигурные образы; учить чётко следовать устным инструкциям

воспитателя;

воспитывать

умения

работать

коллективно,

прислушиваясь

к

мнению

участников

продуктивной

деятельности.

Продолжать знакомить со свойствами бумаги. Учить складывать

прямоугольный

лист

пополам,

совмещая

при

этом

углы

и

стороны

листа,

проглаживать

линию

сгиба.

Воспитывать

аккуратность. Закреплять умение складывать квадратный лист

пополам,

или

с

угла

на

угол.

Учить

пользоваться

новыми

приемами – сгибание проволоки пополам, наматывание ниток на

заготовку. Познакомить с техникой безопасности при работе с

проволокой.

Развивать

творческие

способности

детей.

Продолжать

учить

складывать

бумагу

гармошкой.

Учить

округлять углы.

Закреплять

полученные

знания

и

конструкторские

навыки:

складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол.

Развивать интерес к ручному труду.

6

«Муха»

Базовая форма «треугольник».

Складывание поделки «Муха».

7

«Старое дерево»

Познакомить

с

базовой

формой

«воздушный

змей»

(другое

название «мороженое»).

Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали

дерева,

соединять

их

в

определенной

последовательности,

используя аппликацию.

8

«Ветка рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя

их в определенной последовательности и используя аппликацию.

ДЕКАБРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

2

3

4

5

6

7

8

«Лисичка-

сестричка»

«Вращающаяся

елочка»

«Снеговик-

артист»

« Волшебная

птица»

«Снежинки»

«Домики для

лисы и зайца»

«Царевна-ёлочка»

«Дед Мороз»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление

фигурки

лисы,

используя

базовую

форму

«воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

Познакомить детей с гофрированной и кремированной бумагой;

освоение рационального способа получения одинаковых

элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды

пополам и вырезание силуэта по контуру. Оформление работы.

Повторить

и

обобщить

понятия

об

объемных

фигурах;

совершенствовать

навыки

выполнения

поделок

из

картона

на

основе

базовой

формы

цилиндр;

развивать

творческое

воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от

конечного результата своей деятельности.

Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из

бумаги гармошкой; поощрять проявления творчества.

Учить детей создавать разнохарактерные узоры на сложенной

вчетверо бумаге. Учить детей предвосхищать результат. Развивать

воображение; совершенствовать навыки вырезания; воспитывать

умение доводить начатое дело до кон

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные

элементы складывания:

складывание квадрата по диагонали,

найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол

квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму

«воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов

разного

размера,

соединять

детали

в

единое

целое

в

определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

Учить

складывать

квадратный

лист

бумаги

новым

способом,

следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в

единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

ЯНВАРЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

2

3

«Снеговик»

«Нарядные

открытки»

«Божья коровка»

Закреплять

умение

готовить

несколько

заготовок,

используя

основные элементы складывания, продолжать учить определять

точку пересечения намеченных линий.

Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями,

изготовленными

в

технике

оригами

(ведро,

нос)Творческое

экспериментирование

поиск

выразительных

средств

для

передачи характерных особенностей образа (пушистой, мягкой

формы);

Развитие воображения, мелкой моторики, координации в системе

«глаз-рука».

Учить

приемам

сгибания

по

диагонали;

развивать

мелкую

моторику рук; воспитывать интерес изготавливать поделки. Учить

предвосхищать результат, работать четко, стремясь к конечной

цели.

4

«Снегирь»

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных

направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая

сгибы.

5

6

7

«Гномик»

«Абажуры»

«Шторы

Учить

детей

изготавливать

фигуру

гномика,

состоящую

из

2

заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение

изготовить ее самостоятельно.

Закреплять

навыки

складывания

квадратного

листа

в

разном

направлении, проглаживая сгибы.

Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме

усеченный конус; учить декорировать свои творческие работы;

развивать чувство цвета, композиции.

Учить детей многократному сгибанию, по принципу «гармошка»;

развивать эстетические чувства; развивать мелкую моторику рук

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

2

3

4

5

6

«Стул»

«Шкатулка»

«Коллаж»

«Кораблики в

море»

(коллективная

композиция)

«Поздравительная

открытка к 23

февраля»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя

базовую форму «блин».

Учить самостоятельно клеить коробочки на основе предложенной

воспитателем выкройки; учить украшать полученный результат с

помощью разного вида бумаги; развивать воображение;

воспитывать эстетические чувства.

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить

создавать постройки с использованием нескольких изученных

техник: работа по выкройкам, киллинг, торцевание, оригами.

Воспитывать желание помогать товарищу

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее

самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать

двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить

размещать свою фигурку на общем полотне.

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между

собой с помощью клея.

Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа,

аккуратно наклеивая детали.

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Мамин праздник»

(поздравительная

открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой

формы

«воздушный

змей»

складывать

лепестки

цветка,

соединять

детали,

накладывая

одну

на

другую,

совмещая

вершины

углов

и

стороны деталей.

Оформить

праздничную

открытку,

наклеив

сложенный

из

бумаги

цветок.

2

«Весна красна»

Учить

составлять

солнце

из

8

заготовок,

сложенных

из

знакомой

базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

3

4

5

6

7

«Серая шейка»

«Гусеница»

«Овечки»

«Ветка вишни»

«Ежик в лесу»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать глаза и клюв.

Учить

комбинировать

бросовые

материалы,

применяемые

как

вспомогательные

при

изготовлении

поделок

из

бумаги;

развивать

творческое

воображение.

Учить

детей

создавать

яркие

образы

из

материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал

для

поделки

по

предложенной

теме;

развивать

творческое

воображение; развитие мелкой моторики рук.

Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать

материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое

воображение; развитие мелкой моторики рук.

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное; учить создавать

постройки с использованием нескольких изученных техник: работа по

выкройкам,

конструирование

из

коробочек,

оригами.

Воспитывать

желание помогать товарищу.

8

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение

утки

в

жар-птицу,

приклеив

красивые

перышки,

изготовленные

из

4

разноцветных

квадратов,

используя

хорошо

знакомую базовую форму.

АПРЕЛЬ

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям,

базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга,

совмещая углы и стороны.

2

«Шаттл»

Познакомить

со

специальным

видом

транспорта

космическим

самолетом-челноком.

Учить

складывать

прямоугольный

лист

бумаги

в

разных

направлениях, придавая ему нужную форму.

3

4

5

6

7

Панно

«Цветочный луг»

.«Корзиночка»

«Мышка»

«Коробочка»

«Весна идёт»

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы,

соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона,

получать

модель

распустившегося

цветка,

создавать

общую

композицию.

Закреплять приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги.

Развивать чувство цвета, композиции; воспитывать желание

помогать товарищу, давать советы по оформлению работы.

Учить

самостоятельно

создавать

нестандартные

образы,

функционально

применяемые

в

жизни

садика

и

группы

(коробочки); совершенствовать навыки вырезания и работы с клеем;

развивать

мелкую

моторику

рук

детей;

воспитывать

интерес

к

конструированию из бумаги

Вызвать интерес к оформлению своих работ как завершающему

этапу творчества. Создать условия для творческого применения

освоенных умений. Развивать воображение, чувство ритма и

композиции.

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и

умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее.

8

«Пчелка на сотах»

Развитие творческого мышления.

МАЙ

п/п

Тема

Программное содержание

1

«Коралловая рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по

показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить

рыбку

деталями:

сложить

из

базовой

формы

«треугольник» хвост, приклеить глаз.

2

«Медузка»

Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая

уголки (тело медузы).

Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца.

Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив

глаза.

3

Композиция

«Морское дно»

Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник».

Наклеить

получившиеся

«листочки»

на

нарисованные

на

общем

полотне «стебельки».

Дополнить

композицию,

наклеив

рыбок

и

медуз,

сделанных

на

предыдущих занятиях.

4

5

6

7

Итоговое занятие

«Букет с

папоротником и

солнечными

зайчиками»

«Бумагоград»

. Объемная

композиция:«Радуга

и лотос»

Оформление

альбома

лучших

работ

за

период

обучения.Развитие

навыков

общения

и

умения

согласовывать

свои

интересы

с

интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей

рабо Учить детей составлять сложные флористические композиции со

световыми эффектами по представлению. Развивать способности к

формообразованию и композиции.

Оформление выставки, где у ребенка есть возможность

продемонстрировать навыки, приобретенные при посещении кружка.

ты Учить детей создавать отдельные элементы для коллективной

композиции, работая в парах; совершенствовать навыки работы с

бумагой; объяснить детям, что вклад каждого из них важен для

конечного результата коллективной работы.

8

«Бумажный бант»

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски

одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для

оформления

открыток.

Развивать

мелкую

моторику

руки

работы

сверстников.

5. Мониторинг

Высокий

уровень

Всегда

активен

в

деятельности,

присутствует

устойчивый

интерес,

обладает

уверенностью

в

собственной

позиции,

отличается гибкостью мышления, оригинальность идей, богатое

воображение, самостоятельность решения поставленных задач,

обладает

эстетическим

вкусом,

позитивным

устремлением

в

ходе творческого процесса

Средний уровень

Испытывает потребность в деятельности, присутствует интерес,

имеет собственную позицию, но не всегда может её отстоять;

наблюдается гибкость мышления, богатое воображение; знает,

как организовать себя, но не всегда умеет это делать; доработка

идей

производится

с

помощью

сверстников

или

педагогов;

развито эстетическое восприятие; для сохранения позитивных

устремлений необходима педагогическая поддержка

Низкий уровень

Активность

деятельности

проявляется

слабо,

частичный

интере с

в

зависимости

от

сложившейся

с и туа ц и и ,

неуверенность в собственной позиции, стандартное мышление,

отсутствие

навыков

самостоятельного

решения

проблем,

поставленных

задач;

недостаточное

развитие

эстетического

вкуса,

позитивные

устремления

не

сформированы

или

сформированы слабо

Диагностическая карта уровня развития детей, результаты реализации Программы

«

Бумажная

симфония

» (

средний

возраст

)

п/

п

Фами

лия,

имя

ребенк

а

Знание

основных

базовых

форм и

умение

самостоят

ельно их

изготовит

ь

Умение

изготов

ить

неслож

ную

поделку

,

следя

за

показо

м

педагог

а и

слушая

устные

поясне

ния

Умение

украсить

свою

поделку,

добавляя

недоста

ющие

детали

(нос,

глаза,

усы и

т.п.)

Создание

творчески

х

композиц

ий с

изделиям

и,

выполнен

ными в

технике

оригами.

Умение

самостоят

ельно

изготовит

ь поделку

от начала

и до конца

по

образцу

Точност

ь и

аккуратн

ость

выполне

нии

работы

Умение

самостоят

ельно и

справедли

во

оценивать

конечный

результат

своей

работы

Общее

количе

ство

баллов

Процен

т

усвоен

ия

програ

ммы

1

2

3

4

5

6. Ожидаемые результаты

К концу года воспитанники должны знать:

1.Различные приемы работы с бумагой,

2.Основные геометрические понятия и базовые формы оригами

3.Название инструментов, приспособлений;

4.Материалы и технические приемы оформления

К концу года воспитанники должны уметь:

1.Следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

2.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

3.Разрывать и снимать бумагу, согласовывать свои усилия и действия , передавать образ предмета,

явления окружающего мира;

4

.

Работать в коллективе.

Итогом реализации программы является презентация грамот и дипломов призеров и участников

разного уровня конкурсов и акций, выставки детских работ в детском саду для родителей,

сотрудников, воспитанников ДОУ, составлением альбома лучших работ.

7. Оборудование и материалы

8. Кадровые ресурсы

Наименование критерия

Количество единиц

1

Заведующий ДОУ

1

2

Заместитель заведующего по ВМР

1

3

Главный бухгалтер

1

4

Делопроизводитель

1

5

Воспитатель

1

Итого:

5

9. Финансовые ресурсы

Финансовое обеспечение формируется из средств, полученных от прибыли предоставления

дополнительных

образовательных

платных

услуг

в

группе

художественно-эстетической

направленности по Программе «Бумажная симфония»

,

исходя из следующего распределения:

- 65% - на развитие материально-технической базы группы;

- 35% - на социально-личностное развитие детей группы.

Смета расходов на реализацию программы прилагается. (Приложение 2)

10. Литература

1. Богатеев З.А. «Чудесные поделки из бумаги» изд. «Просвещение»

2. Никологорская О. Основы художественного ремесла «Волшебные краски» изд.

«АСТ – пресс»

3. Комарова Г.С. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе»

4. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников» Санкт-Петербург. «Детство-пресс»

2005г.

5. Афонькина С.Ю. и Афонькина Е.Ю. « Уроки оригами в школе и дома» Москва.

« А к и м »

, 1 9 9 6 г .

6. Коротеев И. А. «Оригами для малышей» Москва. « Просвещение» АО «Учебная

л и т е р а т у р а »

1 9 9 6 г

7. С Мусиенко.И., Бутылкина Г.В. «Оригами в детском саду» Москва «Школьная

П р е с с а »

2 0 0 5 г .

8. Черенкова Е. «Оригами для малышей» Москва. Рипол классик ДОМ 21век. 2006г

И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Торговый центр Сфера. Москва.

2001г.

8. Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами». Книжный клуб семейного досуга.

Х

а

р

ь

к

о

в

.

2

0

0

7

г

.

9.

Сержантова

Т.

«366

моделей

оригами» Москва.

Айрис

пресс.

2003г.

10. С Афонькин.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Оригами и аппликация» Кристалл.

Санкт-Петербург. 2001г.

Приложение 1

к Программе «Бумажная симфония»

Смета расходов на реализацию Программы

«Бумажная симфония»

п/п

Наименование материалов,

предусмотренных Программой

Количество

(шт.)

Всего на период

реализации

Программы

(руб.)

1

Бумага цветная

30

1000

2

Белый картон

30

1000

3

Ватман

10

300

4

Игрушки мягкие

3

600

5

Кукла

1

400

6

Кукольный театр

3

2000

7

Книги

15

1000

8

Клей – карандаш

30

400

9.

Клей ПВА

10

200

10

Кисти

10

300

11.

Линейки

10

200

12

Музыкальные диски

3

500

13

Мелки

10

500

14

Наборы карандашей

10

1200

15

Наборы красок

10

1200

16

Ножницы

10

1000

17

Набор «Доктор»

1

300

18

Пластилин

10

500

19

Салфетки цветные

5

100

20

Скрепки

5

100

21

фломастеры

10

500

22

Цветной картон

30

1000

23

Ширма для театрализации

1

4800

Всего

257

19100

Приложение 2

к Программе «Бумажная симфония»

Информация для родителей

«Материалы и инструменты необходимые для оригами»

Инструменты и материалы для занятий оригами.

Прежде

чем

начинать

заниматься

оригами,

необходимо

собрать

набор

необходимых

материалов и инструментов.

Безусловно, основными инструментами в оригами будут руки педагога и ребенка. Но чтобы

труд

приносил

радость

и

изделия,

которые

будут

создаваться,

были

поистине

шедеврами,

пригодиться еще бумага и несколько нехитрых инструментов.

1. Бумага.

Какую бумагу выбрать для оригами.

Для занятий оригами подойдет любая бумага, лучше использовать офисную бумагу, так как

она достаточно плотная и не слишком гладкая (такая бумага подойдет и для модульного оригами,

так как она не скользкая и хорошо держит форму).

Хорошо использовать цветную офисную бумагу, она хорошо окрашена с двух сторон и не

белее на сгибах.

Для несложных моделей хорошо подходят небольшие листки бумаги

для записей квадратного формата.

Блоки для записей (стикеры). Можно использовать как прямоугольные

так и квадратные стикеры.

Если вы используете блоки для записей с клеевым краем необходимо

складывать модуль липкой стороной внутрь.

В

магазинах

для

творчества

продается

специальная

бумага

для

оригами, она называется «ками» (перевод «бумага» по-японски) Такая бумага уже нарезана на

листы нужной формы, чаще квадратной. Размер может варьироваться. Обычно одна сторона такого

листа белая, другая – цветная, набор состоит из нескольких разных цветов. Встречается цветная

бумага с обеих сторон, а также бумага с орнаментом.

Для

занятий

оригами

можно

использовать

цветную

бумагу

для

детского

творчества.

Используя такую бумагу предварительно проверьте её качество (не рвется ли бумага на сгибах и не

скользит). Для оригами, особенно для модульного оригами, необходимо много листов бумаги, а в

детских наборах одинакового цвета листов обычно бывает мало и может просто не хватить (в этом

случае необходимо заранее приобрести несколько одинаковых наборов бумаги). Но, например,

черную или коричневую бумагу найти трудно, и как раз именно здесь выручают наборы цветной

бумаги для детского творчества.

Для изготовления оригами можно использовать даже бумагу из журналов. Так как при

изготовлении многих современных журналов используется бумага высокого качества. Выбирайте

не слишком тонкую бумагу. Если вы отсортируете модули по цветам, то можете получить очень

интересные живописные эффекты в собранном изделии.

Хороша и для оригами обёрточная бумага. Так она достаточно прочна и украшена узорами

или яркими орнаментами. Такого рода бумагу вы можете приобрести в магазинах подарков или

супермаркетах. Только выбирайте бумагу с матовой, а не глянцевой поверхностью.

Для создания устойчивого изделия, например вазы, потребуется крафтовая оберточная бумага.

Такая бумага очень прочная и она устойчива к механическим повреждениям (такую бумагу часто

используют для производства конвертов, пакетов, мешков и других прочных изделий).

Тисненая бумага. Поверхность у такой бумаги тисненая, а не гладкая. Такую бумагу можно

использовать при изготовлении цветов. Тем более разновидностей тисненой бумаги существует не

меньше чем обычной цветной бумаги.

Японская бумага уоши. Сорта бумаги ручной выделки. Во многих специализированных

магазинах

для

творчества

можно

приобрести

мягкую,

волокнистую

японскую

бумагу

уоши.

Складки на такой бумаги получаются мягкими, и эта мягкость сохраняется и в законченных

изделиях, отчего изделия не выглядят угловатыми.

Гофрированная бумага. Благодаря своей структуре (жатой поверхности) гофрированная

бумага обладает достаточной прочностью и пластичностью. Тем более она хорошо тянется, но при

этом не рвется и принимает нужную нам форму, а с помощью ножниц, ее краям легко придать

необходимый изгиб. Такая бумага идеальная для создания цветов, а также удобна и для обвивки

стеблей.

Полезные советы от мастера

Для складывания простых фигурок можно использовать плотную бумагу. Для скалывания

сложных фигурок, для модульного оригами, где приходиться перегибать несколько слоёв бумаги,

лучше использовать тонкую, прочную и нескользкую бумагу.

Неважно, какую бумагу вы выберете для изготовления оригами, - главное, чтобы она

хорошо держала сгиб и была прочной (не рвалась в процессе складывания).

Перед тем как приобретать в магазине дорогие сорта бумаги, проведите домашнюю

ревизию и вы, скорее всего, найдете настоящие залежи для изготовления фигурок оригами. Так как

вам пригодятся и старые исписанные листы бумаги, салфетки, старые журналы и газеты, остатки

офисной бумаги. Особенно если вы только начинаете работать в технике оригами или делаете

пробные образцы будущих изделий.

2. Клей

Как выбрать клей для оригами?

Кстати в модульном оригами клей используется достаточно редко. Многие модели можно

просто разобрать и создать из модулей что-то новенькое. Клей используется только для склеивания

и присоединения мелких деталей (глазок, носика, ушек, украшения, при соединение лепестков

цветов, при изготовлении стебля и т. д.). Однако если вы изготавливаете поделку как детскую

игрушку, как подарок или выставочный экземпляр, который вы не будете разбирать, тогда есть

смысл позаботиться о его прочности.

Можно использовать густой клей ПВА или клеящий карандаш.

Клей в аэрозольной упаковке пригодиться лишь в том случае, если нужно склеить два листа

бумаги разного цвета (разной фактуры), чтобы получить двусторонний лист для работы. Такой

прием позволяет нам создавать необыкновенные по сочетанию цветов и фактуры листы бумаги.

Помните,

что

при

работе

с

аэрозольным

клеем

необходимо

соблюдать

инструкции

по

безопасности, указанные на упаковке. Старайтесь использовать его на открытом воздухе или в

хорошо проветриваемом помещении.

Вместо клея можно использовать клеящую массу (нечто среднее между двусторонним скотчем

и белым пластилином). Клеящая масса очень удобна (можно оторвать кусочек, скатать в шарик и

прикрепить любую деталь снаружи или внутри поделки. Когда необходимо, деталь можно снять.

Эта масса не оставляет следов.

3. Краски

Всю поделку можно выполнить из белой офисной бумаги, а затем покрыть ее краской из

баллончика с пульверизатором – золотистой, серебристой или любой цветной.

4. Ножницы

Для изготовления поделок выбирайте только острые ножницы, у которых лезвия двигаются

свободно. Помните, что слишком тугие ножницы будут резать бумагу неровно, а если ножницы

слабые, то они просто будут мять бумагу. Рекомендуем вам иметь несколько пар разных ножниц с

лезвиями разной длины и формы.

Мелкие детали удобно вырезать маникюрными ножницами с загнутыми лезвиями. Перед тем

как, выбрав ножницы отрезать бумагу, попробуйте эти ножницы на пробном листе бумаги (не

поленитесь карандашом нарисовать тонкую линию, а потом режьте по ней ножницами).

5. Резак

В некоторых случаях резак успешно заменит ножницы. Резак будет просто необходим для

прорезки прямых линий и при подравнивании, например, при вырезании листиков. У резака лезвие

должно быть хорошо заточенным, лишь только в этом случае вы получите аккуратный и гладкий

надрез, в случае тупого лезвия вы просто порвете и помнете бумагу.

6. Линейки. Треугольники.

Линейки нужны для разметки при вырезании основы и складывании фигурок, а также для

симметричного размещения фигурок на основе панно. Так как в некоторых моделях оригами

необходимо

складывать

бумагу

под

определённым

углом,

то

в

этом

случае

вам

пригодится

транспортир.

7. Карандаш

Карандаш должен быть остро заточенным. Карандаш необходим для выполнения разметки

бумаги

при

вырезании

основы

для

складывания.

Лучше

всего

использовать

механический

карандаш с тонким сменным грифелем (с помощью такого карандаша вы проведете незаметные

линии и его не надо затачивать). Карандаш так же можно использовать для подкручивания

лепестков бумажных цветов.

8. Дополнительные аксессуары.

При изготовлении поделок вам понадобятся готовые глазки для игрушек. Они бывают разной

формы и размеров. Можно конечно нарисовать и самим глазки на плотной бумаге или распечатать

на принтере готовые изображения глазок.

Для украшения поделок подойдут разные ленточки, остатки пряжи, кусочки ткани, бисер,

бусины, и т. д.

Иногда для изготовления отдельных изделий вам необходимо будет использовать нитки с

иголкой для соединения деталей.

Полезные советы от опытного специалиста:

Приступая к работе, обязательно подготовьте рабочее место. Уберите со стола все лишние

предметы. Разложите на столе все необходимое и лишний раз убедитесь в том, что нужный

предмет у вас под рукой.

Помните, что быстро и аккуратно вы можете обрезать лист бумаги до нужного размера можно

с помощью специального резака. Он особенно удобен, когда надо разрезать бумагу под прямым

углом. Такие резаки выпускаются различными по размеру, внешнему виду и по цене, но при этом

все они делают абсолютно ровный и правильный обрезной край. За oдин прием можно обрезать

сразу 2-3 листа бумаги, однако более аккуратным край получится в том случае, если каждый лист

обрезать отдельно.



В раздел образования